Жесткая посадка ан 28 в томской области

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Самолет Ан-28 аварийно приземлился в Бакчарском районе Томской области. У него отказали два двигателя, а после судно пропало с радаров. Но пилоты смогли посадить самолет на открытой местности, и пассажиры остались живы. Что известно о самолете и экипаже.

Ранее Ан-28 пропал с радаров, он выходил на связь последний раз в 12:00 в пятницу. Диспетчеры аэропорта пытались связаться с экипажем, но он не выходил на связь. По данным Теlеgrаm-канала Маsh, вскоре после взлета экипаж сообщил диспетчеру об обледенении двигателей.

Самолет выполнял рейс Кедровый — Томск, на его борту находились 19 человек, среди них было три ребенка. В самолете также было четыре члена экипажа: два пилота и два бортинженера.

В результате аварийной посадки есть пострадавшие. У пилота Анатолия Прыткова сломана нога, а остальные получили ушибы и ссадины.

После падения

Самолет был сильно поврежден после крушения. Во время торможения он уткнулся носом в землю и перевернулся, оставив за собой длинный след. У него поломаны шасси и крылья.

По его словам, найти в тайге место, чтобы посадить самолет, очень сложно. Но пилоты справились с этой задачей.

Экипаж похвалила и пассажирка Надежда Силюта. Она уверена, что пассажиры приняли посадку за второе рождение. Силюта рассказала, как пилоты пытались завести двигатели несколько раз. По ее подсчетам, самолет падал 15 минут, а затем летел над болотом какое-то время.

Вертолет эвакуировал пассажиров Ан-28 и приземлился на площадку у села Корнилово. Медики осмотрели 12 человек. Остальных отвезут к врачам в ближайшее время. По данным ТАСС, пострадавшие при крушении получат компенсации в зависимости от тяжести их травм.

В Томской области началось расследование ЧП с Ан-28. В специальную комиссию вошли представители Росавиации, Минтранса и авиакомпании. Накануне самолет, на борту которого были 18 человек, - совершил жесткую посадку в тайге.


Главная версия происшествия в Томской области - у пассажирского Ан-28 в воздухе отказали оба двигателя. Но вот почему это произошло, из-за технической неисправности или ошибки пилотирования, сейчас выясняют следователи. Эксперты и пассажиры в один голос утверждают - только благодаря пилотам обошлось без жертв.

Сами летчики говорят, что решение принимали стремительно.

"Нам некогда было соображать, нужно было работу делать свою. Все штатно прошло, все хорошо", - сообщил второй пилот Фарух Хасанов.

После остановки турбин пилоты перевели машину в режим планирования. Искали место для посадки. Выбрали болотистую местность. Сели жестко. Самолет во время приземления перевернулся.

"Глаза когда я открыла, мы там все валяемся в салоне, я смотрю, надо мной женщина висит, прямо пристегнутая, я нашла у нее животе эту защелку. Отстегнула ее. Она упала, потом нам кричат - быстро выбирайтесь, мы там выбили окно аварийное, и в это окно все вылезли", - вспоминает пассажирка.

Было страшно, но никто не паниковал. Экипаж и пассажиры, опасаясь, что может загореться топливо, помогали друг другу быстро выбраться.

"Я пошел открывать запасной выход, и техник пошел открывать запасной выход, пилоты, получается, были в хвосте самолета. Там просто женщины и дети были, отвели всех от самолета, подождали некоторое время, потом вся команда и я, нас четыре человека было, пошли обратно к самолету и вещи начали доставать", - рассказывает другой пассажир.

Через три часа спасатели нашли место жесткой посадки. Людей эвакуировали вертолетами. Из 18 человек в больнице сейчас только двое. Пилот с переломом голени и девушка - у нее сотрясение мозга. У остальных легкие ушибы и, конечно, стресс. Но госпитализация не потребовалась.

"В данной ситуации они отделались испугом по большому счету, им очень повезло", - отметил главный травматолог Департамента здравоохранения Томской области Станислав Шагиахметов.

Точку в расследовании поставит расшифровка бортовых самописцев. Предварительно, турбины могли якобы обледенеть из резкого перепада температур. Примерно на 20 градусов. Погода была плохая. Рейс из городка Кедровый в Томск откладывали на 10 часов. В авиакомпании "Сила" говорят - самолет эксплуатировался 30 лет, но был исправен. Сертификат годности заканчивается только в следующем году. Да и экипаж после взлета не докладывал о поломках. Хотя, по словам пассажиров, которые регулярно пользуются услугами перевозчика, летать этим бортом было страшновато.

"Не первой свежести, я так думаю. Судя по его внешнему виду и нескольким история о том, что его несколько раз ремонтировали уже неоднократно", - говорят они.

Следственный комитет завел уголовное дело по статье о нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта. На экспертизу отправлены образцы топлива.

Пассажирский самолет Ан-28, совершивший аварийную посадку в Томской области, 16 июля 2021 года

Пассажирский самолет Ан-28 совершил жесткую посадку в Томской области. Все 18 человек, находившиеся на борту, живы и, за исключением сломавшего ногу капитана судна, не получили серьезных повреждений. В Западно-Сибирском СУ СК РФ на транспорте возбудили уголовное дело в связи с произошедшим.

СМИ удалось установить личности посадивших самолет пилотов. Это капитан воздушного судна 56-летний Анатолий Прытков, в ходе жесткой посадки на открытом пространстве сломавший ногу, и второй пилот 32-летний Фарух Хасанов. Их фото публикуют Telegram-каналы.

На борту Ан-28, несмотря на первоначальную информацию, находились не 17, а 18 человек, включая четырех детей и трех членов экипажа. Все они живы и не получили серьезных травм, у них зафиксированы ссадины и небольшие повреждения. Тем не менее для осмотра врачами всех доставят в больницу. Об этом проинформировали в МЧС России.

Напомним, что Ан-28, совершавший внутрирегиональный перелет по маршруту Кедровск — Томск, пропал с радаров днем 16 июля. Лайнер вылетел с аэропорта в Бакчарском районе Томской области и перестал выходить на связь примерно в 13.00 по мск, также был зафиксирован сигнал аварийного маяка районе села Бачкар (это примерно в 190 километрах к западу от Томска и в 70 км от поселка Кедровый), сообщили в ГУ МЧС.

В связи с инцидентом был создан оперативный штаб, его возглавил губернатор Томской области Сергей Жвачкин. На поиски самолета по маршруту его следования были направлены два вертолета Ми-8 со спасателями МЧС, в готовность также привели аэромобильную группировка в количестве 100 человек с техникой высокой проходимости. По неофициальным данным, Ан-28 искали четыре вертолета разных ведомств. Три больницы в регионе перевели в режим повышенной готовности.

Ан-28 удалось обнаружить спустя чуть более получаса после его пропажи — в 14.36 мск, с воздуха поисковые службы установили, что рядом с самолетом находятся живые люди. Вскоре к месту его посадки прибыли вертолеты — пассажиров с экипажем эвакуируют в Томск. В то же время Mash пишет, что шесть пассажиров Ан-28 боятся лететь в Томск на самолете и планируют добираться до дома на автобусе. Остальные готовятся к вылету.

По фото аварийно севшего борта можно сделать вывод, что самолет в результате удара об землю перевернулся, у него сильно пострадали стойки шасси. Telegram-канал Baza приводит рассказ одного из пассажиров, летевшего на Ан-28. По его словам, у самолета одновременно отказали два двигателя из-за обледенения. При посадке судно зацепило деревья, а когда коснулось земли, уткнулось носом и перевернулось.

По факту случившегося Западно-Сибирская транспортная прокуратура инициировала доследственную проверку. Вскоре после этого Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проинформировало, что ведомством возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Пилот Анатолий Прытков раньше летал на истребителях, а теперь блестяще справился с авариной ситуацией в гражданском самолете. Фото: vk/com\Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

Кедровый – даже не город, а городок в Томской области. В нем жителей – как в современной многоэтажке, не наберется и двух тысяч. В областной центр – Томск – жители наведываются, чтобы навестить родных, пройтись по магазинам. На машине, или автобусе не наездишься – 350 километров. Иногда выручает самолет: Ан-28 возит пассажиров между Томском и Кедровым. Полтора часа, и ты на месте. Но только не в этот раз…

Утренний рейс 16 июля сорвался – из-за нелетной погоды вылет назначили уже после обеда. В четвертом часу (по местному времени) пассажиры заняли места в салоне. Самолет набрал высоту, и скрылся с глаз. А минут через 10 исчез с радаров…

МАЯЧОК СРАБОТАЛ В БОЛОТАХ

- Экипаж воздушного судна не вышел на связь в точке села Бакчар. Последний раз экипаж самолета выходил на связь в 16 часов по местному времени, - докладывает СКР.

Спасатели чертят на карте линию от Кедрового в Томск, отмеряют небольшую часть пути, которую можно пролететь за 10 минут, и попадают карандашом в сплошную тайгу и топи.

В Сибири - это самое дикое место: Васюганские болота. Они шире Швейцарии. Трясина перемежается с сушей и елками. Говорят, еще в советские времена в этих местах селились староверы, да прятались беглые зэки. На очевидцев, которые позвонят в МЧС, в таких местах можно не рассчитывать. Но вот – удача: в 16.27 поступает сигнал аварийного маячка – красным горит точка в 70 километрах от места вылета. И да – аккурат среди болот. В небе – уже вертолеты со спасателями.

Вся надежда, что командир воздушного судна сотворил чудо. Анатолий Прытков – бывалый пилот, недавно отметил 56 лет.

Самолетом управляли пилоты двух поколений - опытный Анатолий Прытков и молодой Фарух Хасанов.

Самолетом управляли пилоты двух поколений - опытный Анатолий Прытков и молодой Фарух Хасанов. Фото: СОЦСЕТИ

Борт, кстати, тоже – бывалый. По летному стажу – почти ровесник командиру. В небе – уже тридцать лет. Но самолет – не вино, с годами лучше не становится. Богданов, впрочем, уверяет, нештатных ситуаций с этой машиной не было. До этого дня.

Кадры с места крушения АН-28

На этих кадрах — аварийная посадка пассажирского самолёта АН-28. По предварительным данным, вышел из строя двигатель. Самолет носом пропахал в земле борозду, после чего перевернулся. Все 19 пассажиров выжили и остались целы

Так что же произошло? В экипаже было трое – опытный командир, молодой второй пилот Фарух Хасанов и инженер Никита Минаев. Пассажиры - одиннадцать взрослых и четыре ребенка. Самолет поднялся над тайгой и в какой—то миг затих такой привычный гул: замолкли двигатели. Скрывать правду от пассажиров было бесполезно: двигатели остановились и не заводятся. Оба. Самолет терял высоту.

- Винты просто начали очень медленно крутиться и в какой-то момент заглохли, - будет потом рассказывать одна из пассажирок.

Несмотря на ужас, пассажиры удивлялись, что еще не падают камнем. Это особенность старого доброго Ан-28: у него широченные крылья. Благодаря им, самолет способен уверенно держаться на воздухе даже со сломанным двигателем. Он просто парит. До аэродрома так, конечно, не долетишь: с каждой секундой суденышко – на десять метров ниже. Но, как минимум, встретиться с землей можно по скользящей.

- Пилоту в такой ситуации нужно выбрать самое безопасное место для жесткой посадки. Выбрать, или рассчитать, чтобы попасть в него: оценив расстояние до точки, оценив скорость приближения к ней, - говорит Михаил Богданов.

Ан-28 перевернулся через

ВСЕ ЦЕЛЫ, А У КОМАНДИРА СЛОМАНЫ НОГИ

Несмотря на такой кульбит, пассажиры отделались испугом: все были пристегнуты. Лишь у 17-летней девушки – сотрясение мозга, у остальных – ушибы до ссадины. А вот командир, выбираясь из смятой кабины, понял, что не может ходить – сломал ноги.

Самолет упал в болота. Фото: Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

Пассажиры буквально молились, чтобы их нашли до заката. Ночевать в болотах среди елок – так себе перспектива. И, к счастью, ожидание было недолгим: два с половиной часа.

Удивительно, что при такой посадке люди остались целы. Фото: Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

Удивительно, что при такой посадке люди остались целы. Фото: Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

- В 18.36 (время местное) самолет увидели с вертолета Ми-8, рядом с ним видны люди, - объявило областное управление МЧС.

Еще несколько минут, и спасатели убедились, что живы все. Вертолетами людей вывезли с болот. А на место то ли жесткой посадки, то ли мягкого крушения прилетела группа Западно-Сибирского Следственного управления на транспорте.

- Возбужденно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), - говорит представитель ведомства Наталия Чернакова.

В Томске продолжается расследование уголовного дела об авиапроисшествии с самолетом АН-28

ПАССАЖИРЫ ПОЛУЧАТ ПО 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

— Он справился идеально! Не знаю, смог ли бы я на их месте так сделать. Экипаж сделал свою работу. Молодцы! Главное для нас — что живы пассажиры. В чем причина – я еще не знаю, разбирается следствие.

Пассажиров эвакуируют на вертолете МЧС в Томск. Фото: Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

Пассажиров эвакуируют на вертолете МЧС в Томск. Фото: Сибирский авиационный поисково-спасательный центр

Итог расследования может быть судьбоносным не только для авиакомпании, или для поставщика топлива, но и для малой авиации. Всего за месяц она пережила в России две трагедии: крушение L-410 в Кузбассе и Ан-26 на Камчатке.

В советские годы сесть на тот же Ан, или Ил, и хоть даже махнуть к бабушке в деревню было обычным делом. Теперь же на карте России все меньше точек, где садятся и взлетают самолеты. И все меньше людей, которые садятся в них без страха…

СКАЗАНО

Борт может успешно взлетать и садиться даже с неподходящим топливом, но слишком велик риск

Преступники пытаются навариться, подсовывая авиакомпаниям более дешевое топливо. Фактически трагедии может и не случиться. Но это фактически – лотерея, в которой на кону человеческие жизни.

Пример разоблачения преступников КП-Новосибирск привел заместитель руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР Владимир Ануфриев:

- Часто бензин заливается в самолеты 95-й автомобильный вместо авиационного. Предприниматели экономят на бензине и заливают обычный. В принципе, самолет летит, но есть вероятность, что он заглохнет. В Хакасии мы направили в суд дело против такого деятеля, который оказывал услуги Авиалесохране. Группа летала на пожары, и по пояснениям пожарных, самолет пару раз в дыму "чихал", но летел дальше. Именно поэтому, когда мы расследуем какие-то обстоятельства крушения воздушных суден, мы приезжаем в аэропорт и изымаем образцы топлива именно из той бочки, из которой была заправка. И проводим экспертизу топлива. Очень часто бывает не того качества.

Птица в двигателе, лед и топливо: разбираем причины, которые могли вывести двигатели из строя

Пока нет категоричного ответа на вопрос о том, что остановило двигатели самолета. Но есть гипотезы.

— Самолет надежный, никаких нареканий не было. Постоянные техосмотры, все по регламенту. Трудно предположить, что могло привести к отказу двигателя. Возможно, птица попала в двигатель, — предположил он.

В небе такое, нет-нет, да и случается. Борт в таких случаях аварийно садится в ближайшем аэропорту, благо выручает второй двигатель. И вот тут-то мы натыкаемся на слабую грань версии: в Томской-то области вышли из строя два двигателя? Ну не флешмоб же у птиц был, чтобы одновременно убиться, атакуя самолет.

2. Обледенение винтов. Такую версию тоже рассматривают в авиакомпании. Лед может возникнуть в тех же двигателях и помешать их работе. Предотвращать это должна противообледенительная система. Если она неисправна, как раз и может произойти нештатная ситуация. Может сыграть роль и аномальная погода. Если слишком велика разница температура на земле и в небе — быстро формируется и застывает конденсат. В данной ситуации — тоже спорно.

3. Плохое топливо. Эта версия сейчас основная у следователей. На ней же настаивают авиаэксперты:

— Из-за этого у него засорились фильтры, и одновременно два двигателя отказали. В версии с топливом уверен на 70%, — говорит наш авиаэксперт Виктор Горбачев, считающий, что самолет заправили некачественным горючим. — Топливо, которым заправляют самолеты, должным образом не проверяется. Мы кричим об этом несколько лет, но без толку! Никто не почешется, пока не случится какой-то крупной авиакатастрофы с жертвами.

КОНКРЕТНО

ХРОНИКА ЧП

15.50 – Самолет вылетел из Кедрового

16.00 – Экипаж в последний раз вышел на связь

16.27 – Сработал аварийный маячок

18.36 – Спасатели нашли самолет и с вертолета увидели людей

18.45 – Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела

19.05 – МЧС сообщило, что живы все пассажиры и члены экипажа

*Время указано местное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ЧП с самолетом Ан-28 Кедровый-Томск 16 июля 2021: прямая онлайн-трансляция

На борту самолета было больше 13 человек, в том числе дети (подробнее).

Следователи возбудили уголовное дело после исчезновения АН-28 в Томске

На борту самолета было минимум 13 пассажиров (подробнее).

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: