Свойства белого и черного цветов

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Черный и белый, два основных цвета, которые сопровождают нас всю жизнь. Из черного и белого в мифах многих народов затем появились остальные природные краски.Даже неприятности и удачи мы мерим именно этими цветами.

Когда все не так, плохо и горько жить, мы говорим: "Когда же кончится эта черная полоса в жизни!".
В один из самых волшебных дней - в день нашей свадьбы мы надеваем белое платья, как знак безграничного счастья.

Но я хочу написать скорее не о значении этих цветов, а скорее о том, как по разному воспринимают их народы нашей планеты.

Не так давно мы потеряли замечательного, добрейшей души, человека - умер мой дядя. Горе, конечно огромное, особенно для его детей. И наше горе имело черный цвет. В прямом смысле этих словосочетаний, горе носило черный цвет - черные платки, черная одежда, черные траурные ленты. Это цвет нашей печали и утраты, цвет беды. Мы привыкли, что черный цвет ассоциируется с чем-то неприятным и горьким.

Неделю назад умерла тетя мужа. И я, еще недавно надевавшая черный платок печали, сменила его на белый. Мой муж казах, и у них цвет печали именно белый.

Так странно, я привыкшая принимать горе в черном цвете, очень неловко чувствовала себя в белом платке. Были ощущения, что я пришла не на похороны, пронизанные тоской и болью потери близкого человека, а на мероприятие, где ждут чего-то нового, радостного, светлого.

В тот момент я задумалась - почему такая разница у наших народов в проводах близких в последний путь.
Возможно, что черный цвет символизирует личностное горе, без акцента на будущую счастливую и светлую загробную жизнь. Даже если существует иной мир, куда уходят наши близкие, мы все равно переживаем их утрату на задумываясь о том, что будет потом.

Ну, а белый цвет скорее всего символизирует радость перехода из горькой, мало радостной жизни, в жизнь по ту строну, наполненную светом, счастьем и покоем. И не смотря на личное горе, одевая белый платок, мы провожаем близких в более счастливую жизнь. Это почти так же, как мать облачая в белый наряд, провожает невесту - дочь. Она плачет, не смотря на то, что дочь счастлива.

Белое и черное, две стороны жизни. О многом еще нужно поразмыслить и многое понять. Но одно я уяснила точно: черное не всегда горе и беда, а белое не обязательно радость и счастье.

Фиалки – бесцветные, ваша помада оттенка bordo – бесцветная и даже любимое желтое платье не имеет цвета. Мир вообще бесцветен и был бы таким в наших глазах, если бы не свет.

Свет – это излучение, которое испускает нагретое тело или вещество в возбужденном состоянии, а цвет – характеристика этого света. Предметы сами по себе бесцветны, а мы видим цвет, когда их поверхность отражает электромагнитные волны видимого диапазона, то есть свет. То, как человек воспринимает цвет, зависит от степени освещенности предмета, источника света, а также физиологических особенностей и психологического состояния каждого из нас в конкретный момент.

Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Физика цвета

Главный цветоприниматель человеческого организма – сетчатка глаза. Чтобы глаз увидел какой-либо предмет и его цвет, свет сначала должен упасть на этот предмет, отразиться от него, а затем попасть на сетчатку. Люди видят предметы, потому что они отражают свет, и различают цвета этих предметов в зависимости от характеристик их поверхности: какие лучи она поглощает, а какие отражает, отдавая сетчатке на анализ. Свет, поглощенный предметом, глаз увидеть не может.

Черная кожа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, потому что не отражает никакие волны. Снег, наоборот, равномерно отражает почти весь свет и поэтому выглядит для нас белым. Человек видит предмет в том цвете, лучи которого отражаются от поверхности и попадают на сетчатку. В случае с красной помадой на сетчатку попадут только лучи красного спектра, а остальные поглотятся, создав в сознании человека представление о красном цвете.

Человеческий глаз воспринимает электромагнитное излучение в узком диапазоне длин волн, от 380 до 740 нанометров. Этот видимый свет излучает фотосфера – тонкая оболочка Солнца, меньше 300 километров в толщину. В бесцветном для нашего глаза солнечном свете заключен весь видимый спектр волн, который при разложении дает цвета радуги: от красного до фиолетового. На уроках физики разложение света на спектр демонстрируют с помощью призмы, в жизни это можно увидеть на примере радуги, где функцию преломителя играют капли воды в воздухе.


Как мы различаем цвета

Запомнить назначение колбочек и палочек легко с помощью ассоциации: колбочки – как химические емкости, в которых происходят реакции и получаются яркие вещества, а палочки – буквально палки-трости, которые мы использовали бы, окажись мы в полной темноте.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Цветовой круг

Цветовой круг – это способ представить весь видимый спектр света в условной форме круга. Секторы круга представляют цвета, размещенные в том порядке, который условно передает расположение их волн в спектре видимого света. Для связывания круга в его палитру добавлен пурпурный цвет (маджента), который соединяет крайние спектральные цвета (красный и синий) и получается из их условного смешения.

Свойствами цветового круга пользуются художники, физики, дизайнеры, инженеры, стилисты. Мы с помощью цветового круга можем разграничивать холодные и теплые цвета, дополняющие цвета, оттенки и аналогичные цвета. Эти понятие станут инструментом для дальнейшей работы с образом. Вкус, который многие считают врожденным, можно развивать, и правила сочетаемости цветов – отличное для этого начало.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: теплые и холодные тона

Теплые и холодные тона расположены в разных частях цветового круга. К теплым относятся желтый, оранжевый и красный, к холодным – зеленые, синие и фиолетовые. Вопрос о каждом пограничном цвете (например, между желтым и зеленым) стоит рассматривать в каждом случае отдельно. Смешанный желто-зеленый цвет может относиться как к теплой, так и к холодной части круга. У стилистов также есть представление о том, что теплыми и холодными версиями обладают все цвета, кроме оранжевого (он всегда теплый). Даже голубой и зеленый могут быть теплыми, но это представление основано на психологическом восприятии цвета и ассоциациях, а не на объективных характеристиках цветового круга.

→ Хроматический круг: дополняющие цвета

Дополняющие цвета – это пара тонов, расположенных в круге напротив друг друга. Получить пару цветов можно, проведя прямую линию через центр круга. Получаем желтый + фиолетовый, синий + оранжевый, зеленый + красный.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: аналогичные цвета

Аналогичные цвета расположены по соседству в одном цветовом семействе: желтый-оранжевый-красный, синий-голубой, зеленый-салатовый и так далее. Часто мы называем такие цвета оттенками, но это не совсем верное определение.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: оттенки

Оттенки (фр. camaieu) – это варианты одного цвета, которые получаются путем добавления в него белой или черной краски. Увидеть визуальное представление оттенков можно на усовершенствованном круге с градацией цветов к белом в центре и черному – по краям. Таким представлением цвета пользуются дизайнеры, работая в Photoshop и аналогичных программах. Оттенки одного цвета – это градиентная шкала от бело-желтого до черного с желтым подтоном, от бело-голубого до иссиня-черного, где началом и концом шкалы являются белый и черный цвета.

Этих четырех свойств хроматического круга достаточно, чтобы создавать двух, трех и четырехцветные образы, не ошибаясь в оттенках. Благодаря правилам круга даже непривычные для вашего взгляда сочетания будут выглядеть гармонично.


Я уже писал об истории теории цвета и том, как правильно сочетать цвета при помощи основных цветовых схем. Тут же я попытался сделать “обезжиренную” версию этих знаний, для более легкого понимания материала. Статья подойдет не только дизайнерам, но и всем людям, которые хотят научится понимать и работать с цветом. В статье вы узнаете о физических свойствах цвета, почему мы воспринимаем его таким, что он может значить и как составлять гармоничные схемы.

1. Немного теории, для понимания основ.

Дисперсия света

Исаак Ньютон один из первых кто смог разложить белый солнечный свет на цветовой спектр — позднее это назвали “Дисперсией света”.

Опыт заключался в следующем: он пропускал солнечный свет через призму. В ней луч света расслаивался на цвета и выводился на экран.


Цвета которые выводились называются спектральными или проще — чистые цвета. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Интересный факт, оказывается, количество цветов в радуге, зависит от страны проживания. Жители Китая считают, что в радуге пять цветов. Для жителей США типичным ответом будет шесть цветов, в то время как жители России насчитывают их семь (+голубой). На самом деле в радуге собран весь спектр, но мы можем увидеть только некоторые из них.

Если все эти цвета пропустить обратно через собирательную призму, то мы опять получим белый цвет.

Дополнительные цвета

Если мы соберем красный + оранжевый + желтый в один цвет, и зеленый + синий + фиолетовый в другой, а потом смешаем два получившихся цвета то получим белый.

(красный + оранжевый + желтый) + (зеленый + синий + фиолетовый) = белый

Даже если мы смешаем только отдельные противоположные цвета красный + зеленый, оранжевый + синий, желтый + фиолетовый то в результате получим белый.

Два цвета, объединение которых даёт нам белый цвет, называются дополнительными цветами.

Пример: Если мы удалим из спектра один цвет, к примеру красный и с помощью линзы соберем оставшееся цвета: оранжевый + жёлтый + зеленый + синий + фиолетовый, то результатом у нас будет зеленыйцвет. Потому что зеленый является дополнительным цветом по отношению к удалённому нами красному. Почему именно такие соотношения “зеленый — красный” расписано ниже.

Вычитаемые цвета

Если перед лучом света поставить фильтр который пропускает только синий цвет, а за ним фильтр пропускающий только красный цвет, то оба фильтра вместе не пропустят свет и дадут чёрный цвет или темноту. Потому что синий фильтр пропускает только синий цвет, а красный фильтр в свою очередь поглощает все, кроме красного (который уже был поглощен синим фильтром).

Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

Параметры цвета


Что такое RGB, CMYK, HEX и чем они отличаются

RGB (Red, Green, Blue) — аддитивная (сложение) цветовая модель. Основные цвета которой красный, зеленый и синий. Это значит, что при сложении всех цветов у нас получится белый. Такая модель используется во всех электронных устройствах. Записывается в виде: rgb(0,0,0), каждый из цветов может варьироваться от 0 до 255 включительно, где (0,0,0) — черный цвет, (255,255,255) — белый. Дополнительно может добавляться четвертый параметр — аlpha канал, который означает насколько прозрачен цвет. Alpha канал может принимать значения от 0 до 1, к примеру rgba(31,104,2, 0.8).

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная (вычитание) схема формирования цвета. Состоит из голубого, пурпурного, жёлтого и ключевого — черного цвета. Эта модель используется в полиграфии при цветной печати. Бумага, как и все материалы, отражает свет, поэтому считают, какое количество света отразилось от поверхности. Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин (чистота цвета, переувлажнение бумаги, стоимость и др.) такой подход неудовлетворителен, поэтому используют отдельно черный цвет.


Почему мы видим цвета такими?

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.


Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

2. Как мы воспринимаем цвета. Психология цвета

Сам цвет не выражает нечего. Его содержание определяется контекстом. Значение цвета может быть определено только с помощью его отношения к другому цвету. Если изобразить светлую фигуру на белом фоне, и эту же фигуру на черном, то на белом фоне она кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.


Согласно одного из исследований, персональные предпочтения, опыт, воспитание, культурные различия и контекст зачастую искажают эффект, который оказывают на нас отдельные цвета.

Цвет не является вербальным или рациональным. Он контекстен и эмоционален. Цвет — сильный инструмент, но сам по себе он не имеет смысла.

про желтый цвет в кино, если вам хочется больше узнать на реальных примерах, о том как именно контекст влияет на значение цвета.

3. Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии они полагаются исключительно на субъективные чувства, в то время как понятие цветовой гармонии является объективной закономерностью. Гармония — это равновесие, симметрия сил. Наши глаза требуют и поражают комплиментарные цвета (противоположные, дополнительные) создавая этим равновесие. Нейтральным цветом считается серый, наш глаз не создает с ним ни какого дополнительного цвета.

Для того что бы создавать гармоничные сочетания, были разработаны различные системы порядка цветов. Это цветовой круг и треугольники для цветов (изображение ниже). Противоположные цвета в этом круге являются дополнительными.


Цветовой круг по Иоханнесу Иттену (1961)

Композиционные схемы

Для цветовой композиции важно количественное отношение цветов. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, все сочетания будут гармоничными.


4. Цветовой контраст

Существует семь типов цветовых контрастов:

  1. Контраст по тону.
  2. Контраст светлого и тёмного.
  3. Контраст холодных(синий, фиолетовый) и тёплых(оранжевый, красный, желтый) цветов. (Зеленый цвет может относится и к теплым и к холодным цветам, в зависимости от того, какого цвета в нем больше, желтого или синего).
  4. Контраст дополнительных цветов (противоположные в круге Иттена).
  5. Симультанный контраст — это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.
  6. Контраст цветового насыщения (один цвет: яркий, а второй блеклый).
  7. Контраст количества цвета по соотношению к другому цвету.

5. Как составить свою палитру цветов

Ниже описан лайфхак по выбору цвета от Лауры Элизабет. Всю статью можно прочитать .

Выбор основного цвета

В нашем распоряжении имеется 10 миллионов цветов, но нам необходимо выбрать всего один. Этот цвет будет основным для нашего бренда.

Необходимо обосновывать выбор цвета. Несколько советов, как выбрать основной цвет:

Вам нужно выбрать чистый цвет, такие как красный, синий, зеленый, голубой, розовый и тд.

Далее перейдите на сайт или и нажмите на “Colors”, перед вами появится палитра цветов.


Выберете более подходящий оттенок вашему проекту. Для свежего и энергичного бренда, вам понадобятся более светлые оттенки. Для корпоративных серьёзных сайтов следует выбрать менее яркие оттенки.

Выберите оттенок, и посмотрите все высветившиеся сайты, чтобы увидеть, как наш цвет использовали другие дизайнеры. После этого вы должны выбрать оттенок с помощью пипетки на понравившейся работе. Так у нас уже будет выбран основной цвет!


Создание палитры

Большинство палитр имеет гораздо больше цветов, чем вам вообще когда-нибудь потребуется, особенно учитывая, что нам нужно добавить, в среднем, три нейтральных цвета к каждой схеме. Если вы попытаетесь добавить пять или больше нейтральных цветов, то получится бардак. Всё что вам нужно это два цвета:

  • Основной цвет (его мы уже выбрали)
  • Цветовой акцент (мы вернёмся к этому чуть позже)
  • Белый (нейтральный)
  • Темно-серый (нейтральный)

Светло-серый (нейтральный, необязательно)

Как найти цветовой акцент

Перейдите на сайт , введите свой цвет в специальное поле (внизу слева). И выберете одну из цветовых схем. Если вам совершенно не нравится, что получается, можете нажать на кнопку “randomize” и выбрать другие похожие оттенки.

Как найти серые оттенки

Для большинства веб-проектов, я считаю нужным использовать всего два оттенка серого: светло серый и тёмно серый. И вам придётся использовать их много. Тёмный оттенок обычно используется для текста, а светлый, чтобы создавать границы со всем белым (обычно для фона).

Чтобы получить гармоничный серый цвет по , нам нужно выбрать два стандартных серых цвета. Затем выполните следующие действия:

Цветовая схема готова!

Как применять цветовую схему

Для начала создайте дизайн с помощью серых блоков. Только потом начните его разрисовывать.

Основной цвет используется как на больших фигурах, так и на иконках.

Акцент, выгодно выделяется на фоне основного цвета. Он используется в очень малых областях — кнопках и иконках. Чем меньше вы используете этот цвет, тем больше он будет выделяться.

Тёмно серый цвет мы используем для текста, логотипов и очертания значков. (Не забудьте проработать цвета для иконок — это очень влияет на общую картину).

Белый и светло серый цвета используются как фон.

Вывод

Теперь, когда вы знакомы с основами, начните составлять собственные палитры и схемы, экспериментируйте практикуйтесь и тогда, у вас все точно получится!



Подписывайтесь на нас в других социальных сетях:

Гид по сочетанию оттенков в одежде

Гид по сочетанию оттенков в одежде

Эту комбинацию цветов также можно считать праздничной, потому что она достаточно броская из-за высокого контраста (как известно, светлое и темное лучше всего улавливается глазом). В эпоху черно-белой фотографии и становления кинематографа это было самое популярное сочетание.

Если Вы - неординарная личность, полная противоречий, то это сочетание для Вас. Черно-белое – это сочетание леди и джентльменов, а их кредо: элегантность и строгое соблюдение этикета.

Так как же носить подобное сочетание?

Сначала немного теории. Черный и белый - это ахроматические цвета, лишенные таких характеристик как цветовой тон и насыщенность. Они не могут быть теплыми или холодными. Единственное их свойство, - это светлота. И так как это два крайних пункта светлоты, то получившееся сочетание является очень активным и выразительным. Сильный светлотный контраст подходит только одному цветотипу - Зиме. Всем остальным цветотипам рекомендуется носить их заменители - "off-black" и "off-white".

Кроме того, черно-белое сочетание очень агрессивное и сложное. Чтобы подружить эти два цвета в одном ансамбле, необходимо использовать принцип взаимопроникновения цветов. Он заключается в том, что в наряде кроме крупных цветовых пятен должны быть еще и маленькие пятна на контрастном фоне. Рассмотрим в качестве примера образ, состоящий из белой блузки и черной юбки, а также черных туфель. Для создания действительно гармоничного образа в этот комплект следует добавить черные бусы на фоне белой блузки, черно-белую сумку, белые строчки или лейблы на юбке, черно-белый шейный платок и т.д. С помощью такого взаимопроникновения цветов снижается контрастность образа. Он становится менее напряженным.

Как сочетать черный и белый цвета

Теперь рассмотрим несколько конкретных сетов.

Во-первых, total look только из этих двух цветов. Наденьте двухцветный костюм или платье. Прелесть подобного комплекта в том, что и обувь, и сумку можно подобрать черного или белого цветов и совсем не выбиться из контекста.

Как сочетать черный и белый цвета

Во-вторых, черно-белое можно носить с яркими, насыщенного цвета вещами. Идеально подойдут аксессуары кобальтового синего, бордового, желтого и бутылочного цветов.

Как сочетать черный и белый цвета

В-третьих, высококонтрастный наряд только выиграет от соседства с неоновыми элементами. Ярко-розовый, салатовый, желтый и голубой цвета отлично подойдут как для аксессуаров, так и для базовых вещей. Например, салатовый жакета поверх черно-белого костюма.

Как сочетать черный и белый цвета
Как сочетать черный и белый цвета

Что касается узоров и принтов в черно-белом варианте, помните, что чем крупнее его элементы, тем массивнее будет казаться Ваша фигура. Контрастные геометрические принты оптически увеличивают объём. А черно-белый – самый контрастный из возможных.

Как сочетать черный и белый цвета

Будьте внимательны к тому, какую зону Вашей фигуры стоит увеличивать, а какую нет. И аккуратно подходите к выбору подобной одежды.

Читайте также: