Каменный цветок балет описание

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Он был поставлен сначала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1957 г.), а затем в Большом театре СССР (1959 г.) прославленным современным хореографом Ю. Григоровичем.

Эта постановка является этапной в жизни русского балетного театра, так как связана с обращением к музыкальному миру С. Прокофьева, к русскому сюжету, к русскому танцевальному фольклору.

Главная мысль балета, на первый взгляд, проста: художник может обрести свой идеал, найти истинную красоту искусства в самой жизни, в служении народу, родной земле. Но к постижению этой истины главный герой спектакля Данила шел тернистым путем, преодолевая соблазны и искушения, воплотившиеся в образе Волшебной Хозяйки Медной горы. Образ Катерины, невесты мастера, олицетворяет собой духовное начало, очищающее и спасающее героя. Разрушительное начало в спектакле, кипение гибельных страстей воплощено в образе злого приказчика Северьяна.

Все четыре главных персонажа спектакля – образы глубоко лирические. Но при этом – живые конкретные люди, наделенные характерами, подчас противоречивыми в своей сложности. Открытие Григоровича здесь – решение полнокровного человеческого образа средствами индивидуального для каждого из них танца, имеющего свое развитие в процессе действия. Так, например, танец Данилы в начале спектакля насыщен русскими бытовыми, фольклорными интонациями, а потом меняется, уступая место традиционному классическому танцу, помогая, таким образом, раскрытию творческого горения героя. В то же время балетмейстер для более полного изображения внутреннего мира героев использует массовые сцены. Так, например, сюита драгоценных камней в первом действии балета является портретом не только царства Хозяйки, но и её самой. Танцы девушек и пляска парней в сцене помолвки передают характеры Катерины и Данилы. Даже цыганская сюита во втором действии служит раскрытию темной души антигероя спектакля – Северьяна и подводит действие к кульминации – гибели приказчика, которого карает Хозяйка, олицетворяющая природу и красоту.

То, что в спектакле нет танцев, не работающих на содержание, нет случайных, вставных эпизодов, органично использованы традиции народного танцевального искусства в современной балетной хореографии – огромная заслуга и балетмейстера, и воплотивших его идеи в жизнь актеров.

Это - в ленинградской постановке А. Осипенко (Хозяйка Медной горы), И. Колпакова (Катерина), в московской – Н. Бессмертнова (Катерина), М. Плисецкая (Хозяйка Медной горы), А. Богатырев (Данила).

3.СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

русский балет танец

Российский современный танец находится сейчас в периоде становления, развивается большими темпами. Считается, что Россия не имеет никаких традиций современного танца. Запад имеет явную и длинную историю развития современного искусства, и все, что появляется нового, вступает в борьбу с историей, сознанием. Система ценностей, которая уже сформирована в современном искусстве, сильна. Для молодых, которые хотят сломать ее, это становится почти невозможно.

Ольга Пона считает, что танец - это, в первую очередь, абстрактное искусство. В годы советской власти его пытались приблизить к какой-то адаптированной истории, сюжету. Не случайно, если вы приходите в театр оперы и балета, то вам первым делом дают либретто, и вы изучаете, что же произойдет, а потом смотрите спектакль. Спрашивается, зачем же тогда показывать?

Изначально же танец возник как абстрактное искусство. А в особенности современный танец - это абсолютно абстрактное искусство, способ мышления собственным телом, мышцами. Самое интересное наблюдать как раз таки умное тело, которое отражает работу интеллекта. Для любого зрителя важно считывать через танцовщиков интеллектуальное послание автора, хореографа.

И именно современному искусству танца сейчас присуще наличие в коллективах не просто танцовщиков, а танцовщиков-хореографов. В процессе работы руководитель коллектива может использовать их талант для создания этюдов, которые потом берет или не берет, переделывает или не переделывает. Это помогает и, в тоже время, обязывает руководителя: он должен соответствовать своим танцовщикам даже в проведении урока. Есть большая разница между работой с начинающими и с профессионалами, которым надо дать некую пищу физическую и интеллектуальную, удовлетворяющую их. Кроме того, что бы вы ни принесли на сцену из имиджевых, визуальных дополнений (скажем, ткань, свет и цвет и т.д. и т.п.), главное -- качество танцевания и тот движенческий материал, который предложен интерпретатором. Это определяет спектакль.

В "Ожидании", спектакле, получившем "Золотую маску", есть русское народное пение, но оно идет в фонограмме. В спектакле "Смотрящие в бесконечность" фольклорные песни поют "живые" певцы.

Если русский классический балет ушел от вставных песенных и разговорных номеров, использовал фольклор только в одном проявлении, то современное искусство снова, но на более высоком уровне, более гармонично и смело использует народное пение, какие-то жанровые народные сценки, народную атрибутику, создавая нечто авангардно новое, действительно прогрессивное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хореография в нашей стране по-прежнему отличается идейностью, глубиной содержания, четко выраженной гуманистической направленностью и исканиями в различных направлениях развития классического танца в соединении с народными танцевальными традициями, с современным танцем, наиболее привлекательным для нынешнего зрителя.

С 50-х гг. ХХ века многие балетные коллективы, коллективы современного танца с успехом гастролируют за рубежом. Опытные хореографы и педагоги выезжают в различные страны, осуществляют постановки, участвуют в создании национальных хореографических школ. Артисты и хореографы многих стран учатся в хореографических училищах и стажируются в лучших театрах России.

Русское хореографическое искусство стало ведущим в мировом искусстве, оно оказывает громадное воздействие на развитие хореографии всех континентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидов А.П. Юрий Григорович. - М.: Планета, 1987. - 558с.

2. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. — М.: Литература, 1958. – 314с.

3. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. — М.: Литература,, 1963.- 295с.

Каменный цветок (на русском Каменный цветок ), опус 118, это балет в двух действиях и восьми сценах с прологом на музыку Сергея Прокофьева , составленной в 1950 году . Либретто Мира Мендельсон и Леонид Лавровский , основанный на повести Павла Bajov , опубликованной в 1938 году , и взяты из его коллекции сказок от Урала под названием La Fleur де пьер .

Резюме

Первый

Премьера балета "Сказка о каменном цветке" состоялась сегодня. 12 февраля 1954 г. Большой театр в Москве , почти через год после смерти композитора под руководством Юрия Fajer (в) . Хореография Леонида Лавровского.

  • Данила, резчик по камню - Юрий Григорьев
  • Екатерина, невеста Данилы: Галина Оуланова
  • Королева Медной горы: Майя Плиссецкая
  • Северян - Алексей Ермолаев
  • Девушка Огня:
  • Друзья Екатерины:
  • Брат Данилы: Владимир Преображенский
  • Друзья Данилы:
  • Продавцы:
  • Юная цыганка:
  • Юная цыганка:
  • Старый цыган:
  • Цыганские гитаристы:
  • Горбун:
  • Аметисты:
  • Драгоценные камни:

После Москвы балет в редакции Лавровского был показан в 1961 году в Хельсинки в Финской национальной опере .

В 1957 году балет был представлен - на этот раз в хореографии Юрия Григоровича - в Кировском театре Ленинграда с Аллой Осипенко в роли царицы Медной горы. Затем эта версия представлена ​​в Театре оперы и балета в Новосибирске с Флорой Кайдани в роли королевы Медной горы, затем в Большом театре Москвы с Майей Плиссецкой в роли королевы Медной горы.

О спектакле:

Постановка 2003 года.

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая. Поляна у Змеиной горки. Непостижимая тайна красоты природы притягивает Данилу, он окрылен стремлением постичь эту тайну. Пристально вглядываясь в формы живого цветка, он не заметил, как появилась Катерина.
С радостью Катерина принимает подарок Данилы. Они счаст-ливы, их окружают юноши и девушки и начинают обряд помолвки.
В разгар веселья появляется приказчик Северьян с обережными. Он приказывает обережным отобрать у Катерины малахитовую чашу. Всё здесь принадлежит ему, таков крепостной закон.
Разгневанный Данила пытается помешать обережным. Замахнувшись на Данилу плетью, Северьян внезапно увидел перед собой Катерину. Красота и смелость девушки поражают Северьяна и, пригрозив Даниле, он с обережными уходит.
Катерина и Данила остаются одни. Погруженный в свои раздумья и мечты, Данила остаётся безучастным к ласке и нежности Катерины. Она уходит.
Чувство вины перед Катериной и одержимость мечтой терзают душу Данилы.
Наступает ночь. Вспыхивает огонь на Змеиной горке, к ней устремился Данила, желая увидеть колдовское цветение папоротника. Но на склоне горки он видит блестящую ящерку, которая вдруг превратилась в обольстительную женщину. Это Хозяйка Медной горы, она манит и увлекает за собой Данилу.

Картина вторая. Данила попадает в подземные владения Хозяйки Медной горы. Покоренный волшебной красотой самоцветов и окрыленный мечтой Данила остаётся в её владениях.

Действие второе

Картина первая. В ожидании Данилы Катерина живет в его избе. Вспоминая о светлых мгновениях счастья, она верит, что Данила жив. В избу врывается Северьян. Пользуясь беззащитностью Катерины, он пытается ею овладеть, но, увидев серп, занесенный над его головой Катериной, трусливо исчезает. Движимая надеждой и любовью, Катерина отправляется на поиски Данилы.

Картина вторая. Вихревой каруселью проносится праздничная ярмарка. В круговерть ярмарки врывается Северьян с цыганками и обережными. С отчаянием и тоской исполняет танец молодая цыганка. В хмельном угаре пускается в пляс Северьян. Внезапно он видит Катерину, пришедшую на ярмарку в поисках Данилы. Устремившись за ней и разгоняя плетью народ, Северьян вместо Катерины вдруг видит перед собой незнакомую девушку, от взгляда которой ноги его приросли к земле.

Картина третья. Срываясь и падая, в бешеной злобе Северьян бежит за девушкой, которая увлекает его за собой. Очутившись у Змеиной горки, он видит перед собой Хозяйку Медной горы.
Тщетно умоляя Хозяйку о пощаде, Северьян проваливается под землю.

Картина четвёртая. Заблудившись в лесу, Катерина встречает сказочное веселое существо – Огневушку-Поскакушку, которая ведет её в подземные владения Хозяйки Медной горы.

Картина пятая. В подземной мастерской Данила создал драгоценную чашу-цветок. Хозяйке Медной горы дорог мастер Данила, она открывает ему свою любовь, а в его душе живет Катерина, но Хозяйка Медной горы чарует и завораживает его.
Следуя за Огневушкой-Поскакушкой, появляется Катерина. Не боясь колдовских чар, она смело требует у Хозяйки Медной горы вернуть ей Данилу.
Заколдованный Данила оживает, согретый любовью Картерины.
Хозяйка Медной горы отпускает Данилу с Катериной. Переживая боль разлуки с полюбившимся ей мастером, она ощутила торжество живой человеческой любви над каменной красотой.

Эпилог
В окружении юношей и девушек у Змеиной горки состоялся обряд помолвки, соединивший Данилу с Катериной навсегда.

Публикации в СМИ:

  • Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Анисичкин
  • Дирижёр – Татьяна Шипулина
  • Балетмейстер-постановщик – Юрий Мартынович
  • Художник-постановщик – заслуженный артист РФ Юрий Лактионов
  • Педагоги-репетиторы: заслуженная артистка РФ Людмила Масленникова, заслуженный артист РФ Пётр Попов

Галерея

Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок
Каменный цветок

Это блог учителя начальных классов Безменовой Любови Михайловны.

праздники

понедельник, 7 апреля 2014 г.

Что такое БАЛЕТ? "Каменный цветок"-балет С. С. Прокофьева К ПРОЕКТУ "Самоцветные россыпи Южного Урала"


Мастер-камнерез Данила мечтает создать из малахита чашу невиданной красоты, воплотить в камне всю прелесть живого цветка, но замысел не дается ему.


Тщетно Данила ищет цветок, который стал бы образцом для чаши. Катерина отвлекает его от поисков. Они любят друг друга, скоро свадьба. Односельчане веселятся на их помолвке. Появляется жестокий приказчик Северьян, ссорится с рабочими, но быстро уходит, девушки и парни заводят хоровод. Веселье в полном разгаре, когда снова появляется Северьян. Он требует у Данилы Каменный цветок. Не добившись своего, так как мастер не может отдать несовершенную работу, он в ярости уходит. Постепенно все расходятся, огорченные. Данила погружается в невеселые думы.

Перед мастером возникает таинственная Хозяйка Медной горы с цветком небывалой красоты в руках. Данила как зачарованный идет за цветком.

В своих владениях Хозяйка Медной горы показывает Даниле богатства земли. Она подвергает мастера испытаниям и убеждается, что он бескорыстен: не богатство, а красота влечет его. И Хозяйка показывает ему чудесный Каменный цветок. Появляется Северьян с рабочими, Хозяйка предостерегает алчного приказчика: сокровища таят гибель!

Катерина в избе Прокопьича тоскует о пропавшем Даниле. Приходит Северьян, которому она приглянулась, но Катерина прогоняет приказчика. Она решает идти на поиски любимого. К ней является Хозяйка Медной горы с известием, что Данила жив.

В поисках Данилы Катерина пришла на ярмарку, где царят оживление и суета.

Пьяный Северьян окружен веселящимися цыганами. Появляется Катерина. Северьян пытается схватить ее, но за нее заступаются. Северьян бросается на толпу с плетью, но вдруг замечает, что преследуемая им девушка — вовсе не Катерина. Это Хозяйка Медной горы, которая взглядом пригвождает приказчика на месте. С трудом освободившись от чар, он бросается за Хозяйкой, стреляет в нее, но по воле разгневанной Хозяйки его поглощает разверзшаяся земля.

В лесу у костра Катерина грустит о Даниле. Из костра появляется Огневушка-Поскакушка и увлекает девушку за собой.

Во владениях Хозяйки Медной горы Катерина зовет любимого, на ее зов выходит Хозяйка. По ее велению возникает окаменевший Данила. Катерина бросается к нему. Тронутая верной любовью, Хозяйка освобождает мастера от чар и предлагает остаться здесь, где все чудеса камней открыты ему. Но верный своей любви, Данила устремляется к Катерине. Хозяйка на прощание одаривает Данилу тайнами творчества.



Читайте также: