Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024


Одним из неурегулированных вопросов остаётся вопрос об институте зонирования. В градостроительном кодексе ему посвящена целая глава (Глава 4, ст. ст. 30–40) [2]. Однако на сегодняшний день земельным законодательством всё ещё не разработана собственная позиция, поскольку статья 85 ЗК РФ, содержащая положения о зонировании территорий, входящих в состав земель населённых пунктов, отсылает непосредственно к градостроительным регламентам, а также к правилам землепользования и застройки.

Законопроект отдельно выделяет режим для лесного и водного фонда, особо охраняемых природных территорий [3]. Отсюда можно сделать вывод, что зонирование территорий муниципальных образований распространяется на существующие категории земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также земель запаса.

Поскольку инструментарий территориального зонирования более универсален, нежели деление земель на категории, введение данного института является несомненным преимуществом для граждан и организаций: когда утверждены все планы, функциональные территориальные зоны и, соответственно, установлены виды разрешённого использования земель, нет необходимости сталкиваться с трудностями и осложнениями, возникающими при изменении категории земель и земельных участков.

Посредством зонирования (градостроительного зонирования) возможно установление различных правовых режимов для отдельных частей территории муниципального образования, в том числе на смежных участках, попадающих в различные зоны. В рамках этой территории правообладатели земельных участков (и/или иной недвижимости) получают определённый набор прав и обязанностей по разрешённому, а также условно разрешённому использованию своего земельного участка, находящегося внутри конкретной градостроительной зоны [4; 4].

Являясь одним из основных направлений современного этапа реформирования земельного законодательства, отмена деления земель по целевому назначению на категории и их замена на зоны, вызвала широкое обсуждение как в правительственных кругах, так и в научном сообществе.

Заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству С. А. Липски указывает на важность унификации норм земельного и градостроительного законодательства, которые касаются вопросов целевого назначения земель и вида их разрешенного использования, при этом отмечая, что именно в таком контексте необходимо оценивать Законопроект [6; 3].

Доктор юридических наук, профессор О. И. Крассов отмечает, что зонирование является дополнительным по отношению к подразделению земель на категории способом определения правового режима земель, преимущественно земель поселений [7; 513].

Владимир Александрович Буров, кандидат юридических наук, утверждает, что на данном этапе развития правовое регулирование вопроса деления земель на категории уже не отвечает реальным потребностям общества, в связи с чем предлагает либо усовершенствовать земельное и градостроительное законодательство, либо отменить институт категорирования земель, обратив внимание на зарубежный опыт [8; 34].

В частности, автор обосновывает необходимость замены указанного института на институт зонирования земель тем, что, во-первых, происходит дублирование функций по определению правового режима земель и земельных участков и, во-вторых, наличествует высокий уровень коррупциогенности административных процедур по изменению категорий земель.

Действительно, основная функция как института категорий, так и института зон, заключается в определении вида разрешённого использования — допустимого вида деятельности в пределах границ земельного участка, что следует из п. 8 ч. 1. ст. 1 ЗК РФ и из статьи 1 ГрК РФ.

Таким образом, обобщая указанное выше, можно сделать вывод, что закрепление и развитие в нормах Градостроительного кодекса РФ 2004 года института градостроительного зонирования является позитивным шагом, который отвечает потребностям современного общества и рыночной экономики, а также позволяет учитывать при застройке городов интересы как публичной власти, так и частных лиц. Внесение соответствующих изменений в Земельный кодекс, которые уже предусмотрены неоднократно упомянутым Законопроектом, позволит устранить дублирование, возникшее вследствие частичного наложения предмета регулирования института категорий и института зонирования. Несмотря на то, что деление земель на категории является одним из основополагающих принципов земельного законодательства (Ст. 1 ЗК РФ), вносимые изменения позволят создать условия для эффективного применения известного градостроительному праву института при урегулировании градостроительной деятельности на местном уровне, а также обеспечат гражданам возможность беспрепятственно изменять вид разрешённой деятельности на земельных участках.

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС Консультант плюс.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СПС Консультант плюс.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, деление земель, земельное законодательство, институт зонирования, категория, разрешенное использование, участок, градостроительная деятельность, Земельный кодекс.

Похожие статьи

Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного.

8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, «согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями.

Вид разрешенного использования земельного участка как.

Ключевые слова: земельный участок, вид разрешенного использования, ограничение права, градостроительное законодательство.

Соответственно, российское законодательство в данной сфере предусматривает, что приобретение прав на земельные участки различными.

К вопросу о видах разрешенного использования земельного.

В статье анализируются проблемы применения земельного и градостроительного законодательства в части регулирования отношений, связанных с определением вида разрешенного использования земельного участка.

Роль органов местного самоуправления в установлении.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Институт документации по планировке территории линейных.

Российская Федерация, градостроительное законодательство, градостроительная деятельность, земельное законодательство, рассматриваемая

Основным источником правового регулирования является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Правовые проблемы земель сельскохозяйственного.

Целевое назначение различных категорий земель, поименованных в статье 7 ЗК РФ, как раз и определяет

Государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляется как в отношении всех категорий земель, так и в отношении каждой отдельной.

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

самовольная постройка, ГК РФ, земельный участок, местное.

Помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является

Основной смысл института самовольной постройки выражается в санкции за допущенные.

Одной из главных ценностей государства является — земля. Нормы, регулирующие общественные отношения управления, использования и охраны земли содержатся во множестве нормативно-правовых актов, главный из которых — Земельный Кодекс РФ.

разрешенное использование, земельный участок, вид, дом.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ)

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут.

Похожие статьи

Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного.

8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, «согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями.

Вид разрешенного использования земельного участка как.

Ключевые слова: земельный участок, вид разрешенного использования, ограничение права, градостроительное законодательство.

Соответственно, российское законодательство в данной сфере предусматривает, что приобретение прав на земельные участки различными.

К вопросу о видах разрешенного использования земельного.

В статье анализируются проблемы применения земельного и градостроительного законодательства в части регулирования отношений, связанных с определением вида разрешенного использования земельного участка.

Роль органов местного самоуправления в установлении.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Институт документации по планировке территории линейных.

Российская Федерация, градостроительное законодательство, градостроительная деятельность, земельное законодательство, рассматриваемая

Основным источником правового регулирования является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Правовые проблемы земель сельскохозяйственного.

Целевое назначение различных категорий земель, поименованных в статье 7 ЗК РФ, как раз и определяет

Государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляется как в отношении всех категорий земель, так и в отношении каждой отдельной.

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

самовольная постройка, ГК РФ, земельный участок, местное.

Помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является

Основной смысл института самовольной постройки выражается в санкции за допущенные.

Одной из главных ценностей государства является — земля. Нормы, регулирующие общественные отношения управления, использования и охраны земли содержатся во множестве нормативно-правовых актов, главный из которых — Земельный Кодекс РФ.

разрешенное использование, земельный участок, вид, дом.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ)

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут.

Читайте также: