Девочка с букетом картина репина описание

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Сочинение на тему осенний букет репин

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

РЕПИН, ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

РЕПИН, ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор

(Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне (письмо К.Е.Ворошилова, 1926), он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским).

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Искусствовед Александра Пистунова, рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец:

Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле.

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга:
"Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?" Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879

Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. Правда, после этого случая многие знакомые изменили своё отношение к жене художника, причём, в худшую сторону.

Неспокойная жизнь в родном доме превратила художника в раздражительного, вспыльчивого человека, с неровным неподатливым характером. Репины то расходились, то соединялись вновь, окончательный разрыв произошёл после переезда художника в Куоккалу под Петербургом, а в 1919 году Вера Алексеевна умерла.

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903

Они познакомились в 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке, где Репин был членом международного жюри. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.

Наталья Нордман – адмиральская дочь, она происходила из обрусевшего шведского рода. В русской литературе известна под псевдонимом Наталья Северова, написавшая немало памфлетов, повестей, трактатов, романов, некоторые из которых публиковались с иллюстрациями Репина.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Н. Нордман была замечательным фотографом, в ту пору для женщин это было редкое занятие. На многих её снимках художник запечатлён в разных видах. Она владела шестью языками настолько хорошо, что переводила Репину зарубежные газеты прямо с листа. Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался великий Репин, признававший её гениальный ум.

Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в имение Н. Нордман в Финляндии Пенаты. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Направляясь к художнику, гости сначала заезжали к кому-нибудь обедать, ели досыта, приговаривая, что у Репина ничего кроме сена не получат. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е. Репина

Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей.

С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…И.Е.Репин. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой, жены художника Н.Б.Нордман-Северова

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому супруги часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году, женщина простудилась, исполняя танец босоножки на снегу. Очень скоро развился туберкулёз. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но позже вновь подошла вплотную и избавиться от её тесных объятий не удалось.

Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию.

Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов - одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, - удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…
От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”

Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Репин опоздал на похороны, пришёл позже на кладбище и в дорожный альбом зарисовал могилу женщины, с которой прожил 15 лет.

*К. И. Чуковский

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу.

Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Обе женщины принесли в дар великому художнику собственную судьбу, доброе имя и иные жертвы, чтобы он мог творить. Появились бы на свет репинские шедевры живописи, не будь рядом с ним тихой Веры Шевцовой и большой оригиналки Натальи Нордман?!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мы все ищем формулу счастья, ищем то, что должно соответствовать нашим представлениям об идеальной любви и браке. Русские художники точно также искали: кому-то из них везло, а кому-то и не очень. Как-то в письме одному из своих друзей, только-только женившемуся, Илья Ефимович Репин написал: "Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она - драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе. " Следовать интересам мужа, ну чем не формула счастья? Однако даже следование интересам не спасает любовь и брак от разрушения.

Репин И.Е. Слева – В.А. Репина, 1876. Справа – Автопортрет, 1887 | Фото: artcontext.info


Вера Шевцова , которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина , была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872 | Фото: artchive.ru

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.

Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882 | Фото: gallerix.ru

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична | Фото: liveinternet.ru

Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru

Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881 | Фото: wm-painting.ru и artchive.ru

Репин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879 | Фото: artchive.ru

Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876 | Фото: artcontext.info и gallerix.ru

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879 | Фото: wm-painting.ru

Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903 | Фото: artcontext.info


Репин создал множество женских портретов, некоторые из них заслуживают особенного внимания: Варвара Икскуль – баронесса, которая работала сестрой милосердия

Читайте также: