Доклад по технологии на тему выжигание по дереву

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Выжигание – самый древний традиционный способ декориро­вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че­ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем­ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек­туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел­ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь­ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен­но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де­ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи­рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного нако­нечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5.

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко­торый при прохождении по нему электрического тока накаляет­ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на­конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате­лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис­пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор пере­менных штампов (стержневых наса­док, рис. 141, б), с помощью кото­рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу­ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают­ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель­ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро­вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под­готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща­ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо­вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда­шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун­ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок­са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру­гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго­товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи­мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо­ты, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изде­лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30. 35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж­дые 10. 15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе­ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой­чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновени­ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас­стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя­нии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным.

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби­ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен­ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли­нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

При выполнении сложного изображения с большим количе­ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль­зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон­тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы­жигатель со штампом ставят перпендику­лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож­но получить необходимую расцветку ри­сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до­стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа­неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь­зуют при изготовлении большого количе­ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско­рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об­разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща­тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф­ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли­ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис­пользовать для отделки изделий выжиганием современные до­стижения техники. Самой известной является лазерная техноло­гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго­товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь­шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

История возникновения и развития выжигания по дереву

Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.


Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.


Возникновение

До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.


В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.

Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.


Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.


В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.


Развитие техники


В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.


В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.


Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.

Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.


Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.


Выжигание в современности


Пирограф

Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.

Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.

Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.


Газовая горелка

Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.


Собирающие линзы

Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.

Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.


Кислотный способ

Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.


Пиротипия

С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.


Презентация к защите творческого проекта на муниципальной олимпиаде. Изготовлено панно в технике выжигания.

Содержимое разработки

Выполнил ученик

Сайгушев Игорь

 Цель моей проектной деятельности, задачи Изготовить подарок для бабушки, который станет приятным сюрпризом для неё, а также отработать приемы работы в технике выжигания. Выполняя проект, я ставлю перед собой следующие задачи : оценить свои возможности в проектной деятельности; проанализировать информацию о техниках декорирования в современной литературе; подобрать необходимую технику для декорирования панно; узнать и проанализировать исторические сведения; изучить технику изготовления выбранного изделия, сделать подарок своими руками и создать технологическую карту по его изготовлению оценить проделанную работу;

Цель моей проектной деятельности, задачи

  • Изготовить подарок для бабушки, который станет приятным сюрпризом для неё, а также отработать приемы работы в технике выжигания.

Выполняя проект, я ставлю перед собой следующие задачи :

Актуальность, социальная значимость

Тема моего проекта, является актуальной, ведь я очень люблю свою бабушку и хочу сделать ей приятный подарок. Своих денег у меня еще нет, поэтому купить в магазине я его не могу, а вот сделать своими руками это как раз то, что нужно. И я думаю, что мое панно бабушке очень понравится и найдёт достойное место в интерьере её комнаты. Еще один большой плюс это то, что панно будет эксклюзивной, в единственном экземпляре. Кроме того, я могу подобрать изделие под интерьер бабушкиной комнаты. И это тоже одна из причин, почему я хочу сделать работу своими руками.

Также мой проект имеет и социальную значимость, так как сейчас очень ценятся вещи и изделия ручной работы. Похожие изделия можно будет сделать с мамой или с друзьями и поздравить, например, учителей с праздником, можно даже продать на школьной или городской ярмарке и выручить достаточно неплохую сумму, которая пойдёт на благие цели.

Немного истории Пирография (англ. pyrography ) или выжигание по дереву - одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями народного творчества. В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором. Самые древние деревянные сосуды обнаружены при раскопках в Перу и датируются 700 годом до Рождества Христова. В Европе в Средневековье, а затем в 18 и 19 веках широкое распространение получило декорирование мебели, утвари, игрушек. Лишь в 1970 году появились электри-ческие приборы, которыми мы пользуемся и до сих пор. .

Немного истории

Пирография (англ. pyrography ) или выжигание по дереву - одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями народного творчества. В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором. Самые древние деревянные сосуды обнаружены при раскопках в Перу и датируются 700 годом до Рождества Христова. В Европе в Средневековье, а затем в 18 и 19 веках широкое распространение получило декорирование мебели, утвари, игрушек. Лишь в 1970 году появились электри-ческие приборы, которыми мы пользуемся и до сих пор.

Выбор и обоснование темы проекта

Выбор и обоснование темы проекта

Приемы выжигания Виды Контурное выжигание Силуэтное выжигание Плоское выжигание Глубокое выжигание Техника безопасности при выжигании по дереву -При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками. -При выжигании образуется едкий дым, из-за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке. -Все работы следует проводить в проветриваемом помещении. -Нельзя прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

Приемы выжигания

  • Контурное выжигание
  • Силуэтное выжигание
  • Плоское выжигание
  • Глубокое выжигание

Техника безопасности при выжигании по дереву

-При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

-При выжигании образуется едкий дым, из-за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.

-Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.

-Нельзя прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

шлифовальная бумага копировальная бумага электро- выжигатель карандаш, ластик, линейка эскизы акриловый лак, кисть, тампон деревянные или фанерные заготовки акриловые краски, фломастеры

шлифовальная бумага

копировальная бумага

электро- выжигатель

карандаш, ластик, линейка

акриловый лак, кисть, тампон

деревянные или фанерные заготовки

акриловые краски, фломастеры

Технология изготовления. Технологическая карта № п/п Последовательность выполнения работ 1 Инструменты и приспособления Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию. 2 Бумага, карандаш Шаг 2.Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. 3 4 Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем. Наждачная шкурка 2-х номеров Карандаш, фанера, копировальная бумага Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие. 5 Выжигатель Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. 6 Наждачная бумага Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку. Лак, ПВА

Технология изготовления. Технологическая карта

Последовательность выполнения работ

Инструменты и приспособления

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

Бумага, карандаш

Шаг 2.Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

Наждачная шкурка 2-х номеров

Карандаш, фанера, копировальная бумага

Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие.

Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Наждачная бумага

Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.

Экономическое и экологическое обоснование

Фанера у меня была в наличии, осталась от прежних работ. Выжигатель мне подарили родители, поэтому мне не нужно было его покупать. Таким образом, изготовление изделия мне обошлось в 29 рублей.

Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Полезные книги и ссылки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


-75%


Дерево – это изумительный материал. Наши предки с давних времен использовали его для изготовления различных предметов. Причем нередко украшали и декорировали деревянные изделия с помощью различных способов, в том числе и выжигания. Благодаря данной книге вы узнаете о выжигании по дереву, уясните, как и где оно применяется. Вы ознакомитесь с основными приемами выжигания и научитесь сами украшать различные предметы, используя этот вид декоративно-прикладного искусства. В нашей книге вы найдете много примеров выжигания сюжетов картин и орнаментов не только на специально подготовленной основе, но и на предметах мебели, интерьера, деревянной посуде, причем с детальным описанием этапов работы и с рисунками готовых изделий.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. История выжигания
  • Глава 2. Материалы и инструменты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выжигание по дереву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX — X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX — начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

Читайте также: