Пчела опыляет цветок связь живой и живой природы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Какова роль пчел в опылении растений: как объяснить?

Пчелы — высокоорганизованные насекомые. Они являются большими тружениками, работают на благо человека. Продукты пчеловодства — мед, прополис, воск, перга, обладают множеством полезных веществ. Однако пчел ценят и любят не только за то, что они производят вкусные и полезные продукты. Неоценимая польза пчел заключается в их способности опылять растения.

Очень легко понять важность опыления растений пчелами. Ведь животные могут найти себе пару и осуществить репродуктивную задачу, а растения не могут этого сделать. Поэтому пчелы и некоторые другие насекомые являются первоочередными помощниками в процессе опыления плодовых деревьев, сельскохозяйственных культур, цветов.

Важно: Опыление — процесс полового размножения растений. Характеризуется переносом пыльцы с тычинки на пестик.

Тычинкой является мужской орган растений, а пестик — женский. При успешном оплодотворении образуется семя. Получается завязь. Так мы можем насладиться фруктами, ягодами, развитие и урожай сельскохозяйственных культур зависит от удачного опыления. Без опыления и удачного оплодотворения невозможно получить хороший урожай.

Существует два типа опыления:

  • Самоопыление, когда растения оплодотворяют себя сами;
  • Перекрестное опыление происходит, когда пыльца переносится насекомыми.

Пчелы занимаются перекрестным опылением. Перекрестное опыление обладает рядом преимуществ перед самоопылением растений. Самое главное преимущество — большинство растений не могут самоопыляться. И тут на помощь приходят пчелы, эти маленькие насекомые оперативно переносят пыльцу с одного цветка на другой.

Существует гипотеза, что если исчезнут пчелы, то через несколько лет исчезнет человек. Отсутствие пчел приведет к исчезновению растений, плодов, ягод, фруктов. Это приведет к голоду животных и человека.

Многие ученые обеспокоены явлением разрушения пчелиных колоний. Эта тенденция наблюдается во многих странах на протяжении последнего десятилетия. Причинами вымирания пчел считается применение пестицидов в сельском хозяйстве, а также расширение городов и исчезновение диких медоносов. Эти факторы влияют на иммунитет пчелиных семей.

Пчел нужно беречь и заботиться о них. На протяжении своей короткой жизни пчела опыляет множество растений, и люди могут получить большую пользу от этой маленькой труженицы.

10d50ceed558f077c5e6251ae261b7ff.jpg

Пчела собирает пыльцу

Строение тела пчелы-опылителя

Пчёлы относятся к летающим насекомым отряда перепончатокрылых.

Их тельце состоит из:

Основой корпуса служит наружный экзоскелет, представленный кутикулой — образованием, лежащим поверх эпителиального слоя. Тельце покрыто мелкими ворсинками, отвечающими за осязание и выполняющими функцию защиты кожи от пыли. Части тела присоединяются друг к другу тонким слоем эпителия.

Строение тела медоносной пчелы

На голове располагаются 5 глаз — 2 сложных и 3 простых. Сложные глаза располагаются по бокам головы, а простые — на темечке. Голова состоит из крепких хитиновых балок, которые расположены от передней стенки головы до задней и создают необходимую прочность капсулы головы. В нижней части головы к хитиновым балкам присоединяются мускулы, обеспечивающие движение верхней челюсти и хоботка и служащие основой для внутренних органов.

Знаете ли вы? Пчела способна развивать скорость до 65 км/час, когда летит без груза, а скорость с грузом составит 30 км/час.

Усики представляют собой пару придатков, которые присоединяются к передним сегментам головы и состоят из членика и длинного жгутика.

Рот состоит из:

  • жвал (мандибул) — верхней челюсти;
  • нижней челюсти, образующей хоботок.

Брюхо насекомого разделено на 6 сегментов у самок и 7 — у самцов.

МЕДОНОС

Что значит слово МЕДОНОС в словарях:

  • “Цветочная жертва” пчел
  • Богат нектаром
  • Гречиха или липа для пчёл
  • Гречиха, липа, донник
  • И липа, и донник
  • Источник нектара
  • Какое растение манит пчел
  • Какое растение пчел манит
  • Любое растение – источник нектара
  • Любое растение, дающее нектар
  • Вопрос: Любое растение, к которому пчелы проявляют симпатию – ответ: МЕДОНОС
  • Любое растение, любимое пчёлами
  • Мать-и-мачеха как поставщица чего-то сладкого
  • Находка для пчелы
  • Объект интереса пчёл
  • Птица семейства цветочниц
  • Растение для пчёл
  • Растение с нектаром
  • Растение, дающее нектар пчёлам
  • Растение, интересующее пчел
  • Цветок, интересный пчеле

Любое растение, дающее нектар

Любое растение, любимое пчёлами

Разбор по буквам:

1-я буква М2-я буква Е3-я буква Д4-я буква О5-я буква Н6-я буква О7-я буква С

Популярные запросы

Самые популярные запросы пользователей на сайте.

Роль пчел в опылении растений

Не многие знают какую пользу приносят пчелы растениям. Большинство растений не смогут полноценно расти и развиваться без пчел. Роль пчелы в опылении довольно важна, ведь природой задумано так, что именно пчела наиболее приспособлена к процессу опыления растений. Работать предпочитают эти насекомые семьями.

Opylenie-pchelami-2.jpg

Организация и техника

Для того чтоб получить успешное опыление различных плодово ягодных культур стоит учесть индивидуальный подход продуктивной работы пчёл на всевозможных растениях. Существует ряд насекомоопыляемых разновидностей (люцерна, земляника, красный клевер, лён и др.). Так как выделения нектара их соцветиями минимальны, пчёлы предпочитают посещать их менее всего. Для того чтоб их опылить, потребуется прибегнуть к целому перечню мер, которые помогут достичь максимального эффекта. Многие энтомофильные культуры (бахчевые, плодово ягодные и гречиха) отлично посещаются пчёлами, поэтому правильная организация опыления подразумевает своевременное и верное расположение ульев, для гармоничного перераспределения полётов насекомых.

Танцующие пчелы

Например, пчела, нашедшая цветущее вишневое дерево, возвращается в улей с некоторым количеством нектара. Она передает нектар пчеле-хранительнице и снова покидает улей, чтобы вернуться к той же вишне. Так повторяется несколько раз, причем каждый последующий полет занимает все меньше времени, вероятно в связи с тем, что маршрут полета становится с каждым разом все более прямым. Как только самый короткий маршрут будет проложен, на что обычно требуется до десяти полетов, пчела начинает свой танец.

Как выяснил Карл фон Фриш, когда источник пищи находятся в радиусе не более 50—70 м, пчела исполняет круговой танец. В этом танце содержится лишь некоторое количество информации о хорошем источнике. Он дает лишь указание на то, что именно надо искать, и информацию о том, что место это находится недалеко от улья. От пчелы, прилетевшей после посещения вишневого дерева, пахнет вишнями, и такую вишню будет несложно найти за несколько облетов вокруг улья.

Пчела-сборщица нашла источник пищи недалеко от улья и исполняет круговой танец. В нем содержится указание на то, что именно надо искать, и информация о том, что место это находится недалеко от улья

Для того чтобы разобраться в сложном поведении пчел при поиске ими цветов и сборе урожая, полезно разбить их действия, связанные с полетами к цветам, на несколько функциональных шагов.
Чтобы использовать природное богатство цветковых растений, пчелы-сборщицы, практически должны уметь выполнять следующие операции:
• распознавать цветы как таковые;
• различать разные виды цветов;
• оценивать состояние цветка;
• уметь обработать цветок с помощью ножек и ротового аппарата;
• определять расположение цветка на местности;
• определять часы в течение суток, когда различные цветы производят больше нектара;
• делиться информацией с членами семьи, выступая в качестве курьера в системе коммуникации;
• уметь самой принять и понять передаваемую в такой коммуникационной системе информацию о том, где найти цветы

Если источник пищи расположен на большем расстоянии от улья, то подсказка, указывающая на его местоположение была бы не лишней и позволила бы обойтись без долгих разведывательных полетов. Пчела, стремящаяся привлечь на помощь других, передает эту информацию в виляющем танце. Детали передвижений пчелы в этом танце, как обнаружилось, указывают на местоположение источника пищи относительно улья.

Пчела-танцовщица и ее последователи, до десяти из которых тесно сбиваются вокруг нее, исполняют балет, в котором движения участников строгим образом скоординированы.

Только те партнерши по танцу, чьи движения полностью соответствуют и подстроены под движения пчелы-танцовщицы, и которые следуют за ней несколько раундов танца, получают информацию о местонахождении источника пищи

Отдельные элементы виляющего танца содержат информацию о расстоянии между ульем и источником пищи, о направлении и других деталях. Направление всегда задается в отношении к некоторой контрольной точке. Положение солнца или угол поляризации небосклона задают такую точку снаружи улья. Однако танец происходит на поверхности вертикально висящих сот внутри темного улья. Здесь единственной контрольной точкой является направленная вниз сила притяжения. Вне улья в полете пчелы видят положение солнца и переводят угол, заданный им в виляющем танце относительно силы гравитации, в соответствующий угол между солнцем и ульем, таким образом определяя направление к источнику пищи.

Принципы дрессировки пчёл для опыления

Существует 2 принципа дрессировки пчёл для опыления:

Дрессировка пчел для опыления

Дрессировка на аромат осуществляется по принципу выработки условного рефлекса на определённый запах. Чтобы осуществить дрессировку на аромат, насекомых подкармливают сахарным сиропом с добавлением цветков растения, которое необходимо опылить.

Подкормку готовят по следующему рецепту:

  1. Готовят сахарный раствор из 1 кг сахара, растворённого в литре горячей воды.
  2. Когда сироп остынет до температуры в +20°С, в него добавляют 5–6 венчиков цветков без зелёных чашечек.
  3. Настаивают сироп в течение 6 часов.

Важно! Подкормку колоний проводят утром, до того как пчёлы вылетают на сбор нектара, путём установления кормушек возле ульев.

Во время первой подкормки сироп раздают по 200 г на колонию, в последующие разы дают по 100 г. Продолжительность кормления зависит от периода цветения растения, которое нужно опылять.

Методика дрессировки на местность основывается на выработке у насекомых условных реакций на смешанный запах. Необходимо в подкормку из сахарного раствора добавить цветок, который произрастает на поле, чью территорию требуется опылять (например, клевер), а также добавить 2 капли анисового масла. Когда в кормушку слетится большая половина колонии, её переносят на участок, требующий опыления.

Пчела опыляет цветок

Насекомые, которые наелись, будут возвращаться в свои ульи, где будут мобилизовать колонию к посещению кормушки. Аромат анисового масла поможет семьям отыскать поле, где расположены кормушки, так насекомые начинают усиленно посещать кормушку и захватывают территорию, которую нужно опылять. Процедуру проводят в течение 3 дней, после чего кормушку убирают с поля, но продолжают подкормку уже из чистого сахарного сиропа с клевером.

Какие цветки не могут опыляться пчелами?

Важно: Привлечение пчел на угодья может стать настоящей проблемой для фермера. Есть растения, на которые пчелы практически не обращают внимания. К таким растениям относится клевер, а также лен и люцерна.

Но люди нашли способы привлечения пчел на клевер. Для этого используют:

  • Щиты-приманки синего и желтого цвета около мест произрастания клевера.
  • Подкармливают пчел сахарным сиропом.

Сначала кормушку с сахарным сиропом ставят около пасеки. Затем, когда пчелы наедятся, кормушки с сахарным сиропом размещают около клевера. При этом в улье размещать корм не нужно, пчелы будут лететь к кормушкам к клеверу.

Пчелы не садятся на красный клевер, они не видят красный цвет. Поэтому можно использовать посев-приманку в виде розового клевера, который является хорошим медоносом. Два сорта высеваются рядом друг с другом. Таким образом пчелы посещают и красный клевер.

Зимой некоторые пчеловоды пускают пчел в теплицы с целью опыления растущих там культур. Но чаще используется искусственное опыление. Химические препараты, применяемые для выращивания культур в теплицах, могут принести большой вред пчелиной семье.

ba9ed4a1f889f7c00e511bce4ddef833.jpg

Пчела на цветке клевера

Пчелы любят следующие виды растений:

  • Плодово-ягодные деревья: яблоня, слива, груша, малина, абрикос, земляника, клубника, вишня.
  • Овощные, бахчевые культуры: арбузы, дыни, огурцы, тыквы.
  • Кормовые и масличные культуры: гречиха, рапс, подсолнечник, белая горчица.
  • Цветы, травы: жасмин, лаванда, акация, фацелия, мелисса, петуния, гиацинт и др.

Важно: Если вы хотите привлечь на участок пчел, позаботьтесь о высадке благоприятных растений на своем участке.

a1a9e04f6c66cb70e1e7d79b77a0f7c8.jpg

Какие растения любят пчелы

Механизм привлечения пчел таков:

  1. Растения должны обладать сильным ароматом, пчелы его чувствуют.
  2. Цветки должны быть красочными. Больше всех пчелы любят синие, белые, желтые, оранжевые цветы. Красные цветы пчелы не видят, практически не садятся на них.
  3. У цветков с простым строением больше шансов на опыление. Пчелам легче добираться до нектара. Пчелы — умные насекомые, они не захотят тратить свое время и силы на добычу нектара из цветков со сложным строением, если рядом будут находиться простые.
  4. Стоит позаботиться о непрерывном цветении на участке. Так у пчел всегда будет источник пищи, а у садовода — хорошие урожаи.

Биологическая роль пчел в природе очень важна. Более трети мирового урожая культур зависит от деятельности пчел. Люди должны ценить и оберегать пчел всеми силами.

  • Опыление / В. Н. Вехов // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  • Опыление // Биологический энциклопедический словарь / Гл. редактор М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  • Меликян А. П. Опыление цветковых растений // Итоги науки и техники. Сер. ботаника. Т. 12. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 3-50.
  • Гринфельд Э. К. Происхождение и развитие антофилии у насекомых. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 203 с.
  • Чуб В. Опыление растений и самонесовместимость в растениях // Цветоводство : журнал. — 2008. — № 4 . — С. 18—21 .

Что необходимо изучить начинающим пчеловодам

Что собирают пчелы: нектар или пыльцу

Пчелы собирают и нектар, и пыльцу. Но предназначение у такой добычи разное. Нектар собирается в специальную сумку под брюшком и используется в качестве питания для самой пчелы. Нектар есть во всех цветущих растениях. Пчелы погружают туда свой язычок, который свернут в трубочку и расположен в хоботке, и собирает нектар. В одном мешочке может поместиться до 70 мг вещества. Когда труженица возвращается в улей, приемщики продукта отсасывают у нее из зобика добычу. Из нектара специальным способом и получается мед после долгого процесса. Пыльцу медоносов собирают по другой технологии.

Место сбора

Пыльца растений — не только полезное лекарство, но и важнейший элемент в жизни пчел. Она служит им едой, а также строительным материалом. Поэтому вместе с нектаром насекомые всегда отправляются на поиски перги.

В новом месте улей посылает пчел-разведчиков на поиски медоносов. Взрослая особь способна преодолеть до 3 километров. Облетая местность вокруг своего жилища, пчелки ищут цветущие луга или леса. Их задача: узнать, куда в будущем лететь улью.


Главная задача разведчиков — найти медоносы рядом с ульем. Поэтому пчеловоды располагают пасеку недалеко от цветущих растений. Однако если сырья поблизости не находится, насекомые улетают туда, где много цветков.

Раз в несколько дней разведчики вновь отправляются на поиски новых полей.

Роль пчёл в опылении растений

Урожай большинства культур невозможен без опыления, его производят насекомые-опылители, главными среди которых являются пчёлы. Как устроено тело этих насекомых, какова их роль в опылении сада, зачем и для чего нужен процесс опыления — читайте ниже.

Строение тела пчелы-опылителя

Пчёлы относятся к летающим насекомым отряда перепончатокрылых.

Их тельце состоит из:

Основой корпуса служит наружный экзоскелет, представленный кутикулой — образованием, лежащим поверх эпителиального слоя. Тельце покрыто мелкими ворсинками, отвечающими за осязание и выполняющими функцию защиты кожи от пыли. Части тела присоединяются друг к другу тонким слоем эпителия.

Строение тела медоносной пчелы

На голове располагаются 5 глаз — 2 сложных и 3 простых. Сложные глаза располагаются по бокам головы, а простые — на темечке. Голова состоит из крепких хитиновых балок, которые расположены от передней стенки головы до задней и создают необходимую прочность капсулы головы. В нижней части головы к хитиновым балкам присоединяются мускулы, обеспечивающие движение верхней челюсти и хоботка и служащие основой для внутренних органов.

Знаете ли вы? Пчела способна развивать скорость до 65 км/час, когда летит без груза, а скорость с грузом составит 30 км/час.

Усики представляют собой пару придатков, которые присоединяются к передним сегментам головы и состоят из членика и длинного жгутика.

Рот состоит из:

  • жвал (мандибул) — верхней челюсти;
  • нижней челюсти, образующей хоботок.

Значение пчелы в опылении

Нельзя недооценивать роль насекомого в опылении, ведь они являются опылителями 90% всех культур в мире. Благодаря перекрёстному опылению растений, увеличивается их урожайность и жизнеспособность, а увеличение количества зелёных насаждений, в свою очередь, оказывает положительное влияние на состояние атмосферы.

Значение пчелы в опылении

В сельском хозяйстве доход от продажи культур, опылённых насекомыми, в 10 раз превышает доходы пасечников от продажи медовой и восковой продукции.

Опыление способствует увеличению урожайности растений:

  • гречихи — на 50%;
  • подсолнечника — на 70%;
  • клевера — до 300%.

Какие растения любят опылять пчёлы

Эти трудолюбивые насекомые любят опылять различные культуры.

Среди овощей и фруктов излюбленными являются:

  • абрикосовые и яблоневые деревья;
  • дыни;
  • огурцы;
  • помидоры;
  • перец;
  • кабачок.

Цветы, опыляющиеся медоносными насекомыми, такие:

Пчела опыляет цветок

Но существуют растения, которые пчёлы не могут опылить по причине резкого запаха, исходящего от растения, или, наоборот, полного его отсутствия.

Растения, которые не привлекают насекомых:

  • лимонная мята;
  • душистая лаванда;
  • белена;
  • календула.

Как растения привлекают пчёл

Цветы привлекают опылителей при помощи:

  • ярких лепестков;
  • приятного аромата;
  • удобного строения цветка, чтобы вероятность опыления повысилась (мелкие цветки объединяются в соцветия или окружаются красочными лепестками).

Особенности опыления цветов

Тельце медоносного опылителя полностью покрыто мелкими волосками, к которым прилипает пыльца. При перемещении с растения на растение насекомое переносит пыльцу, что называется опылением. Во время опыления цветков пыльца частично опадает с ворсинок, а новая прилипает. Такой процесс именуется перекрёстным опылением.

Принципы дрессировки пчёл для опыления

Существует 2 принципа дрессировки пчёл для опыления:

Дрессировка пчел для опыления

Дрессировка на аромат осуществляется по принципу выработки условного рефлекса на определённый запах. Чтобы осуществить дрессировку на аромат, насекомых подкармливают сахарным сиропом с добавлением цветков растения, которое необходимо опылить.

Подкормку готовят по следующему рецепту:

  1. Готовят сахарный раствор из 1 кг сахара, растворённого в литре горячей воды.
  2. Когда сироп остынет до температуры в +20°С, в него добавляют 5–6 венчиков цветков без зелёных чашечек.
  3. Настаивают сироп в течение 6 часов.

Важно! Подкормку колоний проводят утром, до того как пчёлы вылетают на сбор нектара, путём установления кормушек возле ульев.

Во время первой подкормки сироп раздают по 200 г на колонию, в последующие разы дают по 100 г. Продолжительность кормления зависит от периода цветения растения, которое нужно опылять.

Методика дрессировки на местность основывается на выработке у насекомых условных реакций на смешанный запах. Необходимо в подкормку из сахарного раствора добавить цветок, который произрастает на поле, чью территорию требуется опылять (например, клевер), а также добавить 2 капли анисового масла. Когда в кормушку слетится большая половина колонии, её переносят на участок, требующий опыления.

Пчела опыляет цветок

Насекомые, которые наелись, будут возвращаться в свои ульи, где будут мобилизовать колонию к посещению кормушки. Аромат анисового масла поможет семьям отыскать поле, где расположены кормушки, так насекомые начинают усиленно посещать кормушку и захватывают территорию, которую нужно опылять. Процедуру проводят в течение 3 дней, после чего кормушку убирают с поля, но продолжают подкормку уже из чистого сахарного сиропа с клевером.

Роль пчелы в опылении сада

Плодово-ягодные культуры не способны приносить урожай без насекомых-опылителей, поэтому пчёлы играют важную роль в развитии садовых культур.

Опыление способно увеличить урожай плодов, а также способствует озеленению дерева, которое опыляется. Пасеку можно разместить прямо в саду, что поспособствует перекрёстному опылению.

Как привлечь опылителей на участок

Чтобы привлечь опылителей на участок, необходимо:

  1. Посадить на огороде цветы, которые характерны для региона, ведь пчёлы садятся преимущественно на те растения, которые им знакомы.
  2. Высадить цветы, которые отличаются окраской, высотой и формой. Чем ярче и необычнее будут культуры в цветнике, тем больше медоносных пчёл будет привлечено.
  3. Цветник в саду должен всё время цвести, поэтому следует тщательно подбирать сорта растений, чтобы обеспечить беспрерывное цветение в период активности пчёл с апреля по сентябрь.
  4. Привлекать насекомых-опылителей при помощи сахарного сиропа, который разливают в небольшие ёмкости и расставляют в саду или огороде.

Привлечение пчел-опылителей

Медоносная пчела — уникальное насекомое, которое является одним из главных опылителей на планете, принося пользу не только человеку, но и растениям.

С ранней весны и до первых осенних заморозков на полях, в саду, в теплицах слышится мерное жужжание. Кипит работа – это пчёлы, собирая нектар, опыляют растения. Опыление цветущих культур – процесс интригующий, результат которого – не пустоцветы, а оплодотворённые цветки.

Значение пчелы в опылении


Первое место в опылении растений занимают медоносные пчёлы. Высокая скорость облёта позволяет труженицам без устали за день обработать до четырёх – пяти тысяч цветов.

Цель работы – сбор нектара.

Есть растения – универсалы, для которых потеря одного опылителя заменяется на другой. Но если разнообразие исчезнет, то исчезнут многие культуры: яблоки, персики, груши и другие. Не станет пчёл – опылителей, мы можем остаться без мёда, без молока (коровы едят люцерну и клевер, которые не могут обходиться без опыления). Великий голод бы нам не грозил, круг ограничился бы ветроопыляемой пшеницей, рисом, т.е. возникла бы зависимость от дуновения ветра. То же можно сказать о кукурузе, высаживаемой в плотных группах для облегчения самоопыления. Но существуют сорта, которые не могут обходиться без опылителей.

В связи с расширением площадей сельскохозяйственных культур: например, гречихи посевной, подсолнечника масличного, имеет место в непосредственном расположении полей иметь пасеку.

Важно!

Пасека не должна располагаться более двух – трёх километров от поля, так как лёт зависит от расстояния от взятка (пыльцы) до улья.

Опылить клубнику и землянику в условиях оранжереи(теплицы) возможно при создании искусственного ветра(вентилятор), ручного опыления(ягоды получаются не очень ровными) и передвижного улья.

Важно!

Чем больше сахаристость нектара, ярче аромат растений, тем чаще пчёлы облетают данные культуры.


Нельзя обойти своим вниманием и наши дикорастущие медоносные деревья и кустарники. Весной, когда начинается сокодвижение, цветы липы, белой акации, клёна(татарского или черноклёна), шиповника будоражат работниц ароматами.

Ветроопыляемые растения растут обычно большими группами (скоплениями): тополь, берёза – целые рощи. Орешник, клён, крапива, дуб, осина – эти деревья и кустарники не имеют душистых цветов, поэтому строение цветов создано для самоопыления. Смолистый запах сосен, пихты, ели приманивает диких пчёл побывать на молодых цветках – шишках.

Повышение вероятности опыления полей – это передвижная пасека. Такой процесс повышает урожайность агрокультур в полтора раза, по сравнению с теми растениями, которые не подвержены перекрёстному опылению.

Важно!

Лёт пчёл прекращается в дождливую и холодную погоду. Чем больше солнечных, тёплых дней, тем выше вероятность опыления.

Особенности строения тела пчелы-опылителя


Процесс опыления

В природе существуют два направления опыления растений:

  • автогамия(самоопыление);
  • аллогамия(перекрёстное опыление).

В перекрёстном, как в театральном действии, нужен главный герой – это пчёлы.

Опыление цветов


Цветковые растения, как живые существа, заботятся о размножении. Опыление с помощью пчёл является основой оплодотворения. Красочностью, ароматом цветы адаптируются к насекомым, стараясь привлечь внимание:

  • душистый белый клевер;
  • цветки люпина;
  • полевой герани;
  • одуванчика;
  • мяты;
  • лугового василька
  • медуницы лекарственной;
  • фацелии;
  • мелиссы и других.

Опыление сада


Опытным путём доказано, что при обособлении плодовых деревьев газовыми и марлевыми изоляторами, приводит к снижению количества завязей. А также выявлено то, что чем больше медоносных пчёл посетит цветок, тем больше семян, соответственно плодов, вызревает на одном дереве.

Деревья и кустарники, дающие большие урожаи нектара не нуждаются в особом представлении:

  • яблоня;
  • груша;
  • вишня;
  • черёмуха;
  • калина;
  • слива;
  • малина;
  • чабрец и другие.

Важно!

В первые дни интенсивного цветения садовых деревьев происходит насыщенность сада пчелосемьями (например, на 1га – 4 пчелосемьи). Потом пасеку перевозят на другие культуры.

Опыление винограда


На виноградниках редко увидишь улья. Это говорит об опылении винограда ветром и наличии у некоторых сортов обоеполых цветков.

Принципы дрессировки пчёл для опыления


Приручение пчёл началось в древнем мире и получило повсеместное распространение. Известно, что родина этих насекомых – Юго-восточная Азия.

Смысл дрессировки – выработка условного рефлекса на аромат определенной культуры. Имеет место несколько видов дрессуры:

  1. подкормка пчёл сахарным сиропом с ароматом нужного растения;
  2. расстановка щитов, окрашенных в легко отличимые цвета (синий, жёлтый);
  3. приманочный посев растений.

Запас мёда в улье во много раз превышающий потребности пчёл нисколько не уменьшает их активности. За день сильная пчелиная семья собирает 5 – 6 кг мёда. Такой урожай требует посещения от восьми до двадцати миллионов цветковых растений.

Таким образом, среди класса насекомых – опылителей вершину хит – парада занимают пчёлы.

Какова роль пчел в опылении растений: как объяснить?

Пчелы — высокоорганизованные насекомые. Они являются большими тружениками, работают на благо человека. Продукты пчеловодства — мед, прополис, воск, перга, обладают множеством полезных веществ. Однако пчел ценят и любят не только за то, что они производят вкусные и полезные продукты. Неоценимая польза пчел заключается в их способности опылять растения.

Очень легко понять важность опыления растений пчелами. Ведь животные могут найти себе пару и осуществить репродуктивную задачу, а растения не могут этого сделать. Поэтому пчелы и некоторые другие насекомые являются первоочередными помощниками в процессе опыления плодовых деревьев, сельскохозяйственных культур, цветов.

Важно: Опыление — процесс полового размножения растений. Характеризуется переносом пыльцы с тычинки на пестик.

Тычинкой является мужской орган растений, а пестик — женский. При успешном оплодотворении образуется семя. Получается завязь. Так мы можем насладиться фруктами, ягодами, развитие и урожай сельскохозяйственных культур зависит от удачного опыления. Без опыления и удачного оплодотворения невозможно получить хороший урожай.

Существует два типа опыления:

  • Самоопыление, когда растения оплодотворяют себя сами;
  • Перекрестное опыление происходит, когда пыльца переносится насекомыми.

Пчелы занимаются перекрестным опылением. Перекрестное опыление обладает рядом преимуществ перед самоопылением растений. Самое главное преимущество — большинство растений не могут самоопыляться. И тут на помощь приходят пчелы, эти маленькие насекомые оперативно переносят пыльцу с одного цветка на другой.

Существует гипотеза, что если исчезнут пчелы, то через несколько лет исчезнет человек. Отсутствие пчел приведет к исчезновению растений, плодов, ягод, фруктов. Это приведет к голоду животных и человека.

Многие ученые обеспокоены явлением разрушения пчелиных колоний. Эта тенденция наблюдается во многих странах на протяжении последнего десятилетия. Причинами вымирания пчел считается применение пестицидов в сельском хозяйстве, а также расширение городов и исчезновение диких медоносов. Эти факторы влияют на иммунитет пчелиных семей.

Пчел нужно беречь и заботиться о них. На протяжении своей короткой жизни пчела опыляет множество растений, и люди могут получить большую пользу от этой маленькой труженицы.

10d50ceed558f077c5e6251ae261b7ff.jpg

Пчела собирает пыльцу

Строение тела пчелы-опылителя

Пчёлы относятся к летающим насекомым отряда перепончатокрылых.

Их тельце состоит из:

Основой корпуса служит наружный экзоскелет, представленный кутикулой — образованием, лежащим поверх эпителиального слоя. Тельце покрыто мелкими ворсинками, отвечающими за осязание и выполняющими функцию защиты кожи от пыли. Части тела присоединяются друг к другу тонким слоем эпителия.

Строение тела медоносной пчелы

На голове располагаются 5 глаз — 2 сложных и 3 простых. Сложные глаза располагаются по бокам головы, а простые — на темечке. Голова состоит из крепких хитиновых балок, которые расположены от передней стенки головы до задней и создают необходимую прочность капсулы головы. В нижней части головы к хитиновым балкам присоединяются мускулы, обеспечивающие движение верхней челюсти и хоботка и служащие основой для внутренних органов.

Знаете ли вы? Пчела способна развивать скорость до 65 км/час, когда летит без груза, а скорость с грузом составит 30 км/час.

Усики представляют собой пару придатков, которые присоединяются к передним сегментам головы и состоят из членика и длинного жгутика.

Рот состоит из:

  • жвал (мандибул) — верхней челюсти;
  • нижней челюсти, образующей хоботок.

Брюхо насекомого разделено на 6 сегментов у самок и 7 — у самцов.

МЕДОНОС

Что значит слово МЕДОНОС в словарях:

  • “Цветочная жертва” пчел
  • Богат нектаром
  • Гречиха или липа для пчёл
  • Гречиха, липа, донник
  • И липа, и донник
  • Источник нектара
  • Какое растение манит пчел
  • Какое растение пчел манит
  • Любое растение – источник нектара
  • Любое растение, дающее нектар
  • Вопрос: Любое растение, к которому пчелы проявляют симпатию – ответ: МЕДОНОС
  • Любое растение, любимое пчёлами
  • Мать-и-мачеха как поставщица чего-то сладкого
  • Находка для пчелы
  • Объект интереса пчёл
  • Птица семейства цветочниц
  • Растение для пчёл
  • Растение с нектаром
  • Растение, дающее нектар пчёлам
  • Растение, интересующее пчел
  • Цветок, интересный пчеле

Любое растение, дающее нектар

Любое растение, любимое пчёлами

Разбор по буквам:

1-я буква М2-я буква Е3-я буква Д4-я буква О5-я буква Н6-я буква О7-я буква С

Популярные запросы

Самые популярные запросы пользователей на сайте.

Роль пчел в опылении растений

Не многие знают какую пользу приносят пчелы растениям. Большинство растений не смогут полноценно расти и развиваться без пчел. Роль пчелы в опылении довольно важна, ведь природой задумано так, что именно пчела наиболее приспособлена к процессу опыления растений. Работать предпочитают эти насекомые семьями.

Opylenie-pchelami-2.jpg

Организация и техника

Для того чтоб получить успешное опыление различных плодово ягодных культур стоит учесть индивидуальный подход продуктивной работы пчёл на всевозможных растениях. Существует ряд насекомоопыляемых разновидностей (люцерна, земляника, красный клевер, лён и др.). Так как выделения нектара их соцветиями минимальны, пчёлы предпочитают посещать их менее всего. Для того чтоб их опылить, потребуется прибегнуть к целому перечню мер, которые помогут достичь максимального эффекта. Многие энтомофильные культуры (бахчевые, плодово ягодные и гречиха) отлично посещаются пчёлами, поэтому правильная организация опыления подразумевает своевременное и верное расположение ульев, для гармоничного перераспределения полётов насекомых.

Танцующие пчелы

Например, пчела, нашедшая цветущее вишневое дерево, возвращается в улей с некоторым количеством нектара. Она передает нектар пчеле-хранительнице и снова покидает улей, чтобы вернуться к той же вишне. Так повторяется несколько раз, причем каждый последующий полет занимает все меньше времени, вероятно в связи с тем, что маршрут полета становится с каждым разом все более прямым. Как только самый короткий маршрут будет проложен, на что обычно требуется до десяти полетов, пчела начинает свой танец.

Как выяснил Карл фон Фриш, когда источник пищи находятся в радиусе не более 50—70 м, пчела исполняет круговой танец. В этом танце содержится лишь некоторое количество информации о хорошем источнике. Он дает лишь указание на то, что именно надо искать, и информацию о том, что место это находится недалеко от улья. От пчелы, прилетевшей после посещения вишневого дерева, пахнет вишнями, и такую вишню будет несложно найти за несколько облетов вокруг улья.

Пчела-сборщица нашла источник пищи недалеко от улья и исполняет круговой танец. В нем содержится указание на то, что именно надо искать, и информация о том, что место это находится недалеко от улья

Для того чтобы разобраться в сложном поведении пчел при поиске ими цветов и сборе урожая, полезно разбить их действия, связанные с полетами к цветам, на несколько функциональных шагов.
Чтобы использовать природное богатство цветковых растений, пчелы-сборщицы, практически должны уметь выполнять следующие операции:
• распознавать цветы как таковые;
• различать разные виды цветов;
• оценивать состояние цветка;
• уметь обработать цветок с помощью ножек и ротового аппарата;
• определять расположение цветка на местности;
• определять часы в течение суток, когда различные цветы производят больше нектара;
• делиться информацией с членами семьи, выступая в качестве курьера в системе коммуникации;
• уметь самой принять и понять передаваемую в такой коммуникационной системе информацию о том, где найти цветы

Если источник пищи расположен на большем расстоянии от улья, то подсказка, указывающая на его местоположение была бы не лишней и позволила бы обойтись без долгих разведывательных полетов. Пчела, стремящаяся привлечь на помощь других, передает эту информацию в виляющем танце. Детали передвижений пчелы в этом танце, как обнаружилось, указывают на местоположение источника пищи относительно улья.

Пчела-танцовщица и ее последователи, до десяти из которых тесно сбиваются вокруг нее, исполняют балет, в котором движения участников строгим образом скоординированы.

Только те партнерши по танцу, чьи движения полностью соответствуют и подстроены под движения пчелы-танцовщицы, и которые следуют за ней несколько раундов танца, получают информацию о местонахождении источника пищи

Отдельные элементы виляющего танца содержат информацию о расстоянии между ульем и источником пищи, о направлении и других деталях. Направление всегда задается в отношении к некоторой контрольной точке. Положение солнца или угол поляризации небосклона задают такую точку снаружи улья. Однако танец происходит на поверхности вертикально висящих сот внутри темного улья. Здесь единственной контрольной точкой является направленная вниз сила притяжения. Вне улья в полете пчелы видят положение солнца и переводят угол, заданный им в виляющем танце относительно силы гравитации, в соответствующий угол между солнцем и ульем, таким образом определяя направление к источнику пищи.

Принципы дрессировки пчёл для опыления

Существует 2 принципа дрессировки пчёл для опыления:

Дрессировка пчел для опыления

Дрессировка на аромат осуществляется по принципу выработки условного рефлекса на определённый запах. Чтобы осуществить дрессировку на аромат, насекомых подкармливают сахарным сиропом с добавлением цветков растения, которое необходимо опылить.

Подкормку готовят по следующему рецепту:

  1. Готовят сахарный раствор из 1 кг сахара, растворённого в литре горячей воды.
  2. Когда сироп остынет до температуры в +20°С, в него добавляют 5–6 венчиков цветков без зелёных чашечек.
  3. Настаивают сироп в течение 6 часов.

Важно! Подкормку колоний проводят утром, до того как пчёлы вылетают на сбор нектара, путём установления кормушек возле ульев.

Во время первой подкормки сироп раздают по 200 г на колонию, в последующие разы дают по 100 г. Продолжительность кормления зависит от периода цветения растения, которое нужно опылять.

Методика дрессировки на местность основывается на выработке у насекомых условных реакций на смешанный запах. Необходимо в подкормку из сахарного раствора добавить цветок, который произрастает на поле, чью территорию требуется опылять (например, клевер), а также добавить 2 капли анисового масла. Когда в кормушку слетится большая половина колонии, её переносят на участок, требующий опыления.

Пчела опыляет цветок

Насекомые, которые наелись, будут возвращаться в свои ульи, где будут мобилизовать колонию к посещению кормушки. Аромат анисового масла поможет семьям отыскать поле, где расположены кормушки, так насекомые начинают усиленно посещать кормушку и захватывают территорию, которую нужно опылять. Процедуру проводят в течение 3 дней, после чего кормушку убирают с поля, но продолжают подкормку уже из чистого сахарного сиропа с клевером.

Какие цветки не могут опыляться пчелами?

Важно: Привлечение пчел на угодья может стать настоящей проблемой для фермера. Есть растения, на которые пчелы практически не обращают внимания. К таким растениям относится клевер, а также лен и люцерна.

Но люди нашли способы привлечения пчел на клевер. Для этого используют:

  • Щиты-приманки синего и желтого цвета около мест произрастания клевера.
  • Подкармливают пчел сахарным сиропом.

Сначала кормушку с сахарным сиропом ставят около пасеки. Затем, когда пчелы наедятся, кормушки с сахарным сиропом размещают около клевера. При этом в улье размещать корм не нужно, пчелы будут лететь к кормушкам к клеверу.

Пчелы не садятся на красный клевер, они не видят красный цвет. Поэтому можно использовать посев-приманку в виде розового клевера, который является хорошим медоносом. Два сорта высеваются рядом друг с другом. Таким образом пчелы посещают и красный клевер.

Зимой некоторые пчеловоды пускают пчел в теплицы с целью опыления растущих там культур. Но чаще используется искусственное опыление. Химические препараты, применяемые для выращивания культур в теплицах, могут принести большой вред пчелиной семье.

ba9ed4a1f889f7c00e511bce4ddef833.jpg

Пчела на цветке клевера

Пчелы любят следующие виды растений:

  • Плодово-ягодные деревья: яблоня, слива, груша, малина, абрикос, земляника, клубника, вишня.
  • Овощные, бахчевые культуры: арбузы, дыни, огурцы, тыквы.
  • Кормовые и масличные культуры: гречиха, рапс, подсолнечник, белая горчица.
  • Цветы, травы: жасмин, лаванда, акация, фацелия, мелисса, петуния, гиацинт и др.

Важно: Если вы хотите привлечь на участок пчел, позаботьтесь о высадке благоприятных растений на своем участке.

a1a9e04f6c66cb70e1e7d79b77a0f7c8.jpg

Какие растения любят пчелы

Механизм привлечения пчел таков:

  1. Растения должны обладать сильным ароматом, пчелы его чувствуют.
  2. Цветки должны быть красочными. Больше всех пчелы любят синие, белые, желтые, оранжевые цветы. Красные цветы пчелы не видят, практически не садятся на них.
  3. У цветков с простым строением больше шансов на опыление. Пчелам легче добираться до нектара. Пчелы — умные насекомые, они не захотят тратить свое время и силы на добычу нектара из цветков со сложным строением, если рядом будут находиться простые.
  4. Стоит позаботиться о непрерывном цветении на участке. Так у пчел всегда будет источник пищи, а у садовода — хорошие урожаи.

Биологическая роль пчел в природе очень важна. Более трети мирового урожая культур зависит от деятельности пчел. Люди должны ценить и оберегать пчел всеми силами.

  • Опыление / В. Н. Вехов // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  • Опыление // Биологический энциклопедический словарь / Гл. редактор М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  • Меликян А. П. Опыление цветковых растений // Итоги науки и техники. Сер. ботаника. Т. 12. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 3-50.
  • Гринфельд Э. К. Происхождение и развитие антофилии у насекомых. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 203 с.
  • Чуб В. Опыление растений и самонесовместимость в растениях // Цветоводство : журнал. — 2008. — № 4 . — С. 18—21 .

Что необходимо изучить начинающим пчеловодам

Что собирают пчелы: нектар или пыльцу

Пчелы собирают и нектар, и пыльцу. Но предназначение у такой добычи разное. Нектар собирается в специальную сумку под брюшком и используется в качестве питания для самой пчелы. Нектар есть во всех цветущих растениях. Пчелы погружают туда свой язычок, который свернут в трубочку и расположен в хоботке, и собирает нектар. В одном мешочке может поместиться до 70 мг вещества. Когда труженица возвращается в улей, приемщики продукта отсасывают у нее из зобика добычу. Из нектара специальным способом и получается мед после долгого процесса. Пыльцу медоносов собирают по другой технологии.

Место сбора

Пыльца растений — не только полезное лекарство, но и важнейший элемент в жизни пчел. Она служит им едой, а также строительным материалом. Поэтому вместе с нектаром насекомые всегда отправляются на поиски перги.

В новом месте улей посылает пчел-разведчиков на поиски медоносов. Взрослая особь способна преодолеть до 3 километров. Облетая местность вокруг своего жилища, пчелки ищут цветущие луга или леса. Их задача: узнать, куда в будущем лететь улью.


Главная задача разведчиков — найти медоносы рядом с ульем. Поэтому пчеловоды располагают пасеку недалеко от цветущих растений. Однако если сырья поблизости не находится, насекомые улетают туда, где много цветков.

Раз в несколько дней разведчики вновь отправляются на поиски новых полей.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл.

Образовательные:

- Формировать у детей представление о том, как пчёлы опыляют растения.

- Расширять знания детей о насекомых и о среде их обитания.

- Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их на практике, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

Развивающие:

- Развивать познавательно -исследовательскую и продуктивную деятельность

- Развивать умение слушать друг друга, вступать в диалогическую речь;

- Развивать зрительную и слуховую память, внимание, восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

- Формировать доброжелательное отношение.

Словарная работа:

Обогащение: пыльца, опыляет, хоботок.

Активизация: пчела, брюшко.

Предварительная работа:

Оборудование:

Картинка с изображением пчелы, с указанием стрелками её частей тела; картинка пчелы, где видна пыльца на её теле; ватные шарики; порошок-краситель желтого цвета; макеты цветов на каждого ребёнка; цветы для украшения ковра (цветочная поляна); фигурки насекомых; колокольчик.

Организационный момент:

- Дети, посмотрите какая красивая перед вами поляна, а что вы на ней видите? (Цветы).

- А кто сидит на цветах? (Насекомые).

- Давайте рассмотрим их.

Дети по очереди берут фигурки насекомых и называют их. (Кузнечик, стрекоза, бабочка, пчела).

- Вот об одном из насекомых мы с вами поговорим поподробнее, а вот о каком, вы узнает, угадав мою загадку.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её? (Пчела).

- Верно, сегодня мы поговорим о пчеле.

- Где живёт пчела? (В улье).

- Где мы их можем увидеть? (На пасеке).

-Какую пользу она приносит? (Даёт нам полезный мёд).

- Верно дети, но оказывается пчела полезна не только для человека, но и для растений, а как мы сегодня с вами узнаем.

Показ картинки пчелы, где обозначены стрелкой части тела.

- Давайте сначала внимательно рассмотрим пчелу, из каких частей состоит её тело? (Голова, хоботок, брюшко, лапки, крылья).

- Чем покрыто тело пчелы? (Мелкими волосками).

- Знаете ли вы, для чего они нужны пчеле?

- Дело в том, что, внутри каждого цветка – запасы сладкого нектара. Именно за нектаром к цветам собираются насекомые . Есть цветы , у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы , шмели, бабочки. Они высасывают нектар длинным хоботком, словно пьют коктейль через соломинку. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело , они опыляют растения. Оказывается, когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадают мельчайшие частицы пыльцы. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились плоды и семена. Если бы не было, то не росли бы не яблони и груши, помидоры и арбузы, не могут существовать. Поэтому растения привлекают, нежным ароматом. Различая ароматы, легко читают волшебную книгу запахов. Сейчас мы с вами немного отдохнём и превратимся в пчёл.

Физкультминутка.

- Отдохнули, а теперь, проходите и присаживайтесь за столы,

Воспитатель показывает детям картинку пчелы крупным планом.

В: Дети, а что вы видите, у пчёлы на теле? Что это, за жёлтые крупинки? ( Шарики, комочки).

В: Дети, это пыльца. Пыльца – это скопление маленьких пыльцевых зёрен. Их много, и они находятся в центре цветка.

(Воспитатель берёт цветок и показывает серединку.)

- Пчела перелетает с цветка на цветок, переносит на лапках пыльцу, т.е. опыляет растение.

В: Дети, у вас на столах лежат, комочки ваты и цветочки.

- Представьте, что ватные шарики – это пчёлы. Мы будем имитировать движения пчёлки. Прикасаемся комочком к одному цветку, затем к другому

- Итак, начинаем выполнять задание.

В макеты цветов заранее был насыпан порошок – краситель жёлтого цвета

( Дети выполняют эксперимент самостоятельно, а воспитатель наблюдает и если необходимо помогает.)

В: Что осталось на ватных шариках? ( Краска - пыльца).

- Молодцы! К волоскам прилипли частички порошка – краски. Вот так же прилипает пыльца с растений к лапкам и тельцу пчёлки.

- С заданием мы справились, молодцы и узнали много интересного.

- Чем мы сегодня занимались? Что вы нового узнали? (Ответы детей).

- Верно, мы узнали, чем полезны пчёлы, они не только угощают нас полезным мёдом, но и опыляют растения.

- А как нужно относиться к насекомым? (Ответы детей).

- Насекомых нужно беречь, они приносят нам пользу: бабочки опыляют растения, а пчёлы не только опыляют растения но, и приносят мёд.

Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда,
Без цветочков нету пчел -
Это я давно учел!
Лета ждать уже недолго,
Прилетай скорее пчелка,
Дай мне с каждого цветка
Килограмма два медка.

Читайте также: