Инструменты для обработки дерева 5 класс технология

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

ТехнологияТема урока: Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины

№ слайда 1

ТехнологияТема урока: Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.Целевая аудитория: 5 класс ( мальчики).КОУ Касторенская СОШ №1Учитель технологии: Воронцов В.В.Курская областьКасторное 2013.

Цель урока:- формировать у обучающихся навыки рациональной организации рабочего

№ слайда 2

Цель урока:- формировать у обучающихся навыки рациональной организации рабочего места для ручной обработки древесины; - расширить понятийную базу обучающихся;- изучить инструменты для ручной обработки древесины;- научить правильно использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач;- развить у обучающихся способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;- научить правилам безопасной работы при ручной обработке древесины;

Рабочее место для ручной обработки древесины Рабочим местом для ручной обработки

№ слайда 3

Рабочее место для ручной обработки древесины Рабочим местом для ручной обработки древесины в учебных мастерских является столярный верстак и стул. Верстак — это стол, имеющий крышку 1 с задним 4 и передним 7 зажимами, которые служат для закрепления заготовок из древесины при их обработке. Длинную заготовку, закрепляемую горизонтально в переднем зажиме, для удобства размещают на выдвижной опоре 6. В крышке верстака есть отверстия (гнёзда) 2 прямоугольной формы, в которые устанавливают деревянные брусочки, имеющие форму клина (клинья), а также углубление — лоток 3, предназначенный для размещения различных инструментов.

Столярный верстак1 - крышка2 - отверстия для клиньев3 - лоток4 - задний зажим5 -

№ слайда 4

Столярный верстак1 - крышка2 - отверстия для клиньев3 - лоток4 - задний зажим5 - подверстачье6 - выдвижная опора7 - передний зажим

Закрепление заготовки на верстаке Заготовку 2 для обработки на верстаке закрепля

№ слайда 5

Закрепление заготовки на верстаке Заготовку 2 для обработки на верстаке закрепляют между клиньями так, как показано на рисунке. Один торец заготовки упирают в клин стола 1, а другой, вращая рукоятку 3 по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима 4.

Соответствие верстака росту работающего Перед началом работы необходимо проверит

№ слайда 6

Соответствие верстака росту работающего Перед началом работы необходимо проверить, соответствует ли верстак твоему росту. Для этого встань рядом с верстаком, опусти руки вниз и положи ладонь одной руки на крышку верстака. Если при этом не приходится сгибать руку или наклоняться, значит, верстак соответствует твоему росту.

Основные инструменты обработкидревесиныа – рубанок;б – молоток;в – напильник;г –

№ слайда 7

Основные инструменты обработкидревесиныа – рубанок;б – молоток;в – напильник;г – киянка;д – ножовка;е – свёрла;ж – стамеска;з - шило

Профессия столярного производства Основная профессия столярного производства это

№ слайда 8

Профессия столярного производства Основная профессия столярного производства это столяр. Столяр с помощью столярных инструментов выполняет разметку, пиление, строгание, сверление, сборку, зачистку и отделку разнообразных изделий из древесины: дверей, оконных рам, мебели и др. Затачивание и наладка дереворежущих инструментов также относится к столярным работам. Современный столяр в своём труде широко применяет механические и электрические пилы, рубанки, дрели, шлифовальные машинки.

Правила безопасной работы 1. Не повреждать крышку верстака режущим инструментом.

№ слайда 9

Правила безопасной работы 1. Не повреждать крышку верстака режущим инструментом. 2. Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов. 3. Забивать клинья в гнёзда и выбивать их можно только киянкой. 4. По окончании работы удалять стружку с крышки верстака только специальной щёткой-смёткой.

Практическая работа1. Ознакомься со столярным верстаком в учебной мастерской, на

№ слайда 10

Практическая работа1. Ознакомься со столярным верстаком в учебной мастерской, найди зажимы, гнёзда, лоток.2. Определи, соответствует ли верстак твоему росту. 3. Закрепи заготовку с помощью заднего зажима, как показано на рисунке.4. Закрепи длинномерную заготовку с помощью перед- него зажима, расположив её на выдвижной опоре.Самостоятельно оцени результат работы.

Закрепление знаний по темеВопросы:1. Назови основные части столярного верстака.Д

№ слайда 11

Закрепление знаний по темеВопросы:1. Назови основные части столярного верстака.Для какой цели в крышке верстака имеется несколько отверстий (гнёзд)?Каково назначение выдвижной опоры верстака?4. Какие инструменты для обработки древесины ты знаешь?

Литература:1. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащ

№ слайда 12

Литература:1. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В.д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ручной столярный инструмент должен присутствовать в арсенале любого мужчины, привыкшего выполнять хозяйственные работы своими руками. Набор приспособлений для обработки древесины определяется видом выполняемых работ.

Столярный инструмент

Инструменты для раскройки древесины

В набор столярных инструментов для раскройки древесины входят:

  1. пилы и ножовки;
  2. лобзики;
  3. ножи, резаки, скальпели;
  4. деревообрабатывающие станки.

Пилы и ножовки

  • продольная и поперечная резка – классические ножовки;
  • вырезание отверстий – выкружные пилы;
  • изготовления соединительных шипов – шиповые пилы.

По конструкции выделяют пилы:

  • двуручные, применяемые для распиловки больших бревен;
  • одноручные – ножовки;
  • лучковые – с натянутым полотном;
  • наградки – короткие пилки.

Ножовки для продольной резки имеют зубья, наклоненные вперед, для поперечной резки – симметричные зубья. Пилы с крупным зубом (4 – 6 мм) используют для распиловки бревен и брусков, со средним (3 – 3,5 мм) – для резки деталей средних размеров, с малым (2 – 2,5 мм) – для точного изготовления небольших деталей.

По международной классификации в маркировке РРХ или ЕРХ цифра Х обозначает количество зубьев на дюйм. Чем меньше зубьев, тем они крупнее. Для резки сырой древесины применяют ножовки, зубья которых расположены группами по 5 – 7 штук. Промежутки между группами нужны для удаления склеившихся сырых опилок.

Лобзики

Лобзик представляет собой разновидность лучковой пилы с узким полотном и большим расстоянием между ним и рамой. Рама имеет U или П-образную форму. Лобзик применяется для фигурных пропилов. Он обеспечивает высокое качество резов и точность изготовления деталей.

Деревообрабатывающие станки

При распиловке древесины применяют:

  • циркулярные пилы для продольной и поперечной резки;
  • станки для обрезки брусков;
  • электролобзики.

Инструменты для строгания

К столярным инструментам и приспособлениям для строгания относят рубанки, фуганки и цикли.

Рубанок состоит из следующих деталей:

  • колодки (корпуса),
  • ножа – режущего инструмента;
  • клина для фиксации ножа в колодке.

Различают рубанки следующих видов:

  • Шерхебель для первичной обработки древесины. Лезвие имеет закругленную форму, за один заход снимает трехмиллиметровый слой древесины в виде желоба. Ширина ножа – 30 – 35 мм, угол резания – 45 о . Размеры колодок – (205 – 240) х (50 – 65) х (40 – 50) мм.
  • Рубанок с одиночным лезвием для выравнивания деревянных поверхностей. Прямой нож шириной 40 – 50 мм за один заход снимает 0,5 мм стружки. Размеры колодки соответствуют размерам шерхебеля.
  • Рубанок с двойным ножом для чистовой обработки поверхности. Чистота обработки поверхности достигается подпором волокон древесины стружколомом, небольшим (0,3 мм) слоем снимаемой древесины. Размеры ножа и колодки соответствуют характеристикам рубанка с одиночным ножом.

Фуганки применяют для строгания длинных деталей. От рубанков они отличаются шириной ножа (60 – 65 мм) и размерами колодки (650 х 70 х 75 – 80 мм). Для строгания вогнутых и выпуклых поверхностей, а также выборки пазов применяют рубанки с фигурными ножами и различной конфигурацией подошвы колодки – горбачи, калевки, зензубели, фальцгобели, шпунтубели и т.д.

Цикли применяют для строгания деревянных полов. Они представляют собой ножи, прикрепленные к ручкам под определенным углом.

Измерительные и разметочные устройства

Перечень устройств, применяемых для разметки и измерения габаритов деревянных изделий, представлен в таблице.

Тип устройства Назначение Особенности конструкции
Линейка, рулетка, метр Измерение линейных размеров -
Угольник Разметка и проверка прямых углов Тонкая планка столярного угольника вставлена в толстую (колодку) под прямым углом. Колодка служит упором при измерениях и разметке
Угломер Измерение и разметка углов Состоит из двух шарнирно соединенных пластин. Угол между пластинами регулируется и фиксируется зажимом
Малка Измерение и разметка углов Отличается от угломера разной толщиной пластин. Толстая пластина (колодка) служит упором, как в угольнике
Ярунок Разметка углов 135 и 45° По конструкции ярунок аналогичен угольнику, но детали расположены под углом 45°
Уровень Контроль горизонтальности поверхностей -
Отвес Контроль вертикальности поверхностей -
Поверочная рейка, шнур Контроль прямолинейности поверхностей -
Кронциркуль Измерение размеров объемных деталей Циркуль с изогнутыми ножками
Штангенциркуль Точное измерение линейных размеров -
Рейсмус Разметка параллельных линий Две планки, вставленные в брусок с параллельными направляющими
Черта Разметка параллельных линий Напоминает кронциркуль, ножки которого изогнуты не внутрь, а в сторону
Отволока Разметка линий для плотного соединения деталей Фигурное устройство с рабочей частью в виде клина. Клин вставляют между сопрягаемыми поверхностями. Гвоздем, вбитым в отволоку, выполняют разметку, перемещая инструмент
Циркуль Вычерчивание окружностей -
Карандаш Нанесение линий -

Сверлильный и резьбонарезной инструмент столяра

Для сверления отверстий в древесине применяют:

  • напарье и центровую перку – перьевое или ленточное сверло с деревянной ручкой. В центре режущей кромки перки имеется винтовая резьба;
  • буравчик – небольшое сверло с конической режущей частью и резьбой;
  • раздвижное сверло для сверления неглубоких отверстий большого диаметра, возле режущей части которого имеется выдвижная штанга с резцом на конце;
  • коловорот - инструмент с патроном для зажима сверл, имеющий коленчатую конструкцию;
  • ручную или электрическую дрель;
  • сверлильный станок.

Сверла для древесины имеют шип или винтовую резьбу в центре режущей кромки для облегчения процесса сверления и выступы по краям режущей кромки для повышения гладкости стенок отверстия.

Пазы различной формы проделывают стамесками и долотами. Долото отличается от стамески наличием металлического кольца на конце ручки. Стамеска имеет более тонкое лезвие, применяется для выборки небольших пазов, снятия фасок. Долото служит для выдалбливания отверстий.

Для нарезания резьбы используют специальные плашки (вентильни), фрезы, метчики, токарные станки с соответствующей оснасткой. Резьбу по дереву нарезают с большим шагом, она имеет круглый или трапециевидный профиль.

Дополнительное оборудование

Для работы с древесиной потребуется верстак. Его оснащают упорами, бортиками, углублениями для инструментов, зажимным столярным инструментом. Для установки упоров в рабочей доске сверлят сквозные отверстия.

По краям верстака крепят двое тисков для фиксации длинных деталей. Дополнительным инструментом для крепления деревянных изделий служат струбцины. Они используются при склеивании, одновременном просверливании нескольких деталей.

За многовековую историю человек придумал множество приспособлений для обработки древесины. Оснастка плотника может состоять из нескольких десятков инструментов и постоянно пополняется новыми устройствами.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Деревообработка. Инструменты и приспособления, 5 класс

Сметанникова Людмила Петровна,

Учитель технологии, черчения, ИЗО,

В форме беседы рассказать детям об инструментах и приспособлениях, которые используются для пиления;

Развивать глазомер, навыки пространственного мышления, навыки работы в редакторе P aint ;

Воспитывать навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи, интерес к предмету.

1 Организационный момент.

Запись темы на доске

Постановка целей урока

2. Беседа с детьми.

Какие инструменты и приспособления для пиления вы знаете?

Остановимся на некоторых подробнее:

- Из каких частей она состоит (рис.1)?

- прочитайте и найдите различные виды пил (рис 2).

- В каких случаях удобно столярную ножовку применять, а в каких нет?

- Какие операции можно выполнять с помощью ножовки?

Приспособления для пиления столярной ножовкой: стусло, подкладная доска, брусок (записать новое слово на доске).

- Как вы думаете, почему и для чего используются разные приспособления?

Теперь прочитайте самостоятельно дополнительные сведенья и в тетради ответьте на вопросы.

3. Практическая работа.

С помощью графического редактора Paint нарисовать рисунок (композицию), где было бы показано, как и для чего используется пила. Например: спиливается ёлка для новогоднего праздника, распиливается дерево на бревна (для топки печи) и т.д.

Просмотр работ, выполненных на компьютере, просмотр поставленных задач и их выполнение, выставление оценок.

Текст для самостоятельной работы

Для того, чтобы придать заготовке из древесины нужные форму и размеры, а также получить ровную поверхность, выполняют операцию строгания.


Рис. 28. Рубанки: а - с деревянной колодкой, б - с металлической колодкой. Рис. 29. Резцы: а - рубанка для чистового строгания, б - шерхебеля.

Она заключается в снятии с поверхности заготовки тонких слоев древесины в виде стружки. Выполняют строгание ручными строгальными инструментами - рубан ками с деревянной (рис. 28, а) или металлической (рис. 28, б) колодками.

Перед работой надо проверить, налажен ли инструмент. У правильно установленного резца лезвие расположено без перекосов и выступает над подошвой: у шерхебеля - на 1-3 мм, у рубанков - на 0,1-0,3 мм.

В зависимости от назначения рубанки имеют резцы различной конструкции. Так, у рубанка для чистового строгания лезвие резца заточено по прямой линии (рис. 29, а), а у шерхебеля - рубанка для первоначального (грубого) строгания - резец имеет узкое закругленное лезвие (рис. 29, б).

При строгании надо соблюдать правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует на весь размах рук, с силой посылая рубанок вперед (рис. 30). В начале движения рубанок (шерхебель) сильнее прижимают левой рукой, в конце – правой.


Контроль за качеством строганных поверхностей осуществляют с помощью линейки или угольника на просеет (рис.32).

При работе рубанком его леток надо периодически очищать от стружки, проталкивая ее тонкой щепкой со стороны клина или вытягивая вверх.

Во время работы надо очищать строганые инструменты от стружки при помощи деревянного клина.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы обработанная поверхность не опускалась ниже разметочных линий.

Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности и остроту лезвия.

В перерывах в работе строгальные инструменты надо класть на бок лезвиями резца от себя.

На деревообрабатывающих предприятиях строгание выполняют столяры, плотники и станочники, работающие на фуговальных и рейсмусовых станках (см. цвет. табл. 11). Эти рабочие должны хорошо знать устройство строгальных инструментов и станков, уметь регулировать их, выполнять мелкий ремонт, хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, уметь читать чертежи, эскизы, технические рисунки.





1. Для чего применяется строгание заготовок?

2. Рассмотрите рабочие части резцов у шерхебеля и рубанка. Чем они отличаются?

З. По каким признакам можно судить о правильности установки резца

4. Почему при проверке качества строгания измерительную линейку и столярный угольник надо передвигать по обработанной поверхности?

5. Как распределяются усилия рук при строгании? Подумайте, для чего это делается.

6. Как правильно хранят строгальные инструменты?

*Предложите способ строгания торца доски или бруска, исключающий скалывание древесины.

ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ

Для ручного пиления используют столярную ножовку - пилу с зубьями-резцами треугольной формы (21) . Различают пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Форма зубьев таких пил показана на рисунке 22, а-в.

Ручные пилы выпускают с мелкими и крупными зубьями. При пилении полотно пилы трется о стенки отделяемых частей древесины. И чтобы его не зажимало в пропиле, зубья пилы должны быть разведены, т. е. поочередно отогнуты в разные стороны (23). Благодаря этому пропил становится немного шире и пиление облегчается (24).

При распиливании заготовок отступают от линии разметки на 2-3 мм.

Полоню ножовки должно перемещаться под прямым углом к заготовке. Контроль за пилением проводится по линии разметки. Она должна оставаться слева от места пиления на заготовке.

Для более точного пиления заготовок из древесины или фанеры используют пилы с мелкими зубьями. Наклон пилы показан на рисунке 25, а, б.

Работают ножовкой так (рис. 2). Размеченную заготовку кладут на доску на столярном верстаке, имеющую упор. Левой рукой прижимают заготовку к упору, а правой делают запил. При этом ножовку прижимают к упору и делают несколько коротких плавных движений к себе. После запиливания ножовку двигают на всю ее длину.

Заготовки из фанеры легче и безопаснее пилить с помощью различных приспособлений- (рис. 27). В работе используется сmусло (рис. 27, а) - распиловочная коробка с пропилами в боковых стенках, сделанных под определенными углами.

Перед распиливанием заготовки следует правильно установить ее на верстаке.

Работать пилой или ножовкой надо без рывков и изгибов полотна.

Нельзя направлять полотно пилы пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски, специальные упоры.

Нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.

Стружки со столярного верстака нужно убирать щеткой-сметкой.

Поперечное и продольное пиление древесины на деревообрабатывающих предприятиях чаще всего производят на круглопильных станках (см. цвет. табл.). Принцип их работы: дисковая пила вращается с большой скоростью, а навстречу ей по столу продвигается заготовка. Станочники-распиловщики, управляющие этими станками, должны уметь подготовить их к работе, экономно распиливать материал, знать, каким требованиям должна отвечать готовая продукция.

1. Какие инструменты и приспособления используют для пиления?

2. Для чего разводят зубья пилы?

З. Чем отличаются зубья полотен пил для продольного, поперечного и смешанного пиления? (смотри рис. 1)

4. С какой целью перед пилением делают запил в заготовке?

5. Чем отличаются приемы пиления фанеры и доски?

7. Если у вас дома есть столярная ножовка, определите, для какого вида пиления она предназначена.

8. Как вы думаете, почему опилки нельзя сдувать или сметать рукой с верстака?

* Из доски размером 300×300×30 мм необходимо выпилить 10 заготовок для ручек к молоткам. В каком направлении (вдоль или поперек волокон) следует распилить доску?

Сквозные и несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесины выполняют с помощью специальных режущих инструментов - сверл.

Сверла бывают разных форм и размеров. В процессе работы вам могут встретиться четыре вида сверл: ложечные, винтовые, центровые и спиральные (рис. ЗЗ). Первые два вида сверл служат для получения небольших отверстий, центровое - для сверления отверстий сравнительно


33. Сверла: а – ложечное, б – винтовое, в – центовое, г – спиральное.

34. Коловорот (а), ручные дрели (б)

большого диаметра. Спиральные сверла наиболее универсальны, они применяются для получения отверстий различных диаметров. Диаметр сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.

Сверла закрепляют в патроне коловорота или дрели (рис. 34).

В ручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму - зубчатой nеред аче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону. Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении друг с другом. Они могут быть одного или разных диа­метров, с разным количеством зубьев.

Зубчатые колеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, но и в других машинах и механизмах. Такие детали называют типовыми.

Перед сверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия. В этой точке устанавливают сверло под прямым углом к заготовке. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой рукой вращают рукоятку. Направление вращения - по часовой стрелке (рис. 35). В конце сверления нажим на упор уменьшают.

Для получения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышки верстака от повреждения под заготовку подкладывают доску и струбциной прижимают их к крышке верстака.


35. Сверление отверстия коловоротом (а), дрелью (б).

Перед сверлением отверстий необходимо надежно закрепить заготовку и подкладную доску на столярном верстаке.

Сверло в патроне должно быть закреплено без перекосов.

Нельзя держать коловорот или дрель сверлом к себе.

Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков.

Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и конце сверления должен быть небольшим, вращение рукоятки – медленным.

Стружки с поверхности изделия сдувать нельзя, их надо сметать специальной щеткой.

На деревообрабатывающих предприятиях со сверлением отверстий связана работа столяров, плотников, сборщиков изделий, станочников. Осуществляется эта операция на сверлильных станках или с помощью электросверлильной машины. Работающим нужно уметь выбрать скорость сверления с учетом породы древесины, ее состояния и свойств. Важно также знать устройство сверлильных инструментов и станков, уметь правильно подобрать сверло для работы и в случае необходимости заточить его.

Рассмотрите разные сверла и назовите их виды. Найдите и напишите основные части каждого сверла.

Какие типовые детали применены в устройстве ручной дрели?

Попробуйте обосновать, почему в конце сверления нажим на упор и скорость вращения следует уменьшить.

С какой целью перед сверлением под заготовку подкладывают доску?

Предложите наиболее рациональный способ сверления отверстий одного диаметра в нескольких тонких деталях.

Требуется просверлить несколько глухих отверстий одинаковой глубины. Подумайте, как это сделать.


Рис. 1

21. столярная ножовка

22. Зубья пил для поперечного (а), смешанного (б), продольного (в) пиления.

23. Разводка зубьев пил.


24. Образование пропила.



25. Наклон пилы при пилении фанеры (а) и древесины (б).

26. Рабочая поза и хватка ножовки при пилении.

27. Пиление с помощью приспособлений: а- в стусле, б- с помощью подкладной доски, в – с помощью бруска.


Карточка для практической работы


Сметанникова Людмила Петровна,

Учитель технологии, черчения, ИЗО,

форма организации урока – сдвоенный урок

Урок обобщения и усвоения знаний

В группе учащихся занимается 10 человек, из них:

Большая часть группы, 7 человек, успешно справляется с теоретическим и практическим материалом, 5 человек из группы систематически проявляют активность при работе с материалом. Интерес к предмету выражен у всех учащихся.

Учитывая способности учеников, большинство из них справляются с работой самостоятельно.

Такие ученики как: Ф, С, И выполняют работу самостоятельно, но им периодически нужны небольшие уточнения заданий.

В форме беседы рассказать детям об инструментах и приспособлениях, которые используются для пиления;

Развивать глазомер, навыки пространственного мышления, навыки работы в редакторе P aint ;

Воспитывать навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи, интерес к предмету.

Цель урока ученики выдвигают самостоятельно, исходя из озвученной учителем темы, записывают их в тетради.

В ходе беседы выяснить, какие инструменты и приспособления применяются для ручной деревообработки.

Выяснить, какие виды инструментов существуют, из каких частей ои состоят.

Выполнить практическую работу.

К началу урока дети были полостью готовы, на столах были приготовлены тетради и дневники, инструменты для работы в тетради. В ходе беседы с учениками, были рассмотрены новые сведения. При этом была постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждали, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых.

В течение всего урока мальчики работали в достаточно высоком ритме. В ходе выполнения задания, учитель контролировал уровень и правильность выполнения заданий, озвучивал оригинальные ответы, тем самым поощряя одних учащихся и давая небольшую психологическую разрядку другим.

Так как основная цель урока – в форме беседы рассказать об инструментах и приспособлениях, используемых для пиления, то и практические задания были подчинены ее выполнению, и форма проведения урока – урок-практика. Основным этапом урока являлось усвоение новых знаний через самостоятельную работу. В ходе выполнения работы, были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично-поисковый.

Изучению данного вопроса было посвящено 2 урок. На первом занятии 20 минут было отведено устной беседе. Ученики вместе с учителем рассмотрели этапы выполнения деревообработки на предприятиях, выяснили отличия от обработки древесины в домашних условиях. 25 минут заняла самостоятельная работа с вопросами. В ходе этих 30 минут с учениками так же велась беседа. На втором занятии дети смогли с помощью компьютерной программы закрепить полученные знания. В конце второго занятия учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на поставленные ими цели в начале урока. Ученики еще раз зачитывают цели, которые они сами для себя выделили, и обводят номера в кружочек, если, по их мнению, они с ними справились. Учитель выясняет, что все в классе справились полностью со всеми поставленными целями.

Для занятия были подготовлены раздаточный материал: индивидуальные карточки, схемы, таблицы, что позволило ученикам работать в достаточном темпе, выполняя задания по конкретной теме. Карточки-задания позволили каждому работать в своем темпе

Контроль: в ходе работы были проверены знания учащихся, которые были получены ранее, умение строить аналогию между теоретическими сведениями и практикой. В ходе практической работы осуществлялся контроль правильного выполнения работы, распределения рабочего времени, правилам выполнения техники безопасности пр работе за компьютером. При выполнении работы был проведен вводный, текущий и заключительный инструктажи. На заключительном этапе урока все ученики подвели итог своей работы. Закрепление знаний: устный опрос в конце занятия. Учитель еще раз заостряет внимание на новых понятиях, и главных моментах изученной темы.

На уроке преобладала доброжелательная атмосфера. Общение между учениками и учителем было непринужденным, бесконфликтным. Ученики не стеснялись задавать вопросы, открыто высказывали свое мнение, подошли творчески к выполнению практического задания. Учитель словесно поощрял учеников, обращал внимание на настроение, на качество их работы.

В целом все ученики выполнили работу основной части урока, двое из них до конца выполнили самостоятельную работу. Задачи, поставленные в начале занятия, удалось реализовать.

В дальнейшем планируется применять метод проектов, для изучения разделов программы.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Деревообработка. Инструменты и приспособления, 5 класс

Сметанникова Людмила Петровна,

Учитель технологии, черчения, ИЗО,

В форме беседы рассказать детям об инструментах и приспособлениях, которые используются для пиления;

Развивать глазомер, навыки пространственного мышления, навыки работы в редакторе P aint ;

Воспитывать навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи, интерес к предмету.

1 Организационный момент.

Запись темы на доске

Постановка целей урока

2. Беседа с детьми.

Какие инструменты и приспособления для пиления вы знаете?

Остановимся на некоторых подробнее:

- Из каких частей она состоит (рис.1)?

- прочитайте и найдите различные виды пил (рис 2).

- В каких случаях удобно столярную ножовку применять, а в каких нет?

- Какие операции можно выполнять с помощью ножовки?

Приспособления для пиления столярной ножовкой: стусло, подкладная доска, брусок (записать новое слово на доске).

- Как вы думаете, почему и для чего используются разные приспособления?

Теперь прочитайте самостоятельно дополнительные сведенья и в тетради ответьте на вопросы.

3. Практическая работа.

С помощью графического редактора Paint нарисовать рисунок (композицию), где было бы показано, как и для чего используется пила. Например: спиливается ёлка для новогоднего праздника, распиливается дерево на бревна (для топки печи) и т.д.

Просмотр работ, выполненных на компьютере, просмотр поставленных задач и их выполнение, выставление оценок.

Текст для самостоятельной работы

Для того, чтобы придать заготовке из древесины нужные форму и размеры, а также получить ровную поверхность, выполняют операцию строгания.


Рис. 28. Рубанки: а - с деревянной колодкой, б - с металлической колодкой. Рис. 29. Резцы: а - рубанка для чистового строгания, б - шерхебеля.

Она заключается в снятии с поверхности заготовки тонких слоев древесины в виде стружки. Выполняют строгание ручными строгальными инструментами - рубан ками с деревянной (рис. 28, а) или металлической (рис. 28, б) колодками.

Перед работой надо проверить, налажен ли инструмент. У правильно установленного резца лезвие расположено без перекосов и выступает над подошвой: у шерхебеля - на 1-3 мм, у рубанков - на 0,1-0,3 мм.

В зависимости от назначения рубанки имеют резцы различной конструкции. Так, у рубанка для чистового строгания лезвие резца заточено по прямой линии (рис. 29, а), а у шерхебеля - рубанка для первоначального (грубого) строгания - резец имеет узкое закругленное лезвие (рис. 29, б).

При строгании надо соблюдать правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует на весь размах рук, с силой посылая рубанок вперед (рис. 30). В начале движения рубанок (шерхебель) сильнее прижимают левой рукой, в конце – правой.


Контроль за качеством строганных поверхностей осуществляют с помощью линейки или угольника на просеет (рис.32).

При работе рубанком его леток надо периодически очищать от стружки, проталкивая ее тонкой щепкой со стороны клина или вытягивая вверх.

Во время работы надо очищать строганые инструменты от стружки при помощи деревянного клина.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы обработанная поверхность не опускалась ниже разметочных линий.

Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности и остроту лезвия.

В перерывах в работе строгальные инструменты надо класть на бок лезвиями резца от себя.

На деревообрабатывающих предприятиях строгание выполняют столяры, плотники и станочники, работающие на фуговальных и рейсмусовых станках (см. цвет. табл. 11). Эти рабочие должны хорошо знать устройство строгальных инструментов и станков, уметь регулировать их, выполнять мелкий ремонт, хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, уметь читать чертежи, эскизы, технические рисунки.





1. Для чего применяется строгание заготовок?

2. Рассмотрите рабочие части резцов у шерхебеля и рубанка. Чем они отличаются?

З. По каким признакам можно судить о правильности установки резца

4. Почему при проверке качества строгания измерительную линейку и столярный угольник надо передвигать по обработанной поверхности?

5. Как распределяются усилия рук при строгании? Подумайте, для чего это делается.

6. Как правильно хранят строгальные инструменты?

*Предложите способ строгания торца доски или бруска, исключающий скалывание древесины.

ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ

Для ручного пиления используют столярную ножовку - пилу с зубьями-резцами треугольной формы (21) . Различают пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Форма зубьев таких пил показана на рисунке 22, а-в.

Ручные пилы выпускают с мелкими и крупными зубьями. При пилении полотно пилы трется о стенки отделяемых частей древесины. И чтобы его не зажимало в пропиле, зубья пилы должны быть разведены, т. е. поочередно отогнуты в разные стороны (23). Благодаря этому пропил становится немного шире и пиление облегчается (24).

При распиливании заготовок отступают от линии разметки на 2-3 мм.

Полоню ножовки должно перемещаться под прямым углом к заготовке. Контроль за пилением проводится по линии разметки. Она должна оставаться слева от места пиления на заготовке.

Для более точного пиления заготовок из древесины или фанеры используют пилы с мелкими зубьями. Наклон пилы показан на рисунке 25, а, б.

Работают ножовкой так (рис. 2). Размеченную заготовку кладут на доску на столярном верстаке, имеющую упор. Левой рукой прижимают заготовку к упору, а правой делают запил. При этом ножовку прижимают к упору и делают несколько коротких плавных движений к себе. После запиливания ножовку двигают на всю ее длину.

Заготовки из фанеры легче и безопаснее пилить с помощью различных приспособлений- (рис. 27). В работе используется сmусло (рис. 27, а) - распиловочная коробка с пропилами в боковых стенках, сделанных под определенными углами.

Перед распиливанием заготовки следует правильно установить ее на верстаке.

Работать пилой или ножовкой надо без рывков и изгибов полотна.

Нельзя направлять полотно пилы пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски, специальные упоры.

Нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.

Стружки со столярного верстака нужно убирать щеткой-сметкой.

Поперечное и продольное пиление древесины на деревообрабатывающих предприятиях чаще всего производят на круглопильных станках (см. цвет. табл.). Принцип их работы: дисковая пила вращается с большой скоростью, а навстречу ей по столу продвигается заготовка. Станочники-распиловщики, управляющие этими станками, должны уметь подготовить их к работе, экономно распиливать материал, знать, каким требованиям должна отвечать готовая продукция.

1. Какие инструменты и приспособления используют для пиления?

2. Для чего разводят зубья пилы?

З. Чем отличаются зубья полотен пил для продольного, поперечного и смешанного пиления? (смотри рис. 1)

4. С какой целью перед пилением делают запил в заготовке?

5. Чем отличаются приемы пиления фанеры и доски?

7. Если у вас дома есть столярная ножовка, определите, для какого вида пиления она предназначена.

8. Как вы думаете, почему опилки нельзя сдувать или сметать рукой с верстака?

* Из доски размером 300×300×30 мм необходимо выпилить 10 заготовок для ручек к молоткам. В каком направлении (вдоль или поперек волокон) следует распилить доску?

Сквозные и несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесины выполняют с помощью специальных режущих инструментов - сверл.

Сверла бывают разных форм и размеров. В процессе работы вам могут встретиться четыре вида сверл: ложечные, винтовые, центровые и спиральные (рис. ЗЗ). Первые два вида сверл служат для получения небольших отверстий, центровое - для сверления отверстий сравнительно


33. Сверла: а – ложечное, б – винтовое, в – центовое, г – спиральное.

34. Коловорот (а), ручные дрели (б)

большого диаметра. Спиральные сверла наиболее универсальны, они применяются для получения отверстий различных диаметров. Диаметр сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.

Сверла закрепляют в патроне коловорота или дрели (рис. 34).

В ручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму - зубчатой nеред аче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону. Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении друг с другом. Они могут быть одного или разных диа­метров, с разным количеством зубьев.

Зубчатые колеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, но и в других машинах и механизмах. Такие детали называют типовыми.

Перед сверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия. В этой точке устанавливают сверло под прямым углом к заготовке. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой рукой вращают рукоятку. Направление вращения - по часовой стрелке (рис. 35). В конце сверления нажим на упор уменьшают.

Для получения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышки верстака от повреждения под заготовку подкладывают доску и струбциной прижимают их к крышке верстака.


35. Сверление отверстия коловоротом (а), дрелью (б).

Перед сверлением отверстий необходимо надежно закрепить заготовку и подкладную доску на столярном верстаке.

Сверло в патроне должно быть закреплено без перекосов.

Нельзя держать коловорот или дрель сверлом к себе.

Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков.

Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и конце сверления должен быть небольшим, вращение рукоятки – медленным.

Стружки с поверхности изделия сдувать нельзя, их надо сметать специальной щеткой.

На деревообрабатывающих предприятиях со сверлением отверстий связана работа столяров, плотников, сборщиков изделий, станочников. Осуществляется эта операция на сверлильных станках или с помощью электросверлильной машины. Работающим нужно уметь выбрать скорость сверления с учетом породы древесины, ее состояния и свойств. Важно также знать устройство сверлильных инструментов и станков, уметь правильно подобрать сверло для работы и в случае необходимости заточить его.

Рассмотрите разные сверла и назовите их виды. Найдите и напишите основные части каждого сверла.

Какие типовые детали применены в устройстве ручной дрели?

Попробуйте обосновать, почему в конце сверления нажим на упор и скорость вращения следует уменьшить.

С какой целью перед сверлением под заготовку подкладывают доску?

Предложите наиболее рациональный способ сверления отверстий одного диаметра в нескольких тонких деталях.

Требуется просверлить несколько глухих отверстий одинаковой глубины. Подумайте, как это сделать.


Рис. 1

21. столярная ножовка

22. Зубья пил для поперечного (а), смешанного (б), продольного (в) пиления.

23. Разводка зубьев пил.


24. Образование пропила.



25. Наклон пилы при пилении фанеры (а) и древесины (б).

26. Рабочая поза и хватка ножовки при пилении.

27. Пиление с помощью приспособлений: а- в стусле, б- с помощью подкладной доски, в – с помощью бруска.


Карточка для практической работы


Сметанникова Людмила Петровна,

Учитель технологии, черчения, ИЗО,

форма организации урока – сдвоенный урок

Урок обобщения и усвоения знаний

В группе учащихся занимается 10 человек, из них:

Большая часть группы, 7 человек, успешно справляется с теоретическим и практическим материалом, 5 человек из группы систематически проявляют активность при работе с материалом. Интерес к предмету выражен у всех учащихся.

Учитывая способности учеников, большинство из них справляются с работой самостоятельно.

Такие ученики как: Ф, С, И выполняют работу самостоятельно, но им периодически нужны небольшие уточнения заданий.

В форме беседы рассказать детям об инструментах и приспособлениях, которые используются для пиления;

Развивать глазомер, навыки пространственного мышления, навыки работы в редакторе P aint ;

Воспитывать навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи, интерес к предмету.

Цель урока ученики выдвигают самостоятельно, исходя из озвученной учителем темы, записывают их в тетради.

В ходе беседы выяснить, какие инструменты и приспособления применяются для ручной деревообработки.

Выяснить, какие виды инструментов существуют, из каких частей ои состоят.

Выполнить практическую работу.

К началу урока дети были полостью готовы, на столах были приготовлены тетради и дневники, инструменты для работы в тетради. В ходе беседы с учениками, были рассмотрены новые сведения. При этом была постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждали, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых.

В течение всего урока мальчики работали в достаточно высоком ритме. В ходе выполнения задания, учитель контролировал уровень и правильность выполнения заданий, озвучивал оригинальные ответы, тем самым поощряя одних учащихся и давая небольшую психологическую разрядку другим.

Так как основная цель урока – в форме беседы рассказать об инструментах и приспособлениях, используемых для пиления, то и практические задания были подчинены ее выполнению, и форма проведения урока – урок-практика. Основным этапом урока являлось усвоение новых знаний через самостоятельную работу. В ходе выполнения работы, были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично-поисковый.

Изучению данного вопроса было посвящено 2 урок. На первом занятии 20 минут было отведено устной беседе. Ученики вместе с учителем рассмотрели этапы выполнения деревообработки на предприятиях, выяснили отличия от обработки древесины в домашних условиях. 25 минут заняла самостоятельная работа с вопросами. В ходе этих 30 минут с учениками так же велась беседа. На втором занятии дети смогли с помощью компьютерной программы закрепить полученные знания. В конце второго занятия учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на поставленные ими цели в начале урока. Ученики еще раз зачитывают цели, которые они сами для себя выделили, и обводят номера в кружочек, если, по их мнению, они с ними справились. Учитель выясняет, что все в классе справились полностью со всеми поставленными целями.

Для занятия были подготовлены раздаточный материал: индивидуальные карточки, схемы, таблицы, что позволило ученикам работать в достаточном темпе, выполняя задания по конкретной теме. Карточки-задания позволили каждому работать в своем темпе

Контроль: в ходе работы были проверены знания учащихся, которые были получены ранее, умение строить аналогию между теоретическими сведениями и практикой. В ходе практической работы осуществлялся контроль правильного выполнения работы, распределения рабочего времени, правилам выполнения техники безопасности пр работе за компьютером. При выполнении работы был проведен вводный, текущий и заключительный инструктажи. На заключительном этапе урока все ученики подвели итог своей работы. Закрепление знаний: устный опрос в конце занятия. Учитель еще раз заостряет внимание на новых понятиях, и главных моментах изученной темы.

На уроке преобладала доброжелательная атмосфера. Общение между учениками и учителем было непринужденным, бесконфликтным. Ученики не стеснялись задавать вопросы, открыто высказывали свое мнение, подошли творчески к выполнению практического задания. Учитель словесно поощрял учеников, обращал внимание на настроение, на качество их работы.

В целом все ученики выполнили работу основной части урока, двое из них до конца выполнили самостоятельную работу. Задачи, поставленные в начале занятия, удалось реализовать.

В дальнейшем планируется применять метод проектов, для изучения разделов программы.

Читайте также: