Здоровьесберегающие технологии в детском саду в младшей группе нетрадиционные методы и приемы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

В связи с этим, сегодня ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования и воспитания большинства детей. Мы постарались серьезно отнестись к этой проблеме и начали работать именно в этом направлении.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. (Смирнов Н.К.)

В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении необходимо включать различные формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна. В последнее время в дошкольных учреждениях в чаще стали применять и нетрадиционные средства физического воспитания детей: массаж, ауторенинг, упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, релаксация и другие.

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии придают учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоение упражнений, повышают эмоциональный фон занятий, способствуют развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Оздоровительный эффект, достигаемый при использовании нетрадиционных технологий, тесно связан с положительными эмоциями детей. Например, пребывание ребёнка в детском саду начинается с утренней гимнастики. А для того, чтобы дети получили эмоциональный настрой и бодрое настроение на весь день, она проводиться в разных формах:

- на основе подвижных игр (игры берутся с разным уровнем подвижности);

- утренняя гимнастика в игровой форме;

- утренняя гимнастика на основе загадок;

В ходе занятия использую двигательные игротренинги (весёлые тренинги). Это игровые упражнения, которые способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.

После использования всех нетрадиционных технологий оздоровления дошкольников начинается заключительный этап, на котором проводится анализ состояния результатов и оценка уровня оздоровления детей, проводится обобщение опыта работы по теме и определяются перспективы.

В результате работы по использованию нетрадиционных технологий оздоровления детей уровень физкультурно–оздоровительной работы поднимается на новую ступень. У детей происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность, увеличивается работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние: снимаются нервно–психические перегрузки, восстанавливается положительный эмоционально – энергетический тонус дошкольников.

Если мы в результате своей педагогической деятельности сможем помочь нашим воспитанникам привить любовь к физической культуре, спорту, мы можем быть уверены, что это будут достойные люди нашего общества.


Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — это задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательного процесса в детском саду. В наше время одной из проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот что самое главное. Известно, что дошкольный возраст является основным в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Важно на этом этапе сформировать у ребят базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка. В связи с этим важным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных учреждений. Поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для всестороннего и полноценного развития детей и укрепления их здоровья. Организуем рациональный двигательный режим, закладываем основы вести здоровый образ жизни. Ежедневно утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики. Она необходима малышам, для создания у них хорошего настроения, для поднятия мышечного тонуса. Мы используем разные виды гимнастики:

Проводим ее с разнообразными предметами: флажками, кубиками, лентами, массажными мячиками. Утренняя гимнастика вырабатывает у малышей полезную привычку выполнять различные упражнения каждый день. Показывая такой пример, привычка перейдет в потребность и сохраняется у ребенка на всю жизнь. Ежедневно мы проводим гимнастику и после дневного сна. Важно то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь малыши ещё совсем маленькие, им трудно быстро переключаться. Поэтому мы облегчаем это бодрящей гимнастикой в постели, затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).

Также после сна мы проводим самомассаж — этот массаж ребенок выполняет сам. При этом улучшается кровообращение, массаж помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Это способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутной разминки, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Основными средствами развития двигательных навыков в детском саду являются физкультурные занятия. Проводим мы их 3 раза в неделю, используя при этом разнообразные комплексы с предметами: с кубиками, набивными мешочками, флажками, с мячами, с гантелями. Работа, проводимая в данном направлении, призвана не только формировать у детей умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье маленьких дошколят.

Дыхательная гимнастика. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые насыщают наш организм кислородом. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью. У малышей эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации. Дыхательную гимнастику проводим после подвижной игры, а также после физических упражнений.

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к однообразной форме работы. В связи с этим приходится периодически менять виды детской деятельности. Чрезмерное умственное или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Проводим мы ее либо под музыку, либо под сопровождение стихами.

Техники для профилактики плоскостопия инарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в детском саду проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия. Такие задачи реализуются в разного рода гимнастик (утренняя, гимнастика после сна) с использованием гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам или дорожкам здоровья. Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика, не только занимательная, но еще и очень интересная. Детки выполняют ее всегда с удовольствием. Игры для пальчиков являются малоподвижными, работают только кисти и пальчики. Комплексы таких упражнений проводим на досугах во время прогулок, и в любое свободное время. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.

Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям. Зрительная гимнастика — отличный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Гимнастику проводим регулярно, перед дневным сном, или после сна, а также после занятий аппликации, лепки и др.

Ритмопластика — это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки. Основной составляющей здесь является музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Включая ритмичную мелодию дети учатся двигаться в сочетании со словом и музыкой. Тем самым у малышей развивается чувство ритма, музыкальный слух, координация движений. Такие занятия мы проводим в любое свободное время.

Релаксация. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Релаксацию мы проводим каждый день, лежа на коврике под тихую инструментальную музыку от 3 до 5 мин. Главная цель моей работы с детьми — сохранять и укреплять их здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Ведь наши дети — это наше будущее. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, здоровый образ жизни, упражнение, дневный сон, дошкольное образование, дошкольный возраст, дыхательная гимнастика, малыш, пальчиковая гимнастика, правильное дыхание, ребенок, свободное время, утренняя гимнастика.

• осуществление преемственности в вопросах по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников в семье и учреждения дошкольного образования.

Вводная часть

Мы уже все знаем, что в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для нас педагогов. Для эффективного решения данной проблемы нами используются здоровьесберегающие технологии.

Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в учреждении дошкольного образования, для укрепления и сохранения здоровья.

Практическая часть

• Одной из форм оздоровительной работы в детском саду является – пальчиковая гимнастика.

Цель таких упражнений:

Развитие мелкой моторики

Снижение физической усталости, морального напряжения

Массаж активных точек на пальцах и ладонях

Всем известно, что пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи.

Давайте разделимся на две группы. Каждая группа придумает движения, и продемонстрировать гимнастику в соответствии со следующим текстом.

Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька — для стрижа. (Загибают указательный палец.)

Эта долька — для утят. (Загибают средний палец.)

Эта долька — для котят. (Загибают безымянный палец.)

Эта долька — для бобра. (Загибают мизинец.)

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Сейчас мы с вами продемонстрируем один из многих вариантов точечного массажа.

При проведении точечного массажа можно использовать следующее стихотворение: (Читаем вместе и выполняем массаж в соответствии с текстом).

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.

Я здоровым стать хочу, сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело:

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров, мне не нужно докторов!

А теперь предлагаю помассировать ушки.

Как вы думаете, полезен ли такой массаж?

Для детей массаж ушек полезен тем, что с его помощью активируется мыслительная деятельность мозга, развивается внимательность, память, улучшается слух.

Читаем текст и повторяем движения за мной.

Чтоб ушами лучше слышать, (показ)

Вот сгибаем, опускаем (вперёд, назад)

И опять всё повторяем. (повтор)

Козелок мы разомнём (разминаем)

По уху пальчиком ведём (круговые движения пальцами по ушам)

И ладошкой прижимаем (прижали)

Сильно, сильно растираем (растираем)

Следующий метод, который мы рассмотрим - это дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

Техника выполнения

упражнений дыхательной гимнастики:

-Воздух набирать через нос;

-Плечи не поднимать;

-Выдох должен быть длительным и плавным;

-Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) .

Упражнение: "Бабочка, лети! "

Этим упражнением отрабатывается качество выдоха, каждый выдыхает в силу своих возможностей, не усердствуя.

Необходимо следить, чтобы каждый ребенок дул не более 10 секунд с паузами, т. к. продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Следующий прием, который мы используем - это кратковременные физические упражнения, которые могут проводиться как во время непосредственно образовательной деятельности для снятия статического напряжения и восстановления умственной работоспособности детей, так и в различных режимных моментах.

Догадались, о каком приеме пойдет речь? Физкультминутки.

Для поддержания интереса детей к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении упражнений, физкультминутки проводятся в музыкальном сопровождении.

Я предлагаю вам музыкальную физминутку.

Следующий метод, который мы используем в работе с детьми - гимнастика для глаз

В основном упражнения для зрительного аппарата подразумевают движение глазных яблок во всех направлениях. Для того чтобы малыши активно участвовали в такой физкультминутке, стоит проводить ее исключительно в игровой стихотворной форме.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

1. Зрительные тренажеры

Так же дети проявляют интерес при использовании тренажеров Ковалева.

Во время физпаузы, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе. Это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Чем полезны такого рода упражнения?

Для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц.

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

А что же это такое?

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, который служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

А теперь подумайте и скажите, использование какого цвета обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Красный.

У вас на столах карточки разных цветов. Покажите карточку с таким цветом.

Как вы думаете использование какого цвета помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Оранжевый.

Какой цвет ассоциируется как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Желтый.

- способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Зеленый.

- помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Синий.

- действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Фиолетовый.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Сядьте по возможности поудобней. Закройте глаза.

Сегодня вы много занимались, и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь, на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Почувствовали ли вы себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение?

Итог мастер- класса

Автор: Ильина Венера Константиновна

Населенный пункт: РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы

Целью мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Будем говорить о современных и наиболее часто используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологиях и методах, их реализации в условиях введения ФГОС ДО.

Обоснование выбранной педагогической технологии.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой является укрепление здоровья детей

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

  • пункту 4.6 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Позвольте познакомить Вас с методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Основоположниками являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое, а обучая правое – обучаете весь мозг. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и координация пальцев.

Представленные мною игровые упражнения как раз способствуют развитию межполушарных взаимодействий.

Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?

- Упражнения для развития мелкой моторики;

- Упражнения на релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Предлагаю вам поиграть в воздушный футбол. Давайте разделимся на две команды и с помощью дыхания забиваем сопернику гол.

Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно. Поиграем?

- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Массаж пальцев рук и ладоней:

Массаж грецкими орехами:

-Катать два ореха между ладонями;

-Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

Массаж с природным материалом – шишкой

- Катать шишку между ладонями

Массаж с разными крупами и бусами.

Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

Упражнение с педагогами:

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

А теперь их на бочок - И зажали в кулачок.

Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.

Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.

Автор Су-Джока южно-корейский профессор Пак Чже Ву.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Достоинства терапии Су-Джок.

  • Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
  • Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
  • Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)

Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.

Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. В настоящее время мы практически не можем избежать большого количества повседневных стрессов. При этом, далеко не все умеют восстанавливаться, расслабляться и справляться с навалившимися стрессами самостоятельно. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

  • Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего

Итог мастер- класса

- Я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Будьте всегда здоровы и счастливы! Здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Читайте также: