Какие цветы чаще всего изображены на павлово посадских платках выберите правильные ответы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Борис Руденко. Фото Игоря Константинова и Дмитрия Зыкова.

Роза — обязательный и, по сути, главный элемент павловопосадского платка. Этот всепланетный символ любви, воспетый поэтами на множестве языков, присутствовал и на персидских шалях, послуживших прообразом для русских мастеров-платочников.

Знаменитым павловопосадским платкам уже больше 150 лет. Но их популярность у женщин России ничуть не уменьшается.

Павловопосадская мануфактура в начале ХХ века. Все эти кирпичные строения фабрики прекрасно сохранились и по сей день.

Основные цвета набивали на ткань деревянными шаблонами-набивками (фото вверху). Контуры рисунка отпечатывали с помощью металлических форм (фото внизу). Для их изготовления использовали деревянные формы с узкими канавками, в которые заливали металл. Получа

Набивалась краска на ткань тяжёлой металлической киянкой. Постукивали по шаблону-набивке не только массивной ударной частью, но и ручкой.

Деревянная форма для изготовления печатной отливки и сама отливка со сложным, тонким рисунком. Накладывать отливку на полотно в процессе нанесения полного рисунка платка приходилось до 400 раз.

Накладывать набивку на полотно нужно было всякий раз исключительно точно, чтобы не смазать многоцветный рисунок.

Сегодня краски на платки наносятся с помощью шаблонов. Шаблон передвигается по столу, останавливаясь над каждой заготовкой. В этот момент резиновая ракля начинает двигаться по шаблону, вдавливая через отверстия на ткань краску.

Белая пряжа из отборной шерсти австралийских мериносов превращается в таком цеху в платочное полотно.

Финальная операция изготовления платков — вязка шёлковой бахромы. Как и полтора века назад, делают это вручную работницы-бахромщицы, передавая приёмы своего мастерства из поколения в поколение.

Созданные новые рисунки платков непременно обсуждают всем коллективом художников мануфактуры. Слева направо: Наталья Белокур, Татьяна Сухаревская, Ирина Дадонова, Елена Фаворитова и главный художник предприятия Виктор Зубрицкий.

Хотя именно платок наряду с матрёшками, палехскими миниатюрами и гжельской керамикой давно сделался массовым сувенирным символом России. Точнее, павловопосадский расписной платок, не выходящий из моды несмотря ни на какие её колебания и причуды. Вячеслав Зайцев — первый советский модельер, получивший настоящую известность за рубежом, свой первый международный показ проводил в Германии в 1970-х годах и там добился первого успеха. Одним из основных элементов в его коллекции были платки Павловского Посада. Этим показом Зайцев немало удивил маститых ветеранов индивидуального пошива носильных вещей для богатых и капризных женщин. Советского модельера оценили и признали его право заниматься тем же самым — малополезным для большинства населения планеты, но весьма престижным — делом. Им он с успехом и занимается поныне.

Тем не менее одному из символов народного творчества России чуть более полутора веков. Намного меньше, чем национальным символам других стран — вроде шотландского килта, индийского сари или германского дирндля. Не в этом ли причина того, что нет о нём народных песен? Не успели сочинить? Возможно, и так. Кстати, о матрёшках тоже в народе не поют, матрёшки ещё моложе. И о них тут следует сказать подробней, поскольку есть у матрёшек и платков из Павловского Посада нечто общее.

На рубеже ХХ столетия из Японии привезли в Москву игрушку в виде лысого и грустного японского мудреца. Внутри мудреца сидел такой же, только ростом поменьше, внутри этого следующий и так далее. Японским детям старичок нравился, потому что они к нему привыкли, а русские дети — нет: мало кто удерживался от слёз жалости, добравшись до последнего, самого маленького, такого же лысого и печального. Поэтому мастера московской фабрики игрушек решительно модернизировали японское народное изобретение, превратив старичка в румяную русскую девушку Матрёну, весёлую, яркую и разноцветную. Теперь русские дети были рады, и не только они. Довольны были также практически все европейцы, поскольку отпала необходимость ездить за оригинальными составными игрушками на край света, в далёкую и не всегда гостеприимную в то время страну, родину кимоно и харакири.

Но вернёмся к платкам.

Фабрика Лабзина счастливо пережила Отечественную войну 1812 года, хотя местность эта — Вохоньская волость — стала одним из центров партизанского движения. Именно там знаменитый Герасим Курин — тоже из казённых крестьян — собрал отряд в пять с лишним тысяч бойцов, с которыми изрядно потрепал подразделения наполеоновского маршала Нея, за что после окончания войны был удостоен Георгиевского креста 1-й степени.

Но настоящая история знаменитых павловопосадских платков начинается с середины XIX века. Хозяином фабрики после смерти отца стал двадцатидвухлетний Яков — правнук Ивана Лабзина. Судьба свела его с Василием Грязновым — мелким и не вполне удачливым купцом, тоже вышедшим из сословия государственных крестьян Павловского Посада. Жаль, что история не сохранила подробностей их встречи и завязавшейся теснейшей дружбы, которая продолжалась до кончины Василия в 1869 году. Лабзин был предприимчив, умён и, по местным меркам, богат, Грязнов — светел. Яков Лабзин женился на сестре Грязнова и сделал его своим полноправным компаньоном. Вместе, рука об руку, они занимались делами фабрики. Но в разных ипостасях. Производство и коммерция были в ведении Якова. Грязнов ведал просветительской, бытовой и духовной сферой: организовал несколько школ для детей рабочих (коих на подъёме производства насчитывалось более двух тысяч), больницу при фабрике и приют-богадельню для одиноких стариков и больных, составлял благотворительные программы и надзирал за их исполнением. Мечтал основать в Павловском Посаде монастырь. Выходил в Святейший синод с инициативой, но одобрения не получил, ибо соседство предполагаемого обиталища старцев с фабрикой, где рабочие пьют водку и сквернословят, было признано неосновательным. Впрочем, после его смерти, в 1903 году, монастырь — женский — всё же состоялся. Он просуществовал до 1920 года, пока история страны не приняла несколько иное направление.

Вступив в права владельца фабрики, Яков Лабзин совершил на ней технологическую революцию. Набрал специалистов, перестроил старые и построил новые цеха, внедрил новые технологии. Павловопосадская мануфактура стала производить шерстяные платки с печатным (набивным) рисунком. Принцип производства можно объяснить в нескольких словах: на отбеленную шерстяную ткань накладывали намазанный краской шаблон, по которому колотили увесистой киянкой, навечно вбивая краску в структуры тканого волокна. Но это только принцип.

Но в истории появления павловопосадского платка технические подробности не самые интересные.

Изначально Яков Лабзин и Василий Грязнов намеревались выпускать на фабрике точные копии персидских платков и кашмирских шалей, чрезвычайно популярных не только в России, но и в Европе (известно же было всем, как обожала такие шали Жозефина Богарнэ — самая любимая женщина и супруга Наполеона Бонапарта), то есть копируя абсолютно всё — от размеров до рисунка. Так поначалу и делали. Однако экзотические растения субтропиков — всякие пальмы, бананы и кокосы, — составляющие орнамент персидских платков, подобно армии Наполеона Бонапарта, не выживали в суровом российском климате. Русские художники стали рисовать растения среднерусской равнины — ромашки, васильки, ландыши, пастушью сумку. Ну и королеву цветов — розу конечно же не забыли. Вот в чём связь между платками и матрёшками: и то и другое, вроде бы заимствованное на далёкой чужбине, в руках русских мастеров превращалось в настолько ярко национальное, что речи о плагиате и быть не могло. То, что теперь делали в крохотном подмосковном городке Павловский Посад, далёкому Кашмиру и не снилось.

Тут и поджидал Лабзина и Грязнова небывалый коммерческий успех! Тогда и появился знаменитый павловопосадский квадратный платок, шаль — называйте как угодно, — за которым в лучших магазинах Петербурга и Москвы выстраивались очереди, как за колбасой по два рубля двадцать копеек в СССР накануне перестройки!

Покупать такие платки могли себе позволить только состоятельное дворянство и наиболее богатое купечество. Лишь к началу ХХ века, с расширением производства Павловопосадской мануфактуры и некоторым снижением цен, подобные приобретения стали делать зажиточные крестьяне и горожане среднего достатка. И эти приобретения становились такими же семейными ценностями, как кольца, ожерелья и меха, передаваемые в качестве приданого или наследства. Может, и здесь причина того, что про платки нет народных песен? О дорогих, недоступных вещах народ песен не пел. Разве что о любви да о свободе…

Потом грянула Октябрьская революция. За ней Гражданская война, экспроприация экспроприаторов, разруха, голод… Короче говоря, качественные шерстяные и шёлковые платочки делать надолго перестали — не было сырья. Работали большей частью с хлопчатобумажными тканями. Однако мануфактура (она в первое советское время была переименована в Старо-Павловскую фабрику) работу не прекращала. Делали платки с картинками на революционные темы, про индустриализацию и коллективизацию — именно таков был производственный заказ от власти. Вообще, проследив поименования нашего выдающегося платочного производства, можно во многом понять и время, в котором оно существовало.

1918 г. Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ.

1928 г. Фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности.

1963 г. Московское производственное платочное объединение.

1989 г. Павловопосадское производственное платочное объединение.

Деяния Василия Грязнова на ниве благотворительности люди оценили и запомнили. Похороны совладельца платочной фабрики купца Грязнова собрали тысячную процессию скорбящих жителей Павловского Посада. Относились к нему, как к святому, и спустя несколько лет послали в Синод прошение приобщить Василия Грязнова за благие, богоугодные дела к лику официальных святых. Прошение то залежалось и было обнаружено лишь в 1920 году представителями новой власти. И найдя его, новая власть внезапно решила провести на примере Василия Грязнова показательно-пропагандистский процесс против купцов-мироедов. Пусть даже усопших полвека назад. Страшно интересно бы узнать, кому первому пришла в голову эта идея. Но — увы! — за давностью лет такое невозможно.

Из Москвы в Павловский Посад прибыла судебная комиссия, чтобы заочно судить Грязнова как эксплуататора. По ходу дела и женский монастырь прикрыли, быстро осудив настоятельницу, которой было без малого 80 лет, за деятельность против революции. Потом начался показательный процесс, в ходе которого народу объяснили, что купцы Лабзин и Грязнов зарабатывали первоначальный капитал с кистенями на большой дороге, грабя и убивая идущих по своим делам пролетариев и представителей трудового крестьянства. Удивительно, но даже засняли этот процесс на киноплёнку и сделали документальный фильм. Вплоть до начала 1990-х годов подробная информация о злодеяниях купцов-мироедов, потомственных крестьян Лабзина и Грязнова, содержалась на стендах маленького музея в одном из зданий фабрики…

Технология платочного производства менялась. Теперь используются не деревянные формы, а большие, в полный размер платка, шаблоны. Частая сетка натянута на раму и покрыта воском. Свободными остаются лишь те ячейки, через которые краска определённого цвета наносится на ткань, разложенную лентой на длинном рабочем столе. Прошёл шаблон по всему столу, сделав 24 отпечатка, печатники снимают его и устанавливают следующий с очередным элементом рисунка и новой краской. Сколько красок заложил художник в рисунок — столько и потребуется шаблонов.

Шерстяную ткань из пряжи отборной шерсти (только с холки и спины) белых австралийских мериносов ткут здесь же, на фабрике. Сотканное полотно отбеливают, промывают и заваривают, исключая последующую усадку изделия, затем сушат и даже подвергают плазмохимической обработке тлеющим электрическим разрядом в вакуумной камере, чтобы волокна прочнее сцеплялись с краской. В советские времена специально для нужд Павловского Посада в Австралии закупили две отары мериносов, которых пасли на Северном Кавказе и на Алтае. Однако в годы перестройки за чистотой породы не уследили, местные бараны подпортили безупречную белизну овечьей шерсти, так что шерстяную нить сегодня приходится вновь везти из далёкой Австралии.

Теперь остаётся обвязать края платков шёлковой бахромой. Машин для обвязки ещё не придумали, и такую операцию, как и полтора века назад, делают вручную. Бахромщицы — а многие из них занимаются этой работой из поколения в поколение — вяжут из отдельных нитей клетки, окончательно придавая павловопосадскому платку знакомый российским женщинам внешний вид.

1.jpg

Бегут года, меняется мода, а эти нарядные платки русские женщины как носили, так и продолжают носить вот уже две сотни лет. Изысканные рисунки и орнаменты павловопосадских платков постоянно совершенствуются, но при этом бережно сохраняются стилистика и традиции, заложенные старыми мастерами. Давайте же окунемся в этот яркий и многоцветный платочный мир.

2.jpg

Начало этому знаменитому народному промыслу было положено в конце XVIII века, когда крестьянин Иван Лабзин основал в селе Павлово, ранее находившемся на месте нынешнего Павловского Посада, текстильную мануфактуру по производству тканых платков.

3.jpg


Фабрика Лабзина

Вскоре платки и шали этой фабрики, благодаря своему высочайшему качеству, получили широкую известность и были отмечены наградами на международных выставках. Используемая техника производства таких платков была очень сложной, в отличие от европейских изделий у них не было изнанки – они были двусторонними.

4.jpg

Яков Иванович Лабзин (1827-1891); Василий Иванович Грязнов (1816-1869)

Вначале в качестве основы платков использовали лишь три цвета - черный, свекольный и неотбеленный лен. На них и создавали цветочные композиции с обилием ярких красок. В дальнейшем сама основа стала более разнообразной (голубого, розового, зеленого, коричневого цвета. ).

В конце XIX века павловопосадский стиль с его яркой цветочной россыпью окончательно сформировался. Самым популярным цветком на этих платках была роза - символ красоты и любви, но роза не сама по себе, а в сочетании с другими самыми разными цветамиИспользование современных технологий позволяет рисунки на платках максимально приблизить к реальным, живым цветам.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Еще одним очень популярным цветком является георгин, его изображения на платках могут быть самого разного цвета.

8.jpg

9.jpg

10.jpg


Павловопосадские платки украшают также пионы, тюльпаны, лилии.

11.jpg

Помимо садовых цветов, которые используются при создании узоров наиболее часто, на платках можно встретить и скромные полевые цветы, такие как ромашки, васильки, колокольчики, незабудки.

12.jpg

13.jpg

С начала 70-х годов ХХ века использование сетчатых и капроновых шаблонов при нанесении узоров значительно облегчило технологию и ускорило процесс производства набивных платков.

А начинается процесс создания платка с рисунка, и создает это чудо, конечно же, художник. У каждого платка есть свой художник, который и дает имя платку.

Работают художники фабрики и над воссозданием старых рисунков.

18.jpg

Выпускались на фабрике также платки, посвященные важным событиям в истории страны.

19.jpg

Платки к знаменательным датам: 30 лет революции и 1000-летию Руси

Вот еще один очень интересный мужской вариант, выпущенный во время Первой мировой войны - солдатский наградной платок. Очень информативный. На нем во всех деталях изображен процесс разбора и сбора винтовки.

20.jpg

Яркие павловопосадские платки не раз использовали в своих коллекциях и дизайнеры.

21.jpg


Коллекция одежды Зайцева из павловопосадких платков



Бегут года, меняется мода, а эти нарядные платки русские женщины как носили, так и продолжают носить вот уже две сотни лет. Изысканные рисунки и орнаменты павловопосадских платков постоянно совершенствуются, но при этом бережно сохраняются стилистика и традиции, заложенные старыми мастерами. Давайте же окунемся в этот яркий и многоцветный платочный мир.


Начало этому знаменитому народному промыслу было положено в конце XVIII века, когда крестьянин Иван Лабзин основал в селе Павлово, ранее находившемся на месте нынешнего Павловского Посада, текстильную мануфактуру по производству тканых платков.

Фабрика Лабзина


Вначале в качестве основы платков использовали лишь три цвета - черный, свекольный и неотбеленный лен. На них и создавали цветочные композиции с обилием ярких красок. В дальнейшем сама основа стала более разнообразной (голубого, розового, зеленого, коричневого цвета. ).

В конце XIX века павловопосадский стиль с его яркой цветочной россыпью окончательно сформировался. Самым популярным цветком на этих платках была роза - символ красоты и любви, но роза не сама по себе, а в сочетании с другими самыми разными цветами. Использование современных технологий позволяет рисунки на платках максимально приблизить к реальным, живым цветам.




Еще одним очень популярным цветком является георгин, его изображения на платках могут быть самого разного цвета.




Павловопосадские платки украшают также пионы, тюльпаны, лилии.


Помимо садовых цветов, которые используются при создании узоров наиболее часто, на платках можно встретить и скромные полевые цветы, такие как ромашки, васильки, колокольчики, незабудки.



С начала 70-х годов ХХ века использование сетчатых и капроновых шаблонов при нанесении узоров значительно облегчило технологию и ускорило процесс производства набивных платков.

А начинается процесс создания платка с рисунка, и создает это чудо, конечно же, художник. У каждого платка есть свой художник, который и дает имя платку.

Работают художники фабрики и над воссозданием старых рисунков.

Выпускались на фабрике также платки, посвященные важным событиям в истории страны.

Платки к знаменательным датам: 30 лет революции и 1000-летию Руси

Вот еще один очень интересный мужской вариант, выпущенный во время Первой мировой войны - солдатский наградной платок. Очень информативный. На нем во всех деталях изображен процесс разбора и сбора винтовки.


Яркие павловопосадские платки не раз использовали в своих коллекциях и дизайнеры.

Читайте также: