Как люди могут помочь охране растений собирать красивые букеты и ставить их в вазы

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

Образовательные:
– показать значимость растений в жизни человека;
– формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
– закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
– обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
– познакомить учащихся с Красной книгой

Развивающие:
– познакомить учащихся с Красной книгой;
– развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие:
– воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения:
– Красная книга республики Бурятия;
– Презентация редких растений (ковыль, кувшинка, лилия кудрявая и др.);
– Знаки правил друзей природы;
– учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь № 1;
– маски с изображением растений.

I. Организационный момент:

– На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить еще одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

II. Проверка домашнего:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
2. Назови насекомых-опылителей. (Пчелы, шмели, бабочки.)
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек.)
6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух.)

III. Объявление темы:

– Почему многих растений, несмотря на то, что они размножаются, становиться все меньше? Люди рвут растения ради красивых цветков, вытаптывают. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства.

– Что надо делать, чтобы растений не становилось меньше? (Охранять растения.)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об охране растений.)
– Да, сегодня на уроке мы поговорим об охране растений.

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

IV. Работа над новым материалом.

1. Значение растений для животных и человека.

– Как хорошо, что на свете есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете. Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, убежище, пища, лекарство.)
– А для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткань, древесина.)
– К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений.

Приведите примеры, как это происходит (ответы детей).

– Какие правила можно вывести?

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не обижай насекомых.
Не шуми в лесу.
Не оставляй мусор в лесу
Не разжигай костер в лесу без взрослых.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: растения нуждаются в охране.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы…

2. Физкультурная минутка.

3. Практическая работа:

– А что в наших силах сделать, чтобы растений не становилось меньше?
– Попробуйте зашифровать эти правила условными знаками.(Работа в парах.)
– Посмотрим, что у вас получилось. (Работы вывешиваются на доске.)
– Какие правила надо соблюдать?

– Выполняя эти правила, мы заботимся о природе. А что государство делает для защиты растений?

Красная книга: – В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. – МСОП.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой

– Почему я красная? (Красный цвет предупреждает нас: "Стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно!")

Учитель: – Ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

5. Мини доклады учащихся:

– Ваши одноклассники подготовили мини доклады о растениях, которые занесены в Красную книгу Бурятии.

Купальница. У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи – тролли – очень любят этот цветок. В Скандинавии он называется цветком тролля. Научное имя его “троллиус”. У нас это растение называют купальницей. Почему – не совсем понятно. Это растение совсем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу – нет. Тугой, яркий, круглый, плотный цветок этого травянистого растения похож на бубенчик. Это довольно обычное растение, но во многих областях она взята под охрану из-за того, что ее активно уничтожают любители букетов.

Кувшинка. Очень красиво смотрится на фоне воды.

Еще недавно во многих озерах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался бутон, затем превращался в прекрасный цветок. бутоны всплывают перед восходом солнца, а раскрывались и опускались в воду до утра. Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цветы не могли стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 45 метров. Оборванный цветок теряет упругость, поэтому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у нее созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно.

Колокольчик. Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Колокольчики “звенят” не только в мае. Они цветут все лето. И не только “средь некошеной травы” на лугу, но и в перелесках, на обочинах дорог. Существуют много видов колокольчиков. Есть крупные и мелкие, широкие и узкие, темно фиолетовые и бледно голубые. Всего около 150 видов. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.

Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это растение. Он высокое, стройное и все цветы у него расположены на одном уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы – это целые корзинки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них растение получило второе название – дикая рябинка.

Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой эти цветы, чтобы отпугивать тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.

Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймете: почему его так назвали. Каждый лист разделен на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его не даром называли и порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечивали раны. Поэтому тысячелистник назывался солдатской травой.

Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем, цветет до поздней осени.

6. Работа с учебником: Закрепление и проверка изученного.

– Рассмотрите в учебнике на странице 84–85 растения, которые занесены в Красную книгу.

7. Практическая работа. (Проверка изученного.)

– Возьмите листочки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните. На работу вам 3 минуты.

– Какую роль играют растения в жизни людей?
– Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
– Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
– Что люди делают для охраны растений?
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
– Прочитайте вывод на странице 87.

Оценивание учащихся: Как вы оцениваете свою работу? (Дети оценивают работу с помощью сигнальных карточек.)

– Что мне понравилась на уроке?
– Какой вывод я сделал для себя?
– Что ты посоветуешь всем людям?

Любите родную природу_
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобой на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

1. Докажи, что растения необходимо охранять.

Без растений невозможна жизнь на планете, они служат пищей, они выделяют кислород. Для многих животных они являются домом.

Но растительный мир очень уязвим, и деятельность человека способна нанести ему значительный ущерб. Многие виды деревьев и трав вымирают, а ведь без них природа станет беднее.

Если не охранять растительность, планета лишится своей красоты, у нас станет меньше пищи и кислорода.

2. Правила друзей природы

По этим условным знакам сформулируйте правила поведения в природе. Сравните их с правилами в учебнике.

Правило 1. Не рви цветы!

Нельзя рвать цветы в лесах и на лугах, даже самые красивые. Если сорвать цветок, то он уже не образует плодов, а значит не вырастет на следующий год. Цветок исчезнет.

Правило 2. Собирай лекарственные растения аккуратно!

Собирая лекарственные растения, нельзя усердствовать и вырывать всё подряд. Нужно всегда оставлять большую их часть не тронутыми, а брать только самую малость. Редкие лекарственные цветы вообще нельзя собирать.

Правило 3. Не топчи траву!

Вытаптывая траву, человек уничтожает растительность. На твёрдой почве цветы и травы не прорастают, леса и луга теряют часть своей территории, что обедняет флору.

Обсудим!

1. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

Бабочки — насекомые опылители. Растения специально привлекают их ярким цветом и сильным запахом, чтобы бабочки опылили их и помогли образоваться плодам. Но если бабочек ловить и уничтожать, то опылять такие цветы станет некому, они не образуют плодов и не оставят потомства.

2. Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Если в лесу будет мало птиц, деревья не смогут распространять семена. Семена будут падать прямо под деревья, и молодая поросль начнёт погибать в тени взрослых собратьев. А значит не будет молодой поросли и деревья постепенно начнут умирать.

Проверь себя

1. Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Многие растения становятся редкими потому, что человек занимает их обычные места обитания, строит города и заводы, прокладывает дороги. Другие становятся редкими, потому что их рвут или вытаптывают.

2. Назови несколько растений, нуждающихся в охране.

Пижма, Ятрышник, Купальница, Подснежник, Водяной орех.

3. Что люди делают для охраны растений?

Люди вносят их исчезающие виды в Красную книгу, организуют заповедники и национальные парки.

4. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

В природе нельзя рвать дикорастущие цветки, ловить бабочек, ломать деревья и вытаптывать траву.

Задания для домашней работы

Я стараюсь бережно относиться к травам и деревьям. Когда я хожу в лес или в парк, я не ломаю ветки, не срываю листочки, не рву цветы. Я просто любуюсь красотой растительности и иногда фотографирую особо прекрасные цветы, чтобы поделиться их очарованием с друзьями.

Я стараюсь ходить по уже существующим тропинкам и дорожкам, я не гоняюсь за бабочками и не распугиваю птиц. Я считаю, что я бережно отношусь к природе.

Что сказали бы растения, если бы могли говорить:

Пожалуйста, будь нашим другом! Не обижай нас, ведь мы очень нужные для всей планеты живые организмы.

Мы будем с радостью давать тебе плоды, дарить свою красоту, вырабатывать кислород, но для этого нам нужно оставаться здоровыми.

Не рви и не ломай нас! Береги нас, ведь мы такая же часть природы, как и ты. Только вместе мы можем существовать, а по отдельности не выживет никто.

Запомните правила поведения в природе и расскажите о них своим детям:

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Собирать их можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и селах.

Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых-опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

В руках человека красота и богатство родной Земли, помните об этом!

Охрана нервной системы ребенка. Памятка для родителей Нервная система ребенка слаба и несовершенна, поэтому родитель и воспитатель должны создать для детей наиболее благоприятные условия, которые.

1. Вырубка лесов. 2 Сбор букетов. 3. Вытаптывание. 4. Неумеренный сбор лекарственных растений.

примеры отрицательного воздействия человека на мир растений

  1. человек вырубает леса
  2. собирает букеты
  3. вытаптывает многие травы
  4. неумеренно собирает лекарственные растения

3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения, внесённые в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

растения из Красной книги

4. С помощью рисунков в учебнике (с. 82—83) пронумеруй и раскрась охраняемые растения.

1. Кувшинка. 2. Купальница. 3. Волчье лыко. 4. Колокольчик.5. Ландыш.

охраняемые растения

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

правила охраны растений

7. А это задание придумала для всех ребят Надя. Запиши буквы по порядку. Что у тебя получилось?

Читайте также: