Здоровьесберегающие технологии в детском саду в младшей группе для успешной адаптации
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 19.09.2024
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Консультация для воспитателей
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.Поэтому всё, что относится к образовательному процессу – характер обучения и воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо увидеть эту связь.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры детей (осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его), позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым – это содействие становлению культуры профессионального здоровья педагогов учреждения дошкольного образования и валеологическому просвещению родителей.
Классифицируются здоровьесберегающие технологии по доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
- коррекционные;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профилактические технологии– технологии, обеспечивающие сохранение и улучшение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие технологии: моноторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития, закаливания дошкольников; организация медико-профилактических мероприятий в детском саду (лечебный массаж; ЛФК; физиотерапевтические процедуры и т.д.); обеспечение выполнения требований СанНиП; организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Реализацию этих технологий осуществляют, как правило, медицинские и педагогические работники дошкольных учреждений.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий относятся технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в дошкольном учреждении (тренинги, коммуникативные игры, этюды, психогимнастика и т.д.). Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог, педагог социальный посредством специально организованной деятельности с детьми.
Коррекционные технологии – технологии коррекционно-развивающей работы с детьми. К ним относятся: арттерапия; сказкотерапия; психогимнастика; музыкотерапия; технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения и т.д. Реализуются педагогом-психологом и другими специалистами учреждения дошкольного образования при условии прохождения специальной курсовой подготовки.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и формирование физической культуры дошкольников. К ним относятся:
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- точечный массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- физкультминутки;
- релаксация;
- динамические паузы;
- физкультурные занятия;
- занятия на тренажёрах;
- посещение бассейна;
- ритмопластика;
- подвижные и спортивные игры и т.д.
Реализация этих технологий осуществляется руководителями физвоспитания, воспитателями и другими специалистами, а также педагогами дополнительного образования в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий могут широко использоваться педагогами и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной.
Обзор здоровьесберегающих технологий.
- Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Подвижные игры и элементы спортивных игр – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
- Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
- Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Гимнастика корригирующая (профилактические мероприятия) – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и на прогулке). Форма проведения зависит от поставленной задачи, контингента детей, имеющихся отклонений в физическом развитии детей (плоскостопие, нарушение осанки).
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий учреждения дошкольного образования, профессиональной компетентности кадров, специализации учреждения, направления в работе учреждения, показателей заболеваемости детей.
Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья дошкольников не может быть решена ни только медицинскими методами, ни только педагогическими или психологическими, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Старооскольского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).
К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.
Целью нашей работы является социализация детей раннего возраста, сокращение периода адаптации к условиям ДОУ, при этом максимальное сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Для снижения заболеваемости в период адаптации мы используем следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- Коррекционно-развивающие технологии;
- Валеологическое обучение родителей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма является утренняя гимнастика, и занятия по физической культуре Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаю музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.
Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.
В детском саду, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.
С целью профилактики снижения нагрузки на зрение актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем самомассаж и элементы су-джок терапии. Мы часто используем для самомассажа шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.
К коррекционно-развивающим технологиям относится музыкотерапия, которая используется как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Используются музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.
Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации.
В ходе проведения терапевтической игры педагоги могут:
– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
– сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.
Технология воздействия цвета, арт-терапия помогают устанавливать отношения между детьми. Посредством искусства дети не только выражает себя, но и больше узнает о других, видят мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. В художественном творчестве дети воплощают свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.
Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в песок, малыши испытывают массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на их общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях ДОУ мы используем кинетический песок, световой стол с песком. Песок достаточно легко заменить манной крупой или цветным рисом.
Чтобы малыш мог легче адаптироваться к детскому саду, мы вводим элементы акватерапии в развивающие формы работы с детьми.
Акватерапия позволяет детям расслабиться и снять напряжение, когда ребенок соприкасается с водой.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
Здоровьесберегающие технологии нашли положительный отклик у родителей. Мы знакомим родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучаем конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж), через проведение мастер-классов, открытых занятий, круглых столов, бесед во время утреннего приема и в вечернее время, консультаций, родительских собраний, практических показов (практикумов), спортивных мероприятий.
Основной формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки.
Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Содержимое разработки
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий
Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического
благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
- Охранять здоровье детей и формировать основы
культуры здоровья
психического здоровья детей;
- Воспитание культурно- гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания .
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе
Подвижные и спортивные игры
- Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
- Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
- Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
- С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Пальчиковая гимнастика
Динамические паузы
Проведение физкультминуток и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз используется:
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.
Утренняя гимнастика
Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
Соблюдайте правила здорового образа жизни:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Здоровый ребенок – успешный ребенок
Спасибо за внимание!
-75%
Картотеки для развития детей раннего возраста запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО
Читайте также: