Зеленые мхи размножаются спорами а также

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос 1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Так как тело мхов уже имеет стебель и листья, то их относят к высшим растениям. А размножаются мхи спорами. Поэтому их называют высшими споровыми растениями.

Вопрос 2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен имеет коричневатые стебельки, покрытые маленькими темно-зелеными листиками, и ризоиды. У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) — сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) — яйцеклеткой. На женских растениях после слияния мужской гаметы с женской развивается коробочка на длинной ножке, покрытая волосистым заостренным колпачком. В коробочках развиваются споры.

Вопрос 3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов, сфагнум не имеет ризоидов.

Вопрос 4. Чем мох отличается от водоросли?

Отличием мхов от водорослей служит то, что тело мхов расчленено на органы (стебель и листья), образованные тканями, а тело водорослей представлено слоевищем.

Вопрос 5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление в нее воздуха. Это ведет к закисанию и заболачиванию почв. Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф при­ меняется как топливо, удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные мате­ риалы.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей:

  • клетки содержат хлоропласты, то есть осуществляется фотосинтез;
  • могут иметь ризоиды;
  • неограниченно растут на протяжении всей жизни;
  • неподвижны;
  • всасывают питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела.

Различие мхов и водорослей:

  • у мхов есть стебель и листья, а у водорослей только слоевище;
  • мхи обитают в хорошо увлажнённых местах или в воде, а водоросли — только в воде;
  • мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением или половым путём.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.

У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:

  • сфагнум не имеет ризоидов;
  • имеет сильно ветвящийся стебель, в отличие от прямых стеблей кукушкиного льна;
  • в листьях сфагнума присутствуют мёртвые клетки, способные быстро поглощать влагу, а у кукушкиного льна таких клеток нет;
  • у сфагнума все особи обоеполые, а у кукушкиного льна существуют женские и мужские растения;
  • коробочки сфагнума круглые и без колпачка, а у кукушкиного льна — с вытянутым волосистым колпачком;
  • на одном растении сфагнума может располагаться 3 — 5 коробочек со спорами, а у кукушкиного льна только одна;
  • сфагнум светло-зелёный мох, а кукушкин лён отличается более тёмной окраской.

4. Чем мох отличается от водоросли?

В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.

Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.

Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.

Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.

Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.

Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.

Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф.

Тесты

620-1. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?
А) плауновидных
Б) хвощевидных
В) моховидных
Г) папортниковидных

620-2. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) папоротниковидных

620-3. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
А) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
Б) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
В) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
Г) они произошли от одноклеточных водорослей

620-4. Какой признак характерен для мхов?
А) придаточные корни развиваются от стебля
Б) споры образуются в коробочке
В) у них отсутствует побег
Г) опыление предшествует оплодотворению

620-5. У мхов из споры развивается
А) коробочка на ножке
Б) семя
В) зелёная нить
Г) заросток

620-6. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
А) корневища с придаточными корнями
Б) клеток с хлоропластами
В) мертвых клеток
Г) ризоидов


620-7. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

А) Голосеменные
Б) Моховидные
В) Покрытосеменные
Г) Папоротниковидные

620-8. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
А) обитающие на суше и размножающиеся семенами
Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
В) все растения влажных мест обитания
Г) все травянистые растения

620-9) Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
А) ризоиды – выросты на стебле
Б) крупные мёртвые клетки
В) коробочки со спорами
Г) клетки тонкой покровной ткани

620-10. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
А) клетки имеют большое и малое ядра
Б) оплодотворение происходит при наличии воды
В) слоевище разделено на ткани и органы
Г) осуществляется половое и бесполое размножение


620-11. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

А) Покрытосеменные
Б) Голосеменные
В) Папоротникообразные
Г) Мохообразные

620-12. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
А) в процессе их развития происходит чередование поколений
Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды
Г) способны к фотосинтезу

620-13. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
А) ризоиды
Б) корни
В) листья
Г) стебли

620-14. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
А) заросток в виде зелёной пластины
Б) предросток в виде зелёных нитей
В) растения с листьями
Г) семена будущего растения

620-15. Из высших растений корней нет у
А) Цветковых
Б) Хвойных
В) Мхов
Г) Папоротников

620-16. Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
А) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
Б) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
В) широко выращиваются человеком для своих нужд
Г) успешно распространяются различными животными

620-17. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как
А) у них нет корней
Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями
В) они образуют органические вещества из неорганических
Г) у них есть воздухоносные клетки

620-18. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
Б) они произошли от водорослей
В) они не имеют корней и размножаются спорами
Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям


620-19. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
В) Плауновидные
Г) Моховидные

620-20. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
А) мохообразные
Б) папоротникообразные
В) голосеменные
Г) плауновидные

620-21. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в
А) образовании торфа
Б) отложении каменного угля
В) обогащении атмосферы кислородом
Г) создании органических веществ из неорганических

620-22. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна?
А) коробочка на ножке
Б) зеленое листостебельное растение
В) зеленая нить – предросток
Г) отдельная спора

620-23. Половое поколение преобладает в цикле развития
А) папоротникообразных
Б) цветковых
В) голосеменных
Г) мохообразных


620-24. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

620-25. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег?
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) голосеменных

VI. Прорастание споры

А. Название водоросли

Б. Название споры

В. Часть слоевища

Г. Половая клетка

A. Название водоросли

Б. Форма таллома

B. Особый тип клеток

Г. Выросты тела водоросли, служащие для прикрепления к субстрату

9. Фитобентос – это:

A. Придонная растительность

B. Группа водорослей

Г. Бурые водоросли

Вставьте пропущенное слово.

10. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Водоросли – самые . представители растительного мира

Б. По строению водоросли бывают . . .

B. Тело многоклеточных водорослей называется . или .

Г. Водоросли относят к группе . растений

11. Размножение водорослей.

A. В результате слияния половых клеток образуется .

Б. Водоросли размножаются . и . путем.

B. Зооспоры, как правило, не отличаются от . клеток.

Г. В основе полового размножения лежит слияние двух . клеток – .

Д. Растение, образующее споры, называется .

Е. На одном растении могут поочередно образовываться и . и .

Выберите верное утверждение.

12. 1. Водоросли вырабатывают органические вещества.

2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.

3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.

4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.

5. При низких температурах водоросли погибают.

6. Снежная хламидомонада способна обитать даже на снегу.

7. Водоросли создали кислородную атмосферу планеты.

8. Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.

9. Водоросли возникли 4,5 млрд лет назад.

10. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.

11. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.

12. Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.

13. Есть водоросли, которые питаются гетеротрофно.

14. Водоросли размножаются только бесполым путем.

15. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.

16. Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.

17. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.

18. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.

ПОДЦАРСТВ0 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ

Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:

A. Многолетние растения

Б. Образуют органические вещества

B. Имеют стебель и листья

Г. Размножаются спорами

2. Ризоиды у мхов служат:

A. Для размножения

Б. Для сохранения тела в вертикальном положении

B. Для прикрепления к почве

Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

3. Торф образуется в результате:

A. Гниения растительных остатков

Б. Разрастания сфагнума плотными дернинами

B. Накопления большого количества органических веществ

Д. Создания мхами кислой среды, отсутствия кислорода, что препятствует процессам гниения отмерших частей растений

Вставьте пропущенное слово.

5. Вставьте необходимые по смыслу слова.

A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также . и .

Б. Тело кукушкина льна состоит из . .

B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет . и влага поступает в .

Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются .

Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие .

Е. Предками мхов были .

Найдите соответствие.

6. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:

I. Для мха кукушкина льна

II. Для мха сфагнума

Г. Коробочка со спорами

Д. Водоносные клетки

Выберите верное утверждение.

7. 1. Мхи относятся к высшим растениям.

2. Моховидные – это однолетние растения.

3. Моховидные могут жить как во влажных условиях, так и в сухих.

4. Многоклеточные ризоиды, выполняющие у мхов функцию корня, уже имеют проводящую ткань.

5. У моховидных есть половое поколение растений – гаметофит, и бесполое – спорофит.

6. Кукушкин лен относится к листостебельным мхам.

7. Зеленые мхи могут размножаться вегетативно – частями тела и специальными почками.

8. У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.

ОТДЕЛЫ ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Предками хвощей, плаунов и папоротников являются .

Б. Плауны, хвощи и папоротники – это травянистые потомки вымерших .

B. Залежи каменного угля образовались из . в результате .

Г. Тело плауна состоит из .

Д. Тело папоротника состоит из .

Е . распространены от северных лесов до тропиков

Найдите соответствие.

2. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:

A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение

Б. Побеги прямостоячие

B. Побеги прямостоячие и ползучие

Г. Вегетативное размножение

Е. Придаточные корни

Ж. Стебель расчленен на узлы и междоузлия

3. Древовидные формы

И. Листья больших размеров

К. Спорангии располагаются на нижней стороне листа

Л. Лиановидные формы

М. Обитают на других растениях

Н. Обитают в водоемах

Выберите верный ответ.

4. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:

A. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды

Читайте также: