Деревья вблизи уличных фонарей позже сбрасывают

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Ребят, ну хоть на некоторые вопросы ответьте 12. У одноклеточных животных переносу веществ способствует: А. Перенос веществ у одноклеточных отсутствует Б. Обитание в водоёме В. Постоянное движение цитоплазмы Г. Циркуляция воды через организм 13. У животных передвижение веществ кровью обеспечивает (ют): А. Почки Б. Сердце В. Головной мозг Г. Лёгкие 14. Сердце млекопитающих состоит из: А. Одной камеры Б. Двух камер В. Трёх камер Г. Четырёх камер 15. Выберите НЕверные утверждения: А. Самая совершенная система переноса веществ – кровеносная Б. Кровь есть у всех представителей царства Животных В. Сердце обеспечивает движение крови по сосудам Г. Тромбоциты участвуют в дыхании Д. Лейкоциты обеспечивают свёртываемость крови 16. Почему опавшие листья не нужно сжигать? А. Опавшие листья обогащают почву перегноем Б. Опавшие листья перекрывают доступ кислорода в почву В. Опавшие листья содержат ядовитые вещества Г. Опавшие листья украшают парки и скверы 17. Сигналом к наступлению листопада служат: А. Разрушение пигмента хлорофилла Б. Сокращение длины светового дня В. Старение листьев Г. Наступление осени 18. Основное условие, необходимое для осуществления обмена веществ – А. Питание Б. дыхание В. Выделение Г. Всё перечисленное 19. Выберите верные утверждения: А. Деревья вблизи уличных фонарей позже сбрасывают листья Б. Деревья тропических широт никогда не сбрасывают листья В. Есть растения, зимующие с зелёными листьями Г. Гидры и медузы удаляют ненужные вещества через всю поверхность тела Д. Одноклеточные организмы не удаляют продукты жизнедеятельности 20. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии? 21. Как отразиться на растении недостаток минеральных веществ в почве? 22. Чему можно считать, что жизнь на Земле зависит от фотосинтеза?

22.Потому что при фотосинтезе выделяется кислород, а так как все живые организмы дышут без кислорода жизнь невозможна

12)В 13)Б 14)Г 15)Г,Д 16)А 17)Б 18)вроде бы Г 19)В,Г 20)Жизненные процессы организма связаны с постоянным поглощением веществ из окружающей среды и выделением конечных продуктов распада в эту среду. Совокупность этих двух процессов составляет обмен веществ. Именно обмен веществ создает то единение, которое существует между живыми организмами и окружающей средой. Обмен веществ присущ как живой, так и неживой природе. Но между ними существует принципиальная разница. Результате обмена веществ неодушевленных тел последние необратимо разрушаются, тогда как обмен веществ живых организмов с окружающей средой является основным условием его существования. Обмен веществ и энергии в клетке состоит из двух процессов: пластического обмена - (ассимиляция, анаболизм) совокупность реакций биосинтеза (образования веществ) происходит с поглощением энергии и энергетического обмена - (диссимиляция, катаболизм) совокупность реакций расщепления веществ с выделением энергии. Вследствие процессов диссимиляции пищевых веществ образуются продукты распада и энергия, необходимая для процессов ассимиляции. Взаимосвязь этих процессов обеспечивает существование животного организма. Обмен веществ условно можно разделить на внешний обмен, который включает поступления пищевых веществ в организм и удаление конечных продуктов распада, и внутренний, который охватывает все преобразования пищевых веществ в клетках организма. Пищевые вещества, попавшие в организм, расходуются на энергетические и строительные процессы, протекающие одновременно. При распаде пищевых веществ выделяется энергия, которая тратится на синтез специфических для данного организма соединений, на поддержание постоянной температуры тела, проведения нервных импульсов и др. Основным методом исследования обмена веществ является метод определения баланса веществ, попавших в организм и удалились снаружи, а также их энергетической ценности. Баланс энергии определяется на основе данных о калорийности пищевых веществ, принимаемых, а также конечных продуктов, выводимых из организма. 21)Внешние признаки недостатка отдельных элементов питания у разных растений бывают различными. Поэтому по внешним признакам можно судить о недостатке в почве того или иного элемента питания и о потребности растений в удобрениях. Однако замедление роста и изменение внешнего вида растений не всегда обусловливаются недостатком в почве питательных веществ. Сходные изменения вызываются иногда поражением вредителями и болезнями или другими неблагоприятными условиями роста (засуха, низкая температура и т. д.) . Важно уметь отличать эти изменения внешнего вида растений от изменений, вызванных недостатком питательных веществ. 22) при фотосинтезе вырабатывается кислород,а жизнь без кислорода не возможна. прости что долго.))

Ночное освещение убивает деревья

Экология

Городские деревья не получают достаточно сна в ночное время из-за уличного освещения, считает немецкий ученый.

Петер Воллебен (Peter Wohlleben), автор книги "Скрытая жизнь деревьев" ("The Hidden Life of Trees"), считает, что ночное освещение нужно отключать, чтобы продлить жизнь деревьям.

По его словам, деревьям, как и людям, нужно спать ночью. Воллебен сравнил деревья с сиротами, которые вынуждены расти без поддержки.

Немецкий ученый изучает деревья много лет и, по его мнению, деревья способны чувствовать боль и общаться друг с другом.

Он считает, что деревья, которые растут рядом с уличным освещением, умрут раньше, так как они живут в условиях, сравнимых со спящим человеком, который вынужден спать с включенным светом.

Больные деревья

1.jpg

Ученый предлагает отключать ночное освещение примерно в час ночи.

Кроме этого, он говорит о том, что корням городских деревьев приходится несладко под асфальтом, который ночью остается теплым после дневного солнца, в то время как в лесу земля охлаждает корни деревьев.

Общение между деревьями, по его мнению, происходит с помощью электрических сигналов, которые распространяются под землей как оптоволоконная сеть.

Влияние ночного освещения

2.jpg

Его доводы поддерживаются исследованием, опубликованном в 2016 году в экологическом журнале Journal of Ecology. Согласно исследованию, искусственное освещение вмешивается в развитие деревьев и раскрывание почек.

По данным ученых, искусственное освещение нарушает ежегодную цикличность цветения и может серьезно повлиять на здоровье, выживание и репродукцию деревьев.

4.jpg

Растения привыкли эволюционировать в 24-часовом цикле света и темноты, а ночное освещение нарушает данный цикл.

Солнечный свет играет роль часов, которые подсказывают растениям время дня или какой сейчас сезон, чтобы они знали, какой процесс им запускать, например, стоит ли им в тот или иной момент запускать процесс фотосинтеза. При ночном освещении растения путаются.

Деревья похожие на людей

3.jpg

Осенью деревья сбрасывают листья, потому что снег, упавший на листья, может сломать ветки, нанося деревьям физическую боль.

Также стоит отметить, что, по словам немецкого ученого, деревья не только способны общаться, спать и чувствовать боль, но они также любят друг друга и даже "ходят в туалет", поскольку, как и людям, им нужно избавляться от лишнего.

Все лишнее они скапливают в листьях, и когда вы зимой идете по лесу, вы, можно сказать, ходите по туалетной бумаге деревьев.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…


Логотип

Show

Викторина с осенним настроением

Викторина “Краски осени” – для школьников

  • Назовите осенние месяцы. Почему они так называются?

(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.)

(Это славянские названия осенних месяцев.)

  • Почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными?
  • Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет?

(Есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными)

  • Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Почему?

(Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен)

(Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе)

  • Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов?

(Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.)

  • Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а кто рождается осенью?

(Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)

(Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)

(Да, есть птицы, которые осенью улетают на восток: например, чечевичник, куличок-плавунчик)

  • Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто на зиму прилетает к нам?

(Клёст, свиристели, чечётки)

  • Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают?

(Некоторые делают – например, сойки, совы)

  • Одни из самых последних на юг улетают утки. Иногда, если есть корм и незамерзающий водоём, они даже остаются зимовать. Почему они не замерзают?
  • Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём?

(Это лягушки, змеи, ящерицы)

(День знаний, День учителя, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства)

(Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)

  • Осенние дары: корнеплод для драников и фрукт для шарлотки. Что это?

(Картофель и яблоко)

  • По мнению Алисы из страны чудес от этого овоща (точнее – корнеплода) часто лукавят.
  • Что же делают огородники в огороде осенью, когда весь урожай собран?

(Сажают зерновые культуры и некоторые овощи под зиму)

  • Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими?
  • Назовите известные вам литературные произведения на тему осени.
  • Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?
  • Какие музыкальные произведения, посвящённые осени вы знаете?
  • Каких живописцев осень вдохновляла на творчество?

(И.Левитан, И.Шишкин, А. Саврасов, Н. Нестеров и др.)

  • Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?

(Два свитера: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло)

  • Холодный ветер – тоже частый спутник осени. С помощью чего можно узнать направление ветра?

(С помощью флюгера)

1. Самый продолжительный осенний месяц.

2. Как называют осеннюю пору, когда погода стоит как летом и летает много паутины?

3. Почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются самыми последними?

5. На какой месяц приходится золотая осень?

6. Основные осенние изменения.

8. Дрова из этих деревьев дают больше жара при сгорании?

9. Как называют осеннее потомство зайцев?

10. Почему для леса важны ядовитые грибы не меньше, чем съедобные?

11. Что происходит с шерстью диких зверей после осенней линьки?

12. У каких деревьев образуются шишки?

13. Листья этого дерева опадают зелеными.

14. У каких ягодных растений листья осенью не опадают?

15. Что осенью должна заготовить белка, чтобы быть зимой сытой?

16. Какой овощ не является корнеплодом: редис, морковь, картофель, репа, свекла?

17. Что такое слякоть?

18. Почему опасность на дорогах осенью возрастает?

19. Какой праздник отмечают в первый осенний день?

Ответы: 1. Октябрь. 2. Бабье лето. 3. Они моложе других и живут дольше. 4. Не спи в холодке. 5. Октябрь. 6. Похолодание. Уменьшение длины светового дня. 7. Зонт. 8. Березы и дуба. 9. Листопадничками. 10. Лекарство для животных. 11. Меняется цвет и густота шерсти. 12. Ель, сосна, ольха, кедр, лиственница, пихта, секвойя. 13. Ольхи.14. Брусника, клюква. 15. Ягоды, орехи, шишки, грибы.16. Картофель. Это клубень.17. Жидкая грязь. 18. Дождь, туманы, заморозки – скользко, плохая видимость. 19. День Знаний. 20. Сбор грибов.
Автор: Анна Иванова

Предмет (направленность):биология.

Возраст детей: 9 класс.

Тема: Экологические факторы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Продолжительность: 45 минут.

Диагностика умений и навыков: К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

Методы обучения:проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий), технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, кластер, критериальное оценивание, взаимооценка, рефлексия).

Планируемые результаты:

  • учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;
  • развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
  • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
  • прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
  • умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный

Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок.

Мотивационно-целевой этап

10 мин.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Краткое вводное слово.

Обыкновенная белка прячется от врагов и непогоды в дуплах деревьев. Однако дупло как элемент среды обитания незначительно влияет на протекание процессов жизнедеятельности. А вот без воды, пищи, кислорода организм белки не может обойтись. Они для неё жизненно необходимы. О чём идёт речь?

Тема, над которой мы будем работать сегодня, экологические фактор. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Ученики делают предположения

Вариант ответа: Факторы природы, экологические факторы….

Ученики самостоятельно формулируют цель (пишут в листке обратной связи).

Предполагаемые варианты: узнать о…, познакомить учащихся с экологическими факторами, расширить знания учащихся об экологических факторах…

Ученики работают с заданием на Листе обратной связи.

По истечении указанного времени осуществляется проверка выполнения данного задания.

Изучение нового материала (постановка проблемы) - 20мин

лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.

Слайд 6

ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, логос — наука, учение.

Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и средой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)

Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для выживания и размножения, называется экологической нишей. (Подтверждение примерами.)

— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а профессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.

Крот — землекоп, червяков достает.

Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.

Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих животных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.

Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шишки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обыкновенная — везде, даже на Таймыре.

(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о которых идет речь.) Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факторами.

Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сначала о факторах.

Различают три группы экологических факторов:

Какие?

Идеальный вариант показан на доске.

Ученики выполняют задание:

Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на живые организмы.

Биотические факторы – это все виды влияния на организмы со стороны других живых организмов.

Антропогенные факторы – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу

Пользуются доп. литературой?

Критерии оценивания:

- Названы правильно 3 группы факторов – 1 балл

- Указана связь – 1 балл

- Стрелки подписаны – 1 балл

- Соблюдена иерархия - 1 балл

- Приведены примеры – 1 балл

- Правильно распределены термины – 1 балл

- Эстетичность оформления - 1 балл

Закрепление изученного материала - 10мин.

Выполнение разноуровневого тестового задания

Ученики отвечают на вопросы.

Самопроверка по критериям.

Критерии указаны в работе на листочках

Заключение

Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением.
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Воздухом, солнцем, водой…
В чащобах, и в грядках, и в небе,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Известно, что в природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида может привести к исчезновению других. О воздействии и взаимодействии экологич. факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Нам предстоит выполнить ряд л.р. Обращаю внимание на них тетрадь-практикум

Домашнее задание

Слайд 7

Учитель задает домашнее задание.

Кем Вы себя считаете в биологии?

Если доктором наук – выполняете (решаете) экологические задачи:

"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?

Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?

Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?

В чем справедливость утверждения Фабра, что животных нельзя делить на полезных и вредных?

"Антропогенные": географ и путешественник Гумбольд считал, что "человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни". Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся записывают домашнее задание по выбору.

Рефлексия

Слайд 8

(адресован учащимся, у которых лучше развито образное мышление (I сигнальная система)).

Во время просмотра фильма рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

Ответ

+

1.Проводящая ткань — вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).

2.У одноклеточных организмов перенос веществ осуществляется с Кровеносной системы b) Ситовидных трубок c) Движения ресничек d) Движения цитоплазмы . У позвоночных животных перенос веществ в организме обеспечивает: a) Дыхательная система b) Кровеносная система c) Выделительная система d) Пищеварительная система.

5.Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу

6.кровь не разносит кислород по всему телу у тараканов Если люди дышат через рот или нос, а мозг контролирует эту важную функцию, то тараканы дышат через дыхальца, наружные отверстия для дыхания на боку брюшка насекомых и конечно мозг не контролирует это дыхание, и кровь не разносит кислород по всему телу.

Ответ

+

12)В13)Б14)Г15)Г,Д16)А17)Б18)вроде бы Г19)В,Г20)Жизненные процессы организма связаны с постоянным поглощением веществ из окружающей среды и выделением конечных продуктов распада в эту среду. Совокупность этих двух процессов составляет обмен веществ. Именно обмен веществ создает то единение, которое существует между живыми организмами и окружающей средой. Обмен веществ присущ как живой, так и неживой природе. Но между ними существует принципиальная разница. Результате обмена веществ неодушевленных тел последние необратимо разрушаются, тогда как обмен веществ живых организмов с окружающей средой является основным условием его существования. Обмен веществ и энергии в клетке состоит из двух процессов: пластического обмена - (ассимиляция, анаболизм) совокупность реакций биосинтеза (образования веществ) происходит с поглощением энергии и энергетического обмена - (диссимиляция, катаболизм) совокупность реакций расщепления веществ с выделением энергии. Вследствие процессов диссимиляции пищевых веществ образуются продукты распада и энергия, необходимая для процессов ассимиляции. Взаимосвязь этих процессов обеспечивает существование животного организма. Обмен веществ условно можно разделить на внешний обмен, который включает поступления пищевых веществ в организм и удаление конечных продуктов распада, и внутренний, который охватывает все преобразования пищевых веществ в клетках организма. Пищевые вещества, попавшие в организм, расходуются на энергетические и строительные процессы, протекающие одновременно. При распаде пищевых веществ выделяется энергия, которая тратится на синтез специфических для данного организма соединений, на поддержание постоянной температуры тела, проведения нервных импульсов и др. Основным методом исследования обмена веществ является метод определения баланса веществ, попавших в организм и удалились снаружи, а также их энергетической ценности. Баланс энергии определяется на основе данных о калорийности пищевых веществ, принимаемых, а также конечных продуктов, выводимых из организма. 21)Внешние признаки недостатка отдельных элементов питания у разных растений бывают различными. Поэтому по внешним признакам можно судить о недостатке в почве того или иного элемента питания и о потребности растений в удобрениях. Однако замедление роста и изменение внешнего вида растений не всегда обусловливаются недостатком в почве питательных веществ. Сходные изменения вызываются иногда поражением вредителями и болезнями или другими неблагоприятными условиями роста (засуха, низкая температура и т. д.) . Важно уметь отличать эти изменения внешнего вида растений от изменений, вызванных недостатком питательных веществ.22) при фотосинтезе вырабатывается кислород,а жизнь без кислорода не возможна.прости что долго.))

Лучший ответ на вопрос «Ребят, ну хоть на некоторые вопросы ответьте 12. У одноклеточных животных переносу веществ А. Перенос веществ у одноклеточных отсутствует Б. Обитание в водоёме В. Постоянное движение цитоплазмы Г. Циркуляция воды через организм 13. У животных передвижение веществ кровью обеспечивает (ют): А. Почки Б. Сердце В. Головной мозг Г. Лёгкие 14. Сердце млекопитающих состоит из: А. Одной камеры Б. Двух камер В. Трёх камер Г. Четырёх камер 15. Выберите НЕверные утверждения: А. Самая совершенная система переноса веществ – кровеносная Б. Кровь есть у всех представителей царства Животных В. Сердце обеспечивает движение крови по сосудам Г. Тромбоциты участвуют в дыхании Д. Лейкоциты обеспечивают свёртываемость крови 16. Почему опавшие листья не нужно сжигать? А. Опавшие листья обогащают почву перегноем Б. Опавшие листья перекрывают доступ кислорода в почву В. Опавшие листья содержат ядовитые вещества Г. Опавшие листья украшают парки и скверы 17. Сигналом к наступлению листопада служат: А. Разрушение пигмента хлорофилла Б. Сокращение длины светового дня В. Старение листьев Г. Наступление осени 18. Основное условие, необходимое для осуществления обмена веществ – А. Питание Б. дыхание В. Выделение Г. Всё перечисленное 19. Выберите верные утверждения: А. Деревья вблизи уличных фонарей позже сбрасывают листья Б. Деревья тропических широт никогда не сбрасывают листья В. Есть растения, зимующие с зелёными листьями Г. Гидры и медузы удаляют ненужные вещества через всю поверхность тела Д. Одноклеточные организмы не удаляют продукты жизнедеятельности 20. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии? 21. Как отразиться на растении недостаток минеральных веществ в почве? 22. Чему можно считать, что жизнь на Земле зависит от фотосинтеза?

Читайте также: