Выбери для признака жизни соответствующий пример раздражимость цветы подсолнуха

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители для приспособления изменяющимся условиям среды.

Фотопериодизм - реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

*Тропизм – это реакции растений на всевозможные раздражители, проявляющиеся в виде роста их органов.

*Настии – представляют собой изменения положений органов прикрепленных растений, вызванных внешними раздражениями.

*Нутации – вращательные движения растущих органов растений, вызываемые смещением ростовой зоны по периметру молодого органа или чередованием более быстрого роста то одной, то другой его стороны.

*Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам (для растений см. тропизм).

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Раздражимость – это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.

Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Наука биология (греч. bios – жизнь, logos — наука) изучает само проявление жизни и ее закономерности.

Основными свойствами живого принято считать:

  • Обмен веществ и энергией
  • Питание
  • Выделение
  • Дыхание
  • Рост и развитие
  • Раздражимость
  • Способность к движению
  • Способность к размножению
  • Саморегуляция

Только наличие всех вышеперечисленных свойств является исчерпывающим доказательством жизни.

Обмен веществ и энергии

Все живые организмы потребляют питательные вещества. Внутри организма сложные вещества распадаются до более простых с выделением энергии, а простые вещества употребляются организмом для построения и поддержания своего тела. Таким образом живые организмы постоянно обмениваются различными веществами и энергией со внешней средой.

Очевидно, что подобный обмен был бы невозможен без свойств живого как питание, выделение и дыхание.

Питание – процесс поглощения питательных веществ, которые затем в организме трансформируются. К примеру, корни растений поглощают минеральные вещества из почв, этот процесс принято называть минеральным питанием. Питательные же вещества растения получают в результате фотосинтеза, особого процесса, о котором мы поговорим в отдельном уроке.

Выделение – это удаление продуктов жизнедеятельности из организма. Например, растения выделяют в окружающую среду углекислый газ, излишки воды и другие вещества.

Для поддержания своего функционирования организмам необходима энергия. Ее можно извлечь в процессе разложения (окисления) различных сложных веществ в присутствии кислорода, который все живое получает посредством дыхания.

На вдохе организмы потребляют кислород, а выдыхают углекислый газ.

Рост и развитие

Полученные организмом вещества расходуются на рост и развитие.

Вообще рост свойственен и некоторым неживым объектам, например сосулькам. Однако они наращивают вещество на своей поверхности, в отличие от живых организмов, которые растут изнутри за счет потребленных питательных веществ.

Причем растения, в отличие от животных, растут в течение всей жизни.

С момента своего появления на свет и до момента смерти все живое претерпевает различные изменения, они развиваются.

Например, из маленького семечка сначала появляется проросток лишь с одной парой маленьких листочков.

Проросток растет, постепенно превращаясь в молодое растение с уже развившимися листьями. Со временем побег продолжает крепнуть, образует все новые и новые листья, цветет и в итоге увядает.

Схема развития растения

Раздражимость и саморегуляция

Для выживания необходимо вовремя реагировать на изменения внешней и внутренней среды, и все живые организмы обладают такой способностью (раздражимостью).

При этом важно не только быстро определять, что изменилось, но и оперативно приспосабливаться к изменениям, и в первую очередь поддерживать постоянство внутренней среды организма или гомеостаз.

Таким образом, еще одним важным свойством всего живого является способность к саморегуляции. Так живые организмы способны абсолютно самостоятельно без какого-либо внешнего вмешательства поддерживать все процессы своей жизнедеятельности.

Движение

Живые организмы так или иначе способны к перемещению в пространстве. Даже растения, с первого взгляда кажущиеся совершенно неподвижными, способны к передвижению.

Например, листья поворачиваются так, чтобы как можно больше света падало на листовую пластинку, цветки некоторых растений открываются в светлое время суток, а в темное закрываются.

Это явление, характерное для растений и не только получило название фототаксис.

Размножение

Так или иначе продолжительность жизни организма ограничена, однако жизнь на Земле процветает по сей день, и за это стоит благодарить такое свойство живых организмов, как размножение.

Посредством размножения родители передают потомкам свои признаки и особенности развития. Такая способность живых организмов называется наследственностью.

Как реагируют растения на смену времён года? Подчеркните правильные утверждения.

Еще до наступления зимних холодов у растений созревают плоды и семена , вырастают листья , ускоряется обмен веществ , прекращается видимый рост , снижается интенсивность дыхания .

Образ жизни животных

Распределите животных на ночных и дневных.

Ночные

Дневные

Подготовка к зиме

Как животные готовятся к зиме? Выберите несколько вариантов ответа.

съедают все запасы еды

перебираются в места богатые пищей

Реакции животных на раздражение

Расставьте подписи к изображениям.




Реакции организмов на раздражение

Растения

Животные

Развитие растений

Выделите цветом верные утверждения.

К ночным животным относятся

4 . дождевые черви

Периодизм у животных

Какое из приведённых выражений Неверное?

Выделите их цветом.

1 . У растений ещё до наступления холодов созревают плоды и семена.

2 . С наступлением зимы все животные впадают в спячку.

3 . Животные, как и растения готовятся к зиме.

4 . С наступлением осени некоторые птицы совершают перелёты.

5 . У животных смена наряда (линька) подчиняется при смене часовых поясов.

6 . Одноклеточные организмы чувствительны к смене сезонов года.

Раздражение растений

Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

У некоторых и неподвижных , лишенных системы, раздражимость проявляется в виде ненаправленных действий по отношению к раздражителю; называемых : например, открывание и закрывание у цветков, ловчего аппарата у , опускание листьев у стыдливой мимозы.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1.Раздражимость – это способность

  • подстраиваться под окружающую среду
  • воспринимать воздействия внешней среды
  • отвечать на воздействия внешней среды
  • воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на них
Вопрос 2

2. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод:

Читайте также: