Как листья цветы ветви и плоды выражают своей формой

Обновлено: 08.07.2024

Категория - фундаментальное понятие, которое отражает существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого - то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) - по отношению к его собственным проявлениям.

Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких - то жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

( О Фейербахе) "Окончил несколько университетов. За свои атеистические взгляды отстранён от преподавания и ушёл в отшельники".

"Сущность обладает подлинной действительностью только вследствие определённых форм своего самообнаружения. Как, например, цветы, листья,ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность определённого общественного строя".

"Для жизни нужны прежде всего пища и питьё, жилище, одежда и ещё кое-что".

"Особое положение принципа противоречия в системе диалектики было выражено Лениным в Германии: "Ядро".

"Негр отражает реальность так же, как и русский и китаец. Следовательно, философия интернациональна".

( О Сократе) "Он использовал метод повивальной бабки".

( о схоластике) "Задача состоит в том, чтобы использовать философию в качестве служанки".

"Коперник считал, что в процессе познания должно сохраняться чувство разума".

( О Сократе) "Он ничего не писал, хотя и был грамотным".

"Декарт признавал наличие двух субстанций бытия: первая с телом, вторая- с душой".

"У Гольбаха, если вы отравились-это случайность".

"Вопрос: Как называются люди умственного труда?
Ответ: Бюджетники".

Иллюстрация из интернет-ресурсов.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Формирование представления о локально-историческом подходе в контексте теории культуры. Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов. Законы развития культурно-исторических типов. Теория локальных цивилизаций. Глобальный культурный конфликт.

Рубрика Культура и искусство
Вид учебное пособие
Язык русский
Дата добавления 03.07.2013
Размер файла 162,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.1 Сущность культуры

Историческую реальность Шпенглер сближает с биологической. Мир-как-история - мир живых форм, находящихся в процессе становления. Сущность исторического бытия определяется временем. Высшим выражением живого, органического Шпенглер считает культуру. Соответственно, история понимается им как измерение, в котором реализуются культурные формы: мир-как-история оказывается тождественным миру-как-культуре.

2.2 Морфология культуры

2.3 Динамика культуры

В жизни культурного организма Шпенглер выделяет три возраста. Основанием для выделения стадий является жизненный потенциал души, степень душевной зрелости народа как субъекта культурно-исторического процесса.

В объяснении культурно-исторического процесса Шпенглер - фаталист. Как восхождение, так и последующее нисхождение - это судьба, неизбежность. Всё, что рождается и живёт, должно умереть. «Когда цель достигнута и идея, то есть всё изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы её надламываются. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья…

К числу культур, прошедших весь свой жизненный цикл, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, арабскую, западную и культуру майя. Культуры, не достигшие полноты самореализации - персидская, хеттская и культура кечуа (инков). На стадии становления находится русская культура.

Наибольшее внимание Шпенглер уделяет трём культурным типам: античному, западному и арабскому. Первые два философ рассматривает в связке, в качестве оппонентов, оттеняющих качества друг друга. Он считает их порождениями противоположных по всем жизненным устремлениям душевных стихий.

Античная культура - это объективация аполлоновской души. Её прасимволом является изваяние обнажённого человека, осязаемое тело, чувственно познаваемое, имеющее чёткие границы, линии и контуры. Его можно охватить одним взглядом. По Шпенглеру, статуя символизирует приверженность наличному, ставшему бытию. Статика, отказ от внутреннего развития является для античного человека фундаментальным жизненным принципом.

Суть фаустовского антропологического типа выразил Шекспир, в произведениях которого человек ведёт борьбу с внешними обстоятельствами. Это мироощущение получает развитие в готической и барочной архитектуре с их стремлением преодолеть тяжесть.

Фаустовский человек - всегда субъект, деятель, обладающий сильным характером. Западная этика в качестве идеала выдвигает образ активного, борющегося, идущего вперёд человечества. Западная этика - энергетическая по сути; наиболее полной и радикальной её версией является ницшеанство.

Восприятие трагического также разделяет античную и западную культуру. В центре античной трагедии - красивый жест, эффектная поза проигравшего, отказавшегося от борьбы человека. Трагедия парализует волю к борьбе, подрывает корни человеческого существования. Цель человека, оказавшегося в трагической ситуации, состоит в обретении равновесия и покоя.

Фаустовская трагедия - это трагедия воли, преодолевающей препятствия. Трагическая ситуация только раззадоривает героя, провоцирует его на энергетический порыв, пробуждает для действия. Его цель - победа.

Символом аполлоновской пассивности является маска. Символом фаустовской активности - мимика. Персонаж фаустовской трагедии не боится остаться один на один с ситуацией, поэтому трагическое действо построено на монологе (по Шпенглеру, даже диалоги в фаустовской трагедии - это монологи de facto). Слабый и нерешительный, античный персонаж нуждается в поддержке, в свидетелях его жизненных коллизий, поэтому огромную роль в постановке играет хор. Его назначение - помочь индивиду преодолеть страх перед безграничностью бытия.

Античное изобразительное искусство не имеет связи со зрителем. Статуя лишена взгляда, она рядом с человеком, но не взаимодействует с ним. По наблюдению Шпенглера, в античных групповых композициях головы всегда обращены друг к другу, а глаза не имеет зрачков.

Арабская культура возникла на магической душевной основе. Её прасимволом является пещера, образ, выражающий дуализм магического мироощущения: проникая в пещеру, свет вступает в борьбу с тьмой. Согласно Шпенглеру, в арабской культуре особенно акцентирована тема противостояния добра и зла, Бога и дьявола.

Человек как таковой не обладает полноценной субъектностью и обретает её только в союзе с Богом, отсекая собственную воли в пользу воли божественной. Милость Божья - вот необходимый толчок, делающий человека деятелем.

4. Какие возрасты культуры выделяет О. Шпенглер?

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А. ТОЙНБИ

Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) родился 14 апреля 1889 г. в Лондоне. Получил классическое образование, пройдя обучение в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета.

Другое направление интеллектуальной деятельности Арнольда Тойнби - сфера международных отношений. Считается, что именно оно оказало решающее влияние на формирование его мировоззрения и научного кругозора, определило масштабность его мышления, глобальный характер исторических построений, заострило внимание к проблемам межнационального и межкультурного взаимодействия.

Примечательно, что учение Тойнби популярно в большей степени в США, чем на родине, в Англии, где у него больше критиков, чем поклонников.

Умер Тойнби 22 октября 1975 г. в Йорке.

3.1 Понятие и типология цивилизаций

Во-вторых, пространственно-временные границы цивилизаций не совпадают с государственными и национальными границами. Цивилизации - единицы более крупного масштаба, чем нации или государства. Последние могут быть рассмотрены как составные элементы цивилизаций.

В-третьих, цивилизация не тождественна человечеству. Тойнби считает идею единой цивилизации ложной. Ни одна из цивилизаций, даже самая масштабная (например, современный Запад), не охватывает всего человечества - ни в пространстве, ни во времени.

2. андская Её политические границы совпадают с империей инков.,

4. минойская Цивилизация древнего Крита. Название происходит от имени легендарного критского царя Миноса.,

5. индская Имеется в виду доарийская цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд в III тыс. - I тыс. до н.э.,

6. шанская Китай в правление династий Шан (Инь) и Западная Чжоу (XVII-VIII вв. до н.э.) ,

10. эллинская Тойнби включает в неё не только древнюю Грецию, но и Рим.,

11. сирийская Идентификация сирийской цивилизации весьма спорна. Согласно Тойнби, её политические границы заданы персидской империей Ахеменидов, а носителями культурного и религиозного начала были семитские народы (финикийцы, арамеи, евреи, арабы). Высшей точкой этой цивилизации Тойнби считает рождение ислама и создание Арабского халифата. ,

12. индийская Сложилась в результате арийского завоевания Индии. Её очаг - долина реки Ганг. ,

13. китайская Китай в правление династий Цинь и Хань (III в. до н.э. - III н.э.),

15. мексиканская Её политические границы совпадают с империей ацтеков.,

16. православная христианская основная Зона византийской культуры.,

17. православная христианская, русская ветвь,

19. арабская мусульманская Зона суннитского ислама.,

20. иранская мусульманская Зона шиитского ислама.,

21. индуистская Индия после II в. до н.э.,

22. дальневосточная основная Китай начиная с III в. н.э.,

23. дальневосточная, японская ветвь.

1) центральноамериканская Охватывает майянскую, мексиканскую и юкатанскую цивилизации из первоначального списка.,

3) шумеро-аккадская Цивилизация древней Месопотамии; охватывает шумерскую и аккадскую цивилизации из первоначального перечня.,

7) китайская Охватывает шанскую, китайскую и дальневосточную (основную) цивилизации из первоначального списка.,

10) индийская Охватывает индийскую и индуистскую цивилизации из первоначального перечня.,

11) православная христианская,

15) юго-западная Цивилизация индейцев, располагавшаяся в доколумбову эпоху на территории юго-запада США.,

16) североандская Индейская цивилизация, располагавшаяся на территории нынешних Эквадора и Колумбии.,

17) южноандская Цивилизация, располагавшаяся на севере Чили и на северо-западе Аргентины. ,

18) эламитская Элам - государство, располагавшееся в юго-западной части Иранского нагорья в III тыс. - сер. VI в. до н.э.,

20) урартская Урарту - государство, в IX-VI вв. до н.э. располагавшееся на территории Армянского нагорья.,

Форма и содержание как категории диалектики, их взаимосвязь.

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.

Определив содержание как тождественность компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?

Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта . Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.

Диалектика единичного, особенного и общего.

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своем бытии. Хотя в народе и бытует выражение “похожи как две капли воды”, применимое, как правило, к людям, но науке известно такое явление, как гены, которые содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию, свидетельствующую о том, что во всем мире нельзя отыскать двух совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обусловливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что, в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме и т. п. Единичное , таким образом, есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, мы можем говорить, что нет и двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что, хотя все люди и индивидуальны, мы тем не менее без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии “человек”. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего - то устойчивого: единичное умирает, но род живет.

Почему же общее внутренне “привязано” к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как - то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее (тем или иным способом) в силу материального единства мира. Поэтому общее существует не отдельно, а как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.

Категории сущности и явления, их диалектика и значение в познании и практике.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной . Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности . Понятие сущности не предполагает какого - то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) - по отношению к его собственным проявлениям.

Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких - то жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

Возможность и действительность. Их характеристика и диалектическая связь.

Возможность и действительность

Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе. Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, действительности порождать новое. Действительностью называют все реально существующее в объективном мире. Вместе с тем действительность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью. Возможность и действительность тесно связаны между собой: если действительность есть реализованная возможность, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую, подчас трудный и длительный этап развития. В общественной жизни в отличие от природы для осуществления процесса необходимо кроме объективных условий активное воздействие субъективного фактора - сознательной деятельности социальных сил, классов партий. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоенности, демобилизации. В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, условия для реализации которых еще существуют необходимые условия. Различие между этими видами возможностей относительно, так как разные абстрактные возможности находятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат зависит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы. иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей.

Категории случайности и необходимости, их диалектическая связь и роль в жизни общества и личности.

Необходимость и случайность

Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих, а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходимости и случайности. Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необходимость связана с общим. Случайность, существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показывают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходимым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной работы. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту необходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном примере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима. Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них. Категории необходимости и случайности помогает понять смысл деления законов на динамические и статистические, их различие и сходство. Законы являются конкретным выражением необходимости, но это выражение может быть различным в различных процессах. Динамический закон применим к каждому в отдельности явлению из числа охватываемых им. К динамическим относятся, например, законы механики макротел, в соответствии с которыми точно рассчитывается траектория движения тела, если известны необходимые исходные данные. Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений. Опираясь на них, нельзя точно предсказать, поведение отдельных элементов некоторой совокупности, подчиненной статистическому закону; это можно сделать лишь с известной степенью вероятности, но можно точно предсказать поведение всей совокупности. Нельзя, например, точно определить поведение каждой молекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совокупного действия молекул строго определен. Очевидно, неправомерно чрезмерно противопоставлять динамические и статистические законы. Динамические законы являются предельными случаями статистических, когда вероятность осуществления события близка к единице. Интересно и важно с этой точки зрения проанализировать законы общественного развития. В результате такого анализа можно убедиться, что они обладают свойствами и динамичности и статистичности.

Читайте также: