Цепь питания сосна дятел жук короед

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).

  1. Ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.
  2. Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком).
  3. Обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать навыки самооценки.
  7. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  8. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.
    рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);
  • запись на доске домашнего задания;
  • видеофильм “Природные сообщества”;
  • листы со стрелками; скрепки;
  • 5 наборов по 4 картинки:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.

У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

(Приложение слайд 2)

В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.

3. Актуализация знаний.

У.: Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

(Приложение слайд 3)

Д.: Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.

У.: А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

Д.: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

(Приложение слайд 4)

У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.

4. Открытие нового задания.

У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

(Приложение слайд 5)

У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.

У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.

(Приложение слайд 6)

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

У.: Давайте проверим работу ребят.

(Приложение слайд 7)

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

(Приложение слайд 8)

(Приложение слайд 9)

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

(Приложение слайд 10)

Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

(Приложение слайд 11)

У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?

Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.

5. Первичное закрепление знания.

У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.

У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

(Приложение слайд 12)

6. Инструктаж домашнего задания.

У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.

На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.

Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради.

7. Решение экологических задач.

У.: Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

У.: Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Д.: С растения.

У.: Чем она заканчивается?

Д.: Грибами и бактериями.

У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:

Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.

(Приложение слайд 13)

Трое детей читают стихотворение:

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?

Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.

У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

(Приложение слайд 14)

Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

А вот какую загадку подготовила для нас Рита:

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках.

Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?

Д.: Зерно – мыши – кот.

И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?
– Зерно.

8. Обобщение изученного.

У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).

– Так какое же звено в цепи питания первое?

Д.: Растение.

У.: А второе?

Д.: Растительноядное животное.

У.: Какое звено заканчивает цепь питания?

Д.: Грибы и бактерии.

У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?

Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.

Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.

(Приложение слайд 16)

Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

(Приложение слайд 17)

Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.

У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?

Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.

Приложение: презентация “Кто что ест? Цепи питания”.

М.Х. Левитман. “Экология-предмет: интересно или нет?”.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ kto_chto_est.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


ГРУППЫ ПРИЗНАКИ Звери Рыба Птицы Насекомые Пресмыкающиеся Шерсть Чешуя Перья.

ГРУППЫ ПРИЗНАКИ Звери Рыба Птицы Насекомые Пресмыкающиеся Шерсть Чешуя Перья 6 ног Чешуйки

 Кто что ест? Тема урока :

Кто что ест? Тема урока :

На какие группы можно разделить животных по типам питания? Что такое цепь пит.

На какие группы можно разделить животных по типам питания? Что такое цепь питания? Почему цепь питания начинается с растений? Доброе слово о хищниках. Прямые и косвенные связи в лесу. Пищевая сеть. Что это такое? Пищевая пирамида. Кто на вершине? Проверь себя

животные, которым нужна растительная пища животные, которые охотятся более к.

животные, которым нужна растительная пища животные, которые охотятся более крупную добычу, поедают себе подобных животные, которые могут питаться растениями и поедать себе подобные живые организмы животные, которые едят насекомых. Это тоже хищники Растительноядные Хищники Всеядные Насекомоядные

Лось Гусеница Заяц Бабочка

Лось Гусеница Заяц Бабочка

Дятел Муравей Кукушка Стрекоза

Дятел Муравей Кукушка Стрекоза

Сова Лиса Волк

Дрозд Медведь Кабан

Дрозд Медведь Кабан



Дубы Шелкопряд Птицы

Дубы Шелкопряд Птицы

 козы деревья волки

козы деревья волки

Животные по типу питания делятся на Итог урока растительноядных, насекомоядн.

Животные по типу питания делятся на Итог урока растительноядных, насекомоядных, хищных, всеядных. 2 . Живые существа связаны между собой и с растениями в цепи питания 3. Цепи питания начинаются с растения. 4. Второе звено цепи питания растительноядные животные 5. А заканчивается цепь питания Договори предложение: насекомоядными и хищниками

Выбранный для просмотра документ Урок природоведения в 3 классе по теме.doc

ЗАДАЧИ УРОКА : Повторить группы животных и их признаки.

РАССМОТРЕТЬ ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ.

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Слайд1

Давай те вспомним с какими группами животных мы познакомились на прошлом уроке?

Работа в парах.

1 вариант.- записывает в столбик основные группы животных по их признакам

2 вариант – записывает в столбик основные признаки каждой группы животных по их названиям.

Меняются листками и осуществляется взаимопроверка.

Работа в группах.

Загадочный зверь.

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты?

И слышу я голосок:

- Угадай, кто я? Я ем Жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

-Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

-Ага! Ты птица осоед!

-Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Гусениц и личинок любят дрозды.

-А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

-Тогда ты, наверное, лесная мышь.

-И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

-Мышей? Тогда, ты конечно, кошка.

- То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

- Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

-Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

-Рано! – ответил я.

-Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

-Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже ты куница.

-Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки , орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

-Сдаёшься? - спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась и я увидел ….!

-Запомни! –сказала она. Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.

До конца сказки вам не удалось отгадать: какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разными вещами.

Определите тему урока и его цели.

Слайд3,4

Работа по теме урока.

Работа в парах. Ответьте на вопрос:

На какие группы можно разделить животных по типам питания?

Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия.

Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов.

Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы.

Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами

Слайд7

Для каких животных насекомые являются основной пищей.

Скворец. Любовь населения России скворец заслужил не только за его задорную песенку, но также за то, что он уничтожает многих насекомых - вредителей полей, садов, огородов. Его пища – улитки, слизни, гусеницы, долгоносики.

Крот. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы поскорее добраться до дождевого червяка или личинки майского жука.

Каких вы знаете хищных животных? Слайд 8

Добычей щуки, обычно, становится мелкая рыбка.

Она поедает себе подобных.

Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны.

Стрекозы – хищники, питаются комарами и другими насекомыми.

Божья-коровка лечит растения, уничтожает злейшего врага деревьев и кустарников – тлю.

Слайд9

В весеннем лесу белка может полакомиться молодыми почками, побегами. Особенно любит белые грибы, подберёзовики, маслята.

У этих животных склонность к всеядности. Охотно съест не только птичьи яйца, птенчика, улиток, насекомых, в том числе муравьиных куколок и гусениц.

Каких животных, кроме белки можно отнести ко всеядным?

Медведь поедает плоды, коренья. От медвежьих когтей не застрахован ни лось, ни кабан.

Животные питаются растениями или другими животными.

Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Слайд10, 11

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи – это растительноядные животные.

Как вы думаете почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.(видеофильм о животных)

Ребята, я буду читать стихотворение, вы если услышите названия предметов неживой природы-хлопайте в ладоши. А если названия предметов живой природы- попрыгайте.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг – природа.

Всё, что нужно год от года

Нам даёт сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов,полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!

Работа в парах

Лиса отправилась на охоту. Составим возможные цепи питания лисицы.

Работа в группах

Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей .

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.

В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства.

Действительно, там, где волков много, а дичи мало они нападают на стада и уничтожают много животных.

А что произойдёт, если убить всех волков?

В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией.

Сначала копытные в заповеднике (в 5-10 раз) увеличили свою численность, затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

Без хищников природа существовать не может.

В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

Практическая работа.

А теперь давай те попробуем решить несколько экологических задач.

1.Неожиданно на тропинке в лесу перед ребятами появилась белка. Один из мальчиков накрыл её шапкой.

-Теперь моя будешь,-довольно сказал он.

2.Мальчик вынул из кармана спичечный коробок. Приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце бабочки показал ребятам свою добычу.

Вопросы:

-На какие группы можно разделить животных в зависимости от типа питания?

-Что такое цепь питания?

-С чего начинается цепь питания? Какое второе звено этой цепи? Кто замыкает цепь питания?

Допиши признак или группу животных.

2. Какая из цепей питания указана правильно?

а) сосна " дятел " жук-короед;

б) слизни " капуста " жаба;

в) рожь " мышь " змеи " орлы.

3.Назовите группы животных по типу питания.

4.Составь цепь питания из 4 звеньев.( использовать можешь слайд 19)

Выбранный для просмотра документ питание животных карточки.doc

Карточка 1. Кто что ест?

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал произвольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

Задание: используя текст, составьте цепь питания, объясните, почему высохли дубы.

Карточка 2. Кто что ест?

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Задание: используя текст, составьте цепь питания, объясните, почему над лесом нависла угроза вымирания..

Карточка 3. Кто что ест?

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Задание: используя текст, составьте цепь питания, объясните, почему погибли молодые саженцы.

Когда-то в Китае объявили войну воробьям и за год уничтожили миллионы бедных птичек. А на следующий год люди остались совсем без урожая – все посевы съели насекомые, которые до этого уничтожали воробьи.

Задания: используя текст, составьте цепь питания, объясните, почему люди остались без урожая.

Чем питаются насекомые?

Большинство насекомых питается растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш, свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателям проявила себя саранча. В древности о её нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всем мире растительноядным насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

Некоторые насекомые едят самих себя. Например, саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

Одним из самых красивых существ на земле Являются бабочки. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

Пастбищная цепь питания

Биология

Любая экосистема — бесконечный пищевой цикл между организмами. Перенос химических элементов и энергии происходит благодаря переходу между звеньями — видами, которые становятся пищей друг для друга. Такая цепь начинается продуцентом, продолжается консументами разного порядка и заканчивается гетеротрофным редуцентом. Аналогичным образом построена и пастбищная пищевая цепь. Примеры такого цикла можно встретить в повседневной жизни.

Пастбищная и детритная цепи

Продуцентом в цепи такого типа, или цепи выедания, как их иногда называют, всегда являются организмы, жизнедеятельность которых сопряжена с процессами фотосинтеза или окисления неорганических соединений. Хороший пример — луговое взаимодействие.

Во время фотосинтеза растение создаёт органические вещества. Насекомое питается нектаром цветка и попадает в поле зрения лягушки, которая его съедает. Это второе и третье звенья цепи соответственно. Амфибию съедает уж, которого, в свою очередь, хватает из травы пролетающая мимо птица. Если выстроить все объекты в виде цепочки, можно получить направление движения органических соединений и энергии.

Пастбищная пищевая цепь примеры

Организация такой цепи в морях и океанах имеет ступенчатую структуру. Это объясняется тем, что водоросли представляют собой фотосинтезирующие объекты и живут исключительно там, где проникает солнечный свет — до 200 м глубины. В результате этого гетеротрофные организмы, обитающие на глубине, ради питания вынуждены каждую ночь преодолевать маршрут длиной более 500 м и утром возвращаться. Второе звено цепи — организмы, обитающие в более глубоких водах. Они, наоборот, выходят на охоту утром и питаются гетеротрофами, которые в это время спускаются с поверхности вод в свою среду.

Учёные до сих пор не смогли правильно определить, чем считать такое взаимодействие. Одни считают, что толща вод — это единый и полноценный биогеоценоз, другие — что система слишком сложна, а условия обитания на разной глубине различны, поэтому экосистемы подлежат рассмотрению раздельно.

Кроме пастбищной цепи питания, существует цепь разложения, или, как её по-другому называют, детритная. От пастбищной отличается тем, что её начальным и заключительным звеном являются редуценты, то есть сапрофиты, которые питаются исключительно органическими останками.

Детритный вид полностью исключает автотрофы, но косвенно зависит от солнечной энергии, всё потому, что детрит включает в себя разлагающиеся органические останки автотрофов и гетеротрофов пастбищной цепи.

Основные звенья

Каждую пищевую цепь можно составить из нескольких звеньев, которые представляют собой организмы с различным типом питания. Все звенья последовательности делятся на несколько групп: продуценты, консументы определённого порядка и редуценты.

Трофическая цепь

Основное правило моделирования пастбищной цепи — учесть все детали местности и особенности обитателей. Цепи в озере и смешанных лесах отличаются от лугов и полей тем, что содержат в себе больше звеньев (иногда на 5−7 больше). Такая цепь всегда начинается с растения, продолжается животными и заканчивается бактериями, активными после гибели биовида.

Начальный этап

Начальным звеном пастбищной цепи являются продуценты. Это автотрофные организмы, способные к самостоятельному синтезу органических веществ. Такая группа состоит исключительно из растений, использующих солнечную энергию.

Фотосинтез — процесс создания молекул глюкозы при участии квантов света, захваченных поверхностью листа из углекислого газа и воды. Молекулы кислорода — это побочный продукт фотосинтеза.

Пастбищная пищевая примеры

Растения добывают питательные вещества из крахмала и почвы. Дальнейшие компоненты, необходимые для роста и развития растения, создают самостоятельно. Они являются первым звеном пищевой последовательности, иначе говоря — находятся на первом трофическом уровне.

  • Фотоавтотрофы — основоположники процесса фотосинтеза, подразумевающего создание органики из углекислого газа и воды с помощью энергии света.
  • Хемоавтотрофы — процесс высвобождения энергии химических связей во время создания органики из неорганических соединений.

Основная масса автотрофов — фотоавтотрофы. Это и зелёные растения, и цианобактерии, и водоросли. Хемотрофы настолько малочисленны, что их роль в экосистеме крайне мала.

Существенное отличие водных экосистем от наземных в том, что в первых продуцентами являются микроорганизмы, цианобактерии и водоросли. Во вторых преобладают крупные растения, начиная травами и заканчивая деревьями.

Гетеротрофные организмы

Гетеротрофные организмы называют консументами, тип питания которых — поглощение готовых органических соединений. К этой группе относятся все животные (в том числе и человек), некоторые паразитические, хищные растения, бактерии и грибы. Эти организмы неспособны к самостоятельной генерации органических соединений.

Они бывают нескольких уровней. Консументы 1 порядка питаются автотрофными продуцентами, а консументы 1+n порядка — консументами предыдущего уровня (лиса ест мышей, хищная птица ест амфибий). Последний в цепочке — питание для редуцента.

Биосинтез веществ

Некоторые паразитические растения тоже частично перешли на гетеротрофный способ питания. А вот хищные растения (венерина мухоловка) используют мясо как источник азота, но в остальном — автотрофы. Гетеротроф — организм, получающий углерод из органики. Если организм из органики получает исключительно азот, а к генерации органических соединений, необходимых для потребления углерода, способен сам, то он автотроф.

Гетеротрофы тоже делятся на две группы — фотогетеротрофов и хемогетеротрофов:

  • Фотогетеротрофы — организмы (преимущественно бактерии разных видов), нуждающиеся в энергии света для роста и развития. Отличие от фотоавтотрофов в том, что им необходимы готовые органические соединения, и сами они их создать не могут. Хороший пример — несерная группа пурпурных бактерий.
  • Хемогетеротрофы также нуждаются в готовой органике, но вместо энергии солнца они используют энергию окислительно-восстановительных реакций (ОВР) неорганики. Это все животные (включая человека) и многие микроорганизмы.

Завершающая стадия

Любую пищевую цепь завершают редуценты или деструкторы. Это организмы, способные к разложению органических соединений в ходе своей жизнедеятельности до первоначальной неорганики. Переработка разлагающихся растений и останков животных. Представители этой группы — бактерии и некоторые грибы.

Пастбищная пищевая цепь примеры

Роль редуцентов в экосистеме огромна. Именно благодаря их работе, трофические цепи завершаются, происходит циклическое движение энергии и круговорот веществ. С их помощью в почву попадает вода, микро- и макроэлементы неорганики, которые потом используют продуценты.

Деструкторы, или же сапрофаги (бактерии и грибы), используют энергию распада химических связей мёртвой органики. Они потребляют больше всего энергии, запасённой и дошедшей до этого уровня, в ходе всей цепи. Как правило, распад органики происходит до углекислого газа, аммиака, воды, металлов и водорода. Переработанная органика в почве называется гумус. Технически деструкторы — это те же гетеротрофы, потому иногда их называют микроконсументами.

Трофические уровни

Продуценты не зависят от деятельности других организмов (в отличие от гетеротрофов и сапрофагов). Они начинают пастбищную цепь питания и никогда не бывают на других позициях. Это первый трофический уровень.

Консументы первого порядка питаются продуцентами и занимают второй трофический уровень. Это насекомые и травоядные животные.

Трофические уровни пищевая цепь

Дальше идут консумент 1+n порядка, которые относительно всеядны и питаются консументами предыдущего уровня. Занимают они трофические уровни от второго до предпоследнего (зависит от количества звеньев в цепи).

Венец цепи питания — человек. Человек использует для питания как продуцентов, так и консументов разных уровней.

Завершает эту цепочку редуцент, который питается мёртвой органикой и находится на последнем трофическом уровне.

Поток энергии такой цепи определяет движение микро- и макроэлементов внутри экосистемы.

Энергия переходит по линейной последовательности, которая иногда может иметь разветвления, но это необязательно. Такие цепочки можно рассматривать как отдельные, с одним продуцентом (или консументом, в зависимости от момента разветвления).

Пищевая цепь

Представители одного и того же конкретного вида в зависимости от цепочки могут находиться на разных уровнях. Если мы рассматриваем схему цепи питания в лесу: пшеница — мышь — лиса, то лиса занимает третий трофический уровень и является консументом второго порядка. А в цепочке цветок — бабочка — лягушка — уж — лиса этот же организм находится уже на пятом уровне и является консументом четвёртого порядка.

Можно сказать, что каждый новый член цепи, где один поглощает другого, — новый трофический уровень. Первый всегда принадлежит автотрофам-продуцентам, а последний — редуцентам-деструкторам. Обычно цепи состоят из 5−6 таких уровней.

Пищевая цепь — основа благосостояния экологии и экосистемы в целом. Это и контроль численности популяции (чем больше лис — тем меньше зайцев, чем меньше лис — тем больше зайцев), баланса органических веществ и нормальной циркуляции энергии. Если нарушится цепь или исчезнет хоть одно звено, она разорвётся, и каждый биологический вид попадёт под угрозу. Начнётся вымирание одних и бесконтрольное размножение других. Это негативно скажется на всей экосистеме, начнут страдать все её члены. Вот почему забота об экологии и вымирающих видах, безусловно, важны.

Олимпиада по окружающему миру в 4 классе

15) Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые говорят, что изменение поверхности Земли - это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера? _________________________________________________________________________

Задание 2. Догадайся, какие животные скрываются под этими названиями.

Будильник - ____________________ Листоедка - ____________________

Клешня - __________________ Дарюхвостка - ____________________

Задание 3. В какой природной зоне обитают перечисленные растения и животные? Вычеркни лишние и назови природную зону.

1) Бурый медведь, волк, лиственница, тюлень, сосна, пальма, соболь - _______________________________________________

2) Песчаная акация, варан, морошка, саксаул, верблюд, олень - _______________________________________________

3) Песец, лемминг, ковыль, голубика, северный олень, тушканчик - _______________________________________________

4) Ковыль, дрофа, морошка, полёвка, суслик, перекати-поле, белый медведь - _______________________________________

Задание 4. Прочитайте названия живых организмов: Тля, филин, яблоня, заяц, дятел, сосна, ястреб, осина, жук короед, божья коровка.

Составьте три цепи питания, звеньями которых являются перечисленные организмы.

1. Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное.

2. Растение - растительноядное животное – хищное животное.

3. Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное - хищное животное.

Задание 5. Напиши названия культурных растений, из которых изготавливают все перечисленные ниже продукты питания.

Изюм -_____________________ Курага - ______________________

Крупа гречневая - ______________________

Пшено - ___________________ Крупа манная-______________________

Задание 6. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую тропинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

________________________________________________________________________

Задание 7. Вставьте на место пропусков числа: 600, 60-80, 70, 5-6, 200

1) В скелете взрослого человека более . костей.

2) В теле человека более … . мышц.

3) В теле взрослого человека … . литров крови

4) Пульс здорового человека … . ударов в минуту.

5) Если сложить длину всех кровеносных сосудов человека. То получится линия в …. километров.

Задание 8 . Расположите этих зверей в порядке убывания скорости бега: зебра, гепард, кенгуру, антилопа.

__________________________________________________________________

Задание 9. Подчеркни, кто относится к земноводным животным.

Питон и обезьяна; Варан и баран;

Тритон и квакша; Черепаха и крокодил.

Читайте также: