Какое растение можно размножить листовыми черенками одуванчик крыжовник узамбарская фиалка малина

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Как правило домашние растения размножают для того, чтобы заменить старые на более молодые, увеличить количество экземпляров или расширить видовое разнообразие, или просто поделиться с хорошим человеком.

Наиболее часто комнатные цветы размножают вегетативно, семенами или спорами.

Мы перечислим основные способы размножения комнатных растений и дадим общую характеристику каждому из них.

Комнатные цветы в домашних условиях лучше всего размножать с марта до начала июня, а черенки герани и фуксии рекомендуют в августе-сентябре.

  • Многие домашние растения размножают исключительно с помощью семян.

При размножении растений семенами, как правило, передаются видовые особенности, а сортовые признаки часто утрачиваются.

При этом семенное размножение помогает получить новый сорт растения с полезными признаками.

Вегетативное размножение позволяет получить молодое растение со всеми свойствами родительских экземпляров.

  • Поэтому, комнатные растения чаще размножают вегетативно, это очень удобный, простой и довольно быстрый способ.

Способы размножения

Красивые декоративные комнатные растения.

Каждому комнатному растению присущ свой способ размножения.

Существует множество способов размножения комнатных растений:

  • отпрысками;
  • детками;
  • отводками;
  • делением куста;
  • черенками стеблевыми;
  • частями листа или листовыми черенками;
  • семенами.

Чаще всего размножение комнатных растений осуществляется черенкованием и семенным способом.

Способы вегетативного размножения

Чаще всего в комнатном цветоводстве используют вегетативное размножение комнатных растений, т.к. оно имеет ряд преимуществ перед семенным:

  • Все полученные экземпляры будут точной копией материнского, что особенно важно при воспроизводстве сортов;
  • Декоративно-лиственные виды быстрее наращивают листовую массу, а декоративно-цветущие раньше образуют цветы;
  • При необходимости могут использоваться для омоложения взрослых растений, которые утратили свою декоративность.

Деление куста


Один из самых простых способов, который используют для разрастающихся вширь видов, имеющих корневище или мощные мочковатые корни (циперус, маранта, хлорофитум, сенполия, традесканция, цимбидиум, каттлея, дендробиум).

Этот способ размножения позволяет получить взрослый экземпляр, который способен быстро восстановить прежний размер. Деление куста, чаще всего, проводят во время пересадки. Каждая деленка должна иметь корни и несколько точек роста.

Черенкование


Черенкование — это укоренение различных частей растения. Размножение черенками может проводиться с помощью участков стебля, целых листьев или их частей, цветоносов.

Содержание

  • 1. Плохое состояние растения — как самая частая причина размножения
  • 2. Способы размножения комнатных растений 2.1. Семенной способ размножения
  • 2.2. Размножение стеблевыми черенками
  • 2.3. Размножение листовыми черенками
  • 2.4. Размножение делением
  • 2.5. Размножение отводками
  • 2.6. Размножение отпрысками/детками

Растения из пробирок


О существовании растений из пробирок знают многие, но назвать этот способ простым и доступным сложно. Микроклонирование можно отнести к вегетативным способам размножения, но с использованием микроскопических кусочков тканей. Микроклональное размножение растений в домашних условиях возможно, но практически недоступно. Вегетативное размножение комнатных растений этим способом требует не только знаний и навыков, но и специальных питательных сред и оборудования. Тем не менее, нет ничего невозможного, и существует огромное количество успешных примеров домашних экспериментов.

Выращивание в стерильных условиях на питательных средах позволяет решить проблему прорастания семян орхидей. В таких условиях нет необходимости в симбиотических грибах, которые снабжают микроскопическое семя всем необходимым, а сеянцы хорошо заметны уже через несколько месяцев.

Любой из выбранных методов размножения позволяет получить новый экземпляр любимого комнатного растения, но хороший результат можно ожидать только при выборе оптимального способа и правильном уходе. Прежде чем приступить к размножению стоит изучить видовые особенности растения.

Бесполое и половое размножение комнатных растений.

1.Раскрыть значение понятий: листовые черенки, побеговые черенки, размножение усами, луковицами, корневищами. Рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

2.Развитие общеучебных умений и навыков, формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

3. Осуществление экологического, трудового воспитания.

Оборудование

: различные комнатные растения, горшки с землей, сосуд с водой, шпатели, ножницы, тетради, письменные принадлежности, таблицы, пластиковые контейнеры разных объемов.

1.Организационный момент —

Здравствуйте, Ребята кто дежурный на уроке?

Для того, что бы приступить к рассмотрению бесполого и полового размножения нам необходимо вспомнить элементарные понятия.

2.Актуализация знаний.

Давайте вспомним словарные слова которые нам понадобятся на уроке:

Теперь давайте ответим на вопросы.

  1. Какие органы вы знаете у растений (вегетативные и
    генеративные)
    ?
  2. Какие органы являются генеративными (цветок, плоды,
    семена
    )? Какова их основная функция? (
    их основная функция –размножение).
  3. А какие органы относятся к вегетативным (Корень, стебель

,
лист)?
Какова их основная функция? (
является обеспечение растения водой,органическими и минеральными веществами
).

Но мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, не основные функции. Приведите примеры растений, которые выполняют дополнительные функции (Например, видоизмененный корень моркови выполняет запасающую функцию. Запасающую функцию выполняют клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля).

Ребята и последний вопрос очень важный для нас. Каково значение вегетативного размножения?

3.Изучение нового материала.

Мы с вами сегодня работаем по группам на уроке. Каждой группа поучаствует в размножении комнатных растений.

Ребята мы только вспомнили, что такое вегетативное размножение и что оно осуществляется частью растения. (лист, черенком листа, побег, корневище, листовая розетка).

Ребята у меня на столе стоят цветы это гибискус китайский, хлорофитум хохлатый, сансивьера, узумбарская фиалка. И посмотрите на презентацию.

Ребята у вас на столе гибискус китайский (покажите пожалуйста), фиалка узумбарская, хлорофитум хохлатый, сансивьера.

Как вы думаете, какой способ размножения у этих растений? (
размножение побеговыми черенками, листовой пластинкой, листовой розеткой, частью листа
). Докажите и обоснуйте ответ.

Записываем в тетради.

Лабораторная работа №7

: Вегетативное размножение комнатных растений.

: выработать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование

: контейнеры с землей, пластиковые контейнеры, стакан с водой, ножницы.

Растения – гибискус китайский, узумбарская фиалка, хлорофитум хохлатый, сансивьера.

  1. Взять листовую пластинку фиалки и посадить в грунт, для этого в контейнер с землей сделать отверстие и воткнуть черенок в землю, затем покрыть стаканом. полить
  2. Повторить такие же процессы с другими черенками.
  3. Заполнить таблицу.
  4. Сделать вывод.

Сейчас мы с вами проведем процесс размножения комнатных растений.

Теперь давайте проведем посадку будущих молодых растений.

Проведя опыт заполним таблицу. Нужно сказать, что сегодняшняя лабораторная это длительный эксперимент за которым мы будем наблюдать в течении длительного времени.

. Перечислите этапы посадки комнатных растений. То, что вы перечислили теперь запишите в тетрадь.

Вывод учителя

— эти полученные практические знания и памятка помогут вам вырастить любое комнатное растение.

Способ искусственного вегетативного размножения комнатных растений. Краткое описание способа Примеры растений.
Размножение побеговыми черенками от взрослого растения отрезаются черенок с 3-4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни. Традесканция, герань, гибискус, абутилон, фикус
Размножение листовыми черенками отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни. Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера.
Размножение луковицами У луковичных растений из почек, находящихся в пазухах чешуй старой луковицы, образуются молодые луковицы – детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок. кливия оранжевая, гиппеаструм, зефирантес.
Размножение корневищами Освобождают корневище от земли и разрезают ножом на части, так чтобы бала на каждом хотя бы одна почка или корень и побег. сансевьера, циперус
Размножение усами Укоренившийся ус отрезают от растения и оно начинает жить самостоятельно. хлорофитум.
Делением куста циперус, папоротник.

4. Закрепление знаний.

1) Расскажите, какие виды вегетативного размножения вы знаете?

2) С какими растениями мы сегодня познакомились?

3) Как можно размножить Гибискус китайский?

5. Домашнее задание. Параграф №32.

Стеблевые черенки и листья

Самый распространенный способ, который можно использовать круглый год. Он подходит для большинства комнатных растений.

  • выберите сильный, здоровый, нецветущий побег (в длину черенок должен быть не меньше 7 см) или крепкий лист.
  • обрежьте его лезвием или острым ножом: стебель – ниже узла листьев, лист – строго поперек.
  • поместите в почву.

Черенки кактуса, а также крупные листья суккулентов (толстянки, очитка) нужно до посадки предварительно подсушить в течение нескольких дней, чтобы они не загнили в горшке.

Растения: фиалка, глоксиния, кактусы и другие суккуленты; бегония, традесканция, плющ, бальзамин легко дадут корни даже в стакане с водой.

Секреты успеха

  • Всегда сажайте одновременно несколько черенков и не расстраивайтесь, если некоторые не приживутся.
  • Почти всем черенкам (за исключением кактусов, суккулентов и герани) нужен влажный воздух, поэтому горшок с черенком лучше накрыть полиэтиленом.
  • Горшок нужно держать в тени, избегайте попадания прямых солнечных лучей.
  • Температура должна быть не ниже +18°С.

Воздушные отводки

Растения: драцена, фикус, монстера, диффенбахия.

Занимательная ботаника

Для особо увлеченных существуют более заковыристые методы, которые дают не менее впечатляющие результаты. Так, можно укоренить:

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводящую функции. он является продолжением спинного мозга и переходит в задний мозг. в нём находится центры безусловных рефлексов: жевание, глотание, сосание, кашля,чихания, рвоты, мигания. регулирует дыхание, пищеварение, кровообращение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Задачи:

  • показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
  • научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
  • содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

  • предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
  • метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
  • личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.

Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)

–Что такое размножение?

– Какие способы размножения вы знаете?

– Что характерно для полового размножения?

– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. - Как называется такой способ размножения? (ответы детей)

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?

– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)

Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

II. Изучение нового материала

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)

– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).

– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)

– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)

Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?

Формулировка цели урока

Изучить способы вегетативного размножения.

Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.

Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто

будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать

по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.

Задание для 1 группы

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Корень Корневые черенки Одуванчик, малина
Корневые отпрыски Тополь вишня
Видоизмененные подземные побеги Корневище Пырей одуванчик
Клубень Картофель
Луковица Лук, тюльпан

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 2 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Надземные побеги Стеблевые черенки Смородина, ива
Отводки Крыжовник
Усы Земляника, хлорофитум

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 3 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Лист Листовые черенки Узамбарская фиалка,
Часть листа Сансевьера

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Отчет первой группы.

Размножение корнями.

Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.

Видоизмененные подземные побеги это корневище, луковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.

Отчет второй группы

Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.

Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.

Отчет третьей группы

Размножение листом

Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.

Рассказ учителя

Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)

  1. Растения быстро расселяются на новые территории.
  2. Некоторые растения не образуют семян
  3. Сохраняются все признаки материнского растения.
  4. Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению

III. Закрепление знаний

Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.

Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?

  • хлорофитум (усы)
  • фиалка (листовой черенок)
  • герань (стеблевой черенок)

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.

Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)

Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку

IV. Подведение итогов урока

– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии "Вегетативное размножение" в 6 классе знакомит учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений. На уроке учащиеся получают практические навыки по размножению растений стеблевыми и листовыми черенками.

УРОК БИОЛОГИИ

Цель урока: познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения цветковых растений, показать роль вегетативного размножения в природе.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация компьютерной презентации; практические – работа с текстом, новыми понятиями, работа с натуральными объектами.

Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размножение ползучими побегами, корневищами, клубнями, луковицами, листьями, корневыми отпрысками, выводковыми почками, значение вегетативного размножения в природе.

Знать: виды бесполого размножения, вегетативное размножение как естественный способ расселения растений, отличие полового размножения от бесполого; использование вегетативного размножения человеком.

Уметь: проводить опыты и наблюдения за объектами живой природы; владеть языком науки, пользоваться биологическими терминами.

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели

Улыбнулись и присели.

Актуализация темы.

В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности растений, одним из которых является размножение.

- Что такое размножение? (Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающих непрерывность и преемственность жизни.)

- Какие виды размножения различают у растений? (Бесполое и половое.)

- Что такое спора? (Специализированная клетка, предназначенная для бесполого размножения.)

Читайте также: