Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

V2: Введение (основные понятия курса). Языковая норма

S: В состав основных признаков стиля литературного языка не входит:

S: Современная наука рассматривает культуру речи в следующем аспекте:

-: в нормативном (ортологическом)

-: в коммуникативном и нормативном

+: в нормативном, коммуникативном и этическом

-: в коммуникативном и этическом

S: Выберите лишний ряд:

-: ценный, на вес золота, дорогой, дорогостоящий

-: безрассудный, сумасшедший, шальной, взбалмошный

-: большой, крупный, гигантский, колоссальный

+: кушанье, еда, яства, противоядие, блюда

S: Укажите верную лексическую сочетаемость:

-: оплатить за проезд

S: Укажите ряд слов, в котором правильно образован Р.п. мн.ч.

-: тапок, сапог, туфлей

-: мандарин, кокосов, хакасов

+:оладий, помидоров, французов

-: рельс, бананов, словарей

S: Укажите правильный вариант предложения с точки зрения синтаксических норм:

-: Ряд вузов и академий участвовало в конкурсе.

-: Согласно приказа мы должны были явиться ровно в 9:00.

-: часть студентов считали, что выполнили работу верно.

+: Благодаря отличной погоде мы отлично провели время на море.

S: Отметьте правильно образованное причастие настоящего времени действительного залога:

S: Укажите ряд, где все слова являются архаизмами.

-: зипун, живот, щуйца, хлад.

-: центнер, прикольно, терминология, чело.

+:ланита, выя, око, чадо.

-: время, глагол, ключ, кокошник.

S: Укажите предложении, в котором фразеологизм употреблен в нужном значении:

-: он был на седьмом небе от усталости.

-: Повесив язык на плечо, он с радостью пошел дальше.

-: Книга за семью печатями – книга, которую не купить.

+: Перед сессией у студентов шла кругом голова.

S: В каком слове [чн] произносится как [шн]

S: В каком предложении знаки препинания расставлены верно:

-: Деревня, травы и земля: все кругом внезапно побагровело.

-: Скалы покрытые инеем, уходили в неясную озаренную даль.

+: К счастью, мы успели вовремя.

-: Похолодало и путники решили развести костер.

S: Выберите лишний ряд:

-: ценный , на вес золота, дорогой, дорогостоящий.

-: безрассудный, сумасшедший, шальной, взбалмошный.

-: большой, крупный, гигантский, колоссальный.

+: кушанье, еда, яства, противоядие, блюда

S: Укажите верную лексическую сочетаемость:

-: оплатить за проезд

S: Укажите ряд слов, в котором правильно образован Р.п. мн.ч.

-: тапок, сапог, туфлей

-: мандарин, кокосов, хакасов.

+:оладий, помидоров, французов.

-: рельс, бананов, словарей.

S: Укажите правильный вариант предложения с точки зрения синтаксических норм:

-: Ряд вузов и академий участвовало в конкурсе.

-: Согласно приказа мы должны были явиться ровно в 9:00.

-: часть студентов считали, что выполнили работу верно.

+: Благодаря отличной погоде мы отлично провели время на море.

S: Отметьте правильно образованное причастие настоящего времени действительного залога:

S: Укажите ряд, где все слова являются архаизмами.

-: зипун, живот, щуйца, хлад.

-: центнер, прикольно, терминология, чело.

+:ланита, выя, око, чадо.

-: время, глагол, ключ, кокошник.

S: Укажите предложении, в котором фразеологизм употреблен в нужном значении:

-: он был на седьмом небе от усталости.

-: Повесив язык на плечо, он с радостью пошел дальше.

-: Книга за семью печатями – книга, которую не купить.

+: Перед сессией у студентов шла кругом голова.

S: Фиксация в разного рода словарях и грамматике норм и правил…

S: Различают аспекты культуры речи

+: Нормативный, коммуникативный, этический

-: Нормативный, коммуникативный, эстетический

-: Нормативный, коммуникативный, информативный

S: Норма языка- это

-: Пунктуационное и орфографическое правила

+:Языковая традиция, закрепленная в авторитетных источниках

-: Способ употребления языковых единиц

S: Литературный язык имеет признаки

+:Высокая степень обработанности, стилистическая дифференциация, нормированность, письменная фиксация

-:Высокая степень обработанности, кодификация, нормированность, книжный характер

-:Высокая степень обработанности, стилистическая дифференциация, унифицированность

-:Высокая степень обработанности, стилистическая дифференциация, нормированность

S: Императивная норма предполагает:

+:только один правильный вариант, остальные – неправильные;

-:правильное употребление языковых единиц

-: Помалкивать, хранить тайну.

-: Совершать необдуманные поступки.

+: сделать свой вклад в общее дело.

-: сказать свое мнение.

-: Помалкивать, хранить тайну.

-: Совершать необдуманные поступки.

+: куда Макар телят не гонял;

-: вылететь в трубу.

S: К какому словарю следует обратиться, чтобы уточнить происхождение слова?

S: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

S: Литературная норма НЕ характеризуется:

-: соответствием особенностям национального языка.

S: К какому словарю следует обратиться, чтобы уточнить значение иноязычного слова?

+: словарю иностранных слов.

S: Кодификации – это

+: официальное признание нормы в виде правил в авторитетных лингвистических изданиях: словарях, грамматиках и учебных пособиях.

-: Регламентация употребление языковых единиц

-: Строгое соблюдение правил использования языковых единиц

-: процесс становления, утверждение нормы

S: В предложении Написать свою автобиографию нарушена

S: В каком слове нарушена акцентологическая норма

S: В каком слове нарушена акцентологическая норма

S: В каком случае нарушена морфологическая норма

S: Русский литературный язык - это:

-: язык художественной литературы;

-: вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях;

+: высшая форма национального языка;

-: язык русской нации;

S: В каком слове [чн ] произносится как [шн]

S: Какой важнейший аспект культуры речи затрагивается в словах известного филолога СИ.Ожегова: «.. .культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное

S: В каком предложении знаки препинания расставлены верно:

-: Деревня, травы и земля: все кругом внезапно побагровело.

-: Скалы покрытые инеем, уходили в неясную озаренную даль.

+: К счастью, мы успели вовремя.

-: Похолодало и путники решили развести костер.

Грамматически правильным продолжением предложения будет:

-: … у меня закружилась голова.

-: … крыша едва не провалилась подо мной.

-: … мне хорошо был виден лес за рекой.

+: … я втащил за собой деревянную лестницу.

S: Строка, в которой частица НЕ во всех словах пишется раздельно:

-: (не) рад; не (с) кем; (не) счастье

-: совсем (не) интересная история; (не) отставал; (не) чего

+: (не) пять; (не) защищенное от ветра море; говорил (не) громче

-: (не) доумевая; отнюдь (не) верное решение; (не) освещенные

S: Правильное утверждение:

-: Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по

лексическому значению и звуковому облику.

-: Суффикс – это значимая часть слова, которая служит только для

образования различных форм слова.

-: Все слова самостоятельных частей речи имеют окончания.

+: Порядковые числительные изменяются по падежам.

S: Ошибка в образовании формы слова допущена следующем примере:

+: у обоих девушек

-: свыше четырёх тысяч метров

S: Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

-: Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и

-: Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках – запели

+: Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели.

-: Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе

-: Человек с прогрессивными взглядами никогда не будет ратовать за

+: Близорукость, которая усиливается в течение жизни, - прогрессивная

-: Его идеи были прогрессивными для того времени.

-: Прогрессивным является развитие новых технологий.

-: крайне своеобразный, необычный до странности

Характеристика, соответствующая предложению:

-: простое с обособленным оборотом

+: с разными видами связи: сочинительной и подчинительной

S: Слово, употребленное в несвойственном ему значении:

-: Хозяин внимательно следит за порядком в доме.

+: Мой друг особенно уважает стихи.

-: У Базарова нет единомышленников.

S: Слово, в котором пишется мягкий знак:

S: Строка, в словах которой на месте пропуска пишется –нн-:

-: ружью заряже..о, законче..ая вовремя работа

-: прямая моще..ая дорога, песча..ая почва

+: бронирова..ый автомобиль, размороже..ый фарш

-: солдаты контуже..ы, серебря..ый браслет

S: Качество речи, являющиеся коммуникативным:

Q: Текст станет законченным, если предложения будут расположены в следующей последовательности…

1: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами.

2. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания.

3. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни.

4. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать.

S: Соответствие значений приведенным образным

L1 Курить фимиам

L2 Перейти Рубикон

L3 Прокрустово ложе

L4 Дамоклов меч

R2 Совершить решительный поступок

R3 Мерка, под которую подгоняют

R4 Нависшая, угрожающая опасность

R5 Крупный, рослый великан

S: Грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

-: …ученым понадобилось много времени на изучение старинных

+: …монастыри стали неотъемлемой частью русской истории

-: … изучение истории имеет большое значение

-: …это помогает лучше понять настоящее

S: Название словаря, которым можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант:

-: Словарь иностранных слов

S: Предложение с неверным порядком слов:

+: Ведь только такой человек может видеть и понимать природу,

-: Он очень выразительно читает стихи

-: В последнее время появилось много новых аббревиатур

-: Наставник не всегда беседует с учеником, а это необходимо

S: Соответствие обнаруженной ошибки в предложении ее типу:

L1 Путники сдвинули лежачий на дороге камень.

L2 Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.

L3 Становите сюда свой чемодан.

L4 Артисты выступали в потрясных костюмах.

R1 Смешение паронимов

R2 Нарушение лексической сочетаемости

R3 Использование просторечия

R4 Использование жаргонизмов

R5 Ошибка в образовании падежной формы

-: Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и

-: Радость от успеха незаметно для него самого переросла в

гордыню, слава вскружила голову

-: Непомерная гордыня обуяла этого человека

+: Новый клуб – гордыня поселка

-: главный, основной, наиболее существенный

+: относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо

-: возглавляющий кого- или что-либо

-: находящийся в центре, в середине чего-либо

Q: Текст станет законченным, если предложения будут расположены в следующем порядке …

1: Чем больше сгущалась темнота, тем громче кричали лягушки.

2: Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что

ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина.

3: Мрак становился гуще; предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность.

4: Вода, древесные ветви и туманные полосы смешивались вместе и ускользали от

S: Строка, в которой во всех словах надо писать гласную Ё:

-: безнад..жный, бесп..рый, бесхреб..тный, бл..клый

-: бл..стка, бл..ф, брев..нчатый, гар..м

-: оп..ка, ос..длый, одноим..нный, никч..мный

+: перекр..сток; ж..лчь, ш..рстка, щ..лка

S: Ударение падает на первый слог в следующих именах собственных:

-: Аничков мост, Бальмонт, Гамлет, Миссури

+: Ожегов, Ставрополь, Кижи, Стивенсон

-: Капица, Рембрандт, Мельбрун, Нюрнбергский процесс

-: Рамзес, Сергий Радонежский, Стендаль, Эльбрус

+: Наконец добрались до ночлега.

-: Можно наконец обратиться за советом к специалисту.

-: Такое промедление с решением срочного вопроса становится наконец нетерпимым.

S: Ряд, в котором во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением:

-: заст..лить, к..сательная, сов..ршенно

-: ср..щение, подр..жательная, уб..ждение

-: безобл..чный, подг..реть, ур..ган

+: бл..гополучно, сомн..вающийся, разгл..шать

S: Случай неверного ударения в следующих фрагментах рекламных

-: бусы из тигрОвого глаза

S: Существительные женского рода:

-: ваниль, вуаль, рояль, рельс

-: тюль, туфля, толь, оладья

+: мозоль, авеню, кольраби, иваси

-: салями, голень, табель, лебедь

S: В русском языке ударение не падает на слова такой части речи, как .

S: Характеристика, соответствующая русскому словесному ударению:

-: определенная связь с морфемами

S: Ударение выполняет смыслоразличительную функцию в следующем случае:

S: Ударение выполняет функцию стилистической дифференциации в следующем случае:

S: Вариативность нормы русского ударения отражена в следующем варианте:

S: Большинство слов русского языка представляют собой …

S: Раздел языка, являющийся более динамичным и быстро отражающим все явления, происходящие в обществе:

S: В русском языке в последнее время появилось особенно много …

-: слов с переносным значением

S: Слово, не потерявшее своей актуальности в русском языке:

S: Грамматическая норма регламентирует следующий раздел русского языка:

S: Существительное мужского рода:

S: Существительное, не употребляющееся в единственном числе:

S: Существительное, имеющее во множественном числе форму отличную от других существительных:

S: Неправильная морфологическая форма степени сравнения прилагательного:

S: Союз, привносящий в сложносочиненное предложение оттенок желательности, необходимости:

S: Нормой в разговорной речи признается:

-: то же, что и в книжной

+: то, что постоянно употребляется в речи носителями литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии как ошибка

-: то, что зафиксировано в специальных грамматиках разговорной речи

-: то, что звучит как книжная речь

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка: Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях.

-: употребляется разностилевая лексика

-: нарушена лексическая сочетаемость слов

S: Основное свойство нормы русского литературного языка – это…

-: способность к изменению на протяжении короткого промежутка времени

-: устойчивость и неизменяемость

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка: Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм.

-: употребляется разностилевая лексика

+: нарушена лексическая сочетаемость слов

-: непонимание лексического значения слова

S: Слово с ударением на последнем слоге:

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

+: неверно сокращено слово (слова)

-: употребляется разностилевая лексика

-: неверное понимание значения слова

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

Граж. Иванову оплатить ком-у в трехнедельный срок.

+: неверно сокращено слово (слова)

-: употребляется разностилевая лексика

-: незнание значения слова

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат.

-: неверно сокращено слово

+: употребляется разностилевая лексика

-: неправильный порядок слов

S: Ряд слов, в котором ударение падает на первый слог:

-: форзац, оптовый, шарфы -: договор, трюфель, харизма +: банты, генезис, ирис (цветок)

S: Ряд слов, в котором ударение падает на второй слог:

+: анатом, уведомить, дремота -: танцовщик, таможня, деревце -: тигровый, апостроф, туфля

-: перистый, простыня, селянин.

S: Ряд слов, в которых пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением:

-: пор..дниться, ф..нарь, те..тральный, к..снуться

-: к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять

-: к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает

+: изд..лека, оч. ровательный, ст..рпеть, прогл..тить

S: Слово с ударением на третьем слоге:

S: Слово, в котором ударение падает на второй слог:

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

На наше семейное мероприятие прибыло много гостей.

+: употребляется разностилевая лексика

-: расширение значения слова

S: Слово, в котором ударение падает на последний слог:

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

+: употребляется разностилевая лексика

-: неправильно понимается значение слова

S: Слово с ударением на первом слоге:

S: В данном текстовом фрагменте допущена ошибка:

Необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки.

+: употребляется разностилевая лексика

-: нарушено управление между числительным и существительным

-: неправильно понимается значение слова

S: Слово, в котором ударение падает не на последний слог:

S: Cпособ доказательства, используемый в отрывке:

+: употребляется разностилевая лексика

-: употребляется речевой штамп

-: употребляются слова в несвойственных им значениях

S: Соответствие ударения номеру слога:

R2: четвертый слог

S: Соответствие разновидности языка определению

L2: социальный жаргон

L4: профессиональный жаргон

R1: носители объединены территориально

R2: речь обособленной группы людей

R3: речь городского малообразованного населения

R4: используется людьми одной профессии

R5: образцовая речь

S: Компоненты, не входящие в понятие культуры речи:

S: Язык, который присущ тому или иному человеку, независимо от его происхождения называется …

S: Неверное утверждение о речи:

-: речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве

-: речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке

+: в отличие от языка она более консервативна, менее динамична, подвижна

-: речь, как последовательность вовлеченных в нее слов, отражает опыт говорящего человека

А4. В каком ряду во всех словах на
месте пропуска пишется буква Е?
1. О созревш..й груш. к юркнувш..й
мыш..;
2. О летн..м зно. о
продолжающ..мся застоль..;
3. В нержавеющ..й стал. о поздн..м
вечер…;
4. О затерявш..йся экспедици. о
соответствующ..м времен…

А4. В каком ряду во всех словах на
месте пропуска пишется буква Е?
1. О созревшЕй грушЕ, к юркнувшЕй
мышИ;
2. О летнЕм зноЕ, о продолжающЕмся
застольЕ;
3. В нержавеющЕй сталИ, о позднЕм
вечерЕ;
4. О затерявшЕйся экспедициИ, о
соответствующЕм временИ

А5. В каком ряду в обоих случаях
пропущен Ь?
1. клянёш..ся
честью, с узких
плеч. ;
2. боевой клич. красивая
брош..;
3. суп горяч. покориш..ся
судьбе;
4. разреж.. полностью,
растопить печ..

А5. В каком ряду в обоих случаях
пропущен Ь?
1. клянёшЬся честью, с узких плеч;
2. боевой клич, красивая брошЬ;
3. суп горяч, покоришЬся судьбе;
4. разрежЬ полностью, растопить
печЬ

А6. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1. П..лисадник, не..своенный,
н..илучший;
2. Пр..остановиться, пр..суждение,
пр..морский;
3. Ни..вергаться, чере..чур,
и..готовить;
4. Сверх..нтересный,
небез..нтересный, под..грать.

А6. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1. пАлисадник, неОсвоенный,
нАилучший;
2. прИостановиться, прИсуждение,
прИморский;
3. ниЗвергаться, череСчур, иЗготовить;
4. сверхИнтересный, небезЫнтересный,
подЫграть.

А7. В каком ряду во всех словах
пропущена безударная гласная корня,
проверяемая ударением?
1. заст..лить, к..сательная,
сов..ршенно;
2. ср..щение, подр..жательный,
уб..ждение;
3. безобл..чный, подг..реть, ур..ган;
4. бл..гополучно, сомн..вающийся,
разгл..шать.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена
безударная гласная корня, проверяемая
ударением?
1. застЕлить, кАсательная, совЕршенно;
2. срАщение, подрАжательный,
убЕждение;
3. безоблАчный, подгОреть, урАган;
4. блАгополучно, сомнЕвающийся,
разглАшать.

А8.В каком слове пропущена буква Е?
1. Мягко стел..т, да жёстко
спать.
2. Попадёшься в руки –
натерп..шься муки.
3. Один всех не переспор..шь.
4. В решете воды не удерж..шь.

А8.В каком слове пропущена буква
Е?
1. Мягко стелЕт, да жёстко
спать.
2. Попадёшься в руки –
натерпИшься муки.
3. Один всех не переспорИшь.
4. В решете воды не удержИшь.

А9. В каком слове надо поставить
букву И?
1. Выше головы не прыгн..шь.
2. Дыма без огня не быва..т.
3. Без труда не вытян..шь и
рыбку из пруда.
4. Кашу маслом не испорт..шь.

А9. В каком слове надо поставить
букву И?
1. Выше головы не прыгнЕшь.
2. Дыма без огня не бываЕт.
3. Без труда не вытянЕшь и рыбку
из пруда.
4. Кашу маслом не испортИшь.

А10. В каком предложении НЕ
пишется раздельно со словом?
1. (Не)успевшие ещё отцвести цветы
поблекли.
2. Я увидел (не)высокого мужчину.
3. Павел Петрович – человек очень
(не)глупый.
4. (Не)доумевая, Петя посмотрел на
отца.

А10. В каком предложении НЕ
пишется раздельно со словом?
1. Не успевшие ещё отцвести цветы
поблекли.
2. Я увидел невысокого мужчину.
3. Павел Петрович – человек очень
неглупый.
4. Недоумевая, Петя посмотрел на
отца.

А11. В каком случае выделенное слово
(слова) написано и объяснено верно?
(От)чего вы отказываетесь от
предложения?
1. отчего – всегда пишется слитно.
2. от чего – всегда пишется раздельно.
3. отчего – наречие с приставкой,
поэтому слитно
4. от чего – предлог от с местоимением
чего, поэтому раздельно.

А11. В каком случае выделенное слово
(слова) написано и объяснено верно?
Отчего вы отказываетесь от
предложения?
1. отчего – всегда пишется слитно.
2. от чего – всегда пишется раздельно.
3. отчего – наречие с приставкой,
поэтому слитно
4. от чего – предлог от с
местоимением чего, поэтому
раздельно.

А12. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?
1. Городские трущ..бы
2.На улице свеж..
3.Изящный сапож..к
4.Ноч..вка у костра

А12. В каком слове на месте
пропуска пишется буква Ё?
1. Городские трущОбы
2. На улице свежО
3. Изящный сапожОк
4. НочЁвка у костра

Прочитайте текст и выполните задания
А13-А16. (Спишите текст).
А. А раз оно живое, то, значит, во всём
может делить и действительно делит
судьбы всех живых существ.
Б. Есть слово в поэтическом тексте.
В. Современная поэзия исходит из
предположения, что нет плохих или
хороших, поэтических или
непоэтических слов.
Г. Здесь оно начинает жить, здесь оно
живой организм.

А13. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1. А,В,Г,Б;
2.В,А,Г,Б;
3.Б,Г,В,А;
4.В,Б,Г,А.

А13. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1. А,В,Г,Б;
2. В,А,Г,Б;
3. Б,Г,В,А;
4. В,Б,Г,А.

А15. Какая характеристика
соответствует предложению Г?
1. сложносочинённое
2. сложное бессоюзное
3. простое с однородными
членами
4. сложноподчинённое

А15. Какая характеристика
соответствует предложению Г?
1. сложносочинённое
2. сложное бессоюзное
3. простое с однородными членами
4. сложноподчинённое

А18. В каком примере допущена
ошибка в образовании слова?
1. у обоих девушек
2. свыше четырёх тысяч метров
3. несколько юношей
4. попробую

А18. В каком примере допущена
ошибка в образовании слова?
1. у обОих девушек ( у обЕих
девушек)
2. свыше четырёх тысяч метров
3. несколько юношей
4. попробую

А19. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.
* Взобравшись на крышу сарая, …
1. …, у меня закружилась голова.
2. …, крыша едва не провалилась
подо мной.
3. …, мне хорошо был виден лес за
рекой.
4. …, я втащил за собой деревянную
лестницу.

А19. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.
* Взобравшись на крышу сарая, …
1. …, у меня закружилась голова.
2. …, крыша едва не провалилась подо
мной.
3. …, мне хорошо был виден лес за
рекой.
4. …, я втащил за собой деревянную
лестницу.

А20. Укажите предложение
с грамматической ошибкой.
1. Вопреки моему желанию, они
познакомились.
2. Преподаватель отобрал и посоветовал
учащемуся воспользоваться
дополнительной литературой.
3. Учителя уделяют немало внимания
правилам орфографии и пунктуации.
4. Несмотря на поздний час, люди
продолжали бурно обсуждать
происшедшее.

А20. Укажите предложение
с грамматической ошибкой.
1. Вопреки моему желанию, они
познакомились.
2. Преподаватель отобрал (?) и
посоветовал учащемуся воспользоваться
дополнительной литературой.
3. Учителя уделяют немало внимания
правилам орфографии и пунктуации.
4. Несмотря на поздний час, люди
продолжали бурно обсуждать
происшедшее.

А21. В каком предложении вместо слова
прогрессивный нужно употребить
прогрессирующий?
1. Человек с прогрессивными взглядами
никогда не будет ратовать за
ужесточение наказания.
2. Близорукость, которая усиливается в
течение жизни, - прогрессивная
близорукость.
3. Его идеи были прогрессивными для
того времени.
4. Прогрессивным является развитие
новых технологий.

А21. В каком предложении вместо слова
прогрессивный нужно употребить
прогрессирующий?
1. Человек с прогрессивными взглядами
никогда не будет ратовать за
ужесточение наказания.
2. Близорукость, которая усиливается в
течение жизни, ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ близорукость.
3. Его идеи были прогрессивными для
того времени.
4. Прогрессивным является развитие
новых технологий.

А22. Выберите правильное объяснение
пунктуации в предложении.
* Костёр уже догорал ( ) и последними
угольками освещал лица охотников.
1. Простое предложение с однородными
членами, перед союзом И запятая не
нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И
запятая не нужна.
3. Простое предложение с однородными
членами, перед союзом И запятая
нужна.
4. Сложное предложение, перед союзом И
запятая нужна.

А22. Выберите правильное объяснение
пунктуации в предложении.
* Костёр уже догорал ( ) и последними
угольками освещал лица охотников.
1. Простое предложение с однородными
членами, перед союзом И запятая не
нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И
запятая не нужна.
3. Простое предложение с однородными
членами, перед союзом И запятая
нужна.
4. Сложное предложение, перед союзом И
запятая нужна.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
Сад (1) всё больше редея (2) спускался к
реке (3) поросшей зелёным камышом
(4) и густым ивняком.
1. 1,2;
2. 1,2,3;
3. 2,3,4;
4. 1,3.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Сад (1), всё больше редея (2), спускался
к реке (3), поросшей зелёным
камышом (4) и густым ивняком.
1. 1,2;
2. 1,2,3;
3. 2,3,4;
4. 1,3.

А24. Найдите предложение
с пунктуационной ошибкой.
1. Для достижения спортивных успехов
необходим, как талант, так и упорство.
2. Я прислушивался к звучанию музыки и
природы и брал подсказанное ими в
основу своего творчества.
3. Рокочущий шум моторов то отдалялся,
то снова приближался.
4. Посаженные выпускниками деревья :
клён, акации, берёзы – быстро
разрослись.

А24. Найдите предложение
с пунктуационной ошибкой.
1. Для достижения спортивных успехов
необходим , как талант, так и упорство.
2. Я прислушивался к звучанию музыки и
природы и брал подсказанное ими в
основу своего творчества.
3. Рокочущий шум моторов то отдалялся,
то снова приближался.
4. Посаженные выпускниками деревья :
клён, акации, берёзы – быстро
разрослись.

А25. Пунктуационная ошибка допущена
в предложении:
1. Подаренная мне книга оказалась не
только интересной, но и полезной.
2. Повсюду : и в кустах, и в траве, и в
буйных папоротниках – запели
птицы.
3. Молодые листья лепетали да зяблики
кое-где пели.
4. Цветы поражали своей величиной и
формой и манили к себе прекрасным
ароматом.

А25. Пунктуационная ошибка допущена
в предложении:
1. Подаренная мне книга оказалась не
только интересной, но и полезной.
2. Повсюду : и в кустах, и в траве, и в
буйных папоротниках – запели
птицы.
3. Молодые листья лепетали, да зяблики
кое-где пели.
4. Цветы поражали своей величиной и
формой и манили к себе прекрасным
ароматом.

А26. В каком предложении надо
поставить тире?
1. Дорожки в саду словно ручьи.
2. И всё это говорило о близости весны и
птичья суета и рыхлый снег и запах
земли.
3. Мы собирались выйти затемно путь
предстоял длинный.
4. Уссурийский тигр зверь большой и
опасный.

А26. В каком предложении надо
поставить тире?
1. Дорожки в саду словно ручьи.
2. И всё это говорило о близости весны и
птичья суета и рыхлый снег и запах
земли.
3. Мы собирались выйти затемно путь
предстоял длинный.
4. Уссурийский тигр - зверь большой и
опасный.

А27. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Афанасий Никитич (1) имя (2)которого
(3) знакомо каждому (4) совершил
путешествие в Индию.
1. 1,2,4;
2. 2,4;
3. 1,4;
4. 1,3.

А27. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Афанасий Никитич (1), имя
(2)которого (3) знакомо каждому (4),
совершил путешествие в Индию.
1. 1,2,4;
2. 2,4;
3. 1,4;
4. 1,3.

А28. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Он был занят (1) и (2) пока я ждал его
(3) мне становилось всё страшнее (4)
словно я остался один на белом свете.
1. 1,3;
2. 2,3;
3. 3,4;
4. 1,2,3,4.

А28. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Он был занят (1), и (2), пока я ждал его
(3), мне становилось всё страшнее
(4), словно я остался один на белом
свете.
1. 1,3;
2. 2,3;
3. 3,4;
4. 1,2,3,4.

Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку — миллионеру и нелюдиму, тратившему все свои несметные доходы на редкие и красивые цветы. Оранжерея эта по своему устройству, по величине помещений и по богатству собранных в ней растений превосходила знаменитейшие оранжереи в мире. Самые разнообразные, самые капризные растения, начиная от тропических пальм и кончая бледными полярными мхами, росли в ней так же свободно, как и у себя на родине. Тут были: гигантские латании и фениксы с их широкими зонтичными листьями; фиговые и банановые, саговые и кокосовые пальмы возвышали к стеклянному потолку длинные голые стволы, увенчанные пышными пучками раскидистых листьев. Здесь же росли многие диковинные экземпляры, вроде эбенового дерева с черным стволом, крепким, как железо, кусты хищной мимозы, у которой листья и цветы при одном прикосновении к ним мелкого насекомого быстро сжимаются и высасывают из него соки; драцены, из стеблей которых вытекает густой, красный, как кровь, ядовитый сок. В круглом, необычайно большом бассейне плавала царственная Виктория, каждый лист которой может удержать на себе ребенка, и здесь же выглядывали белые венчики индийского лотоса, распускающего только ночью свои нежные цветы. Сплошными стенами стояли темные, пахучие кипарисы, олеандры с бледно-розовыми цветами, мирты, апельсинные и миндальные деревья, благоухающие китайские померанцы, твердолистые фикусы, кусты южной акации и лавровые деревья.

Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами: пестрые с терпким запахом гвоздики; яркие японские хризантемы; задумчивые нарциссы, опускающие перед ночью вниз свои тонкие белые лепестки; гиацинты и левкои — украшающие гробницы; серебристые колокольчики девственных ландышей; белые с одуряющим запахом панкрации; лиловые и красные шапки гортензий; скромные ароматные фиалки; восковые, нестерпимо благоуханные туберозы, ведущие свой род с острова Явы; душистый горошек; пеонии, напоминающие запахом розу; вервена, цветам которой римские красавицы приписывали свойство придавать коже особенную свежесть и нежность и потому клали их в свои ванны, и наконец, великолепные сорта роз всевозможных оттенков: пурпурного, ярко-красного, пунцового, коричневого, розового, темно-желтого, нежно-желтого, палевого и ослепительно-белого.

Другие цветы, лишенные аромата, отличались зато пышною красотою, как, например, холодные красавицы камелии, разноцветные азалии, китайские лилии, голландские тюльпаны, огромные яркие георгины и тяжелые астры.

Но было в оранжерее одно странное растение, которое, по-видимому, ничем не могло бы обратить на себя внимание, кроме разве своей уродливости. Прямо из корня выходили у него длинные, аршина в два, листья, узкие, мясистые и покрытые острыми колючками. Листья эти, числом около десяти, не поднимались кверху, а стлались по земле. Днем они были холодны, а ночью становились теплыми. Цветы никогда не показывались между ними, но зато торчал вверх длинный, прямой зеленый стержень. Это растение называлось Столетником.

Цветы в оранжерее жили своей особенной, для людей непонятной жизнью. Конечно, у них не было языка для того, чтобы разговаривать, но все-таки они друг друга понимали. Может быть, им для этого служил их аромат, ветер, который переносил цветочную пыль из одной чашечки в другую, или теплые солнечные лучи, заливавшие всю оранжерею сквозь ее стеклянные стены и стеклянный потолок. Если так изумительно понимают друг друга пчелы и муравьи, почему не предположить, что, хоть в малой степени, это возможно и для цветов?

Между некоторыми цветами была вражда, между другими — нежная любовь и дружба. Многие соперничали между собою в красоте, аромате и высоте роста. Иные гордились древностью рода. Случалось иногда, что в яркое весеннее утро, когда вся оранжерея казалась наполненной золотой пылью и в распустившихся чашечках дрожали алмазы росы, между цветами начинался общий несмолкаемый разговор. Рассказывались чудные благоухающие истории о далеких жарких пустынях, о тенистых и сырых лесных уголках, о диковинных пестрых насекомых, светящихся ночью, о вольном, голубом небе родины и о свободном воздухе далеких полей и лесов.

Один только урод Столетник был изгнанником в этой семье. Он не знал никогда ни дружбы, ни участия, ни сострадания, ни разу в продолжение многих длинных лет ничья любовь не согрела его своим теплом. И он так привык к общему презрению, что давно уже переносил его молча, затаив в глубине души острое страдание. Так же привык он быть и постоянным предметом общих насмешек. Цветы никогда не прощают своим собратьям уродливости.

Однажды июльским утром в теплице распустился цветок редкой кашемирской розы, темно-карминного цвета, с черным бархатным отливом на сгибах, удивительной красоты и чудного запаха. Когда первые лучи солнца заглянули сквозь стекла и цветы, проснувшись один за другим от легкой ночной дремоты, увидели распустившуюся розу, то со всех сторон послышались шумные возгласы восхищения:

— Как хороша эта молодая Роза! Как она свежа и ароматна! Она будет лучшим украшением нашего общества! Это наша царица.

И она слушала эти похвалы, стыдливая, вся рдеющая, вся облитая золотом солнца, точно настоящая царица. И все цветы в виде привета наклоняли перед ней свои волшебные венчики.

Проснулся и несчастный Столетник, взглянул — и затрепетал от восторга.

— О, как ты прекрасна, Царица! — прошептал он. И когда он это сказал, вся оранжерея наполнилась неудержимым смехом. Закачались от хохота надутые чванные тюльпаны, вздрогнули листья стройных пальм, зазвенели белые колокольчики ландышей, даже скромные фиалки улыбнулись сострадательно из своих темных кругленьких листьев.

— Чудовище! — закричал, задыхаясь от смеха, толстый Пион, привязанный к палке.— Как у тебя достало дерзости говорить комплименты? Неужели ты не понимаешь, что даже твой восторг отвратителен?

— Кто это? — спросила, улыбаясь, молодая Царица.

— Этот урод? — воскликнул Пион. — Никто из нас не знает, кто он и откуда. Он носит очень глупое имя — Столетника.

— Меня сюда привезли совсем маленьким деревцем, но он и тогда был так же велик и так же гадок,— сказала высокая старая Пальма.

— Он никогда не цветет,— сказал Олеандр.

— Но зато весь покрыт колючками,— добавил Мирт.— Мы только удивляемся тем людям, которые к нам приставлены. Они ухаживают за ним гораздо больше, чем за нами. Точно это какое-нибудь сокровище!

— Я вполне понимаю, отчего за ним так ухаживают,— сказал Пион.— Подобные чудовища так редки, что их можно отыскать только раз в сто лет. Вероятно, он за это и называется Столетником.

Так до самого полудня насмехались цветы над бедным Столетником, а он молчал, прижав к земле холодные листья.

После полудня стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы. Тучи, плывшие по небу, делались все темнее и темнее. Становилось трудно дышать. Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя.

Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовники быстро прикрывали стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. В оранжерее стало темно, как ночью. И вдруг Роза услышала около себя слабый шепот:

— Выслушай меня, Царица. Это я, несчастный Столетник, восторг которого перед твоей красотой вызвал у тебя утром улыбку. Ночная темнота и гроза делают меня смелее. Я полюбил тебя, красавица. Не отвергай меня!

Но Роза молчала, томясь от духоты и ужаса перед грозой.

— Послушай, красавица, я уродлив, листья мои колючи и некрасивы, но я открою тебе мою тайну. В девственных лесах Америки, там, где непроницаемые сети лиан обвивают стволы тысячелетних баобабов, куда не ступала до сих пор человеческая нога,— там моя родина. Раз в сто лет я расцветаю только на три часа и тотчас же погибаю. От моих корней вырастают новые побеги, для того чтобы опять погибнуть через сто лет. И вот я чувствую, что через несколько минут я должен расцвесть. Не отвергай меня, красавица! Для тебя, для тебя одной я буду цвести и для тебя умру!

Но Роза, поникнув головкой, не отвечала ни слова.

— Роза! За один только миг счастья я отдам тебе целую жизнь. Неужели этого мало твоей царственной гордости? Утром, когда взойдут первые лучи солнца…

Но в это мгновение гроза разразилась с такой страшной силой, что Столетник должен был замолчать. Когда же перед утром кончилась гроза, то в оранжерее раздался громкий треск, точно от нескольких ружейных выстрелов.

— Это расцвел Столетник,— сказал главный садовник и побежал будить владельца оранжереи, который уже две недели дожидался с нетерпением этого события.

Доски со стеклянных стен были сняты. Вокруг Столетника молча стояли люди, и все цветы с испугом и восхищением обернули к нему свои головы.

На высоком зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов невиданной красоты, которые издавали чудный, неописуемый аромат, сразу наполнивший всю оранжерею. Но не прошло и получаса, как светы начали незаметно розоветь, потом они покраснели, сделались пурпурными и, наконец, почти черными.

Когда же взошло солнце, цветы Столетника один за другим завяли. Вслед за ними завяли и свернулись уродливые листья, и редкое растение погибло, чтобы опять возродиться через сто лет.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Контрольная работа. Русский язык. 10 класс. 2 полугодие. 1 вариант.

1. Правописание гласных в корне слова.

Р…стовщик, прил…жение, к…сательная, пром…кашка, заг…рает, прот…реть, заст…лать, з…рница, выр…щенный, бл…стеть, ч…ртик, отт…реть, бесш…вный,

2.Правописание суффиксов имен прилагательных.

Лебеди…ый, серебря…ый. лакирова…ый, багря…ый, земля…ой, ю…ый, кожа…ый,

бара…ий, масля…ый, со…ый, кова…ый, медле…ый, соломе…ый, незва…ый, ветре…ый, оловя…ый.

3. Правописание суффиксов имен существительных.

Оси…ик, гости…ица, груз…ик, подряд…ик, бан…ик, смаз…ик, горош…к, ноч…вка,

еж…нок, сыноч…к, нос…к, виш…нка, солом…нка, зерн…шко, врем…чко.

4. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Раста…ли, закле…ла, зате…л, взлеле…ть, выздоров…ть, послыш…лся, наве…ть, возненавид…л, пробле…ть, рассе…лось, совет…вать, доклад…вать, развед…вать,

5. Правописание суффиксов причастий.

Бор…шийся, дыш…щий, вид…щий, засе…вший, колебл…мый, постро…нный, движ…мый, завеш…нный тюлем, провер…нный, смеш…нный, закле…нный, выкач…нный воздух, застрел…нный, наде…вшийся, выкат…вшийся.

6. Правописание окончаний.

На развевающ…мся знамен…, на ветк… черемух…, на зеленеющ…й лужайк…, о дальн…м путешестви…, в последн…й рецензии…, перед древн…м строени…м, из полуразваливш…йся избушк…, кусты кол…тся, пчелы жал…тся, они хлопоч…т, они крош…т хлеб, малыши хохоч…т, кузнечики стрекоч…т, они задерж…тся, ощущения щекоч…т нервы.

7.Правописание НЕ с разными частями речи.

Подчеркните слова, которые пишутся с НЕ раздельно.

Не…годовать, мне не…здоровится, не…ряха, не…удостоить, не…было, не…спеша, не…взирая на лица, не…осознав, не…довзыскать налог, не…допонять урок, не…досмотреть фильм, не…додуматься до отгадки, не…доверять никому, не…менее, не…три.

Сыграть в…ничью, зайти в…ничью квартиру, быть на…чеку, действовать в…открытую, на…искось, быть по…одаль, с…просонок, попасть в…просак, сыграть на…зло, закричать в…догонку, быть на…верху блаженства, будь по…вашему, по…видимому, склониться на…бок, повернуться на…бок.

9.Правописание сложных слов.

Отметьте дефисное написание слов.

Гори(цвет), перекати(поле), Иван(да)Марья, унтер(офицер), экс(чемпион), сорви(голова), электро(свето)лечебница, социал(демократ), гори(хвостка), киловатт(час), вело(мотогонки), витамин(содержащий), вице(мисс), вице(консул), аван(пост).

В…следствие снегопада, узнать на…счет подписки, иметь в…виду, в…отношении защиты, в…заключение выступления, узор в…роде снежинки, не…взирая на лица, не…смотря на привилегии, по…причине болезни; шел, не…смотря по сторонам,

В…следствие засухи, из…за стола, находиться в…заключении, во…преки распоряжению, в…продолжение года.

11.Правописание союзов и омонимичных им частей речи.

Проснулся (от)того, что услышал; отцветает черемуха, (за)то зацвела бузина; необходим (так)же, как пища; учиться и жить есть одно и то(же); все те(же) берега; по(этому) признаку; зависит от(того), чем наполнить; родился, чтобы жить;

Собирались за(тем), что(бы) отдохнуть; там то(же) сливаются капли.

12. Расставьте ударения в словах.

Положить, приняты, поднялась, ходатайствовать, приданое, аргументировать, настороже, щавель, шприцем, подолгу, звонит, красивее.

13.Разберите слова по составу.

Изменилось, осенние, одобрение, уверены, утреннее, признание, разница, заранее.

14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Работая над сочинением,

сначала составляется план.

вас ничто не должно отвлекать.

вам нужны будут дополнительные материалы.

15. На месте каких цифр должны быть запятые?

Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3) разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоящим путешественником.

16.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.

2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.

3) Гость недолго гостит, да много видит.

4) Везде: на стенах домов, беседках, оградах—лепился плющ.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Русский язык. 10 класс. 2 полугодие. 2 вариант.

1.Правописание гласных в корне.

Уд…вительно, р…сти, р…сток, наст…лать, предпол…жение, бл…стательный, отр…сль, заг…релый, прекл…нение, оз…рить, нар…щивать, попл…вок, р…внина, в…нтилятор, прик…саться.

2. Правописание суффиксов прилагательных.

Камыш…вый, плюш…вый, ситц…вый, художестве…ый, карти…ый, информацио…ый, оловя…ый, естестве…ый, бура…ый, ране…ый, стекля…ый, нравстве…ый, сви…ой, ю…ый, кури…ый.

3. Правописание суффиксов имен существительных.

Буфет..ик, рассказ…ик, груз…ик, огонеч…к, карандаш…к, хомяч…к. рубаш…нка, мыш…нок, бараш…к, виш…нка, солом…нка, платоч…к, переплет…ик, перевоз…ик, рез..ик.

4.Правописание суффиксов глаголов.

Та…л, наста…вать, коч…вать, завед…вать, подта…вать, усил…вать, заноч…вать, зате…ть, расе…вать, корч…вать, сопутств…вать, негод…вать, постук…вать, рассредот…чивать.

5. Правописание суффиксов причастий.

Кле…щий, стро…щийся, уважа…мый, прерыва…мый, держ…щий, потер…ный, расплавл…ный, слыш…мый, гон…мый, оклеива…мый, кол…щий, люб…щий, хлещ…щий, хлопоч…щий, готов…щийся.

Врач…м, свеч..й, пейзаж…м, по географи…, просить помощ…, ждать на остановк…, здание гостиниц…, предупредить об опасност…, лечиться в госпитал…, колюче… растение, неуклюже… животное, беспоко…т, услыш…т, они кол…т, он ре…т, он сапожнича…т.

7.НЕ с разными частями речи.

Не…можется, не…навидеть, не…почувствовать, не…быть, не…волить, не…кто, не…с…кем, не…двадцать, не…уклюжий, не…объятный, не…рад, не…глубокий, а мелкий, не…должен, не…выспавшийся ребенок, не…подпускающий к себе, не…обожжена.

Не…лепо выглядеть, изредк…, сначал…, докрасн…, замертв…, горяч…, неуклюж…, свеж…, моното…о, по…весеннему тепло, в…пятых, где…то, невтерпеж…. навзнич…, замуж…, сыграть в…ничью.

9. Правописание сложных слов.

Пол…лимона, пол…квартиры, пол…арбуза, сельско…хозяйственный, бледно…розовый, русско…французский, сине…глазый, точь…в…точь, бок…о…бок, водо…плавающий, литературно…художественный, легко…легко, оделся по…летнему, по…новому пути, пол…Москвы.

Из..за, в течени…, в продолжени…, в следстви… по делу, в…следстви… быстроты движения, на…счет завтрашнего дня, перечислить на…счет в кассе, предо…мною, собрались на…встречу, на…встречу двигалась колонна, в…продолжени… этой недели, в…виде огромной звезды, в…виду приближающихся заморозков, имел в…виду сторож,

11.Правописание союзов и омонимичных им частей речи.

Он не врал, за…то часто фантазировал. Сел в машину, что…бы уехать, от…того дома, по…тому, что делаешь; так…же, как и раньше; при…том директоре; чемоданчик был грубый, при…том фанерный; и…так, начнем; и…так каждый день; по…тому, что ты делаешь; нет ничего в мире, что…бы могло прикрыть Днепр; все те…же берега, в глубине то…же колыхались звезды.

12.Расставьте ударения в словах.

Брала, начали, документ, красивее, алфавит, километр, положить, поднялась, приняты, баловаться, понял, добела, создала.

13. Разберите слово по составу.

Походный, поднялась, зимовать, привыкнуть, золотистый, мечтательный, свиной, юннат.

14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Приехав в столицу,

всех поражает шум и суета.

у вас не будет времени сходить в театр.

Идите сразу на Красную площадь.

У меня было прекрасное настроение.

15.На месте каких цифр в предложении должна быть запятые?

Писарев ( 1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) известной части русского общества.

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь—можно назвать геологическими деятелями.

2. В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

3. Мальчики обычно мечтали стать летчиками, или моряками.

4. Приливы и отливы происходят не только в океане, но и в недрах земли.

Тестирование. Русский язык. 10 класс. 2 полугодие. 3 вариант.

Правописание гласных в корне.

Прик…саться, заг…реться, р…сток, ж…лтый, цв…тной, проб…раться, уд…вительный, ш…пот, ш..в, ст…реть, з…ря, пл…вец, прибл…жение, подл…жить, подж…гать, ц…ркуль.

2. Правописание суффиксов прилагательных.

Соловьи…ый, серебря…ый, маринова…ый, румя…ый, соломе…ый, нежда…ый, лома…ая линия, масля…ая краска, ветре…ый день, кова…ый, кури…ый, лекцио…ый, бездо…ый, сви…ой, Каме…ый.

3.Правописание суффиксов существительных.

Замоч…к, смаз…ик, груз…ик, заправ…ик, полнос…ик, смен…ик, обид…ик, карандаш…к, ореш…к, кореш…к, книж…нка, бараш…к, волч…нок, друж…ч…к, роднич…к.

4.Правописание суффиксов глаголов.

Сопутств…вать, аттестов…вать, честв…вать, гарц…вать, кольц…вать, наста…вать, усил…вать, та…ть, ве..ть, вид..ть, рассе…вать, подстрел…вать, развяз…вать, коч…вать, потч…вать.

5.Правописание суффиксов причастий.

Сража…щийся, хлопоч…щая, трепещ…щий, уважа…мый, вид…мый, слыш…мый, потеря…ый, реше…ый, броше…ый, глаже…ый, поглаже…ый, некраше…ый, краше…ый мастером пол, сваре…ый, варе…ый.

6. Правописание окончаний.

Ждать на остановк…, стоять в очеред…, лечиться в санатори…, гулять по алле…, сидеть на ветв…, луч…м, пряж…й, сургуч…м, продавц…м, чуж…й, молодо…о, пляш…т, ре…т, они кол…т, они осво…т, отвеча…т.

7. Правописание НЕ с разными частями речи.

Не…висть, опасный не…приятель, явная не…правда, не…злость, не…скромность, а гордость; не…уклюжий, не…проглядный, не…рад, не…должен, не…пять, не…меня, не…забудь, не…взлюбить, не…мог, не…здоровится.

8. Правописание наречий.

Не…лепо, хорош…, неуклюж…, издавн…, докрасн…, замертв…, занов…, слев…, дочист…, проч…, наотмаш…, замуж…, вскач…, по…весеннему тепло, работать по…нашему, по…нашему делу, когда…то.

9. Правописание сложных слов.

Пол…квартиры, пол…Африки, пол…листа, пол…улицы, земл…ройка, пеш…ход, птиц…лов, бледно…розовый, словарно…технический, западно…германский, железно…дорожный, военно…морской, древне…греческий, красно…щекий.

10. Правописание предлогов.

Из…за, на…встречу им, в…близи озера, в течени…, в продолжени…, в…следстви… быстроты, в…виду непогоды, иметь в…виду, в течени… реки, в…следстви… по делу, в…последствии я узнал.

11.Правописание союзов и омонимичных им частей речи.

Так…же как и он, то…же делается и в лесу, хочу, что…бы счастье пришло; что…бы то ни было, учитель то…же пришел, так…же, как и раньше, шел по…тому мосту, не пошел, по…тому что не хотел, за…то дерево, не врал за…то фантазировал.

12.Расставьте ударения в словах.

Начать, красивее, портфель, баловать, звонит, километр, подняты, плесневеть, атлет, арахис, остов.

13. Разберите слова по составу.

Прибежать, землевладение, позолоченный, подскакал, улыбаться, невтерпеж, приехавший, работая.

14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

можно только на зеленый свет.

Часто нарушаются правила.

Меня оштрафовал милиционер.

Не нарушайте правила движения.

15. На месте каких цифр должна быть запятая?

Не дойдя до них (1) Безухов(2) остановился возле невысокого брюнета (3) стоявшего у окна.

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.

2. Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках – запели птицы.

3. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.

4. Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом.

Тестирование. Русский язык. 2 полугодие. 4 вариант.

Правописание гласных в корне.

Спл…тить, ед…ница, от…гощать, пров…жать, отч…яние, брощ…ра, ж…стяной, распол…гать, нар…стание, водор…сль, ж…рнов, щ…лочь, ц…почки, ц…трусовый, бл…стать, зам…реть, соприк…саться.

Правописание суффиксов прилагательных.

Парч…вый, сторож…вой, ситц…вый, торф…ной, листве…ый, маши…ый, реакцио…ый, серебря…ый, соловьи…ый, дерз…ий, молодец…ий, кавказ…ий, оловя…ый, воробьи…ый.

Правописание суффиксов существительных.

Бумаж…нка, знач…к, луж…чек, чертеж…к, ореш…к, огонеч…к, самолет…к, буфет…ик, сортиров…ик, жестян…ик, груз…ик, смаз…ик, врем…ни, заправ…ик, доклад…к.

Правописание суффиксов глаголов.

Сопутств…вать, завед…вать, обслед…вать, рассе…вать, воспит…вать, потч…вать, припляс…вать, ноч…вать, рассредоточ…вать, кле…л, увид…л, подта…л, отсроч…вать, танц…вать, ре…л.

Правописание суффиксов причастий.

Дремл…щий, хлещ…щий, готов…щийся, кол…щий, волну…мый, оканчива…мый, оклеива…мый, вид…мый, вяза…ая сестрой, отвоева…ый, поглаже…ый, глаже…ый, встрече…ый, заряже…а, заключе…о.

Они чу…т, он бормоч…т, он проявля…т, они услыш…т, они брызж…т, он озорнича…т, в дремуч…м, чуж…й, пловц…м, пыльц…й, добыч…й, задач…й, ждать в вестибюл…, расположиться в долин…, стоять в очереди.

Правописание НЕ с разными частями речи.

Не…доумение, не…поладки, не…правда, не…прерывная, не…готов, не…ясный, не…глубокий, а бурный, не…сырой, а сухой, не…тридцать, не…у…кого, не…чего, не…мешайте, не…взлюбить, не…греющее солнце, не…покрытая снегом.

Не…лепо, не…высоко, а низко; рассказывать дли…о, нечая…о, неуклюж…, угрожающ…, говорить общ…, хорош…, искос…, зажив…, наглух…, дочист…, снов…, докрасн…, чисто…начист….

Правописание сложных слов.

Пол…района, рыб…лов, пол…Европы, пол…луковицы, пол…часа, земл…ройка, бледно…розовый, военно…морской, дальне…восточный, железно…дорожный, темно…русый, долго…долго, карело…финский.

10 Правописание предлогов.

Из…под, в течени… недели, в продолжени… романа, в…следстви… по делу, в течени… речки, в продолжени… часа, поговорить на…счет работы, перевести на…счет в банке, в…виду похой погоды. иметь в…виду, в…следстви… непогоды.

11. Правописание союзов и омонимичных частей речи.

Мы то…же собрались; что…бы ни говорили, все внимательно слушали; говорить так…же, как он; мы ушли с вечеринки, по…тому что там было скучно; он приехал, что…бы помочь; он уехал, при…чем все забрал; спрятаться за…то дерево; корень горек, за…то плод сладок; что…бы я без тебя делала;я так…же пойду.

12. Расставьте ударения в словах.

Партер, клала, газировать, аналог, черпать, столяр, искра, газопровод, туфля, баловать, манящий.

13. Разберите слова по составу.

Изменилось, осенние, одобрение, уверены, заранее, перечитывающий, заглядывая, разломаешь.

14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

В комнату вошла

1) молодая хирург Иванова.

2) молодой хирург Иванова.

3) хирургиня Иванова.

15. На месте каких цифр должны быть запятые.

Он знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Что действительно видел я и что мне пригрезилось.

2) Сдержанные рыдания матери заставили ребенка проснуться и, взглянув на мать и на стоявшую в дверях с зажженной свечой бабушку, ребенок тоже заплакал.

3) Когда он проснулся, было уже совсем темно и с угла улицы сквозь густую листву светил фонарь.

Читайте также: