Чем обработать изделие из дерева

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Появление на рынке строительных материалов большого количества современной продукции не уменьшает привязанность населения к деревянным строениям и изделиям.

Дерево может служить долго и безукоризненно после проведения профилактических мероприятий. Обработка деревянных изделий по одной или нескольким технологиям гарантирует комплексную защиту от многих внешних воздействий.



Не забудь поделиться с друзьями!

Факторы угрозы для качества деревянных изделий

В течение эксплуатации в условиях помещений или улицы на деревянные материалы оказывает влияние множество обстоятельств. Наружные изделия подвергаются следующим воздействиям:

  • солнечному облучению;
  • атаке паром и непосредственно водой из осадков;
  • инфицированию грибками, бактериями, насекомыми;
  • механическим нагрузкам.


Во внутреннем пространстве строений агрессивные влияния менее заметны, но они тоже играют существенную роль в поддержании хороших эксплуатационных качеств древесины.


Для сохранения свойств деревянных изделий применяются разные способы: химическая, механическая (физическая), комплексная обработка. Некоторые приемы могут быть выполнены только в цехах со специальным оборудованием, другие можно вполне реализовать в домашних условиях.

Способы защиты деревянных поверхностей

Нанесение на древесину химических веществ использовалось еще в древние времена, когда о науке не было представления. Для этих целей применяли растительные масла, смолы, деготь, природные тонирующие реагенты защитного действия. На современном рынке имеется большое количество сложных, совершенных по действию композитов, которые применяются наравне со старыми средствами.


Химический

Защита древесины с помощью химических составов проводится следующими средствами:

  • маслами и им подобными веществами;
  • лакокрасочной продукцией;
  • антисептиками;
  • грунтовками.

Выпускают составы, оказывающие комбинированное действие на древесину. В результате обработки такими средствами изделие становится устойчивым практически к любым внешним воздействиям повседневного характера.

Масло

Масло для пропитывания древесины выделяют из подсолнечника, льна, тикового и тунгового деревьев. Иногда используют дегтярное масло, полученное из березы. Средства отличаются хорошими экологичными качествами, создают эффективный защитный покров при условии грамотно проведенной подготовки основы, включающей тщательную очистку и механическую обработку.

Масла обладают хорошей проникающей способностью, создают красивый художественный эффект на поверхности, стойко переносят изменения температуры, включая понижение до отрицательных значений.


Продуктом, полученным из некоторых видов масел, является олифа, которую издавна применяли и продолжают использовать для обработки древесины своими руками. В результате продолжительного застывания на деревянных поверхностях образуется природный полимерный слой, не допускающий проникновения влаги, микробов.

Эффективный прием, позволяющий получить качественную поверхность, сводится к распределению тонкого слоя олифы в несколько стадий, между выполнением которых изделие должно находиться в чистом помещении без пыли. При таком исполнении работы древесина не будет загрязняться, поверхностное покрытие не будет липнуть; а олифа успешно полимеризуется с образованием чистой пленки.


Воск по химической природе близок к растительным маслам, он тоже является разновидностью простых липидов. Восковые покрытия эффективны на изделиях из древесины для домашнего использования. Полученный поверхностный слой сохраняет естественную красоту дерева, украшает мебель, двери между комнатами.


Лаки и краски

Для защитной обработки древесины часто применяют лаки и краски, ассортимент которых разнообразен, отличается по составу, ценам, способам нанесения. Обычные лаки покрывают дерево прозрачной пленкой, эффективны в использовании для предметов домашнего интерьера. Мощные атмосферные воздействия простой лаковый слой не выдержит, но у него повышенная стойкость к истиранию, что полезно при нанесении на мебель, внутреннюю отделку помещений.


Обратите внимание! Для наружных работ предназначены специальные виды лаков с мощным водоотталкивающим действием. Они характеризуются повышенной эластичностью, не склонны образовывать трещины.

Краски для дерева обязательно содержат пигмент, формирующий цвет, и какой-либо растворитель. Если пигмент растворен в воде, то с такой краской можно работать без опасений. Единственное специфическое условие заключается в том, что при избыточной влаге в окружающем пространстве водорастворимая краска будет очень долго сохнуть, может плохо зафиксироваться на поверхности древесины.


Краски на основе органических жидкостей высыхают гораздо быстрее, но проводить обработку ими нужно только в респираторе. Пары растворителей синтетической природы токсичны, при вдыхании могут вызывать отравление. Защитный слой, сформированный многими красками, демонстрирует условную эффективность при эксплуатации изделий на улице, потому что через некоторое время в нем могут появляться малозаметные трещины, способные пропускать влагу и микроорганизмы.


Для улучшения закрепления краски на деревянной основе целесообразно предварительно нанести грунтовку, которая во многих случаях содержит антисептики. Таким способом можно предотвратить размножение плесневых грибков, микробов, вызывающих гниение, продлить срок благополучной эксплуатации изделий. Грунтовки многофункционального действия содержат в составе антипирены, понижающие воспламеняемость и способность поддерживать горение природного материала.

Физический

Естественное дерево обладает присущей ему природной влажностью, которая сохраняется при изготовлении пиломатериалов. Молекулы воды концентрируются как в сердцевине, так и в наружных слоях стволов. При плохом просушивании дерева в процессе эксплуатации вследствие испарений влаги из центральных слоев может происходить растрескивание с образованием как мелких, так и очень глубоких расщелин.


Предотвратить нарушение целостности позволяет сушка под вакуумом или без изменения давления. В результате такой физической обработки удается получать древесину с требуемой концентрацией влаги, не превышающей 10% от всей массы.

Обычная сушка без изменения давления проводится при интенсивном вентилировании рабочего помещения в течение 10-15 дней. Если процесс проводить в вакууме, качественную древесину с требуемыми показателями влажности и хорошими внешними характеристиками можно получить за пару дней.

В естественных условиях древесина может сохнуть месяцами.


Обратите внимание! Максимальный защитный эффект обеспечивает термообработка древесины с помощью специального оборудования.

На первом этапе материал прогревают в отсутствии воздуха при температуре, достигающей 180 ℃. При этом происходит полное обезвоживание сырья, гибель всех микроорганизмов и грибков, ранее проживавших в дереве. После интенсивной безвоздушной термообработки сырье прогревают паром при повышенном давлении и температуре, достигающей 240 °С.


Полученная древесина обладает высокими прочностными характеристиками, лишена биологических загрязнений. При желании можно сделать термопечи с подобным действием во дворе частного дома. Однако дело это затратное, оно оправдывает себя только при необходимости проведения постоянной работы с деревом.

Комбинированный

При наличии производственных возможностей древесину обрабатывают, сочетая несколько видов воздействий.


Сначала проводят термообработку, добавляя на втором этапе к водяному пару вещества с антисептическими и антипиреновыми свойствами. В таких условиях они могут глубоко проникать в материал, формируя там защитную среду.


Затем древесину помещают в герметическое пространство, насыщенное химическими реагентами, повышают давление до 12 атмосфер. В таких условиях осуществляется вакуумная пропитка, полученная древесина демонстрирует высокую стойкость ко всем видам воздействий.

Комбинированная обработка, включающая вакуумирование в атмосфере, насыщенной химическими препаратами, называется импрегнированием, считается одним из самых эффективных методов защиты древесины.

Механический

Помимо повышения степени защищенности сырья, большое значение имеет квалифицированное выполнение работы по приданию нужных размеров и формы изделиям. Для этого существуют механические способы обработки, включающие резку, колку, гнутье, прессование.


Часто по старинке используют топор, которым при определенных навыках тесать и рубить очень удобно. Для распиливания существует несколько видов пил, которые отличаются приспособленностью для продольно или поперечно направленной работы. Есть инструмент универсального действия, с помощью которого легко можно сделать любые распилы.


Последующая обработка выполняется строганием рубанками с одним или двумя ножами, шерхебелем, фуганками. Если нужно сделать углубления, не обойтись без долота, которым легко изготавливаются пазы любой формы.


Работать руками, затрачивая только физическую силу, можно непродолжительное время с ограниченным количеством древесины. Если ведется серьезное строительство или изготовление комплекта мебели, желательно обзавестись электрическими или бензиновыми инструментами, деревообрабатывающими станками.

Выбор электрических пил, лобзиков, фуганков, рубанков, шлифовальных машин, фрезеров и дрелей разнообразен, отличается по производительности, мощности и стоимости. Для изготовления цилиндрических изделий, производства ручек, стоек, балясин проводят токарную обработку на станках.

Применение существующих методов обработки позволяет создавать большой ассортимент изделий на любой вкус заказчика.

Основные способы обработки древесины всем давно известны. Масла, лаки, краски. Я же расскажу о нестандартных решениях. Для них не потребуется экзотичных составов, так как добиваться нужного эффекта будем сочетанием привычных нам материалов.

Правильно сочетая несколько видов покрытий можно добиться оригинального эффекта


Правильно сочетая несколько видов покрытий, можно добиться оригинального эффекта

По сути, все предложенные мной варианты можно назвать состариванием древесины, так как в их основе лежит браширование. Ну а кроме этого, мы будем использовать акриловые и меловые краски, масла и различные воски. Подобная обработка подойдет для декорирования мебели или отделки интерьера. Всего я подготовила 12 образцов — следовательно, и 12 вариантов декорирования. Все они просты в исполнении, но при этом выглядят очень эффектно.

12 доступных вариантов декоративной отделки древесины


12 доступных вариантов декоративной отделки древесины

Для заготовок я использовала сосну — материал доступный и интересный с декоративной точки зрения: активный рисунок древесины идеально подходит для состаривания. Начнем с браширования. С помощью полимерно-абразивной щетки снимаем мягкие волокна, сохраняя твердые. Для состаривания можно использовать и металлическую щетку, но результат будет несколько иным, так как она работает менее деликатно, и после обработки на твердых волокнах остаются заметные царапины.

Полимерно-образивная щётка


Полимерно-абразивная щетка

Важно! В процессе браширования образуется много мелкой пыли, поэтому необходимо надежно защитить глаза и органы дыхания.

Теперь, когда выполнено механическое состаривание, приступим к обработке различными составами.

1. Колерованное масло

Используем тиковое колерованное масло черного цвета. Наносить его нужно кусочком ткани. Далее подождем примерно минуту — и сотрем чистой ветошью. Уже на этом этапе получаем контрастный древесный рисунок. Но останавливаться не будем. Нанесем на поверхность темно-зеленый воск. В результате появляется глубокий зеленый оттенок. Этот метод отделки древесины хорошо смотрится в интерьере. Например, у меня подобным образом отделана стена в гостиной. При разном освещении проявляются различные оттенки.

Добиться нужного эффекта можно чередуя колерованное масло и цветной воск.


Добиться нужного эффекта можно, чередуя колерованное масло и цветной воск

3. Натираем воском

В данном случае задача — сохранить натуральный цвет выступающих волокон. Для этого натираем их воском. Обрабатываем всю поверхность темно-зеленой краской Shabby и ждем до полного высыхания. С помощью наждачной бумаги освобождаем верхние волокна от воска. В результате получаем естественный древесный рисунок на тонированном фоне. Покрываем лаком, защищая и подчеркивая контраст.

4. Воск + краска

Этот способ очень похож на третий вариант, но краску выберем светло-оливкового цвета — и перед ее нанесением мы не будем обрабатывать волокна воском. После высыхания краски пройдемся по заготовке наждачной бумагой, освободим выступающие волокна от цвета. В результате они будут менее контрастны. Далее обрабатываем поверхности маслом цвета древесины лиственницы. Оно имеет рыжеватый оттенок, что в сочетании с краской даст интересный эффект.

Смело используем наложение различных цветов и оттенков.


Смело используем наложение различных цветов и оттенков

5 и 6. Шпатлевка + масло

На брашированную заготовку наносим шпатлевку по дереву белого цвета. Ждем, пока она высохнет, и обрабатываем поверхность маслом для мебели на основе воска. Пятый вариант — темное масло, шестой — бесцветное. Снова подождем, когда заготовка высохнет, и зашкурим ее. Таким образом, мы раскроем рисунок, но при этом сохраним поверхность ровной.

Шпатлёвка по дереву поможет создать контрастный рисунок, сохранив ровную поверхность.


Шпатлевка по дереву поможет создать контрастный рисунок, сохранив ровную поверхность

7 и 8. Обжиг + воск

Для начала обработаем поверхность горелкой. На обожженную заготовку наносим белый или темный воск. Получаем глубокие и интересные цвета.

Обожжённое дерево после обработки краской приобретает неповторимый оттенок.


Обожженное дерево после обработки краской приобретает неповторимый оттенок

9. Акриловая краска

Нам потребуется обычная акриловая краска. Наносим основной цвет, например черный, на заготовку с помощью кисти. Прокрашиваем вдоль волокон. Когда покрытие высохнет, возьмем контрастный цвет и с помощью плоской жесткой кисти легкими касаниями нанесем его хаотичными движениями, но теперь — поперек волокон. Кисть должна быть практически сухой.

10. Используем меловую краску

Наносим на заготовку красную краску. Сушим. Теперь покрываем воском те места, которые хотим оставить открытыми. Наносим белую краску Shabby на основе мела. Не дожидаясь полного высыхания, с помощью шпателя соскабливаем краску с обработанной воском поверхности. В результате — эффект не просто состаренного дерева, а истории некоего интерьера, который со временем видоизменялся.

11 и 12. Снимаем краску шпателем

Снова возьмем акриловую краску и нанесем ее с помощью кисти. Высушим заготовки. Затем одну покроем светло-оливковой краской и сразу с помощью шпателя снимем все лишнее. Получим слегка заметную градацию рисунка. Вторую заготовку покроем красной краской и снова уберем излишки шпателем. Здесь рисунок дерева более заметен, но ненавязчив.

Подробности о декоративной обработке древесины вы можете узнать из моего видео.

Современные строительные магазины пестрят обилием разных дорогостоящих средств для обработки древесины: морилок, восков, лазурей, масел. Эффекты, создаваемые такими составами, потрясающие. Дерево обретает необычный вид и, в зависимости от целей, становится искусственно состаренным, меняет цвет, фактуру.

Из-за высокой стоимости обработки общие затраты на изготовление предметов интерьера получаются высокими, но их вполне реально сократить без потери в качестве. Оказывается, многие средства для дерева можно сделать самостоятельно в домашних условиях из подручных компонентов.

Финишная обработка дерева

Финишная обработка дерева к содержанию ↑

Тонировка древесины гуталином

Гуталин – это дешевое средство для чистки обуви, которое можно найти практически в каждом хозяйстве. Благодаря схожему составу оно работает не хуже восков по дереву и может применяться для пропитывания деревянных изделий и покрытий. Нужно просто нанести гуталин на поверхность и втереть его мягкой тряпочкой, а после оставить до полного высыхания.

Важно! Чтобы декорировать древесину нестандартным образом, потребуется гуталин трех оттенков: черный, красный, коричневый.

Декорирование древесины гуталином

Декорирование древесины гуталином

  1. Берут тряпочку, наливают на нее гуталин коричневого цвета, наносят на заготовку жирным слоем, втирают состав.
  2. Дают средству впитаться в дерево, после чего другой тряпкой стирают излишки.
  3. Отдельные зоны изделия обрабатывают черным гуталином, другие участки – красным, частично смешивая их и допуская перекрест оттенков.
  4. По мере высыхания еще раз полируют все изделие тряпкой.

Восковая мастика для дерева

Такую мастику несложно сделать самостоятельно из недорогих средств. Она подходит для обработки любой древесины, даже самых качественных сортов. Понадобится натуральный пчелиный воск, нарезанный на небольшие кусочки.

Совет! Парафин для этой цели лучше не брать – он довольно жесткий и не даст нужного эффекта.

Кубики воска кладут в кастрюлю и расплавляют на медленном огне на плите или при помощи газовой горелки. Когда появится дым, снимают посуду с огня, переливают жидкий воск в банку и добавляют примерно равный объем живичного скипидара. Массу перемешивают. После остывания она обретет мазеобразную консистенцию.

Масляный воск для дерева

Масляный воск для дерева

Готовым бесцветным воском можно обрабатывать старые и новые предметы из дерева. Его удобно наносить и растирать сапожной щеткой, пока состав полностью не впитается в поверхность.

После полируют изделия тряпкой с мягким ворсом. Если хочется сделать воск коричневым (такой цвет имеют многие сорта древесины), в него капают немного битумного лака. Для получения более насыщенного тона количество лака увеличивают.

Этот способ идеально подходит для тонирования рам зеркал, картин, фоторамок, аксессуаров и предметов интерьера из дерева. Для работы потребуются только обычный аптечный йод, немного спирта и кисточка.

Тонирование делают так:

  1. Спиртом хорошо протирают древесину с целью обезжиривания, пятна и другие загрязнения тщательно оттирают.
  2. Кисточкой наносят на изделие йод, проходятся по всей поверхности.
  3. При необходимости выполняют повторное окрашивание (каждый слой йода сделает цвет более интенсивным).

Кроме получения нужного эстетического эффекта, можно добиться увеличения срока службы изделия. Йод оказывает мощное бактерицидное и фунгицидное действие, поэтому обработанному дереву не страшны короеды, плесень, микробы. Конечный тон материала получается ярким, насыщенным и матовым, при этом смотрится очень стильно.

Мраморное дерево своими руками

Совет! Лучше, если базой станет светлый тон, например, бежевый.

Имитация мрамора акриловыми красками

Имитация мрамора акриловыми красками

Краску бежевого цвета наливают в плоскую емкость. В отдельные одноразовые стаканчики вливают другие оттенки краски – два или три тона, которые будут хорошо подходить к интерьеру, а также удачно комбинироваться между собой.

Тонкой струйкой каждую из красок наливают прямо на бежевую основу, чтобы получился интересный рисунок или необычный абстрактный узор – он ляжет на деревянную заготовку. После заранее вымытое и высушенное изделие из дерева осторожно обмакивают в емкость, давая краске растечься по всей поверхности.

Круглые предметы (например, деревянное яйцо) осторожно проворачивают по верхнему слою краски. Эффект мраморного дерева создается буквально за пару секунд, а затем надо дождаться высыхания изделия.

Краска из охры для дерева

Окрашивание древесины в необычный цвет можно провести по старинной методике, которой пользовались еще в Средневековье. Для работы нужны камешки насыщенного желтого цвета, которые обычно в изобилии валяются под ногами на дачах, дорогах, в саду.

Эти камни измельчают любым удобным способом, например, с помощью молотка, ступки и пестика. Они достаточно мягкие и без труда крошатся. Готовый порошок должен быть очень мелкой фракции, чтобы качество окрашенных изделий получилось высоким. Когда красящий порошок желтоватого оттенка готов, к нему начинают добавлять льняное масло.

Важно! Лучше взять специальное масло для художников, но пищевое тоже неплохо подойдет.

Изготовление краски из природной охры

Изготовление краски из природной охры

Смесь растирают так, чтобы она обрела сметанообразную консистенцию и стала полностью однородной, без комочков. В результате получается экологически чистая яркая масляная краска, идеально подходящая для тонирования мебели, деревянных игрушек, сувениров и других поверхностей из древесины. Все описанные способы обработки материалов просты в осуществлении и применении, не требуют больших затрат и дают потрясающий результат.

Нестандартные приемы обработки древесины подручными средствами Нестандартные приемы обработки древесины подручными средствами

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Чем грунтовать

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Читайте также: