Выберите формулы цветков для семейства

Обновлено: 08.07.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удивителен и многообразен мир цветковых растений. Но не смотря на все это многообразие, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить между ними как близкое, так и отдаленное сходство.

Давайте посмотрим на цветок, и определим, какие его части есть у большинства цветов?

1.Назовите основные части цветка?

Чашелистики, цветоложе, цветоножка, лепестки (венчик),тычинки (тычиночная нить, пыльник), пестик (рыльце, столбик, завязь).

Информацию о цветке можно записать в виде формулы цветка.

2. Вспомните,что такое формула цветка?

Формула цветка – это все сведения о цветке (его частях и количестве), описанные в виде символов.

3. Давайте вспомним символы, которые используют при написании формул цветка?

Внимание на слайд. Ответ принимается только по поднятой руке.

Такими условными обозначениями мы пользуемся при написании формул цветка.

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и в виде диаграммы.

4. Что такое диаграмма цветка?

Диаграмма-это схематическая проекция цветка на плоскость,

перпендикулярная оси цветка

Диаграмма дает более полное представление о строении цветка, т.к. демонстрирует не только наличие частей цветка и их количество, но и расположение их по отношению друг к другу. Части цветка обозначаются строго определенными значками.

Давайте посмотрим на схему:

Скобочка с килем на спинке обозначает – чашелистики;

Круглой скобочкой обозначаются – лепестки;

Для тычинки дается поперечный разрез через пыльник( при большом количестве тычинок могут использовать упрощенное изображение в виде овала)

Для пестика – поперечный разрез через завязь.

А теперь повторив все условные обозначения, давайте попытаемся составить формулу цветка, глядя на его диаграмму.


Цветок *, т.к мы можем провести несколько осей симметрии, Ч (5), Л5, Т10, П1.

Давайте еще раз попытаемся составить формулу, прочитав диаграмму цветков растения

А теперь мы поработаем в группах.

Развернулись. Каждая группа получает диаграмму цветов, разных семейств. Ваша задача: написать формулу цветка. Работаем очень быстро, совещаемся всеми. Если что то не понятно поднимаем руку, я подойду.

Проверяем Группа №1

ВЫВОД:Зная диаграмму цветка, можно всегда составить формулу его и определить принадлежность к определенному семейству.

Д/з. Творческое задание. В тетрадях попытаться составить диаграмму цветка, семейства Крестоцветные

ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

Генеративные органы растений. Строение цветка. Учитель биологии МОУ Нерльская СОШ Шаронова Светлана Владимировна Нерль 2010 г.

Генеративные органы растений. Строение цветка.

МОУ Нерльская СОШ

Шаронова Светлана Владимировна

Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Задачи урока:

  • Узнаем, какие органы растений называются генеративными.
  • Изучим строение цветков и познакомимся с их разнообразием.
  • Поговорим об охране цветущих растений и их значении.

Околоцветник – совокупность покровных листочков цветка, которые служат для защиты тычинок и пестиков, а также способствуют опылению. У растений с простым околоцветником листочки одинаковые, с двойным – различные ( чашечка и венчик ).

ВЕНЧИК Раздельнолепестный венчик состоит из отдельных лепестков (более древний). Сростнолепестный венчик состоит из сросшихся лепестков и, как правило, свойственен насекомоопыляемым цветковым растениям.

Раздельнолепестный венчик состоит из отдельных лепестков (более древний).

Сростнолепестный венчик состоит из сросшихся лепестков и, как правило, свойственен насекомоопыляемым цветковым растениям.

ЧАШЕЧКА Чашечкой называют совокупность чашелистиков. Чашелистики могут быть совершенно свободными у раздельнолистной чашечки , частично или полностью сросшимися – у сростнолистной чашечки .

Чашечкой называют совокупность чашелистиков.

Чашелистики могут быть совершенно свободными у раздельнолистной чашечки , частично или полностью сросшимися – у сростнолистной чашечки .

Правильный цветок

Неправильный цветок

Формула и диаграмма строения цветка Формула описывает строение цветка при помощи определенных символов и цифр. Диаграмма цветка более наглядна. Она отражает схематическое расположение частей цветка, их количество и относительные размеры.

Формула и диаграмма строения цветка

Формула описывает строение цветка при помощи определенных символов и цифр.

Диаграмма цветка более наглядна. Она отражает схематическое расположение частей цветка, их количество и относительные размеры.

Обоеполые и однополые цветки Обоеполые цветки содержат тычинки и пестики одновременно (яблоня, картофель, рожь). Цветки, содержащие только тычинки ( тычиночные ) или только пестики ( пестичные ), называются раздельнополыми (огурец, тополь, кукуруза).

Обоеполые и однополые цветки

Обоеполые цветки содержат тычинки и пестики одновременно (яблоня, картофель, рожь). Цветки, содержащие только тычинки ( тычиночные ) или только пестики ( пестичные ), называются раздельнополыми (огурец, тополь, кукуруза).

Двудомные растения Двудомными называют растения с раздельнополыми цветками, расположенными на разных растениях одного вида (тополь, облепиха, хмель и др.).

Двудомными называют растения с раздельнополыми цветками, расположенными на разных растениях одного вида (тополь, облепиха, хмель и др.).

Однодомные растения Однодомными называют растения с раздельнополыми цветками расположенными на одном растении (кукуруза, огурец, дуб и др.)

Однодомными называют растения с раздельнополыми цветками расположенными на одном растении (кукуруза, огурец, дуб и др.)

Цель работы: изучить строение цветка.

Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы.

Рассмотрите цветок под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.

Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:

Таблица Части цветка Число частей цветка Цветоножка Цветоложе Чашелистики Лепестки венчика Тычинки Пестики

Число частей цветка

Ответьте на вопросы Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):

Тычинка состоит из:

Пестик состоит из:

Подпишите части цветка на рисунке

Подпишите части цветка на рисунке

Тест 1. Какое растение является однодомным: А) огурец Б) шиповник В) тополь Г) осина 2. Где содержатся семяпочки: А) в цветоложе Б) в тычинке В) в завязи пестика Г) в рыльце пестика 3. Для привлечения опылителей в цветке служит: А) чашечка Б) венчик В) пестик Г) цветоножка 4. Простой околоцветник имеет: А) ландыш Б) огурец В) вишня Г) гвоздика 5. Какая часть цветка не относится к околоцветнику: А) лепестки Б) цветоложе В) чашелистики Г) завязь

1. Какое растение является однодомным:

А) огурец Б) шиповник В) тополь Г) осина

2. Где содержатся семяпочки:

А) в цветоложе Б) в тычинке В) в завязи пестика

Г) в рыльце пестика

3. Для привлечения опылителей в цветке служит:

А) чашечка Б) венчик В) пестик Г) цветоножка

4. Простой околоцветник имеет:

А) ландыш Б) огурец В) вишня Г) гвоздика

5. Какая часть цветка не относится к околоцветнику:

А) лепестки Б) цветоложе В) чашелистики Г) завязь

Из каких частей состоит пестик:

А) рыльце Б) цветоложе В) чашечка Г) завязь

Д) пыльник Е) столбик

Установите последовательность расположения частей цветка, начиная снизу:

А) венчик Б) цветоножка В) тычинки Г) пестик

Различные цветки растений

Различные цветки растений

Значение цветков

Рефлексия и домашнее задание

СПАСИБО ЗА УРОК

Найдите соответствующую формулу цветка

Найдите соответствующую

формулу цветка

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 0

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 0

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 1

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 0

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 1

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 2

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 0

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 1

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 2

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 3

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 0

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 1

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 2

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 3

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) Ч 5 Л 5 Т 00 П 00 Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1 Ч О Л (5) Т 5 П 2 Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) Баллы 4

Ч (5) Л (5) Т 5 П (2)

Ч 5 Л 5 Т 00 П 00

Ч 5 Л 1+2+2 Т( 9)+1 П 1

Ч О Л (5) Т 5 П 2

Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)

БАЛЛЫ- 0

БАЛЛЫ- 1

БАЛЛЫ- 2

БАЛЛЫ- 3

БАЛЛЫ- 4

БАЛЛЫ- 5

Составление формул цветков, чтение диаграмм

Составление формул цветков, чтение диаграмм

Цель:

Что такое формула цветка?

Что такое формула цветка?

Что такое диаграмма цветка?

проекция цветка на плоскость,

перпендикулярная оси цветка

* Ч (5) Л 5 Т 10 П 1

* Ч (5) Л 5 Т 10 П 1

Цветок — орган семенного размножения покрытосеменных растений, который представляет собой видоизменённый побег.

Цветоножка — это видоизменённый стебель, а ч ашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизменённые листья.

Цветок снаружи окружает околоцветник . Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник .

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником .

строение цветка_ziedu struktūra_flower structure.jpg

В цветке яблони есть лепестки и чашелистики — у них двойной околоцветник. Двойной околоцветник имеют цветки сливы, гороха, шиповника и других растений.

У тюльпанов в цветке одинаковые листочки — у них простой околоцветник. Листочки простого околоцветника могут быть крупные и яркие, как у тюльпана, а могут быть невзрачные, как у свёклы.

tulips-g067c2a464_640.jpg

Известны растения, например, ива и белокрыльник, в цветках которых околоцветник отсутствует. Такие цветки называют голыми .

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными, как у лилии и тюльпана (околоцветник простой раздельнолистный ) или срастаться, как у ландыша (околоцветник простой сростнолистный ).

В двойном околоцветнике лепестки и чашелистики тоже могут срастаться, образуя сростнолепестный венчик и сростнолистную чашечку .

  • в цветках томата, петунии, картофеля срастаются и чашелистики и лепестки;
  • в цветках груши, редьки дикой, сурепки, печёночницы свободны чашелистики и лепестки;
  • в цветках колокольчика срастаются лепестки, а чашелистики свободны.

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце . Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити .

Особенности строения цветка можно отметить сокращённо в виде формулы. При её составлении используют слдедующие сокращения: Ок листочки простого околоцветника, Ч — чашелистки, Л — лепестки, Т — тычинки, П -пестики.

Число частей цветка указывают индексами — цифрами, записанными внизу справа от буквы ( Ч 4 — это \(4\) чашелистика). Если одинаковых частей много, то ставят знак ∞ .

Если части срастаются между собой, то цифру, обозначающую их число, берут в скобки ( Л ( 5 ) — венчик образован пятью лепестками, которые срослись).

Если какие-нибудь одноименные части цветка различаются расположением или размерами, то записывают несколько цифр, а между ними ставят знак \(+\) ( Т ( 9 ) + 1 — десять тычинок, девять из которых сросшиеся, а одна свободна).

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские, цветки).

обоеполый и раздельнополый_divmāju un vienmāju_Monoecious and Dioecious — копия.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными .

мужскойиженскийцветокvīriešuunsieviešuziedimaleandfemaleflowerw500.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными .

Практическая работа:

Формула цветка – краткое описание строения цветка с помощью букв, цифр и знаков.

∞ – число частей цветка более 12

1+(2) – части цветка,

различающиеся по форме


– двуполый цветок


Диаграмма цветка — схематическая проекция цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.

Диаграмма даёт более полное (чем формула) представление о строении цветка, т.к. на ней отображено и взаимное расположение его частей, чего нельзя показать в формуле.

https://ru-static.z-dn.net/files/d69/ac16348d95cce9fac599de3c4de7b82b.jpg

Вариант 1


1. Какой символ в формуле цветка (см. задание 9) позволяет судить о бесконечном количестве частей цветка? Какая часть цветка обозначена данным символом?

2. К какому классу относят растение, формула цветка которого показана?


1) Однодольные


3. Какой признак, показанный в формуле цветка (см. задание 9), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?


4. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?


5. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?

Вариант 2


1. Какой символ в формуле цветка (см. задание 9) позволяет судить о том, что некоторые части цветка расположены в два круга? Какие это части?


2. Какой признак, показанный в формуле цветка, позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?

3. К какому классу относят растение, формула цветка которого показана на рисунке?


1) Двудольные


4. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?

1) Сфагновые мхи


5. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?


Формула цветка — условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр. Начиная с XIX века в учебной работе и научных исследованиях по ботанике для большей наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка.

В начале формулы указывается знак симметрии цветка:
*/ звёздочка/ — цветок правильный (актиноморфный)
/стрелка вверх/— цветок неправильный (зигоморфный)

Далее следуют буквенные выражения, характеризующие околоцветник, тычинки, пестик:
Ca или K — чашечка (calyx)
Co или C — венчик (corolla)
P — простой околоцветник (perigonium)
A — тычинки (андроцей) (androceum)
G или g — пестик, плодолистики (гинецей) (gynoeceum)

Формула цветка люцерны: Ca5Co3+(2)A(5+4)+1G
"стрелка вверх" — цветок неправильный (зигоморфный) ;
Ca5 — околоцветник двойной: чашечка из 5 сросшихся чашелистников;
Co3+(2) — венчик состоит из 3 свободных лепестков (парус и 2 весла) и 2 сросшихся лепестков (лодочки) ;
A(5+4)+1 — тычинок 10, из них 9 расположенны в два круга и срослись тычиночными нитями, а 1 тычинка свободная;
G1 — пестик один, образован плодолистиком (гинецей монокарпный) , завязь верхняя.

Да. хорошо, что я уже не учусь. Это же застрелиться можно и кому это нужно. хотя цветы я очень люблю. Только не говорите, что Вы всё это знали.

Я так вижу речь идёт о пяти бутонах - формулах.
Ответ который идёт сразу же, в котором к нашему вниманию на цветной картинке зачётное объяснение.
Подскажите плиз кто нить, для каких вообще направлений и изысканий состовляет формул необходимы и востребованны ?
Генетика - Флористика - формокология - медицына - пищевая - хим - чё ещё ?

Не часто, но все же встречается в вопросах ГИА и ЕГЭ по биологии тема, которая относится к ботанике, проходят ее в 7 или 8 классе, поэтому к моменту подготовки к экзаменам она успешно забывается…

Формулы цветков растений

Царство Растений принято делить на отделы, потом — на классы (одно-и двудольные), далее — порядок (его часто пропускают) и затем уже на семейства.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.

Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).

Формула цветковых растений

Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть

В международной системе сначала указывают пол цветка (мужской, женский или двудомный), в школьном формате этот пункт зачастую пропускают;
обозначают симметрию (правильный или неправильный цветок) — этот пункт тоже пропускаем;
буквами указывают:

О — околоцветник
Ч — чашелистики;
Л — лепестки;
Т — тычинки;
П — пестики;

Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П (3)

цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.

Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞

цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)

формулы цветковых растений

Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные

Формула цветка: Л (5)Т (5)П1
Соцветие – корзинка.
Плод – семянка.

Пример вопроса из теста ГИА:

Цветок одуванчика — это

1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12

Ответ: т. к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)

Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай


Вот

Читайте также: