Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника укажите не менее трех отличий

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В природе встречаются разные способы размножения растений. Большая часть из них связана с формированием особых клеток – гамет или спор. При их слиянии у некоторых растений образуются семена. Эти элементы обладают определенными особенностями. Однако далеко не всем известно, чем конкретно семя отличается от споры. Разница затрагивает состав, строение и механизм распространения.

Понятие семени

Под этим термином понимают производное высших растений, которое используется для размножения и широкого распространения вида. Оно образуется из семязачатка вследствие процесса оплодотворения. Внутри присутствует зародыш будущей культуры. Семя представляет собой многоклеточную структуру. Его строение считается одним из главных признаков растений.

Так, в семена голосеменных культур входит зародыш, который обслуживает эндосперм, и защитная кожура. Эти элементы образуются на верхней части семенной чешуи.

Семена покрытосеменных культур включает плотную кожуру, которая защищает внутреннее содержимое, эндосперм с различным составом хромосом, зародыш. При этом в зародыше можно четко увидеть все будущие элементы растения – стебель, корень, почку, семядоли.

Сверху семена защищает особая кожура. Они могут долгое время поддерживать в норме свою жизнеспособность. Зафиксированы случаи, когда из люпина арктического и лотоса удалось прорастить полноценные культуры после перерыва в 12 тысяч лет.

Что такое спора

Этот термин применяют для обозначения репродуктивной структуры низших и высших растений, а также грибов и споровиков. Также спорами именуют плотные оболочки бактерий, которые их покрывают для пережидания неблагоприятных климатических условий.

Такая оболочка может выдерживать экстремальные температурные перепады, влияние механических факторов и воздействие агрессивной химии. К тому же одни из перечисленных существ способны переносить кипячение в течение 3 часов, а другие – живут в водоемах с высокой степенью кислотности или солености.

Спорооболочки позволяют расселять организмы. Дело в том, что в силу частичного обезвоживания облегченная клетка без труда переносится на существенные дистанции. При этом споры-оболочки не относятся к органеллам, которые предназначены для размножения.

Споры, которые образуются у растений и грибов, бывают одно- и многоклеточными. Они могут использоваться с целью размножения или для пережидания неблагоприятных условий. Верхнюю оболочку спор называют спородермой. Это обусловлено наличием утолщенного слоя спорополленина, который считается одним из наиболее протестных к влиянию химических веществ и температур. Такая оболочка, которая защищает живой организм, может оставаться жизнеспособной в течение тысячелетий.

Если рассматривать споры как репродуктивный элемент, они появились у водорослей и встречаются у отдельных покрытосеменных растений. Это касается культур, у которых чередуется стадия спорофита и гаметофита.

Стоит отметить, что размножение спорофитом считается бесполым, однако без него нельзя представить этап половой репродукции. Так, цветок высших культур представляет собой спорофит, образующий споры. Впоследствии они превращаются в гаметофиты. У грибов такие элементы могут формироваться на выростах мицелия или эндогенно. Это происходит в особых споро-камерах.

спора бактерии

Чем похожи

Единственной схожей особенностью считается то, что и споры, и семена используются для размножения разных видов растений.

В чем отличие

Рассматриваемые элементы культур имеют много отличий. Они затрагивают структуру, химический состав и другие особенности.

Строение

Основным отличием семени от споры считается наличие зародыша, который представляет собой прообраз будущего растения. К его составляющим относятся стебелек, корешок и почечка. Для развития будущей культуры зародыш окружает запас питательных элементов, который называют эндоспермом. Дополнительно его защищает семенная кожура. Для спор наличие зародыша не характерно. Они отличаются более простым строением и считаются полифункциональными.

Химический состав

Споры практически не содержат питательных элементов. При этом семена включают белки, жиры, крахмал, немного воды. Наличие этих компонентов повышает жизнеспособность.

Прорастание

Клетки спор могут прорасти лишь в конкретных условиях. При нехватке тепла, света и влаги они гибнут. Семена содержат много питательных элементов, потому они могут переждать влияние неблагоприятных факторов. С наступлением подходящего периода они дадут жизнь новому организму.

клетки на семя

Распространение

Семена могут распространяться такими способами:

  1. Саморазбрасывание. Семечки множества культур падают около материнского растения после вскрытия плодов. Большие семена, как правило, осыпаются под влиянием силы тяжести. У многих культур семечки осыпаются при раскачивании веток или плодоножек.
  2. Распространение ветром. Посевной материал множества растений распространяется при помощи ветра. Обычно это касается мелких зерен или семечек с волосками.
  3. Распространение водой. Этот способ применяют не только водные, но и ряд наземных культур.
  4. Распространение с помощью животных. Чаще всего животные распространяют семена на теле вместе с плодами.

Споры наземных культур разносятся ветром и другими агентами. Они лишены органов движения, но защищены от пересыхания твердой клеточной оболочкой.

рабор клеток

В современном мире семенные культуры считаются вершиной эволюционного процесса. Спорами размножаются лишь водоросли, хвощевидные, плауновидные растения. Также этот метод используют папоротникообразные культуры. Все остальные культуры на планете считаются семенными.

Итоги

Рассматриваемые понятия имеют определенные особенности. Они отличаются по составу, структуре, способам распространения. Отличается и биологическая роль этих растительных элементов.


Задания Д10 № 12556

Семя, в отличие от споры, представляет собой

Семя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизменённый женский спорангий) и содержащая зародыш и запас питательных веществ — эндосперм.

Споры растений — микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях. Представляют собой одноклеточные, реже двуклеточные образования.

Часть С

1.Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

1) строение семени: кожура, зародыш, эндосперм (иногда недоразвит);

2) семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

2. Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

1) А -зерновка (пшеница), Б - семянка (подсолнечник);

2) общее: сухие односемянные плоды;

3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, невскрывающийся плод, семянка - вскрывающийся плод.

3. Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?

1) 1- корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 -семядоли;

2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;

3) семядоли - обеспечивают проросток питательными веществами.

4.При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?

1) крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;

2) ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления

5. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

преимущество:

1) Семена содержат большой запас питательных веществ и при прорастании имеют больше шансов к выживанию

2) Образуют небольшое число семян

3) Ограничены возможности в распространении в связи с утяжелении с утяжелением

6. Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют.

1) 1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную функцию;

2) 2 - луб (лубяные волокна и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ;

3) 3 - камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост дерева в толщину.

7. Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?

1) цветочная (генеративная) почка;

2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);

3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания

8. Назовите части цветка, обозначенные на схеме цифрами 1, 2, 3, и объясните их функции.

1)1- тычинки - орган полового размножения, образуют пыльцу, участвующую в опылении;

2) 2 - завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);

3) 3 - чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

9. Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

10. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

1) орешек- плод покрытосеменных растений;

11. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём их сходство?

1.семя, в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоящее из зародыша, запаса питательных веществ;

2. спора имеет гаплоидный набор хромосом и даёт начало гаметофиту (заростку), а зародыш семени диплоидный и даёт начало спорофиту (взрослому растению);

3. семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.

1. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;

2) побеги служат органами вегетативного размножения; отличие:

3) клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)

2. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.

3. Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?

ОТВЕТ: Костянка - односемянный плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.

4. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

5. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.

2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней.

При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней)

6. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений

7. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

1) плод — генеративный орган покрытосеменных растений;

2) содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;

3) плоды растений — пища для животных.

8. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2) у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3) листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

1. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

2.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?

ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня растения? Укажите не менее четырёх функций.

  1. в зоне деления увеличивается число молодых клеток, обеспечивая рост корня в длину;
  2. в зоне роста клетки увеличиваются в размере, происходит их дифференцировка;
  3. в зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
  4. в зоне проведения осуществляется передвижение веществ.

4. Какие растения могут вызывать заболачивание леса? Объясните почему.

1) заболачивание вызывают мхи, например сфагнум;

2) у сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.

5. Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

1) зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, 2) цветковые растения имеют различные приспособления к опылению

3) распространению семян, размножению, к обитанию в различных условиях.

6. По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?

ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.

7. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3) от корневища отходят придаточные корни;

4) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

8. Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

1) на свету образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;

2) на клубне располагаются почки (глазки);

3) имеются узлы и междоузлия как у побега.

1.Какие признаки характерны для Царства Растений?

ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком, фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.

2.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

3.Какие признаки характерны для мхов?

ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля, листьев и ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

4.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

5. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

ОТВЕТ: Во время хранения живые клетки дышат и при дыхании используют органические вещества и испаряют воду.

6.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.

7.Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?

ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

8.Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.

9. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.

10.С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев

ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

11.Почему на лесных тропинках отсутствуют или сильно разрежены?

ОТВЕТ: Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы, нарушению водного и воздушного режима корней, угнетению растений.

12.Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

ОТВЕТ: При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.

13.В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями

14.Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.

15.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.

16.Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

ОТВЕТ: Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию органических веществ.

17. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?

ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.

18.Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.

19.Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.

20.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

21.Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

22.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при вспашке уничтожаются сорняки.

23.Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

ОТВЕТ: При разрезании повреждаются вакуоли, и из них вытекает клеточный сок.


3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, нераскрывающийся плод, семянка раскрывающийся плод.

Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?


.1) цветочная (генеративная) почка;

2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);

3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания

Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных - одна;

2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных - мочковатая;

3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование -сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных - цветки с простым околоцветником, трехчленные.

Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?

1. В зоне деления увеличивается число молодых клеток, рост корня в длину;

2. В зоне роста клетки увеличиваются в размерах и происходит их дифференцировка;

3. В зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами;

4. В зоне передвижения осуществляется передвижение веществ.

Как регулируется работа устьиц?

1. щель находится в эпидермисе, окружена двумя замыкающими клетками и служит для транспирации и газообмена.

2. замыкающие клетки участвуют в фотосинтезе и накопление органических веществ;

3. при накоплении углеводов в замыкающие клетки поступает вода. Повышается тургорное давление, устьичная щель открывается при отсутствии фотосинтеза замыкающие клетки спадаются, щель закрывается.

Чем отличается семя сосны от споры папоротника? Их сходство.

1. Семя в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоит из зародыша и накопленных веществ

2. Спора имеет гаплоидный набор хромосом, дает начало гаметофиту. Зародыш семени диплоидный, дает начало спорофиту, взрослому растению

3. семя как спора обеспечивает размножение и распространение растений

Объясните, за счёт чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта-до 100 м. Ответ:

1) под действием корневого давления;

2) за счёт испарения воды с поверхности листьев.

Все растения условно делят на низшие и высшие. Наряду со сходством, между ними есть и различия. В чем заключается главное из них?

В теле низших растений ( в талломе, слоевище) от­сутствуют ткани и органы.

Моховидные - одна из древнейших групп растений. От кого они произошли в процессе эволюции? Как это можно доказать?

Моховидные в процессе эволюции произошли от водорослей. Подтверждением этого является большое сходство протонемы мхов с нитчатыми зелеными водорослями.

Вторым по численности после покрытосеменных отделом высших растений являются моховидные. Они широко распространены по всему земному шару. Какое основное значение они имеют в природе?

1) Вызывают заболачивание местности.

2) Участвуют в образовании торфа.

3) Могут участвовать в почвообразовании.

Одним из обязательных условий успешного выхода растений на сушу было приобретение ими тканей, специализированных на проведении различных веществ по организму. В процессе эволюции значение этих тканей расширилось. Перечислите функции, которые могут выполнять проводящие ткани у современных сосудистых растений?

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Мордкович 10-11 класс 10-11 класс

ГДЗ Афанасьева 9 класс

ГДЗ Рабочая тетрадь 7 класс

ГДЗ Enjoy English 11 класс

ГДЗ Арсентьев 9 класс

ГДЗ Атанасян 7-9 класс 7-9 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Читайте также: