Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Жигалова Татьяна Михайловна

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Главной задачей работы любого дошкольного учреждения является- сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В нашем детском саду ведется большая работа в этом направлении. В частности, мы в своей группе во время образовательной деятельности и в режимных моментах стараемся применять различные технологии здоровьесберегающего характера- различные физминутки, массаж точечный и тактильный, танцевальные паузы, утреннюю гимнастику под музыку, дыхательные упражнения, побудки, закаливающие процедуры- полоскание горла водой комнатной темпиратуры и хождение босиком по раздражителям.

В эту работу мы вовлекаем и родителей, проводя родительские собрания в виде круглого стола, на которых мы совместно делимся опытом по укреплению здоровья детей - мы рассказываем и показываем на слайдах, что мы делали в течение года по этому вопросу, а родители рассказывают, как они организуют здоровый досуг в семье. Родители также оказывали нам помощь в изготовлении специального оборудования – изготовили коврики-раздражители для хождения босиком и сделали ветрячки для дыхательных упражнений и определения силы ветра для открытого занятия, которое проходило в нашей группе в ноябре этого года. Все это способствует, я считаю, укреплению здоровья детей и развитию связей между детским садом и коллективом родителей. Ниже приводиться конспект моего занятия на тему – организации прогулки в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цели: организовать прогулку так, чтобы оздоровить детей, используя современные технологии, обогатить их новыми знаниями, закрепить пройденный материал, использовать полученные знания в играх, опытах. Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе, о трех периодах осени, их приметах, закрепить названия осенних месяцев. Последовательно выстроить все части прогулки с учетом климатических условий, постараться наполнить прогулку разнообразной содержательной деятельностью, присутствуют – игровая, исследовательская, закрепление движений, индивидуальная работа с элементами трудовой деятельности, наблюдение. В процессе исследовательской деятельности выяснить, что такое ветер.

-Какие осенние месяцы вы знаете? Месяцы совпадают с тремя периодами осени. Назовите их. Послушайте стихотворение:

Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин,

А вверху огнем пылают

Гроздья красные рябин.

-О каком периоде осени говориться в этом стихотворении? Назовите приметы ранней осени.

-Послушайте следующее стихотворение:

Осень скверы украшает

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

-О каком периоде осени говориться в этом стихотворении? Назовите приметы золотой осени.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

-О каком периоде осени говориться в этом стихотворении? Назовите приметы поздней осени.

Послушайте стихотворение об одном, характерном для осени природном явлении:

Мы ветры осенние всюду летали.

Листочком играли и ветки сгибали,

Шуршали листвою, звенели в ушах,

И в трубы гудели печные в домах.

-Давайте с вами выясним, как появляется ветер, вздохнем носом и выдохнем ртом. Чем мы дышали- воздухом. Давайте теперь подуем в стаканчик с водой через соломинку. Что стало с водой, почему она забурлила? Потому что мы выдыхаем воздух с силой. Давайте теперь подуем на ветрячок, он завертелся, мы с вами сделали ветерок .Значит ветер-это что, это- движение воздуха. Скажите, какой бывает ветер поздней осенью, как одеваются люди, чтоб защититься от холодного осеннего ветра? А что еще нужно делать, чтобы не заболеть холодной осенью, правильно, закаляться, заниматься спортом, принимать витамины.

-Ребята, вы хорошо отвечали на мои вопросы, давайте теперь немного отдохнем и представим, что мы попали в осенний лес. Давайте с ним поздороваемся:

Здравствуй лес, осенний лес!

Мы хотим твоих чудес!

Будем слушать леса звук ?

Помогать нам будут руки?

Помогать нам будут ноги?

Что ходили по дороге?

Филин с дерева кричит…

Шишки с дерева упали…

Хрустнет ветка под ногами…

В свое логово идет…

Птичка с дерева вспорхнула…

Ежик в листиках шуршит.

А вот к нам пришел лесной гость гномик-лесовичок.

Что ты нам принес?

Письмо от осени. Ребята, она пишет, что приготовила нам сюрприз, но заколдовала его, расколдовать его мы сможем, если выполним ее задания. Какое первое?

-Я хочу научить вас делать точечный массаж, чтобы вы не болели простудными заболеваниями.

Гномик в пальчиках живет,

Он здоровье нам несет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал гномик наш играть,

Кулачком у носа кружочки рисовать.

А потом поднялся выше и скатился сверху вниз.

Гном в окошко поглядел,

Гном нашел у глаза точку

Вправо, влево покрутил,

На другую надавил,

А потом спустился ниже

Прямо к ротику поближе.

Вот гномик наш умолк

И пустился наутек.

Мы возьмем его в ладошки,

Помашем ручками немножко.

-А мы, гномик, тоже знаем гимнастику с массажем, давай тоже тебя научим. Дети становятся парами лицом друг к другу.

Бежали мимо речки смешные человечки.

(пальчики бегают по плечам)

Прыгали, скакали, солнышко встречали

(по плечам хлопают, гладят щеки)

Добрались до лодки, вбивали гвозди,

(руки полочкой, бьют кулачком)

Потом бултых в речку, где же наши человечки.

(руками разводят, качают головой)

-Ну что же, следующее задание, осень просила навести порядок на нашей веранде, там кто-то рассыпал желуди, шишки и каштаны, их нужно собрать (индивидуальная работа с детьми- выполнение трудовых действий).

-А мы пока выполним следующее задание- откроем золотые ворота осени.

Белки зайцев угощали, им морковку подавали,

Все орешки сами съели, а тебе водить велели.

-Ну что же, следующее задание нам осень приготовила. Для этого нужно пройти по кругу и перестроиться в две колонны. Дети перестраиваются и выполняют передачу мяча назад- вперед, влево- вправо. Затем выполняют

бег между кеглями.

Потом мы предлагаем гномику станцевать вместе с нами спортивный танец

-Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, какие задания от осени мы выполняли. Осталось теперь найти сюрприз от осени вот по этому плану, который был в конверте. Рассматриваем план и идем искать сюрприз, находим ларец, в котором лежит угощение от осени - полезные и вкусные яблоки.


Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие.

Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:

формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников;

формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;

создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурной–оздоровительной работы.

К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать работу с детьми, можно отнести:

Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.

Среди различных методов восстановления здоровья детей после длительных и тяжелых заболеваний, а также оздоровления ребят, одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых, общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек.

Воспитатель показывает на себе точку 1 зоны, дети находят её у себя на теле, (воспитатель следит за правильностью определения точки) и под руководством воспитателя начинают массировать биологически активную точку, так как этого требует методика массажа.

Массаж выполняется следующим образом: кончиком указательного или среднего пальца слегка нажимают на зону и делают вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем – против неё с последующим продвижением к соседней зоне: по 3-4 секунды в каждую сторону – не более. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.

Зоны 3 и 4 областей массируют иначе.

Для этого делают растирающие движения пальцами сверху вниз от задней к передней поверхности шеи. В симметричных зонах можно воздействовать одновременно двумя руками.

Поочерёдно массируются точки всех 9 зон. По ходу проведения массажа воспитатель поясняет для чего нужно массировать ту или иную зону.

После проведения массажа делают упражнения для отдыха кистей и пальчиков рук (вращательные движения кистью, потряхивание пальчиками рук). Воспитатель предлагает детям проводить такой массаж дома. Затем дети начинают одеваться.

Планирование работы по использованию

здоровьесберегающих технологий в режиме дня

в старшей группе

Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Точечный массаж и дыхательная гимнастика (К.К. Утробиной)

Физкультминутки во время занятий

Динамические паузы между занятиями

Проводить с детьми индивидуальную работу, организовывать совместную двигательную деятельность.

Одна подвижная игра со всей группой;

подготовительные упражнения для новых основных движений; спортивные игры для закрепления двигательных навыков; спортивные игры и спортивные упражнения; катание на велосипеде, самокате, санках, лыжах, скольжение и т.д., лазание и метание

Создавать положительное эмоциональное настроение, организовывать активный отдых детей

Дорожки для повышения двигательной активности

Полоскание горла, комплекс оздоровительных упражнений для горла

Самостоятельная двигательная активность детей с различными пособиями и на тренажерах

Спортивные досуги, праздники, развлечения

Подвижные и малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.

Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей.

Схема проведения массажа в течение дня

Выполняемые виды массажа

ходьба по массажным дорожкам

Время после завтрака

Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к

энергоконтакту

На занятиях, между занятиями,физкультминутки

Массаж биологически активных зон, массаж от простуды, массаж рук массажными шариками, массаж пальцев рук акупунктурными колечками

После занятий, перед прогулкой

Возвращение с прогулки, перед обедом

Массаж тела и спины, взаимомассаж,

Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой

Массаж рук массажными шариками,

массаж пальцев рук акупунктурными колечками

Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием специальных и самодельных массажеров (по желанию детей).

Гимнастика после сна

1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

Потянуться, как кошечка или котик:

Лучик котика коснулся, котик сладко потянулся.

Ноги поднимать вверх, под прямым углом, тихо опускать,

в коленях не сгибать.

Поднимать попеременно ноги вверх под прямым углом, в коленях не сгибать.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком "ф-ф" – выдох, и.п., вдох (через нос),

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди.

Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши – выдох;

развести ладони в стороны – вдох.

6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

Потягуни, потягушечки,

От мысочков до макушечки.

Мы потянемся, потянемся – маленькими не останемся.

Самомассаж тела "Грибной дождик"

Дождевые капли,

Прыгайте в ладошки!

Дождевые капли,

Дождевые капли!

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно

Подрасти и мне!

Проговаривая стихи, хлопают правой

ладонью по левой.

Так же хлопают по правой ладони.

Шлепают ладошками по ножкам

от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя

Дыхательная гимнастика

1. Дышите тихо, спокойно и плавно. И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

2. Подышите одной ноздрей (3-6 раз). И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох.

3. "Воздушный шар". И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10раз).

4. "Воздушный шар" в грудной клетке. И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

5. "Воздушный шар" поднимается вверх.

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

6. "Ветер" И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

7. "Радуга, обними меня". И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3—4 раза).

произнеся у-х-х! (8—10 раз).


Без здоровья невозможно и счастье.

Цель здоровьесберегающих технологий:

Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

– Сознательность и активность;

– Оптимальный двигательный режим;

Компоненты здоровьесберегающих программ:

  1. Рациональное питание;
  2. Оптимальная для организма двигательная деятельность;
  3. Соблюдение режима дня;
  4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;
  5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Технологии, используемые педагогами ив работе сдетьми:

Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка.

Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.

Подвижные испортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8–10 минут.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.

Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия — хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)

Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.

Коррекционные технологи:

Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

Логоритмические упражнения— это коррекция речи и движения, проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.

Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.

Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте внимание на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.

Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

средства двигательной направленности;

оздоровительные силы природы;

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Использование оздоровительных сил природыоказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Для реализации здоровьесберегающих технологий вдетском саду должны быть созданы следующие условия:

– условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка

– в каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием

– для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста

– в каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

– необходимо осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года

Заключение.

Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивают жизненно — важные качества, увеличивают эффективность образовательной деятельности.

Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: в организованной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Ежедневно с детьми проводят утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. В детском саду ведется кружковая работа по обучению детей ходьбе на лыжах.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для этого в нашем детском саду имеется мини-стадион на территории ДОУ со спортивно — игровым оборудованием. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия, физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно детям.

  1. АхутинаТ. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002.
  4. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  5. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. — 2007.
  6. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная технология обучения, правильная осанка, ребенок, свежий воздух, упражнение, утренняя гимнастика, возрастная группа, двигательная активность, двигательная направленность, детский сад.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Формирование двигательной активности воспитанников.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Организация двигательной активности детей на прогулке

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид движений, двигательная активность, детский сад, значительное место.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

Формирование двигательной активности воспитанников. двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной.

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид движений, двигательная активность, детский сад, значительное место.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей.

Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно­ оздоровительной деятельности современного детского сада.

Теоретическая часть

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Философы Древней Греции изучали связь здоровья и поведения человека. В произведениях Пифагора, Платона, Демосфена, Сократа содержались рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, которые и сейчас не потеряли своего значения для поддержания здорового образа жизни: режим дня, режим труда и отдыха, правильного питания, гигиены жилища, профилактические меры.

Последователь Гиппократа и Галена Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.) провозглашал здоровый образ жизни основой в предупреждении болезней. В трудах римлянина Марка Фабия Квинтиллиана (I в. н.э., нашли отражение педагогические взгляды того времени, основанные на необходимости воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения методов обучения: подражание, наставление и упражнение, а также разумного сочетания занятий, игр и отдыха во избежание переутомления детей и сохранения их здоровья.

Ряд философов (А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие, психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие, ученых­ медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, и другие, педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.

Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.

Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности; внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
  • формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни;
  • вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

  • внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий;
  • использование валеалогических приемов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
  • использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;

Технология опыта

- Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?

Ответить на эти вопросы мне помогла работа по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.

Работа по теме строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие разделы здорового образа жизни:

  • Личная гигиена;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Здоровое питание;
  • Закаливание.

Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми, т.к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.

Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

  • Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);
  • Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
  • Последовательность (от простого – к сложному);
  • Наглядность (учет особенностей мышления);
  • Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);
  • Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком);

Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

Первый этап работы - это распределение детей по группам здоровья, что позволило оценить состояние здоровья и физического развития дошкольников.

Второй этап - анкетирование родителей, благодаря которому были выявлены ориентиры здорового образа жизни семей и степень заинтересованности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

Совместная деятельность с дошкольниками реализовывалась по блокам:

Цель: Дать элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.); Познакомить с влиянием форм поведения на работу перечисленных органов.

Цель: Формирование представлений о правильном режиме и о его значении для организма человека.

Цель: Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Осуществлять профилактику вредных привычек и закреплять полезные, с использованием психологических приёмов.

Цель: Учить детей понимать значение движения для здоровья, прививать любовь и желание заниматься подвижными играми и спортом.

Цель: Закрепление знаний детей о правильном питании:

  • приём пищи в режимных моментах детского сада и в домашних условиях;
  • расширять представления детей о полезной и вкусной пище для организма;
  • формировать культуру питания.

Также в данный блок включены знания о правильном питании, т.к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду. Расширяются представления детей о полезной и вредной для здоровья пище, формируется культура питания.

Цель: Дать детям представление о настроении, эмоциях, чувствах и их влиянии на здоровье. Повышение психоэмоциональной устойчивости и формирование психофизического здоровья при взаимодействии с педагогом психологом.

Таким образом, осуществлялся комплексный подход в формировании основ ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

На начальном этапе, был составлен перспективный план, который даёт возможность вести работу с детьми системно и комплексно.

В основу составления перспективного плана был заложен разработанный алгоритм:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществлялось в форме игровой деятельности:

В режимных моментах использовались:

Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики: (физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая, зрительная гимнастики, релаксация и др.)

В самостоятельной игровой деятельности дети имели возможность практически закрепить полученные ими знания и умения.

В совместной деятельности с семьей предусматривались следующие формы работы:

Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах также уделялось проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

  • рациональная одежда для детей;
  • соблюдение режима прогулок;
  • гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта);
  • воздушные и солнечные ванны;
  • босохождение после дневного сна по массажным дорожкам.

Закаливающие процедуры неоспоримо повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему, дают детям знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. Результативность. Повторное анкетирование и тестирование родителей.

Результативность

По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости.

Повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе.

Собран богатый тематический материал.

Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья детей, укрепления здоровья детей, старшего дошкольного возраста, представления детей, состояния здоровья детей, детям культуру здоровья, укрепление здоровья дошкольников, детей старшего дошкольного, формирование психофизического здоровья.

Обогащение знаний детей, Формирование здорового образа, игровой деятельности, здоровья пище, совместной деятельности, группам здоровья, состояние здоровья, сохранения здоровья, «Укрепление здоровья, укреплению здоровья. Похожие статьи Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.

Транслируемость

Литература

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:Издательство: Перспектива, 2014.

3. Власеяко Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников М.; 2011г.

4. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры:авт.- сост. М.Р.Югова. - Волгоград: Учитель, 2015.

б. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ: под ред. З.И.Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

8. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации: авт.-сост. О.В.Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008г.

9. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

Читайте также: