Синтаксический разбор предложения шмели гудят мед с цветов собирают

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

1. ( Повествовательное , невосклицательное , обычное распространённое ). Повествовательное , невосклицательное , обычное , распространённое .

1.
Удивительный (прилаг., выражено определением) запах (сущ.,выраж.подлеж.) разливался (глаг., выраж.сказ.) по (предлог) всему(прилаг., выраж. опред.) вешнему (прилаг., выраж. опред.) лесу(сущ., выраж. дополн.).
Предложение: повествовательное, невосклицательное, обычное, распространенное, двусоставное.
Схема: [ - = ].

2. Пчелы (сущ.,выраж. подлеж.) и (союз) шмели(сущ., выраж. подлеж.) жужжали (глаг., выраж сказ.) необыкновенно (нареч.,выраж. обстоятельством) озабоченно (нареч., выраж. обстоят.).
Предложение: повествовательное, невосклицательное, обычное, распространенное, двусоставное, осложнено однородн. подлежащ.
Схема: [ - и - =].

Например: Л етом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед
(кто?)пчелы(подлежащее), пчелы(что делают?)гудят, собирают(сказуемое), гудят(когда?)летом(обстоятельство), гудят(где?) в листве(обстоятельство), собирают(что?)мед(дополнение), мед(какой?)душистый(определение), собирают(с чего?) с цветков(дополнение).

Ответ:

привет,я сегодня читал учебник по биологии за восьмой класс, и там было написано о членистоногих и хордовых

1. (Что делала?) - занималась. Часть речи: глагол.
2. Начальная форма (инфинитив) - заниматься.
3. Постоянные признаки: 1 спряжение, возвратный, непереходный, несовершенный вид.
4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
5. Член предложения: сказуемое.

Удачи! :)

Дом - 2 скл
снег - 2 скл
ночь - 3 скл
глаза мн . ч. - глаз - 2 скл
стена - 1 скл
тишина - 1 скл
небо - 2 скл
кот - 2 скл
окно - 2 скл
берег - 2 скл
чешуя - 1 скл
богатыря - богатырь - 2 скл
красавцы мн. ч. - красавец - 2 скл
дядька - 2 скл
весною - 1 скл
берег - 2 скл

Найдите в предложениях од.члены и посттавти где нужно знаки припинание! 1)любил купец детей своих большесвоего богатства: жемчуг

Надо составить сочинение (10-12 предложений) Со словами КОГДА-ТО ГДЕ-ТО Какой-то сколько-то что-то почему-то то-то

К словам обозначающим признак предмета подобрать слова обозначающие предметы молодая (2 слова)веселые (2 слова)голубое (2 слова)

Прочитайте какой недочет есть в каждой паре предложении?как его устранить есть у каждой однородных членов предложении?1. Ива скл

В чём заключается различие многозначных слов и омонимов?Приведите примеры(Краткое сочинение)6 класс.Помогите! Очень срочно нужно

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

ВПР6: текст Краснощёкова Ю.

В начал.. лета время словно застыва..т а небо будто выцв..та..т от жары. Со..нце в нём заста..вает..ся идёт всё медленнее. Но жизнь в это время не зам..рает (3) а б..рёт ощутимый ра(з/с)гон. Быстро р..стут рож.. и пш..ница а на со..нц..пёке посп..вают яго(д/т)ки земл..ники. Над цв..тами л..тают пч..лы и соб..рают сла(д/т)к..ю дань. (4) Дикая см..родина щедро разр..слась по б..р..гам рек. Её (не)высокие но пышные кусты густо обл..пили (не)зрелые ягоды.

В разных по цвету шля(б/п)ках высыпали на п..лянку сырое(ж/ш)ки. В ш..к..ладных беретах встр..чают гр..бников белые кр..пыши. На (нежно)зелёном мху, как на бархатной (2) подкладк.. в драг..це(н,нн)ой шкатулк. зам..чательно смотр..т..ся (ярко)ж..лтые л..сич..ки. С утра и д..л..ко за полноч.. стр..коч..т в лугах какие(то) неуг..монные кузнеч..ки.

(По Ю. Краснощёкову)

бархат н ой (2)

замирает (3)

1. Замирает (что делает?) – глагол, н. ф. – замирать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

предл. сущ. глаг. сущ. союз глаг. прил. сущ.
Над цветами летают пчёлы и собирают сладкую дань .

Морфемный и словообразовательный разборы слова

бархат н ой (2)

бархат н ой← бархат (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

замирает (3)

1. Замирает (что делает?) – глагол, н. ф. – замирать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения

предл. сущ. глаг. сущ. союз глаг. прил. сущ.
Над цветами летают пчёлы и собирают сладкую дань .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: пчёлы (подлежащее, выражено именем существительным) летают (и) собирают (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (летают) над цветами – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (собирают) дань – дополнение, выражено именем существительным; (дань) сладкую – определение, выражено именем прилагательным.

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Читайте также: