Опыление цветов для детей

Обновлено: 08.07.2024

2 Цветение и опыление растений Цветение – это готовность цветка к восприятию пыльцы. Опыление – это перенос пыльцевых зерен на рыльце пестика. Оплодотворение – слияние спермия с яйцеклеткой. В результате чего образуется зигота из которой развивается зародыш.

3 Типы опыления Самоопыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка Перекрестное опыление – перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

4 Самоопыляемые растения- пшеница,томат,лен.

5 Виды перекрестного опыления: 1. Биотическое опыление - опыление разными животными. а)энтомофилия б) орнитофилия в)зоофилия. 2. Абиотическое опыление (анемофилия) - опыление ветром. 3. Искусственное опыление – опыление человеком.

6 Признаки насекомоопыляемых растений. Цветки яркие, крупные. Мелкие цветки собраны в соцветия. Образуют много нектара и пыльцы. Обладают сильным запахом. Пыльца крупная, клейкая, с неровной поверхностью.

7 О запахах цветков Цветки привлекают насекомых не только окраской, но и запахом. Одни имеют ароматические запахи: сирень, гвоздика, ландыш. Другие - специфические запахи: валериана, липа, паслен. Особый интерес представляют запахи орхидей. Они пахнут медом, свежим сеном, ванилью, корицей, гвоздикой. В зависимости от запаха у каждого вида орхидеи свои насекомые опылители. Некоторые цветки испускают запахи, напоминающие запах тухлого мяса или рыбы.

9 Перекрестное опыление растений насекомыми - энтомофилия.

10 Насекомые – опылители растений : мухи, бабочки, пчелы, осы, шмели, моли и др.

12 Перекрестное опыление растений птицами - орнитофилия.

13 Орнитофилия - перенос пыльцы птицами, встречается реже. Птицы не воспринимают запах, поэтому наиболее привлекательны для них ярко и пестро окрашенные цветки, особенно красного цвета. В основном орнитофилия распространена в тропических и экваториальных областях.

14 Птицами – опылителями, как правило, являются самые маленькие их представители. В умеренных широтах самая маленькая птица – крошечный королёк или крапивник, а в тропиках – колибри (в лесах Нового света) или очень похожие на них нектарницы (в джунглях Африки, Азии и Австралии). Королёк Длина этих малюток – всего 5,5 см, а масса – около 2 гр Колибри имеют совершенный инструмент для сбора нектара, а вместе с ним и мелких насекомых: тонкий, иногда изогнутый клюв с длинным тонким языком.

15 Летучие мыши запускают в цветок узкий язык, добираясь им до нектара и пыльцы. Из животных опылителем является, например, хоботноголовый кускус, обитающий в Австралии. Мордочка у него удлинена, продолжением её служит длинный тонкий язычок. Зоофилия – опыление млекопитающими Летучие мыши по ночам и в сумерки опыляют крупные зеленовато-желтые или коричневые цветки с прочными околоцветниками и цветоножками, которые часто имеют неприятный запах. Летучие мыши опыляют баобабы, мирты, агавы, бананы. В опылении принимают участие и нелетающие животные : лемуры на Мадагаскаре, грызуны в Южной Америке.

16 Анемофилия-опыление ветром. Цветки ветроопыляемых растений имеют невзрачный околоцветник из пленок или чешуек, у некоторых видов цветки голые. Тычинки свешиваются из цветка наружу, их пыльники свободно раскачиваются ветром. Мелкая сухая легкая пыльца образуется в большом количестве. Цветут до появления листьев. Растут группами.

17 Ветроопыляемые растения: береза, орешник, рожь, осока, облепиха, сосна.

19 Вывод: Цветение растений, опыление цветка пыльцой и оплодотворение яйцеклетки спермием - обязательные условия образования плодов и семян. При самоопылении дочерний организм получает признаки одного родителя. При перекрестном опылении признаки обоих родителей, что повышает их жизнеспособность. Искусственное опыление проводят для повышения урожайности или выведения новых сортов растений.

opyilenie

Опыление и оплодотворение растений. Половое размножение


Половое размножение характерно для большинства растений, за исключением некоторых водорослей.

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают перекрестное опыление и самоопыление (рис.1).

виды опыления

Рис.1 Виды опыления цветковых растений

При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в пределах одного и того же цветка.

В природе самоопыление происходит редко, зачастую еще в бутонах, до раскрытия цветка (пшеница, горох, фасоль, фиалка, томат). Главное преимущество самоопыления — оно не зависит от погодных условий и насекомых, поэтому осуществляется при любых условиях. Не все обоеполые цветки являются самоопыляющимися. Большинство растений дают полноценные семена только при перекрестном опылении.

Опыление, при котором пыльца тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого, называют перекрестным. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми и ветром. Реже — птицами, летучими мышами и водой.

Строение цветков насекомоопыляемых растений разнообразно (вишня, слива, яблоня, сирень, роза и многие другие). Они имеют ярко окрашенный или белый венчик и сильный запах. Цветки крупные или собраны в соцветия.

Запах цветков и их яркая окраска привлекают насекомых. Пчелы, шмели, мухи, бабочки, жуки и муравьи питаются пыльцой и нектаром цветка. Нектарники, расположенные в глубине цветка, выделяют нектар до тех пор, пока цветок не завянет. Тело насекомого, пытающегося добраться до нектарников, обильно покрывается пыльцой. Перелетая с одного цветка на другой в поисках пищи, они переносят прилипшую к их телу пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других.

Опыление ветром возникло в процессе эволюции как приспособление к неблагоприятным условиям. Надежда на немногочисленных тогда мух, бабочек, пчел и других насекомых была слабой. Позже насекомых стало больше. Но наряду с насекомоопыляемыми растениями, существуют опыляемые ветром. Это многие злаковые травы лугов, степей и саванн, обитатели леса (береза, ольха, осина, дуб, орешник), пустынь и полупустынь (полыни, солянки) (рис.2).

У ветроопыляемых растений бывает очень много пыльцы. Она легкая, сухая и мелкая. Околоцветник отсутствует или плохо развит и не препятствует движению ветра. Перистые рыльца пестиков приспособлены к улавливанию пыльцы. Тычиночные нити длинные и свисающие. Раскачиваясь на ветру, они распыляют зрелую пыльцу.

Большинство ветроопыляемых растений цветет до распускания листьев, что облегчает опыление. Но оно зачастую зависит от погоды. В облачные, дождливые дни осадки смывают пыльцу и тем самым снижают урожай.

Искусственное опыление осуществляет человек, перенося пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Такое опыление требует больших затрат времени и трудно осуществимо на больших площадях. Чаще всего к нему прибегают при выведении новых сортов.

Оплодотворение (рис.2) происходит после опыления.Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.

двойное-оплодотворение

Рис.2 Процесс двойного оплодотворения

Одна из клеток в зародышевом мешке — яйцеклетка, это женская половая клетка (женская гамета). Другая — крупная центральная клетка.

В пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские гаметы) — спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В клетках этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит двойное оплодотворение (открыл у лилейных русский ученый в 1898 г. Г.Навашин). После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод.

Опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика. Бывает самоопыление — внутри закрытого цветка (горох, пшеница) и перекрестное: насекомыми — цветки яркие, с запахом (яблоня, сирень, роза); ветром — цветки без околоцветника, распускаются до появления листьев, много мелкой легкой пыльцы (береза, дуб, полынь). Искусственное опыление проводит человек. После опыления происходит оплодотворение — процесс слияние мужских и женских половых клеток — гамет. Двойное оплодотворение — два спермия из пыльцы, достигнув завязи пестика по пыльцевой трубке, оплодотворяют две женские гаметы. При слиянии яйцеклетки и спермия образуется зародыш. При слиянии второго спермия и центральной клетки образуется эндосперм (запас питательных веществ). Из покровов семязачатка образуется кожура семени, а из стенки завязи пестика — плод.

Ход урока

Обратите внимание на доску, перед вами ваши творческие проекты, мы провели большую подготовку к уроку и сегодня отправляемся в гости к цветку.

На экране фотографии цветов.

Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на цветы? (дети рассказывают о своих чувствах)

– А я думаю: цветы – потрясающие творения природы. Невольно рождаются вопросы.Трудно ли быть цветком? Как природа создаёт такие разные формы, линии, цвета, запахи? Зачем такое разнообразие? Пройдёт человек, сорвёт красивый цветок, зачем ему тогда рождаться красивым? Ведь природа мудра, в природе нет ничего лишнего.

Как вы думаете для кого или для чего эта красота? (насекомых, для опыления).

Тема нашего урока: В гостях у цветка. Опыление.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (как происходит опыление, какое значение оно имеет для растений)

Сегодня мы работаем с учебником и интерактивной доской. Не забывайте во время урока делать зарядку для глаз. Перед вами опорный конспект, в него вы будите записывать информацию, в нём выполнять задания. В конце нашей работы вы составите интеллект-карту сегодняшней темы.

Вспомним строение цветка. Ваша задача ответить на вопросы интерактивного теста. Отправляемся в гости к цветку. Вспомним, что называют опылением? (Опыление это перенос пыльцы насекомыми с одного цветка на другой).

Откройте учебник. Прочитайте определение опыления по учебнику. Выделите его в тексте ! – выучить.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент. Во время посмотрите фрагмента фильма запишите ответ в 1 пункте опорного конспекта о значении опыления в жизни растений. Делаем вывод. (Опыление нужно, чтобы произошло оплодотворение, и образовались плоды с семенами).

Одни растения для опыления предпочитают собственную пыльцу, вторые – пыльцу растений того же вида, а третьим всё равно, своя пыльца попадает на рыльце пестика или чужая. Поэтому выделяют несколько типов опыления. Наша задача выяснить, какие. Для этого предлагаю вам решить биологическую задачу. Я её зачитаю, а вы следите по тексту.

Учёные провели эксперимент:

Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку 5.49 учебника определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 3 минуты.

(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые.Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект.

Что называют процессом самоопыления, подсказка схема А? (Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на пестик этого же цветка).

По словарю проверим ваш ответ. ! Как мы видим, самоопыление – это гарантия того, что растение независимо от условий обязательно будет опылено и даст плоды с семенами.

На экране растения, имеющие самоопыление, запишите в конспект примеры: фасоль пшеница, картофель, люпин.

А теперь используя схему Б, дайте определение процессу перекрёстного опыления.

(Перекрёстное опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой).

Давайте по словарю проверим ваш ответ. ! Мы видим, что при перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды, чем организм, сформировавшийся при самоопылении.

На экране растения, имеющие перекрёстное опыление, запишите примеры в конспект: дуб, ромашка, шиповник, ольха.

Самоопыление и перекрёстное опыление встречаются в природе, поэтому их относят к естественному опылению.

Мы познакомились с самоопылением, перекрёстным опылением. Обратите внимание на схему, назовите отличительные черты каждого вида опыления. Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. Определите по схеме с каким типом опыления оно сходно. Найдите в учебнике значение искусственного опыления (Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений). !

Чаще всего в природе встречается перекрёстное опыление. Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка? (Насекомые, птицы, ветер, вода)

Заполняем таблицу вместе.

название признаков признаки цветов
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
пыльца крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало
нектар
запах
размер цветка
окраска
время цветения растений во время распускания или после распускания листьев

Вопросов нет, все заполнили таблицу?

На экране, у меня в руках ветроопыляемые растения. Докажите, что перед вами ветроопыляемые растения, какими признаками они обладают. (Неяркий околоцветник, цветки мелкие, пыльца мелкая, сухая, у берёзы она разносится на расстояние 40 км, её много, не имеют запаха).

Цветы привлекают очень многих, но всё-таки чаще всего к ним в гости прилетают насекомые. Давайте выясним кому из насекомых, какой цветок подходит. Во время моего рассказа вы записываете в таблицу опорного конспекта признаки насекомоопыляемых цветов. По окончании беседы вы должны будете ответить на ряд вопросов по теме, будьте внимательны, постарайтесь понять и запомнить.

Некоторых цветочных гостей привлекает пыльца, в ней содержатся белки, жиры, углеводы, витамины. Она служит пищей для пчёл, жуков. Посмотрите на экран перед вами изображение пыльцы, увеличенное в тысячи раз. Обратите внимание на особенности пыльцы в отличие от ветроопыляемых растений. Пыльца насекомоопыляемых: крупная, тяжёлая, липкая, у неё на поверхности есть шипы, крючки, её образуется не так много как у ветроопыляемых растений. Всё это приспособления для прикрепления к мохнатому телу насекомого. Посмотрите на пчелу, всё её тело покрыто пыльцой, кроме этого она ещё собирает пыльцу в специальные корзиночки на задних ногах.

Какие приспособления возникли у цветов для привлечения насекомых, как насекомые разыскивают цветы?

Одно из приспособлений это наличие запаха. Насекомые хорошо различают запахи. Орган обоняния у них находится на усиках: бабочек привлекают душистые цветы, пчёл – сладкие, жуков – фруктовые ароматы, мухи летят к цветам с запахом гниющего мяса.

Насекомые замечают крупные цветы или мелкие собранные в соцветия.

А вот окраску околоцветника насекомые видят иначе, чем мы с вами, но цветы должны быть в отличие от ветроопыляемых растений, яркими, выделяющимися на фоне листвы, ведь многие насекомоопыляемые растения цветут после распускания листвы.

Обратите внимание на экран:

  • Пчёлы опыляют – жёлтые, фиолетовые, синие, белые цветы, а вот красные цветы их пугают.
  • Бабочки – нежно-красные, розовые, белые, фиолетовые, жёлтые.
  • Жуки – белые, жёлто-зелёные, нежно-розовые, но неглубокие цветы.

Экран. В природе встречаются удивительные по форме цветы-орхидеи, её околоцветник по внешнему виду напоминает самку длинноусой пчелы, чем привлекает самцов этих насекомых, участвующих в опылении растения

название признаков признаки цветов
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
пыльца лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много, крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало
нектар +
запах +
размер цветка крупный или соцветие мелкие
окраска яркая, заметная невзрачные
время цветения растений до распускания листвы во время распускания или после распускания листьев

Посмотрите, все графы таблицы у вас заполнены? Проверьте. Эта информация нам нужна для защиты творческого проекта. Прочитайте задание №4 в опорном конспекте.

Мы разобрали опыление типичными опылителями, но есть и нетипичные животные-опылители. Перед вами цветок крупный, красный, со слабым запахом, выскажите гипотезы, кем он будет опыляться? (птицы) (нектарницы, колибри, цветочницы опыляют яркие красные, оранжевые цветы). Подтверждение на экране.

А этот цветок крупный, обладает сильным запахом, околоцветник у него неяркий, белый, раскрывается после заката, ночью, цветы с такими признаками опыляют летучие мыши. Экран.

Вы обратили внимание, какое разнообразие животных опылителей. Учёные отмечают, что в настоящее время на нашей планете господствующее положение занимают цветковые растения. У цветковых растений в ходе исторического развития выработались многочисленные приспособления к опылению. Запишите это как вывод.

Мы видим, что у цветов есть свой язык красоты, свои особенности. В очередной раз убеждаешься, как мудра природа.

Мы справились с задачей урока, разобрали виды опыления цветковых растений. А вот как происходит чудесное превращение цветка в плод, как образуются семена, мы разберём на следующем уроке. Оцените, как вы усвоили тему, поставьте значок температуры в опорном конспекте, как мы это делаем на классных часах: 36,6 – усвоили тему, 38 – вам было сложно, тему не поняли.


Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: Автор разработки: учитель биологии 2-й дидактической категории Князева Т.А. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Опыление цветковых растений" Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

показать практическую значимость изучения опыления;

продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности;

умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Планируемые результаты обучения:

  • знать характеристики видов опыления растений;
  • уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Межпредметные:

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Формиро-вание УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап. (1 мин)

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу

К(5-7) 5.

- Добрый день, ребята!

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Приветствие учителя. Настраиваются на работу.

2. Мотивация учебной деятельности. ( 3 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

Р(5-7) 4

- Подумайте, о каком процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям. СЛАЙД 3

- Что называется размножением?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- О размножении, каких растений идёт речь?

- С каким органом покрытосеменного растения связано половое размножение?

- Чем отличаются цветки разных растений друг от друга?

- самая яркая и заметная часть цветка, часто окрашена в разные цвета?

- Какие части цветка отвечают за размножение?

- Женский орган цветка?

- Мужской орган цветка?

- Вспомним главные части цветка и их строение.

- Для этого выполните задание: напишите цифры, указывающие строение пестика и тычинки в нужном порядке. СЛАЙД 4

- Оцените свою работу. Для этого нам поможет оценочная цветовая шкала: (на доске)

не справился - желтый

и цветок на вашей парте.

- Вы берете цвет лепестка и приклеиваете его
к 1.

- С их участием происходит два процесса. Об одном из них мы сегодня поговорим. Слайд 5

Воспроизводят имеющиеся знания о растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.

Формулируют тему урока, цель урока.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют, оценивают, приклеивают к цветку первый лепесток.

3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

- Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение? СЛАЙД 6

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Какие задачи будем решать?

В случае затруднения ответа, учащимся показывается слайд со шмелём, потом прочитывается текст (Приложение1) СЛАЙД 7

ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.

- дать определение опылению

- рассмотреть виды опыления

- показать практическое применение знаний. СЛАЙД 7а

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и задачи урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. (10мин)

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует работу в группах с учебником по видам опыления (задания выдаются на карточках - Приложение 2).

В ходе беседы проверяет результаты работы. СЛАЙД 8

- Оцените свою работу, приклеив к цветку второй лепесток. Слайд 8а

Организует работу по заполнению таблицы в парах:

Проверяет работу. СЛАЙД 8а

- Оцените свою работу, приклеив к цветку третий лепесток

- Оказывается, насекомых привлекает не только приятный запах. Сейчас разыграем сценку, из которой вы узнаете или вспомните два новых факта. (Приложение 4). ЗВУК пчелы и мухи. Слайд 9

Отвечают на вопрос.

Работают в группах с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике и с дополнительной информацией.

Составляют схему опыления.

Работают в парах по заполнению таблицы.

Оценивают работу и приклеивают лепестки: второй и третий.

Отвечают на вопросы.

5. Домашнее задание. (1мин)

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

6. Первичное закрепление.(4 мин)

Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.

- Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым - Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки

«Во поле берёза стояла

«Как на нашей грядке

Расцвёл горошек сладкий

Мушки, пчёлки налетят,

Находят и исправляют ошибки.

7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)

Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.

Задаёт вопросы: Слайд 13

– Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?

– Почему весной выносят ульи в цветущий сад?

Оцените свою работу, приклеив четвёртый лепесток.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и приклеивают к цветку четвёртый лепесток.

Рассказ о самоопылении и искусственном опылении. Слайды 14-18

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Организует тестовую работу и

контрольно-оценивающую деятельность (Приложение 5) слайд 19

- В центре вашего цветка заготовка теста, вы ставите буквы ответа под цифрами вопроса.

- Оцените свою работу, приклеив пятый лепесток. СЛАЙД 20

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

и приклеивают к цветку пятый лепесток

9. Рефлексия. (3 мин) слайд 21

Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оценивают свою работу, работу класса и учителя, и приклеивают к цветку шестой лепесток.

Задают вопросы учителю.

Критерии, показатели, диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся

Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общест­венной практики.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, пра­вил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответствен­ного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта уча­стия в социально значимом труде.

Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с други­ми людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные:

П(5-7) 1.1. Сформированность умения озна­комительного и изучающего чтения

П(5-7) 1.2. Сформированность умения само­стоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.

П(5-7) 2.1. Сформированность умения созда­вать и использовать модели и схемы для решения задач.

П(5-7) 2.2. Сформированность умения осу­ществлять выбор способов решения задач.

П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руково­дством учителя в соответствии с требова­ниями

Регулятивные:

Р(5-7) 1.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р(5-7) 2.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Р(5-7) 4. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(5-7) 5. Сформированность умения само­стоятельно оценивать правильность выпол­нения действия на уровне соответствия ре­зультата заданным требованиям

Коммуникативные:

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учи­тывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

К(5-7) 1.2. Сформированность умения пла­нировать общие способы работы в совмест­ной деятельности под руководством учителя.

К(5-7) 4. Сформированность умения обме­ниваться необходимой и полезной информа­цией для общения и деятельности и оказы­вать необходимою помощь партнеру в про­цессе сотрудничества

К(5-7) 5. Сформированность умений аргу­ментировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

К(5-7) 6.1. Сформированность, умений в со­ответствии с коммуникативными ситуация­ми использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач

Приложение 1

Приложение 2

Слова: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное, в природе, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений. Потомство очень похоже на родительское растение. Потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Что такое опыление? Цветение – это состояние растений от начала раскрытия цветков до засыхания их тычинок и лепестков . Во время цветения и происходит опыление растений.

Опылением называют перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика . Если пыльца переносится с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка, то происходит перекрёстное опыление. Если же пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка – это самоопыление.


Перекрестное опыление. При перекрёстном опылении возможны два варианта: пыльца переносится на цветки, находящиеся на том же растении, пыльца переносится на цветки другого растения. В последнем случае надо учитывать, что опыление происходит только между особями одного вида!


Перекрестное опыление может осуществляться ветром, водой (эти растения и растут в воде или у воды: роголистник, наяда, валлиснерия, элодея ), насекомыми, а в тропических странах также птицами и летучими мышами.

Перекрёстное опыление биологически более целесообразно, потому что потомство, соединив в себе признаки обоих родителей, может лучше приспособиться к среде. Самоопыление имеет свои достоинства: оно не зависит от внешних условий, а потомство стабильно сохраняет родительские признаки. Например, если выращиваются жёлтые помидоры, то на следующий год, использовав их семена, можно опять получить такие же жёлтые помидоры ( помидоры , как правило, – самоопылители). Большинство растений опыляются перекрестно, хотя строго перекрестноопыляемых растений мало (например, рожь ), чаще перекрестное опыление сочетается с самоопылением, что еще больше повышает приспособленность растений к выживанию.

Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока) , и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза) . Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

Насекомоопыляемые растения. Насекомых (пчёл, шмелей, мух, бабочек, жуков) привлекает сладкий сок – нектар, который выделяют особые желёзки – нектарники. Причём расположены они таким образом, чтобы насекомое, добираясь до нектарников, обязательно задело пыльники и рыльце пестика. Нектаром и пыльцой насекомые питаются. А некоторые (пчёлы) даже запасают их на зиму.

Следовательно, наличие нектарников – важный признак насекомоопыляемого растения. Кроме того, их цветки обычно обоеполые, пыльца у них клейкая с выростами на оболочке, чтобы зацепиться за тело насекомого. Находят насекомые цветки по сильному запаху, по яркой окраске, по крупным цветкам или соцветиям.

У ряда растений нектар, который и привлекает насекомых, доступен многим из них. Так на цветущих маках, жасмине, бузульнике, нивянике можно увидеть и пчёл, и шмелей, и бабочек, и жуков.


Но есть растения, приспособившиеся к определённому опылителю. При этом они могут иметь особое строение цветка. Гвоздику, с её длинным венчиком опыляют только бабочки, длинный хоботок которых может добраться до нектара. Только шмели могут опылять льнянку, львиный зев : под их тяжестью нижние лепестки цветков отгибаются и насекомое, добираясь до нектара, собирает своим лохматым тельцем и пыльцу. Рыльце пестика расположено так, чтобы пыльца, принесённая шмелём с другого цветка, обязательно на нём осталась.

Учёные провели исследования, которые показали, что насекомые видят цвета особым образом и каждый вид имеет свои предпочтения. Не зря в природе среди дневных цветков царствуют все оттенки красного цвета (а вот в темноте красный цвет почти не различим), а синего и белого гораздо меньше.

Для чего так много приспособлений? Для того, чтобы иметь больше шансов, что пыльца не будет потрачена зря, а попадёт на пестик цветка растения того же вида.


Изучив строение и особенности цветка, можно предположить, какие животные его опылят. Так, цветки душистого табака имеют очень длинную трубку из сросшихся лепестков. Следовательно, до нектара могут добраться только насекомые с длинным хоботком. Цветки – белого цвета, хорошо видны в темноте. Особенно сильно пахнут вечером и ночью. Опылители – бражники, ночные бабочки, которые имеют хоботок до 25 см длиной.

Самый крупный в мире цветок – раффлезия – окрашен в красный цвет с тёмными пятнами. Пахнет он тухлым мясом. Но для мух нет запаха приятнее. Они и опыляют этот замечательный, редкий цветок.

Самоопыление. Большинство самоопыляющихся растений – это сельскохозяйственные культуры (горох, лён, овёс, пшеница, томат) , хотя есть самоопыляющиеся растения и среди дикорастущих.

Некоторые из цветков опыляются уже в бутонах. Если раскрыть бутон гороха, то можно увидеть, что пестик весь усыпан оранжевой пыльцой. У льна опыление проходит в открытом цветке. Цветок распускается рано утром и уже через несколько часов лепестки осыпаются. Днем температура воздуха повышается и тычиночные нити скручиваются, пыльники прикасаются к рыльцу, лопаются, и пыльца высыпается на рыльце. Самоопыляющиеся растения, в том числе лён , могут опыляться и перекрёстно. И наоборот, при неблагоприятных условиях и у перекрёстноопыляемых растений может произойти самоопыление.


Перекрёстноопыляемые растения в цветке имеют приспособления, предотвращающие самоопыление: пыльники созревают и высыпают пыльцу раньше, чем разовьётся пестик; рыльце расположено выше пыльников; пестики и тычинки могут развиваться в разных цветках и даже на разных растениях (двудомные).

Искусственное опыление. В определённых случаях человек проводит искусственное опыление, то есть сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Искусственное опыление осуществляют с разными целями: для выведения новых сортов, для повышения урожайности некоторых растений. В безветренную погоду человек опыляет ветроопыляемые культуры (кукуруза) , а в холодную или сырую погоду – насекомоопыляемые растения (подсолнечник) . Искусственно опыляют и ветро-, и насекомоопыляемые растения; и перекрестно-, и самоопыляемые.

Читайте также: