Художественная обработка дерева в россии

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Урок технологии в 6 классе для мальчиков по программе Симоненко В.Д. по разделу обработка древесины (народные ремесла). основной целью урока является познакомить обучающихся с традициями русских народных художественных промыслов, историей их создания и художественной ценностью для современных изделий. Материал подобран таким образом, чтобы пробудить у мальчиков интерес к ремеслам и чувство гордости за мастеров русской земли. Конспект урока можно использовать для проведения урока или внеурочного занятия. Музыкальное сопровождение и презентация помогают проиллюстрировать красоту родной природы и изделий из древесины.

ВложениеРазмер
конспект урока по народным промыслам 69 КБ
prezentatsiya1_-_kopiya.ppt 2.87 МБ
prilozhenie_1.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: технология (мальчики)

Тип урока: комбинированный

Развивающий аспект : продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Образовательный аспект: познакомить с традициями русских народных художественных промыслов, историей их создания и художественной ценностью для современных изделий.

Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

  1. фронтальная (беседа)
  2. групповая (практическая работа)
  3. индивидуальная (ответы на вопросы, объяснение по рефератам)

1.Словесные (беседа, рассказ, инструктаж)

2.Наглядные (демонстрация слайдов, выставка изделий народного творчества)

3. Практические (выполнение самостоятельной работы, работа с текстом)

4. Аналитические (опрос, работа в группах, синквейн)

Методы проведения урока :

Рассказ, интерактивная беседа, демонстрация, практическая работа.

Интеграция : география, история, изобразительное искусство, литература, музыка.

Жегалов С.К. Русская народная живопись.: Кн. для уч-ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

Линднер Г. Из дерева – своими руками. – М.: лесная пром-сть, 1985. – 56 с.

Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 10).

Народные художественные промыслы/ Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. – М.:Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 193 с.: ил.

Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла/ сост. С.Газарян. – М.:дет. лит., 1987. – 156 с.

Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.: Из практики народных художественных ремесел.: кн. для уч-ся ст. классов. – М.:Просвещение, 1985. – 255 с.:ил.

Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21.

Золотые цветы и травы хохломы// Барадулин В.А.: художественная обработка дерева. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – с.185-198.

Эпиграф к уроку:

«Не то дорого, что золото, и блестит,

I Организационно-подготовительный. (2 мин)

II Активизация учащихся. (5 минут)

III Постановка учебной задачи. (2 минуты)

IVФормирование новых знаний. (30 минут)

V Практическая работа. (38 минут)

VI Закрепление (рефлексия). (2 минуты)

VII Итог урока. (1минута)

Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку.

II Активизация учащихся.

(Презентация слайд-шоу с пейзажами русской природы. Тихо звучит музыка.)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало в труде и быту. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставила простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лен, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы.

Справочное бюро. ( Зачитает ученик)

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой тех или иных материалов, особое место занимает художественная обработка древесины.

Почему именно изделия из древесины стали так популярны на Руси?

Древесина — наиболее доступный материал, ее обработка не требует особого технического оснащения. Научиться обращаться с деревом может каждый. Поэтому художественное ремесло, связанное с обработкой древесины, является одним из самых популярных промыслов, глубоко связанных с традициями русского народного декоративного творчества.

Из распространенных пород деревьев (груши, сливы, дуба, явора, ореха) народные мастера изготавливали мебель, телеги, сани, орудия труда, посуду, всевозможную утварь и др. Все эти предметы, а нередко и жилища украшали мозаикой, резьбой, декоративной росписью, выжиганием и другими способами художественной обработки.

III Постановка учебной задачи.

Как появились промыслы?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе, щедрость да разум,

IVФормирование новых знаний.

Если мы с вами представим на мгновение, что оказались в новгородской области XV века, какой самый известный материал вы могли бы назвать? (Ответы учащихся)

Совершенно верно. Это береста (наружная сторона коры березы), легкодоступный и простой материал, издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

Какие изделия можно изготовить из бересты? (Ответы учащихся: туесок, берестяные грамоты, лапти, ларцы)

Совершенно верно. Как мы уже говорили, береста – часть березы. А сколько в России связано с белыми березками? Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

А вы знаете, сколько важных дел у березы?

Сейчас я вам зачитаю стихотворение, а вы попытайтесь расшифровать, о чем говорится в нем и какие функции выполняет береза.

  1. Первое дело – мир освещать.
  2. Второе дело – скрип утишать.
  3. Третье дело – больных исцелять.
  4. Четвертое дело – чистоту соблюдать.

О чем говорится в первой строке? (второй, третьей, четвертой). (Ответы учащихся)

Вы совершенно правы, конечно же, в старину главным источником света в доме служила лучина. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком!

Но у березы еще очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в березовых туесках хранили мед и ягоду, сметану и масло… В такой упаковке все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, коробочки, посуду и даже лапти.

Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей!

А какой еще русский народный художественный промысел можно сравнить с кружевом? (Ответы учащихся)

Совершенно верно – резьбу по дереву. Расскажет нам об этом виде обработки древесины …. (Ученик зачитывает из своего реферата)

Мне бы хотелось остановиться подробнее на Абрамцево - кудринской, или хотьковской резьбе по дереву. Места эти издавна слывут заповедными, сказочными. Может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались вдаль: не покажется ли дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском… Издавна стоял здесь небольшой городок- крепость Радонеж.

Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узор народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Инструмент богородского резчика несложен: топор, набор полукруглых стамесок и острый нож.

Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники, упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они изображены занятыми каким-то делом. Особенно популярны скульптуры медведя и мужика.

А сейчас отгадайте загадку:

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Кроме резьбы и точения для украшения предметов быта широко использовалась роспись по дереву. Городецкая роспись – это народный промысел сложился к середине XIX века в старинно волжском городе Городце. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. С особенностями городецкой росписи вы знакомились на уроках Изо в 5 классе.

Как вы думаете, почему хохломскую роспись величают золотой?

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники, да свадьбы.

Как вы думаете, почему?

Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души… дерево было доступно крестьянам, а украсить его старались изысканно, приложив выдумку, фантазию. Вот и получалась сказочная красота.

V Практическая работа.

Я надеюсь, что у вас тоже золотые руки. И поэтому я предлагаю вам стать мастерами народных промыслов. Давайте вспомним основные виды художественной обработки древесины. (Ответы учащихся: точение, резьба, роспись, выжигание, инкрустация)

Сегодня у нас будет работать 4 промысла – группы:

  1. Роспись матрешки.
  2. Выжигание рисунка на доске.
  3. Резьба по дереву.
  4. Городецкая роспись доски.

Для каждой группы разработаны свои инструкционные карты, они у вас на столах. Внимательно изучите карты и четко следуйте всем пунктам. Помните о правилах безопасности труда. Резцы – очень опасный инструмент, поэтому будьте предельно аккуратны во время работы.

Во время выполнения практической работы учитель делает текущий инструктаж, оказывает помощь и указывает на типичные ошибки.

VI Закрепление (рефлексия).

2) Откуда мастер черпает творческие находки?

3) Как вид древесины влияет на выбор и качество изделия?

4) Как изменяется техника изготовления изделия с приобретением навыка?

5) Согласны ли вы со словами эпиграфа к уроку?

Сегодня вы сотворили чудо! Вы выступили в роли мастеров народных промыслов по обработке древесины. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.

Возникновение промысла. Дерево — один из наиболее распространенных материалов в производстве изделий народных художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна еще в IX — X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства. Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской. Вологодской. Вятской. Тверской. Нижегородской, Владимирской губерний.

В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех республиках страны: в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике. Грузии, Армении, Азербайджане и др.

Материалы для производства. Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения. игрушек, декоративных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных сувениров — памятных плакеток, макетов, брелоков и пр.

Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются во

Орнамент - узор. характеризующийся ритмическим расположением элементов.

внимание также художественные особенности текстуры' древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капо-корень, древесный картон (папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

Свойства готовых изделий во многом зависят от свойств исходных материалов. Так, при выборе древесины большое значение имеет принадлежность ее к лиственным или хвойным породам.

Наибольшее распространение в производстве художественных изделий и сувениров из дерева имеет древесина мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины, дуба; реже — твердых: ореха, самшита и др. Из хвойных пород деревьев в незначительных количествах используют древесину сосны и ели, тисса. можжевельника.

Липа — имеет древесину белого цвета с розоватым или красноватым оттенком, древесина легкая, мало растрескивается и коробится, хорошо режется.

Береза — обладает древесиной белого цвета с мягким красноватым или желтоватым оттенком; древесина прочная, хорошо обрабатывается. Особенно красивой текстурой и ценными свойствами (очень твердая, не растрескивается) обладает древесина карельской березы.

Ольха — имеет белую древесину, быстро краснеющую на воздухе. Это довольно хрупкая и ломкая порода, подвергающаяся гниению и короблению, но легкая, мягкая, легко поддающаяся обработке.

Осина — обладает древесиной желтовато-белого цвета, иногда с легким зеленоватым оттенком. Она легка, хорошо режется.

Дуб - имеет красивую текстуру и цвет. Окраска его древесины различна: ядро от светло- до темно-бурого цвета, древесные слои желтовато-белые. Древесина дуба характеризуется высокой прочностью и твердостью, стойкостью и гниению, способностью изгибаться.

Ясень — имеет текстуру белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком и светло-бурой сердцевиной (ядром). Древесина ясеня отличается высокой прочностью и вязкостью.

Древесину указанных пород применяют для разных токарных и столярных художественных изделий.

Орех — имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обрабатывается, полируется.

Кизил — имеет красивую, плотную структуру древесины; она прочна, упруга.

Самшит — обладает древесиной желтого цвета, иногда с сероватым оттенком, очень твердой и тяжелой. Находит широкое применение для изготовления художественных изделий с миниатюрой декоративной резьбой.

Сосна — имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обрабатывается, полируется.

Ель — обладает белой древесиной, легкой и мягкой. Свойства се зависят от района произрастания ели. Украинские мастера широко используют для художественных изделий смереку — закарпатскую ель.

Граб — имеет сероватую древесину, белую, блестящую. Древесина граба тяжелая, крепкая, вязкая, часто свилеватая. Граб трудно поддается обработке (за счет свилеватости), плохо полируется.

Карагач (берест) — имеет плотную, прочную, красивую древесину.

Груша — имеет красивую текстуру; древесина рыхлая. Многие виды древесины груши используют для столярных и токарных художественных изделий.

Клен — ценная порода дерева, имеет красивую текстуру древесины, обладает высокими техническими свойствами.

Явор (клен белый, клен ложноплатиновый) — дерево семейства кленовых, поэтому имеет с кленом сходные свойства. Древесина его красивая, твердая, используют для художественных изделий, выполненных столярным способом.

Яблоня — имеет плотную, вязкую, крепкую древесину. Применяется при изготовлении столярных и токарных художественных изделий.

Тисс — относится к хвойным деревьям. Древесина тисса имеет желтовато-белый цвет древесных слоев и буровато-красное ядро. Цвет и волнистость годовых слоев древесины обусловливают красивую текстуру на продольном (тангентальном) разрезе. Тисс обладает большой твердостью.

Боярышник — имеет древесину красивого розоватого цвета. Применяется для выработки мелких художественных изделий.

Можжевельник — распространен главным образом в виде кустарника, реже — небольших (высотой 7—10 м) деревьев. Древесина можжевельника розовато-белого цвета с желтовато-бурым ядром, с волнистыми годовыми слоями, заметными на всех разрезах, тяжелая, твердая, обладает значительным короблением.

Ива — имеет древесину белого цвета с буровато-розовым ядром, по своим свойствам близка к древесине липы. Она мягкая, легкая, обладает высокой прочностью и малой стойкостью к гниению.

Камыш — многолетнее растение семейства осоковых.

Бамбук — род древовидных злаков.

Лоза — тонкий, длинный, гибкий стебель некоторых кустарников, название различных побегов, а тажке побегов винограда.

Щепа — материал, получаемый путем строгания чурбака на специальных станках.

Солома — продукт, который остается после первичной обработки льна и других лубяных волокон. Лучшая солома имеет интенсивный желтый цвет.

Береста — верхний слой коры березы. Обладает высокой прочностью. гибкостью, устойчивостью к гниению.

Кап и капокорень — наросты (наплывы) на стволах и корнях некоторых деревьев (березы, ореха и др.). Древесина капа и капокорня благодаря свилеватому расположению волокон и наличию различных включений темного цвета отличается красивой текстурой. Она очень прочная, после столярной обработки хорошо полируется.

Производство изделий. Деревянные изделия вырабатывают на токарных или столярных станках, а также вырезают вручную с помощью стамесок, ножей и других простейших приспособлений. После этого большинство изделий шлифуют, полируют, покрывают лаком. Многие мастера украшают поверхность изделий росписью масляными, анилиновыми, гуашевыми красками или нитрокрасками, выжиганием, насечкой металлом, инкрустацией1, интарсией"'.

Более подробно техника изготовления, способы отделки и украшения художественных изделий из дерева будут рассмотрены при описании отдельных народных промыслов.

Классификация изделий. Художественные изделия из дерева различают по назначению, способу изготовления, оформлению, тематике и другим признакам.

По назначению художественные изделия из дерева подразделяют на: утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы и др.), декоративные (настенные панно, скульптура и прочие предметы), предметы украшения (броши, браслеты, бусы, подвески и др.) и сувенирного характера (матрешки, коробочки и шкатулки, брелоки и т.д.).

По способу изготовления они делятся на столярные, токарные, комбинированные, вырезанные и др.

По художественному оформлению изделия из дерева бывают с резьбой (резьба — художественная обработка дерева вырезанием), росписью (сюжетные изображения, создаваемые средствами живописи), выжиганием, инкрустацией, интарсией, насечкой металлом и др.

По тематике они могут быть с сюжетами, отображающими исторические события и современную действительность, с сюжетами из былин и сказочного эпоса, с изображением растительного и животного мира, орнаментального сюжета.

Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др.

Смотрите также:

Художественная обработка дерева. Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности.

Дерево являлось наиболее податливым материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и липа, лиственница и дуб.

Художественная обработка дерева. Обработка бересты. Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень.

Художественная обработка дерева — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране, особенно в России, деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель.

Художественная обработка дерева. Точение. Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках.

Художественная обработка дерева. Изделия из щепы. Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина.

Художественная обработка дерева. Маркетри. В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит небольшой столик, очень простой по форме.

Выжигание по дереву, названное позже пирографией, было в то время сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины.

Художественная обработка дерева. Объемная резьба. Во все времена народные мастера применяли объемную резьбу для украшения жилищ, мебели, посуды.

Художественная обработка дерева. Лесная скульптура. На севере нашей страны еще и сейчас можно встретить крестьянские избы.

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью ярко отразилась в фольклоре нашего края. Как пример можно привести отдельные отрывки из былин и песен архангельского Севера и Заонежья.

Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища.

Резные доски - подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец - украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Замкнутый в кругу практически полезных вещей, он в то же время их художественно преображал. Каждая вещь, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства.

Для наиболее старых вещей, дошедших до нас от конца XVII и первой половины XVIII века, характерны выразительность и монументальность форм, сила орнамента. Вещи делались "на век", материала не жалели. В любом крестьянском предмете в глаза бросается его прочность, но в то же время и всегда выступает красота материала, обработанного топором и ножом, нередко без пилы.

Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев - "кап". Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы - бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.

Крестьянское искусство, разносторонне выразившее себя в орнаментации, обладало сильным чувством ритма, которое выражалось в любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричность в построении, как частей предметов, так и орнаментов. Орнамент всегда подчинялся размерам и изгибам поверхности вещей. Он укрывал ее равномерно, спокойно, подобно куску ткани. В раскраске преобладали звучные локальные цвета, среди которых любимым был тон пылающей киновари, алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, сдержанно-коричневым и редко синим; этот цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.

Основой крестьянского искусства было ремесло. В работах деревенских художников видны сноровка, уменье, большая выдумка. В далеком прошлом, еще в допетровской Руси, возникли многочисленные промыслы по деревням и селам, в которых жили мастера-прялочники, бурачники, красильщики… На Русском Севере сохранялось наибольшее количество первоначальных деревенских промыслов. Условия Севера способствовали их развитию. Малое количество пахотной земли, сильная заболоченность, обилие леса вели к организации домашних ремесел: резьбе по кости, выделке прялок, набоечно-красильному, не говоря уже о чисто хозяйственных промыслах. С другой стороны, этому способствовала торговля, развивавшаяся по берегам Северной Двины, по которой проходили торговые пути из Москвы и крупных городов средней части Руси к Белому морю. Это отражалось на всем строе местной художественной культуры, проникнутой многочисленными влияниями, насыщенной сложными формами. Зато в районах Пинеги и Мезени, более оторванных от остального мира, больше было замкнутости и неподвижности.Именно здесь еще в конце прошлого XIX века сохранялись самые архаические формы крестьянского искусства, соответствовавшие архаическому жизненному укладу (сошное земледелие, курные черные избы, освещаемые лучиной; одежда, изготовленная из домотканого полотна). Здесь же производились мезенские прялки с самым архаическими орнаментом из всех известных.

По реке Тотьме, около Великого Устюга и почти во всех районах, прилегающих к Северной Двине, делали посуду. При этом всюду существовал свой тип изделий.

Декоративная изобразительная пластика изделий народного искусства из дерева вбирает в себя широкий диапазон решений от символов и знаков до мотивов и сюжетов. Первоэлементом резного или расписного декора являются символ, мотив, сцена. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Немаловажное значение имела роспись фасадов и интерьеров крестьянских построек. Самые ранние росписи жилых домов на территории Архангельской области датируются 1840-ми годами; хотя сам факт расписных строений упоминается в исторических источниках уже в XVII столетии. Росписью украшали фронтоны фасадов, подшивку свесов кровли и нижней части балконов, ставни и наличники.

В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь - "опечье", подвижную мебель, шкафы, реже - двери и стены. Крестьянские мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты. Порой они сами изготавливали утварь и орудия труда, а затем и расписывали их, достигая тем самым стилистического единства в оформлении северного крестьянского дома различных районов области. Зачастую те же мастера украшали росписями фасады и интерьеры деревянных храмов: тябла иконостасов, "неба" (потолка), двери и порталы, аналои и резные иконы. В художественном отношении такие росписи представляют самостоятельные и вполне законченные произведения. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы по дереву, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой.

Мастера - профессионалы или народные художники нередко организовывали артели "красильщиков" или работали семьями, уходя на работу далеко за пределы своих земель. С середины XIX века начался упадок народного искусства. В крестьянский быт проникают безвкусные рыночные вещи. Народные ремесла все более приспособляются к зыбким вкусам городского потребителя. Старинное крестьянское искусство вымирало, сохраняясь лишь в далеких уголках Севера, среди лесных просторов Пинеги и Двины.

На территории Архангельской и соседней Вологодской областей можно выделить несколько историко-культурных территорий, где были распространены и до сих пор сохранились различные типы народной росписи. Это западные районы Архангельской и Вологодской областей (Поонежье и Каргополье); Поважье (территория вдоль реки Ваги); территории вдоль рек Северной Двины (красноборские и верхнетоемские типы росписей), Пинеги и Мезени.

Читайте также: