Анализ прототипов по технологии выжигание по дереву

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

проект выполнил ученик 6 класса. в нем отражена творческая и исследовательская деятельность школьника. результатом работы является подарок для мамы.

Оценить 2390 0

1. История выжигания по дереву

2. Способы выжигания

2.3 Выжигание кислотой

2.4 Выжигание трением

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

3. Правила техники безопасности

4. Материалы и инструменты

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

6. Расчет себестоимости готового изделия

Список используемых источников и литературы

В нашей школе существует различные направления для развития творческих способностей учащихся. На одном из занятий нас познакомили с техникой выжигания по дереву. Данное направление нас очень заинтересовало и мы решили узнать о нем больше из различных источников: книг, сети internet. Из полученной информации мы сделали вывод о том, что выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например, декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Перед началом работы мы для себя определили цель и задачи проекта, а также составили ход выполнения проекта.

Задачи проекта:

– изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;

– изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;

– создать картину в технике выжигания по дереву;

– создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.

Ход выполнения проекта:

– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

– систематизирование полученной информации;

– разработка плана работы;

– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

– демонстрация готовой картины;

– написание работы проекта.

1. История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

2. Способы выжигания

Существуют несколько различных способов выжигания – пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

2.3 Выжигание кислотой

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты. Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

2.4 Выжигание трением

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмачивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

3. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

- пользоваться упорами и направителями;

- не держать руку близко к полотну пилы;

- не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.

2. Выполняя лакокрасочные работы:

- не держать долго открытыми банки с красками;

- при работе не подносить краски к лицу;

- работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

- использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;

- после завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.

3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

- включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

- работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

- проверять состояние изоляции токопроводящих частей;

- оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

- во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

- по окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.

4. Материалы и инструменты

Таблица 1. Материалы и инструменты

Описание и рекомендации

предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.

предназначена для перевода рисунка на доску.

используется для точного нанесения изображения.

предназначен для выжигания рисунка

предназначен для покрытия готовой карти ны. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

Таблица 2. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)

Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности

Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

Калька, рисунок (схема)

Выжигание контуров, нанесение теней

Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

Покрытие готовой картины лаком

С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины

6. Расчет себестоимости готового изделия

Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.

Что такое выжигание по дереву?

Под пирографией подразумевают искусство нанесения разнообразных рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов, кислот, собирающих линз. Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок. Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.

История выжигания по дереву

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Виды выжигания по дереву

Существует несколько приемов термической обработки древесины. Рисование огнем разрешает получать плоскостные или глубоко проработанные объемные изображения. Основные методы пирографии:

    Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Альтернативные способы выжигания:

Выжигание лазером по дереву

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Что нужно для выжигания по дереву?

  • электровыжигатель;
  • деревянные заготовки;
  • эскизы с рисунками;
  • наждачная бумага;
  • копировальная бумага;
  • карандаши;
  • ластик;
  • краски;
  • воск;
  • лак;
  • ветошь;
  • набор кистей.

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Материалы для выжигания

Древесину для гравировки подбирают с учетом физико-механических свойств. Тонким и деликатным процессом является выжигание, пирография легче выполняется на светлой и в меру податливой древесине с однородной структурой. Распространенную обычную сосну редко используют в работе из-за неоднородности материала и его смолистости, дуб плохо поддается обработке по причине высокой твердости.

Для выжигания подходит следующая древесина:

  • липа;
  • вяз;
  • клен;
  • каштан;
  • груша;
  • самшит;
  • береза;
  • платан;
  • пиренейская сосна;
  • листовая фанера подходящих сортов.

Как выбрать прибор для выжигания по дереву?

Различают устройства для пирографии с проволочными и твердыми перьями. Последние аппараты по виду напоминают привычные паяльники и не имеют регуляторов температуры накала. Лучше приобретать прибор для выжигания по дереву мощностью от 20 Вт для быстрой работы даже на твердом покрытии. В профессиональных выжигателях замена петель происходит быстрее благодаря наличию удобных держателей с винтиками.

Особенности приборов с твердыми перьями:

  1. Долговечность.
  2. Простота в использовании.
  3. Дешевизна.
  4. Пирограф разогревается дольше.
  5. Выше риск перегрева.
  6. Хуже подходят для тонкой и длительной работы.

Особенности выжигателей с проволочными перьями:

  1. Быстрый нагрев и остывание.
  2. Наличие регулировки накала.
  3. Подходят для кропотливой и длительной гравировки.
  4. Высокая цена.
  5. Насадки чаще выходят из строя.

Насадки для выжигания по дереву

Новичкам не рекомендуется приобретать слишком много комплектующих для пирографии, не разобравшись с основами этого искусства. Укомплектуйте аппарат для выжигания по дереву игловидными, коническими и тонкими игловидными перьями, которые используются чаще. Печатки из латуни применяются для составления затейливых узоров. Насадки для проволочных приборов можно изготавливать самостоятельно, выгибая требуемый профиль из нихромовой проволоки толщиной 0,5-1 мм.

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Правила выжигания по дереву

Гравировка изображений по нанесенным контурам – задача простая. После короткой подготовки создавать на подготовленной дощечке простые узоры сумеет даже школьник. Перечислим важнейшие основы выжигания по дереву:

Идеи для выжигания по дереву

Способом пирографии можно получить немало интересных поделок или выполнить декорирование готовых предметов. Самые удачные варианты использования техники выжигания по дереву:

  1. Украшение предметов интерьера – фасадов, стульев, табуретов, резных ножек, полок, вешалок.
  2. Картинки для выжигания по дереву – копирование готовых образцов или горячее рисование оригинальных изображений.
  3. Украшение деревянной кухонной утвари – ложек, тарелок, хлебниц, горшков.
  4. Раскраска настольных или напольных ваз, цветочных горшков.
  5. Декорирование сундуков и шкатулок.
  6. Создание оригинальной бижутерии – бус, заколок, брошек, сережек.

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания

Как выжигать по дереву?

При кажущейся простоте гравировка раскаленным пером требует умения, усердия и некоторых навыков. Пробные тесты помогают правильно научиться водить инструментом по дереву и не испортить хорошие заготовки. Для получения качественной картинки методом пирографии нужно освоить основные способы подготовки полотна, работу с красками, воском и лаком.

Этапы выжигания по дереву:

  1. Вначале вырезают заготовку.
  2. Дощечку шлифуют наждачной бумагой по направлению волокон.
  3. Протирают дерево влажной ветошью для удаления пыли и стружки.
  4. На поверхность переносят контуры требуемого узора.
  5. Производят выжигание по дереву.
  6. По окончанию гравировки поверхность шлифуют, удаляя обуглившиеся кусочки.
  7. Далее рисунки расписывают красками.
  8. В финале картины покрывают лаком или производят вощение.

Как перенести рисунок на дерево?

Перенесение контуров сложного узора на подготовленную дощечку – важнейший этап в пирографии. Многим нравится выжигание портретов по дереву, но прорисовка в масштабе изображения со всеми подробностями является непростым занятием. Существует несколько способов решения задачи:

  1. Осуществить в масштабе перерисовку карандашом контуров понравившейся картинки прямо на заготовку. Метод подходит для профессиональных художников.
  2. Перенесение рисунков для выжигания по дереву при помощи графитовой бумаги.
  3. Рисунок копируют принтером на бумагу и прикрепляют к дощечке лицевой частью. Приглаживая разогретой плоской насадкой оборотную сторону картинки, можно добиться отпечатывание чернил на древесине.
  4. С помощью пергаментной бумаги и клея ПВА – наклеить рисунок лицевой стороной к доске, немного выдержать и аккуратно бумагу снять.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).


Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием


Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.


Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).


Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)


Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.


Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение


Рис. 144. Рабочая поза при выжигании


Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30. 35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10. 15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).


Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).


Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки


Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).


Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.


Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием


Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером


Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

История возникновения и развития выжигания по дереву

Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.


Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.


Возникновение

До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.


В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.

Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.


Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.


В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.


Развитие техники


В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.


В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.


Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.

Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.


Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.


Выжигание в современности


Пирограф

Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.

Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.

Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.


Газовая горелка

Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.


Собирающие линзы

Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.

Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.


Кислотный способ

Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.


Пиротипия

С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.

Читайте также: