Зудов и рождественский посадка

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024





Посадка произошла глубокой ночью в снежном буране на озеро Тенгиз в 2 км от берега при температуре −20 °C. Выходной люк оказался в воде. Необходимо было спуститься к аппарату, чтобы оценить возможность эвакуации. Но на борту вертолёта не оказалось плавательных средств. Надувные лодки забыли в Аркалыке. Вертолёт попытался зависнуть в темноте над вспышками сигнальных огней СА. В условиях снежной метели это ему не удалось. Выполнить зависание и спуск к СА не удалось. Заканчивалось топливо, вертолёт был вынужден приземлиться на берегу. Выработав горючее, другие вертолёты также садились неподалеку. На одном из этих вертолётов оказались лодки и гидрокостюмы. Спасатели с тремя лодками спустились к озеру. На одной из них был командир вертолёта Николай Чернавский, которому вскоре ночью удалось добрался до спускаемого аппарата. Остальные две лодки застряли в ледяных заторах.

Командир корабля Вячеслав Зудов сообщил, что экипаж переоделся в гидрокостюмы и готов покинуть СА. Но это было невозможно, так как при открытии люка, находящегося на две трети в воде, в аппарат хлынул бы поток воды, который космонавты не смогли бы преодолеть. Попавшая в отверстия барометрического блока СА вода привела в действие запасную парашютную систему. Вывалившийся запасной парашют резко увеличил крен СА, что в свою очередь привело к тому, что отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. Прекратилась подача забортного воздуха. Через два часа после отстрела запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания, которые переходили в удушье от накапливающегося углекислого газа. Утром снежные заряды прекратились, температура снизилась до −22 градусов. Рождественский доложил, что от удушья потерял сознание Зудов.

Выход был только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег. Но такая буксировка была запрещена инструкциями по эвакуации экипажей космических кораблей вертолётами. Времени на согласования с руководством полёта не было. Спасатели начали буксировку на свой страх и риск. Буксировка едва не закончилась катастрофой из-за того, что вывалившийся запасной парашют внезапно наполнило ветром. Только мастерство пилота спасло экипаж и космонавтов от гибели. На берегу озера группа спасателей помогла космонавтам выбраться из СА. Позже они были эвакуированы с места посадки.

Николай Чернявский, добравшийся на надувной лодке до СА и находившийся там несколько часов, чуть было не попал под суд за оставление вертолёта, только вмешательство космонавтов, высоко оценивших его моральную поддержку, спасло его. Кроме того, вследствие обморожения он потерял два пальца.

Корабль приводнился (с перелётом на 121 км) в озеро Тенгиз. Это единственное за всю историю космонавтики России/СССР приводнение космического корабля. Которое чуть не закончилось трагедией — космонавтов не могли достать очень долго. Но спасатели наплевали на инструкции и, рискуя жизнью, задействовали вертолёт, который чуть не рухнул из-за наполнившегося ветром парашюта СА. Космонавтов спасли, Рождественский помогал вытаскивать потерявшего сознание Зудова. Позже обоих представили к награде, но в космос они больше не полетели.

С тех пор космонавтов готовят к аналогичным ЧС на базе МЧС в Ногинске.


Исследователи космоса

10.9K постов 39.9K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

- На металлических частях внутри капсулы появилась изморозь, можно было снимать ее и растирать виски. Мы ощущали, что запасы воздуха заканчиваются, дышать становилось все труднее. Когда силы были уже совсем на исходе, опять послышался стук. Успели все-таки!

Водолазы-аквалангисты сначала подняли на борт вертолета обмороженного Чернявского. Потом к тросу подцепили нашу капсулу и потащили к берегу.

И начался этот удивительный полет! Николай Кондратьев управлял машиной, Олег Нефедов вел наблюдение за буксируемым аппаратом. Несколько километров до берега вертолет с болтающимся на привязи драгоценным грузом преодолевал без малого час. За это время мы на берегу извелись и исстрадались в ожидании. Сельчане доставили из поселка очередную флягу с самогоном. Употреблять не торопились: "Это для ребят, замерзли, бедолаги. "

Каким же громовым "ура" мы встретили донельзя измученных ребят! В ледяной воде Тенгиза они провели более десяти часов.

Иллюстрация к комментарию

Вячеслав Дмитриевич Зубов был шефом нашего класса. Однажды приезжал даже, вёл открытый урок!
Мне тогда лет мало было (13~15, не помню точно).
А мы всем классом спели для Зубова "Гимн авиаторов".
"Всё выше, и выше, и выше. "
Хороший человек👍
Кстати, Героя ему дали, несмотря на неуспешный полёт. Задание не выполнили, но живы остались, через мучения пройдя.

Больше бы подробностей. Почему попали в озеро, чего оно такое холодное, почему сами не выбрались из корабля, почему было нечем дышать и т.п.

Там, если мне память не изменяет, один из спасателей руки серьёзно обморозил, работая на ледяном ветру, прицепляя трос к спускаемому аппарату, болтающемуся в озере.

Хорошо что тогда небыло Пикабу. Правда "простинасюрщикам" особо то и не дали бы критиковать и высмеивать руководство космической отрасли.


Александр Лутовинов: Предыдущая карта неба в мягком рентгеновском диапазоне была сделана немецкой обсерваторией ROSAT (1990-1998 гг.) в начале 90-х. Мы предполагаем, что к концу 4-летнего обзора неба, когда мы сделаем 8 обзоров, карта неба в мягком диапазоне будет в 30-40 раз более чувствительна, чем полученная ROSAT. Если говорить про наш телескоп ART-XC, то он работает в более жёстком диапазоне и сделает карту в принципе лучше всего, что было до этого сделано. Мы за первый год работы уже зарегистрировали столько объектов, сколько другие обсерватории, работающие примерно в этом же диапазоне энергий, зарегистрировали за десятилетия работы.

Первый обзор неба СРГ/еРОЗИТА с указанием наиболее ярких и примечательных объектов и протяженных структур. Темная полоса на экваторе карты соответствует плоскости нашей Галактики Млечный Путь. Источник: М.Гильфанов, Р.Сюняев, Е.Чуразов (ИКИ), H.Brunner, A.Merloni, J.Sanders (МПЕ)

Александр Лутовинов: Основная цель — построить лучшую в мире карту Вселенной в рентгеновских лучах, то есть постараться увидеть максимально возможное число светящихся в рентгене объектов. Планируется увидеть все массивные скопления галактик, несколько миллионов сверхмассивных чёрных дыр, постараться заглянуть в глубины Вселенной как можно дальше.

Тень чёрной дыры мы, конечно, не увидим. Пару лет назад было опубликовано знаменитое изображение такой тени, но оно было получено в рамках глобального проекта Event Horizon Telescope, EHT (Телескоп горизонта событий). Проект объединил несколько телескопов и интерферометров, работающих в миллиметровом диапазоне, по всей Земле. Полученное угловое разрешение существенно превосходит любые единичные инструменты. В рентгене мы, конечно, такого не увидим. А вот различные процессы, связанные со звездообразованием, со вспышками сверхновых, с приливным разрушением звёзд под воздействием гравитации чёрных дыр… Вот это всё мы должны и уже видим, как и вспышки на звёздах, вспышки чёрных дыр, на нейтронных звёздах. Все эти самые высокоэнергетические процессы мы наблюдаем.

Александр Лутовинов, заместитель директора ИКИ РАН и научный руководитель телескопа ART-XC имени М. Н. Павлинского. Фото: И. Соловей

Pro Космос: Были ещё обнаружены горячие короны в звёздах…

Александр Лутовинов: Звёзды светят и в рентгеновском спектре, в т.ч. и наше Солнце, хотя в нём оно не очень яркое. Но есть звёзды, которые светят [в рентгене] на несколько порядков ярче. У них очень мощное корональное излучение, вспышки которого мы также видим.

Pro Космос: Какие наиболее интересные переменные источники удалось увидеть в ходе проведённых четырёх обзоров?

Александр Лутовинов: Даже постоянные источники каким-то образом меняются, нет источника, который бы светил на абсолютно одинаковом уровне. Соответственно, переменность от разных объектов может наблюдаться на разных масштабах, от миллисекунд до нескольких лет. Когда мы сканируем небо, мы в течение нескольких десятков секунд проходим по объекту. За это время мы можем увидеть какую-то переменность на таком масштабе времени. Далее примерно в течение суток мы несколько раз возвращаемся к этому объекту через каждые четыре часа, а дальше мы эту область неба снова наблюдаем уже через полгода. Поэтому любые процессы, которые переменны на таких временных масштабах, мы можем отслеживать, изучать. И они могут быть совершенно разными. Если говорим о коротких периодах, то это, например, могут быть вспышки на нейтронных звёздах. Когда у вас есть нейтронная звезда, а рядом есть обычная звезда, чьё вещество под действием гравитации перетекает, падает на нейтронную звезду и постепенно накапливается на ее поверхности, то в какой-то момент там создаются условия для термоядерного взрыва, когда примерно за 10–15 секунд сгорает несколько масс Луны. Это безумная энергетика, которую на Земле, конечно, не достичь. И такие вспышки мы регистрируем, это позволяет нам лучше понять и измерить параметры нейтронных звезд, в частности, их радиусы.

Есть другие объекты, к примеру, переменные чёрные дыры или нейтронные звёзды. Из-за каких-то эволюционных процессов в обычной звезде, соседствующей с таким объектом, в двойной системе может начаться процесс аккреции, когда вещество со звезды начинает падать на нейтронную звезду или черную дыру, при этом сильно разогреваясь, до температур в десятки или даже сотни миллионов градусов. И тогда вдруг на небе неожиданно вспыхивает очень яркий рентгеновский источник. Такие процессы могут длиться неделями—месяцами.

Изображение участка близкой галактики Большое Магелланово Облако в направлении на туманность Тарантул, полученное телескопом eROSITA. Диаметр изображения 1 градус. Цвет характеризует жесткость спектра рентгеновского излучения. Источник: Роскосмос

А есть события приливного разрушения звёзд сверхмассивными чёрными дырами. Как правило, такие процессы происходят за несколько месяцев—полгода-год. Исследуя изменения на небе на разных масштабах времени, например, сравнивая карты, полученные каждые полгода, можно видеть такие переменные объекты, которые съедают обычные звёзды, т.е. видеть процессы приливного разрушения. К настоящему времени обсерватория Спектр-РГ уже зарегистрировала несколько десятков таких событий, идёт дальнейшая работа над анализом данных.

Александр Лутовинов: На карте eROSITA уже несколько миллионов объектов, на карте ART-XC около тысячи объектов. Разница вполне понятна, потому что это разные диапазоны, они дополняют друг друга, позволяя построить целостную картину Вселенной. Природа устроена так, что в подавляющем большинстве случаев мягких фотонов на порядки больше, поэтому и объектов в таких лучах видно также значительно больше Объекты, которые нас в первую очередь заинтересовали, — это те, которые видит ART-XC, но не видит eROSITA. Это так называемые сильно поглощенные сверхмассивные черные дыры в центрах других галактик (поглощаются не черные дыры, а излучение от них пылью и газом). Пространственная ориентация этих объектов относительно наблюдателя такова, что испускаемое центральным объектом излучение проходит через огромное количество галактической пыли и газа. При этом мягкое рентгеновское излучение практически полностью поглощается в такой среде, а более жесткое проходит без значительных изменений. Обнаружение и полная перепись таких поглощенных объектов очень важна, потому что в зависимости от соотношения, сколько таких объектов на небе, мы можем правильно оценить общее количество сверхмассивных чёрных дыр во Вселенной.

Кроме того, в нашей Галактике телескоп ART-XC обнаружил несколько новых систем, одной из которых оказался микроквазар. Это чёрная дыра звездной массы, которая очень ярко вспыхнула, и продолжает сейчас светить как в радиодиапазоне, так и в инфракрасном, видимом и даже в гамма-лучах. Всё это говорит о том, что в нашей Галактике находится очень необычный объект, который до этого просто никто не видел.

Александр Лутовинов и профессор Отмар Вистлер (Otmar D. Wiestler), президент Объединения имени Гельмгольца 8 февраля 2019 года. Фото: Т. Жаркова, ИКИ РАН

Если уж говорить про обнаружение тёмной материи и энергии, то для того, чтобы попытаться сделать какие выводы об их возможных свойствах, необходимо, в первую очередь, чтобы у вас было много объектов. Например, тех же самых скоплений галактик. Наши немецкие коллеги, работающие с данными телескопа eROSITA, недавно выпустили статью по результатам наблюдений небольшого участка неба во время предварительной фазы калибровочных наблюдений в 2019 г., т.е. перед началом обзора. Они отсмотрели участок неба размером примерно 140 кв. градусов с экспозицией, которая будет достигнута после четырёхлетнего обзора, чтобы понять, сколько вообще там будет скоплений галактик, как они буду распределены. И нарисовали замечательную трёхмерную картину, какие скопления галактик на каких космологических расстояниях находятся и какие у них массы.

Собственно говоря, исследуя распределения скоплений галактик во Вселенной на разных расстояниях и с разными массами, предполагается, что можно будет оценить вклад тёмной энергии в эволюцию Вселенной. Вселенная же сейчас расширяется с ускорением, при этом считается, что раньше этот процесс проходил вообще без ускорения, либо с меньшим, чем сейчас. В зависимости от того, как сформировались скопления галактик, на каких расстояниях они находятся, какие у них массы, можно будет получить оценки вклада тёмной энергии в историю Вселенной.

Pro Космос: То есть тёмная энергия, — это та, которая отвечает за расширение Вселенной?

Александр Лутовинов: Да. И про тёмную материю тоже можно говорить. Она содержится внутри галактик, внутри скоплений галактик. Если построить карту сливающихся скоплений, можно увидеть, например, что барионная составляющая движется по одному, а не барионная составляющая — по-другому. Отсюда можно получать прямые оценки тёмной материи, её вклада в общую массу Вселенной.

Александр Лутовинов: На самом деле мы очень много занимаемся изучением и нашей собственной Галактики. Мы смотрели и на сверхмассивную чёрную дыру в центре Млечного пути. Просто сейчас мы делаем обзор всего неба, который в первую очередь имеет, скажем так, внегалактическую, космологическую направленность. Но в этом обзоре мы регистрируем и огромное число галактических источников. В чём проще работать вне Галактики? Если вы находитесь внутри Галактики, измерить расстояние до объекта в ней чрезвычайно сложно. А вот измерить расстояние до источника, находящегося в какой-нибудь другой галактике, особых проблем не представляет (по спектру, по красному смещению). Тем не менее, внутригалактических объектов мы тоже видим очень много, — их сотни тысяч. По ним должна быть проведена отдельная большая работа, потому что изначально необходимо ещё определить их природу. Для того, чтобы, к примеру, определить природу внегалактического объекта, можно провести корреляцию между рентгеновским и видимым спектром. А дальше, если у вас есть оптические данные в разных диапазонах длин волн, вы можете получить псевдоспектр, по которому предсказать, является ли это активным ядром или звездой в нашей Галактике.

Ну а ближайшие к нам звёзды, — они есть, особенно хорошо видны телескопом eROSITA, так как они светят в мягком диапазоне. Этот телескоп видит сотни тысяч звёзд, далёких и близких, в т.ч. в непосредственной близости к Солнечной системе.

Pro Космос: Была новость, что стратегию обзора хотят немного поменять, чтобы после проведения четырёх полных обзор перейти к точечным исследованиям наиболее интересных мест. С чем это связано?

Александр Лутовинов: На официальном уровне это пока не обсуждалось. Пока наша изначальная цель остаётся неизменной — провести восемь полных обзоров неба, получить самую глубокую карту и только потом переходить в режим точечных наблюдений.





Космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский в вертолёте по дороге домой. Фото из личного архива В. Рождественского.


Список литературы:

1. Володченко, В. "Давай, машинист, потихонечку трогай. " / Владимир Володченко
// Родина. - 2016. - № 10. - С. 5. - 12+.

2. Глумин, П. Жуткая посадка полковника Зудова / П. Глумин
// Нижегородский рабочий. - 2002. - 12 апр. - С. 8. - 12+.

3. Зудов, В. "Я видел глаза мирового океана" : беседа с нижегородским космонавтом
/ В. Зудов ; записал Е. Верещагин // Нижегородский рабочий. - 2007. - 9 окт. (№ 151). - С. 17.

5. Софронов, И. Звездный нижегородец. Космическая и земная эпопея Вячеслава Зудова / И. Софронов // Нижегородский рабочий . - 2011. - 12 апр. (№ 52). - С. 25.

6. Финюкова, М. Летчик-космонавт СССР - заслуженный сормович / М. Финюкова ; фото из личного архива // Красный Сормович. - 2012. - 20-26 янв. (№ 2). - С. 9.

8. Цирульников, А. Ради этого стоит жить : главы космической повести / А. Цирульников
// Земляки. - Нижний Новгород : Книги, 2011. - С. 231-278.

01


Продолжаем рассказ о космических катастрофах, которые были предотвращены предусмотрительностью конструкторов ракетной техники, напряженной работой ЦУПа, решительностью и высокой подготовкой экипажей, или же простой удачей.

Союз-5

02

18 января 1969 года. Корабль "Союз-5" с космонавтом Борисом Волыновым возвращался на Землю после успешной миссии. Корабли "Союз-4" и "Союз-5" совершили первую советскую пилотируемую стыковку. Космонавты Елисеев и Хрунов, стартовавшие вместе с Волыновым, перешли в скафандрах в "Союз-4". Елисеев, Хрунов и стартовавший в "Союзе-4" Шаталов уже благополучно приземлились 17 января. А у Волынова возникла смертельно опасная проблема. Штатная посадка корабля "Союз" включает в себя разделение отсеков. Бытовой и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере, а спускаемый аппарат идёт на посадку.

03

Однако приборно-агрегатный отсек (ПАО) не захотел отделяться. Его вес изменил баланс связанных отсеков, и, вместо того, чтобы входить в атмосферу теплозащитным щитом вперед, "Союз-5" летел "вверх тормашками":

04

Слой теплозащиты покрывает всю поверхность спускаемого аппарата "Союз", но он неравномерный, и тонкий слой на верхней части может обеспечить защиту только на короткое время. Кабина начала наполняться гарью - металл люка начал плавиться, стала тлеть резиновая прокладка. Что делал Волынов? Ожидая неминуемую гибель и не имея возможности что-либо сделать, он лихорадочно заполнял бортжурнал и надиктовывал происходящее на бортовой магнитофон - чтобы эта информация помогла в расследовании катастрофы и спасла тех космонавтов, которые полетят после него. К счастью, катастрофы не случилось. Предосторожность конструкторов оказалась достаточной. Слоя теплозащиты хватило до того момента, когда ПАО обгорел настолько, чтобы отвалиться самостоятельно. Однако проблемы не кончились. Спускаемый аппарат (СА) стал вращаться. Инерция вращения могла нарушить раскрытие парашюта. Перед Волыновым замаячила судьба Комарова, погибшего на "Союзе-1" из-за отказа парашютной системы. Вот как он сам описывает происходившее:

И даже после посадки приключения не кончились - перед торжественной встречей террорист, решивший совершить покушение на Брежнева, перепутал машины и открыл стрельбу по космонавтам, выпустив полные обоймы из двух пистолетов. Погиб водитель, был ранен сотрудник КГБ на мотоцикле, и одна из пуль задела шинель Леонова, который ехал во второй машине.

Apollo 12

05

Заставил понервничать наземные службы полёт "Аполлона-12". Дело в том, что на участке выведения ракету-носитель дважды ударила молния. С переполохом, который учинила на борту аварийная сигнализация, благодаря квалификации ЦУПа и астронавтов, справились быстро, и миссия не была аварийно завершена. Но над астронавтами нависла гораздо более страшная опасность - разряд молнии мог сжечь пировыбрасыватели парашютов, и в процессе посадки парашюты бы просто не открылись. Проверить пировыбрасыватели астронавты не могли, твердой уверенности в отказе не было, да и спасти астронавтов было никак невозможно. Поэтому ЦУП, даже не сообщив астронавтам об этой опасности, продолжил миссию. Страхи не оправдались - парашюты открылись нормально, но, думаю, у кого-то в Хьюстоне прибавилось седых волос.

Apollo 13

Apollo 15

06

7 августа 1971 года. Экипаж "Аполлона-15" возвращается на Землю. Позади очень успешная миссия с пребыванием на Луне в течение трёх суток и поездками на первом лунном "автомобиле". На высоте 7200 м начинает работать парашютная система - сбрасывается крышка парашютного отсека, вводятся два тормозных парашюта, а, спустя двадцать секунд, три основных. Все три парашюта раскрываются нормально. Следующая операция - сброс остатков токсичного топлива системы управляемого спуска. Дренируемые тетраоксид азота и гидразин каким-то образом повреждают три из шести строп одного из парашютов. Парашют схлопывается:

07

Тут-то и пригодилась предусмотрительность конструкторов. Дело в том, что парашюты "Аполлона" рассчитаны с запасом - и для нормальной посадки хватает двух из них. Астронавты всего лишь приводнились на скорости чуть больше обычной. Если бы компоненты топлива пережгли два парашюта из трёх, то только тогда целостность корабля и жизни астронавтов оказались бы под угрозой.

Союз-15

08

Полёт "Союза-15" чуть не привёл к первому космическому "ДТП". В процессе сближения со станцией система автоматической стыковки "Игла" восприняла расстояние до станции в 350 метров как 20 километров и дала разгонный импульс на более быстрое сближение. Скорость сближения выросла до 20 м/с (72 км/ч!) при допустимой в 0,3 м/с. От столкновения спасла только допустимая при "двадцатикилометровом" расстоянии боковая скорость - "Союз" пролетел мимо станции на расстоянии 40 м. Экипаж не сообразил, что происходит и никак не вмешался в управление. Работающая "Игла" после пролёта станции развернула корабль и повторила смертельно опасный маневр ещё два раза. В итоге в ненормальности ситуации первым разобрался ЦУП. "Иглу" выключили, но на ручное сближение и стыковку уже не хватало топлива. Ранние "Союзы" имели очень небольшой запас топлива для сближения и стыковки, что несколько раз приводило к срыву программы полёта.
После полёта в комиссии, расследующей инцидент, возник конфликт - разработчики системы управления винили подготовку космонавтов ("ситуация очевидно была ненормальной, почему они не вмешались?"), методисты ЦПК защищались ("вы нам не давали этого отказа и признаков его распознавания"). Сейчас, с высоты послезнания, видно, что в этом происшествии виноваты обе стороны. Разработчики системы управления слишком верили в свою систему, чтобы тщательно анализировать возможные отказы. Методисты ЦПК тоже, похоже, сильно верили в автоматику, потому что не прорабатывали возможные проблемы по своей инициативе. После подобного происшествия с "Союзом-23" проблема качества экипажей встала сильнее, были приняты меры, уже в 1980 году на "Союзе-Т-2" отказ системы автоматической стыковки не сорвал программу полёта, а в 1982 году на "Союзе-Т-6" космонавты вмешались в управление практически сразу после отказа автоматики, продемонстрировав отличную подготовку.

09

5 апреля 1975 года. К орбитальной станции "Салют-4" стартует корабль, который должен получить наименование "Союз-18", с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым. Неприятности начинаются на участке разделения второй и третьей ступеней. На 289 секунде полёта дается команда на выключение двигателя второй ступени. Из-за отказа реле одновременно с этой командой выдается команда на сброс хвостового отсека третьей ступени, но только на три замка из шести. Двигатели третьей ступени уже набирали тягу, эта тяга сломала оставшиеся замки, и хвостовой отсек наконец отделился:

10

Ненормальный процесс разделения ступеней привел к угловым возмущениям - ступень с кораблем стала вращаться со скоростью 20°/с и отклоняться по двум другим осям со скоростью 5°/с. На 295 секунде угловые возмущения стали несовместимы с нормальным продолжением полёта, автоматика системы управления сформировала команду "Авария ракеты-носителя" и занялась спасением жизней космонавтов. Корабль отделился от третьей ступени, разделился на отсеки, спускаемый аппарат развернулся теплозащитным щитом вперед и перешёл в режим посадки. Проявилась вторая проблема - система управляемого спуска за время аварии "потеряла" положение правильного верха и низа, и, вместо того, чтобы уменьшать перегрузку, продлевая процесс торможения, перевернула СА, "зарывая" его в атмосферу ещё сильнее:

11

В результате перегрузка достигла опасных для жизни 21,3 g (при максимуме в аварийных ситуациях в 15 g). Спустя 21 минуту после старта корабль приземлился в Рудном Алтае, пролетев от старта 1574 км. Вспоминает космонавт Олег Макаров:

После этого полёта алгоритм работы системы управляемого спуска изменили - теперь в случае аварии спускаемый аппарат начинал равномерно вращаться, совершая баллистический спуск, что избавляло от воздействия ошибок ориентации.

Союз-Аполлон

12

Чуть не закончилась трагедией американская часть полёта "Союз-Аполлон". Проблема снова возникла на участке посадки и дренажа остатков топлива. Теперь из-за неправильно выставленного переключателя токсичный тетраоксид азота стал поступать в кабину "Аполлона". Астронавт Вэнс Бранд потерял сознание. Та же участь грозила и двум оставшимся астронавтам. Но Томас Стаффорд уже доставал аварийные кислородные маски. Надев одну из них, он быстро передал маску Дику Слейтону и надел её на Бранда. Астронавты получили 0,3 промилле азотного тетраоксида при смертельной дозе 0,4 промилле и пролежали две недели в госпитале.

Союз-23

13

Экспедиция "Союз-23" (экипаж Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский) к орбитальной станции "Салют-5" сполна хлебнула чистого невезения. 15 октября 1976 года, на вторые сутки полёта, на участке дальнего сближения стала ненормально работать автоматическая система стыковки. Появились непонятные колебания ("флюктуации") сигнала, которые система управления восприняла как отклонения корабля от траектории сближения, и стала активно маневрировать. Включение двигателей причаливания и ориентации приводило к реальным отклонениям траектории, которые система гасила новыми импульсами, растрачивая впустую драгоценное топливо. А его, как мы помним, на ранних "Союзах" было очень мало. Экипаж не распознал проблемы и не отреагировал на ненормальные маневры корабля. С анализом ситуации быстрее всего справился ЦУП - стыковку отменили. Пришлось возвращаться на Землю "не солоно хлебавши". И вот тут поджидала настоящая опасность.
Ночная посадка, как и в случае с "Союз-15", прошла штатно, но закончилась феноменальным по невезению попаданием в озеро Тенгиз. Ночь, пурга, и посадка на лёд озера! Солёная вода озера замыкает контакты, и, после отстрела основного парашюта, раскрывается запасной. Спускаемый аппарат из-за парашюта ложится набок. Антенны оказываются под водой, с вертолётов спасателей кажется, что "Союз" утонул. Реальность не сильно лучше - крен СА привёл к тому, что дыхательные клапаны оказались под снегом и водой, и дышать можно только внутренним воздухом. Спасатели нашли корабль, но к этому времени стали заканчиваться регенерационные патроны, восстанавливающие кислород из углекислоты.

14


Спускаемый аппарат "Союза-23" в воде. Рядом в резиновой лодке спасатель Николай Чернавский, который, в одиночку, мог оказать только моральную поддержку космонавтам.

Экипаж стал испытывать кислородное голодание. А метель не позволяла использовать вертолёты. К утру погода улучшилась, но действовать надо было очень быстро - один из космонавтов уже потерял сознание. В нарушение всех инструкций, с риском разбить вертолёт, спасатели стали буксировать "Союз" с волочащимся сзади парашютом:

15

Вспоминает спасатель Иосиф Давыдов:

Спасатели успели. Корабль отбуксировали к берегу и успели извлечь бледных до синевы, но живых космонавтов. По иронии судьбы экипаж "Союза-23" был дублёрами "Союза-15", который тоже не смог состыковаться с орбитальной станцией и садился ночью. А Валерий Рождественский был единственным моряком-водолазом из набора космонавтов.
Невезение "Союза-23" оказалось единственным на сегодняшний день приводнением пилотируемых "Союзов". Но все экипажи, вместе со спасателями, проходят тренировки на случай аварийного приводнения - даже к маловероятной ситуации надо быть готовым!

Союз-33

16


Слева Николай Рукавишников, справа Георгий Иванов.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

К юбилею Вячеслава Дмитриевича ЗУДОВА, изображение №1

Вячеслав Дмитриевич Зудов родился в городе Бор Нижегородской области в семье служащего. Детские годы прошли в деревне Алферово Арзамасского района. В 1949 году семья переехала в подмосковный Электросталь, где Зудов пошел в среднюю школу.

В 1959 году, окончив среднюю школу, Вячеслав Зудов поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ). Через четыре года он успешно его окончил, став лейтенантом ВВС и летчиком военно-транспортной авиации. Военную службу Зудов продолжил на аэродроме Чкаловский. По долгу службы, Зудов участвовал в поисках приземлившихся космических аппаратов, а также спасении и эвакуации космонавтов. В то же время вместе с ним служил в той же воинской части другой будущий космонавт Владимир Коваленок.

В 1965 году Вячеслав Зудов был признан годным к космической подготовке и зачислен в отряд космонавтов НИИ ЦПК в рамках 3-го набора ВВС. Его коллегами были будущие космонавты Юрий Глазков, Леонид Кизим, Петр Климук, Валерий Рождественский, Геннадий Сарафанов и Василий Лазарев.

Я не думал в том время, что это героическая профессия. Еще со школьной скамьи я стремился стать летчиком, потом появилась мечта испытывать самолеты. После окончания авиационного училища поступил на службу в армию. Однажды в часть приехала комиссия из Москвы, мне предложили стать кандидатом в космонавты. После некоторых раздумий, я написал рапорт, что согласен. Я продолжал летать, в течение года ездил в Москву, проходил всевозможные комиссии. Отбор шел существенный. Это был 1965 год, прошло всего четыре года с полета Юрия Гагарина. Воздействие космоса на человека было еще изучено слабо, и полеты были короткими. Чтобы поступить в отряд космонавтов, нужно было сдавать экзамены, проходить медицинские обследования: нас вращали в центрифугах, помещали в барокамеры, поднимали на большие высоты в скафандрах.

Вертолеты в такую погоду не поднимаются, а вездеходы не знают, где нас искать. Постепенно наше жилище охлаждалось как снаружи, так и изнутри. Все стало покрываться изморозью, а на нас были только спортивные шерстяные костюмы и шерстяные шапочки. Сколько еще нам предстоит находиться в таком положении, мы не знали. Да и система регенерации не беспредельна. Стали в целях экономии ее отключать, голову в иней – и хоть недолго, но не дышали.

Буря утихла к утру. Поисковики определили место нашего нахождения, да и мы уже знали, что приводнились в озеро. К нам смог добраться на резиновой лодке один из вертолетчиков, постучал в стенку и, как мог, стал поддерживать нас – теперь мы знали, что спасатели уже рядом.

Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский после эвакуации

Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский после эвакуации

За мужество и героизм, проявленные при выполнении космического полета, Вячеславу Зудову были присвоены звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. Продолжительность его пребывания в космосе составила 2 суток.

В 1992 году Зудов вышел в отставку с военной службы в звании полковника ВВС. Уволившись из армии, Зудов сменил несколько мест деятельности, выйдя на пенсию в 2006 году из рядов таможенной службы, дослужившись до звания генерал-майора. Кроме того, в 1997 и 2005 годах Зудов предпринимал попытки начать политическую карьеру в органах законодательной власти. В настоящее время Вячеслав Зудов на пенсии.

Читайте также: