Инкрустация соломкой по дереву технология

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024



Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плет ё ных изделий использовались на Вятке ещ ё в конце XIX века. Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебли, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложн ил ся. Быстрота работы, несложность при ё мов, отсутствие сложных инструментов способствовали быстро му развити ю ремесла.

В начале 1960-х годов была популярна инкрустация шкатулок цветной соломкой. В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия кировских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Позднее цветную соломку заменили на неокрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Другим новшеством стало расширение форм резаной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Также была изменена и технология крепления соломенных узоров на дерево – вместо клея стали применять нитролак.

Сама же технология инкрустации такова: соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается – от жёлтого до коричневого цвета. Орнамент наносится на тонированное тёмное дерево.

Презентация по технике инкрустации соломкой, а также примеры готовых изделей, изготовленных учащимися на кружке по "Технологии". Файл в формате .pdf с целью уменьшения размера файла до допустимых 3МБ.

ВложениеРазмер
inkrustatsiya_solomkoy.pdf 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Приемы работы с соломкой"

В данной презентации обясняются приемы работы с соломкой.Наглядно показано какая часть растения идет на заготовку ,какие растения подходят для данного рода рукоделия и даются другие полезные советы дл.


Техника работы с нитками "Инкрустация пряжей"

Инкрустация – одна из интереснейших областей декоративно – прикладного искусства. Техника относится к плоскостному искусству мозаики и состоит в подборе рисунка или узора из кусочков различных материа.


Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки"

Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки" Применяется эта техника для имитации оперения птиц и меха животных. Эта техника состоит в следующем: разглаженные соло.

Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор.


"Инновационные прикладные техники. Инкрустация фольгой"

Эффектная и доступная в исполнении техника декора изделий и плоскостей.

Познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно-прикладного искусства.Научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, у.


Сегодня художественные промыслы переживают второе рождение, потому как по сути своей они с древних времен создавали отечественную культуру и обогащали ее традиции. Так и пришедшее из глубины веков ремесло по изготовлению из соломы ритуальных животных, кукол, декоративных предметов и аксессуаров стало основной темой для рукоделия многих современных мастеров и художников. В нашем обзоре великолепная подборка изделий из обычной соломы, которая может вдохновить и сподвигнуть на творчество и нашего читателя.

Иногда сложно поверить в то, что из тонкой и ломкой соломы можно создавать такие удивительные вещи. Но в золотых руках мастеров этот хрупкий материал превращается в настоящие произведения искусства. Поэтому на землях, где колосятся поля пшеницы и ржи, это ремесло по-прежнему процветает и приносит радость творчества. К примеру, в Беларуси до сих пор существует живая практика и народная школа соломоплетения, основанная на стародавних обычаях, которая стала настоящим достоянием отечественной культуры. К соломе также нередко обращаются и мастера из России, Украины и Молдавии.

Соломенные куклы.

Соломенные куклы-обереги, традиции и обряды


Плетению изделий из соломки — не одна тысяча лет. Оно корнями глубоко уходит в стародавние обряды, связанные с культом хлеба и соломы, так как наши предки свято верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих их человеку. Именно потому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Соломенные куклы-обереги.

Соломой также покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала земледельца, служила постелью, а в неурожайные года ее подмешивали в хлеб. А еще солнцем вызолоченная солома пшеницы, ржи, овса служила для наших предков отличным материалом для плетения различных соломенных изделий, инкрустации шкатулок, табакерок, пасхальных яиц. Народные умельцы из нее изготавливали домашнюю утварь, прочные короба для муки и для одежды, головные уборы, украшения, игрушки в виде кукол, животных и птиц.

Соломенные куклы-обереги.

И, так как на протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку сверхъестественных сил, он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Кукла, к примеру, использовалась не только как игрушка для детей, но, и как оберег, для всего дома, поскольку не имела черт лица. А согласно языческим верованиям: она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. Соломенных птиц соседи дарили друг другу по большим праздникам, голубей преподносили молодым на свадебных торжествах.

Соломенные куклы.

Фигурки из соломы ставили и на рождественский стол. Коза являлась символом урожая и плодовитости, конь - символизировал друга, советчика и защитника, кукла - Мать-прародительницу, защитницу женщин; ну, а птицы - души предков, охраняющих и помогающих живущим на Земле. Мастерили также огромные изображения Масленицы и Марены специально к массовым гуляниям, а затем приносили в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки считались предвестниками весны - с ними вместе люди зазывали её.

Ангелы из соломы.

Ангелы из соломы.

Виды плетения из соломы


Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается хорошей прочностью. К тому же - это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Хотя нужно отметить, что подготовить материал к работе все-таки нужно. Для этого необходимо знать некоторые технологические секреты: прежде чем пустить солому в работу, ее подвергают термообработке, а если быть точнее - распариванию, после чего она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Ну, а дальше уже дело техники.


Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломинок мастера создают соломенные ленты или уже готовые формы. А из полуфабрикатов – жгутов и плетенок уже собирают более сложные изделия. Существует четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки, которые отличаются способами изготовления заготовок и их соединения.

Соломенные куклы.

Самым распространенным в старину было спиральное плетение. Именно этим способом изготавливали короба, миски, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Кстати, емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Причем самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны. И, что любопытно - их не грызли мыши.

Изделия из соломы.

Изделия из соломы.

Основой спирального плетения являлся жгут соломы. А процесс плетения был связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывался по спирали, поэтому с каждым витком можно было наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготавливали округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имели круглое или овальное основание.

Изделия из соломы.

Изделия из соломы.

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, так называемых - брылей, корзинок и шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы.

. Соломенные врата. XVIII век. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

. Соломенные врата. XVIII век. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В конце XVIII – начале XIX вв. солому использовали в создании церковных интерьеров, при этом соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных.

Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Народные умельцы украшали соломкой шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего использовали ржаную соломку, которую нарезали квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивая на поверхность создавали геометрические орнаменты. Кстати, современные мастера также немало внимания уделяют этой специфической технике украшения изделий из дерева соломкой.

Инкрустированная шкатулка.

Соломенные панно


Отдельно нужно сказать о создании декоративных панно из соломки, вошедших в моду не так давно. Здесь уж фантазия мастеров и вовсе не знает границ. Полуобъемные аппликации буквально притягивают внимание композиционным решением утонченностью и изяществом. Иногда мастера тонируют солому или отбеливают для придания деталям различных оттенков. Такие работы смотрятся особо эффектно и богато.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Для тех, кто заинтересовался техникой соломенной аппликации маленькая подсказка - чтобы пластинки соломы не крошились при вырезании, солома предварительно наклеивается на основу из тонкой плотной бумаги. А после высыхания вырезаются детали, из которых впоследствии собираются полуобъемные цветочные композиции.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства.


n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства. n Народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. n Потребность украшать своё жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремёсел. n Приёмами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. В. Н. Дехтяренко. Сундучок. Дерево, соломка


n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. n Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали небудничную красоту и выразительность. Т. А. Алексеева Поздравительный адрес (фрагмент) Дерево, соломка


n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки, соломка


n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево, соломка.


n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово, Минской обл .


n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в 18 в. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетёнными из соломы. Конец 18 в – начало 19 в Дерево, солома, плетение. Лемешевичи, Брестской обл.


n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. n Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, наклеивают на поверхность деревянного изделия. n Современная инкрустация соломкой отличается от настоящей инкрустации, тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу, а наклеиваются на её поверхность.


n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. n Это явление легко смоделировать, сложив две одинаковые бумажки гармошками, и положить их в разном направлении от света.


n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в некоторых районах Белоруссии освоили изготовление методом аппликации настенных ковров. n Мастерицы вводят в рисунок симметричные элементы, обобщают детали, чтобы создать замкнутую композицию. n Ковёр имеет кайму, состоящую из розеток, растительных побегов, в центре – букеты, венки, птицы и т. д.


n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n Резачки – для расщепления соломки n Пробойники n Шомпол n Ножницы n Пинцет n Калька n Клей, кисточка n Лак n Утюг n Паяльник n Выжигатель


n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n Расщепить и прогладить утюгом. n Чистят соломку на гладкой дощечке, прижимая к ней лезвие ножа, лежащего почти горизонтально, и рукой тащить полоску к себе.


n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n Прогладить полотно утюгом, он должен едва шипеть. n Подбор рисунка и подготовка эскиза. n Грунтовка поверхности (если она деревянная). n Грунтовка бывает: клеевая, лаковая. n Грунтуют поверхность дважды. n Место, где будет рисунок, слегка смачивают водой. n Приклеивают элемент инкрустации, и притирают сверху, например, ножом или др. предметом. n Сверху можно покрыть лаком.


n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные или смешанные декоративные мотивы, а также символические изображения и атрибуты. n Геометрический орнамент был широко распространён во всех видах декоративного искусства Древней Руси. n Очень часто в качестве мотивов орнамента служат символы, различных отраслей: хозяйства, науки, культуры, искусства.


n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция мотивов – явление историческое. n Считается, что гербы феодальной знати Западной Европы, имели ту же симметрию. n Более сложные розеты появляются только в эпоху бронзы и раннего железа, на изделиях из меди, оружии и военных доспехах. n На медальонах и прочих мелких предметах встречается мотив свастики и прочих односторонних розет. n Декоративная тарелка. 1983. розеты n Дерево, солома, аппликация


n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни n Крест – символ вечности n Кайма – земля n Зигзагообразные линии – вода n Птицы – небо n Цветы – райский сад n Олень с необычными рогами n ( древо жизни) – как бы символизирует и пышную живую растительность и взаимосвязь всего живого с природой .


n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и художественно-выразительных решений, обогащения и развития пластических возможностей материала, открытия новых художественных эффектов. n Развитие идеи в основном в русле народных традиций, творчески обогащаемых новыми приёмами и мотивами. n Вместе с тем ещё не охвачен весь диапазон направлений народного творчества изделий из соломы, слабо развивается аппликация соломкой по ткани. n Развитие этого вида творчества, несомненно, заметно обогатило бы возможности современных художественных промыслов.


n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n Говор В. А. , Сахута Е. М. Художественные ремёсла и промыслы Белоруссии. М. : Наука и техника. n Михнюк Н. С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярский университет, 1988. n Первушина О. М. , Столбова В. Г. Природа и творчество. В помощь начинающим флористам. Книжное издательство, 1990. n Починова Н. В. , Дехтяренко В. Н. Инкрустация соломкой. Минск. Полымя, 1988. n Сазонова Л. Плетение и аппликация из соломки М. : Ч. А. О. и К. , 2002. n Федотов Г. Я. Узоры разнотравья М. : Просвещение, 1992.

Читайте также: