Здоровьесберегающие технологии в детском саду в младшей группе для успешной адаптации

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Консультация для воспитателей

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.Поэтому всё, что относится к образовательному процессу – характер обучения и воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо увидеть эту связь.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры детей (осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его), позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым – это содействие становлению культуры профессионального здоровья педагогов учреждения дошкольного образования и валеологическому просвещению родителей.

Классифицируются здоровьесберегающие технологии по доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • коррекционные;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Медико-профилактические технологии– технологии, обеспечивающие сохранение и улучшение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие технологии: моноторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития, закаливания дошкольников; организация медико-профилактических мероприятий в детском саду (лечебный массаж; ЛФК; физиотерапевтические процедуры и т.д.); обеспечение выполнения требований СанНиП; организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Реализацию этих технологий осуществляют, как правило, медицинские и педагогические работники дошкольных учреждений.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий относятся технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в дошкольном учреждении (тренинги, коммуникативные игры, этюды, психогимнастика и т.д.). Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог, педагог социальный посредством специально организованной деятельности с детьми.

Коррекционные технологии – технологии коррекционно-развивающей работы с детьми. К ним относятся: арттерапия; сказкотерапия; психогимнастика; музыкотерапия; технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения и т.д. Реализуются педагогом-психологом и другими специалистами учреждения дошкольного образования при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и формирование физической культуры дошкольников. К ним относятся:

  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • точечный массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • физкультминутки;
  • релаксация;
  • динамические паузы;
  • физкультурные занятия;
  • занятия на тренажёрах;
  • посещение бассейна;
  • ритмопластика;
  • подвижные и спортивные игры и т.д.

Реализация этих технологий осуществляется руководителями физвоспитания, воспитателями и другими специалистами, а также педагогами дополнительного образования в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий могут широко использоваться педагогами и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной.

Обзор здоровьесберегающих технологий.

  • Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные игры и элементы спортивных игр – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Гимнастика корригирующая (профилактические мероприятия) – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и на прогулке). Форма проведения зависит от поставленной задачи, контингента детей, имеющихся отклонений в физическом развитии детей (плоскостопие, нарушение осанки).

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий учреждения дошкольного образования, профессиональной компетентности кадров, специализации учреждения, направления в работе учреждения, показателей заболеваемости детей.

Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья дошкольников не может быть решена ни только медицинскими методами, ни только педагогическими или психологическими, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.


Старооскольского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).

К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.

Целью нашей работы является социализация детей раннего возраста, сокращение периода адаптации к условиям ДОУ, при этом максимальное сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Для снижения заболеваемости в период адаптации мы используем следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. Коррекционно-развивающие технологии;
  3. Валеологическое обучение родителей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма является утренняя гимнастика, и занятия по физической культуре Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаю музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.

В детском саду, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.

С целью профилактики снижения нагрузки на зрение актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем самомассаж и элементы су-джок терапии. Мы часто используем для самомассажа шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.

К коррекционно-развивающим технологиям относится музыкотерапия, которая используется как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Используются музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.

Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации.

В ходе проведения терапевтической игры педагоги могут:

– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

– сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;

– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.

Технология воздействия цвета, арт-терапия помогают устанавливать отношения между детьми. Посредством искусства дети не только выражает себя, но и больше узнает о других, видят мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. В художественном творчестве дети воплощают свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.

Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в песок, малыши испытывают массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на их общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях ДОУ мы используем кинетический песок, световой стол с песком. Песок достаточно легко заменить манной крупой или цветным рисом.

Чтобы малыш мог легче адаптироваться к детскому саду, мы вводим элементы акватерапии в развивающие формы работы с детьми.

Акватерапия позволяет детям расслабиться и снять напряжение, когда ребенок соприкасается с водой.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Здоровьесберегающие технологии нашли положительный отклик у родителей. Мы знакомим родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучаем конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж), через проведение мастер-классов, открытых занятий, круглых столов, бесед во время утреннего приема и в вечернее время, консультаций, родительских собраний, практических показов (практикумов), спортивных мероприятий.

Основной формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки.


Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Содержимое разработки

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы

 Актуальность применения здоровьесберегающих технологий Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий

Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического

благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Цели: Охранять здоровье детей и формировать основы культуры здоровья Задачи: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Воспитание культурно- гигиенических навыков; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

  • Охранять здоровье детей и формировать основы

культуры здоровья

психического здоровья детей;

  • Воспитание культурно- гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о

здоровом образе жизни.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания .

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе Утренняя гимнастика Релаксация Гимнастика коррегирующая Пальчиковая гимнастика Динамическая пауза Дыхательная гимнастика Самомассаж

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе

Подвижные и спортивные игры Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. Проводятся на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно.

Подвижные и спортивные игры

  • Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
  • Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
  • Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
  • С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Пальчиковая гимнастика

Динамические паузы Проведение физкультминуток и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей.

Динамические паузы

Проведение физкультминуток и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей.

Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз используется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз для укрепления мышц глаз Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз используется:

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.

Утренняя гимнастика

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Соблюдайте правила здорового образа жизни: ‪ Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!

Соблюдайте правила здорового образа жизни:

  • ‪ Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Здоровый ребенок – успешный ребенок

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📌

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО

Читайте также: