Здоровьесберегающие технологии в детском саду пальчиковая гимнастика

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: кубарь елена михайловна
статья о значеннии и видах пальчиковой гимнастики для детей разных возрастов, а также рекомендации по проведению в домах ребенка и дома и в дошкольных учреждениях.

Автор: кубарь елена михайловна

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывает фундамент хорошего физического здоровья у детей;
повышает уровень психического и социального здоровья воспитанников
знакомит дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни
мотивирует детей на ведение здорового образа жизни
формирует полезные привычки, а также ценностное отношение к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.
В данной статье мы поговорим об одном из видов здоровьесберегающих технологий — пальчиковой гимнастике. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Мелкая моторика отвечает не только за ловкость и координацию движений. Моторинговый центр в коре головного мозга находится в непосредственной близости от речевого центра, поэтому стимулируя развитие первого, мы автоматически стимулируем и второе. То есть, развивая мелкую моторики мы потихоньку развиваем и мышление.
Кроме того, мелкая моторика пальцев напрямую связана с нервной системой, вниманием и памятью, зрением и восприятием.
Постепенно приобщать ребёнка к пальчиковой гимнастике можно через несколько месяцев после рождения. Упражнения, как таковые, ещё делать рано, так как в мозг малыша и так поступает множество информации.
Начинать можно с массажа фаланг пальцев, ладошек, сопровождая свои действия присказками, ласковыми словами, потешками. В это время как никогда важна эмоциональная связь с малышом, прикосновения. поглаживания, телесные контакты. Контакт с родителями не только развивает тактильную чувствительность малыша, полезна для развития речи, развивает лучшую концентрацию движений, но и способствует гармоничному развитию и правильному мировосприятию ребенка.
Самые маленькие
Детский массаж рук и пальчиковые игры с ребенком 1-2 месяцев нужно проводить каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и они должны состоять из 4-6 движений (так делать массаж рук ребенку необходимо до 5-7 месяцев). Массаж ладоней и пальцев рук грудничка нужно проводить не только пальцами, но и с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой — по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой — по подушечкам пальцев.
Для того, чтобы ручки малыша расслабились нужно делать поглаживания от кулачка к плечу, тереть кулачки друг о друга, а как только раскроется кисть и пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать первые пальчиковые игры с малышом. Когда малыш немного подрастет (где- то с 3х-4х месяцев), когда начнут развиваться хватательные движения можно сделать специальные мешочки из ткани, наполненные: горохом, ватой, песком (различным на ощупь материалом) и давать малышу их ощупывать их насколько раз в день. Также можно сделать подушку, обшить её разнообразными лоскутами (шуршащими, шершавыми, скользкими, меховыми и т.п.) и также давать поиграть малышу. Но родителям во время игры малыша следует находиться в непосредственной близости от крохи, следить за его дейсткиями, так как малыш познает мир не только руками, но и языком (то есть все предметы берет в рот) и нужно следить, чтобы пуговицы, лоскутки и тд..были крепко пришиты и не попали в рот малышу.
В возрасте 3-4 месяцев можно приступать к самой лёгкой пальчиковой гимнастике, например, проводить пальцем по ладошке младенца. В 10 месяцев цель можно усложнить, вовлекая пальчики в игру, активируя зрительную мозговую активность.
Развитие мелкой моторики помогает малышу раньше научиться самому завязывать шнурки, способствует более раннему развитию речевого аппарата, более лёгкому обращению с ручкой и обучению письму. Родители могут заниматься со своим ребенком пальчиковой гимнастикой в любое удобное время.
В дошкольном учреждении пальчиковой гимнастикой нужно заниматься ежедневно. Удобство и преимущество пальчиковой гимнастики в том, что ей можно заниматься в любое удобное для педагога время: во время проведения занятий, делая такие пальчиковые разминки, во время прогулки, в течение дня…. Только нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинакова. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
На сегодняшний день в различных источниках можно найти большое количество упражнений как для самых маленьких, так и для детей постарше. Тут уже выбор за родителями и педагогами. В этой статье я приведу примернекоторых из них…
Для самых маленьких (когда малыш уже сидит)
В начале занятий с малышом лучше заниматься вдвоём. Один садится напротив малыша, другой позади (или сажает его на колени) и своими руками помогает крохе делать нужные движения.
Семья
Ручку сжимаем в кулачок. Поочерёдно разгибаем пальцы, говоря
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Замок
Ручки сложить замком, переплетя пальчики. Произносить считалку, разводя ручки в стороны
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали (касаться ладошками друг друга), покрутили (одной рукой тянемся к себе, другой от себя, не разжимая замка), потянули и открыли! (отпустить ручки, разводя их в стороны).
Про Марину
Пошла гулять Марина по лесной тропинке (пройтись пальчиками по поверхности). У леса на опушке она рвала ромашки (соединить пальчики руки в щепоть и сделать вид, что рвёте цветочки). Пока назад бежала, цветы все потеряла (раскрыть ладони ручек и бежать пальчиками). В конце данного упражнения можно развести ручки, показывая отсутствие цветы.
Зайчик
Взрослый берёт ручку ребёнка и по очереди загибает пальцы, приговаривая
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать, как нам быть,
Надо зайчика ловить.
Будем снова мы считать (разгибая пальцы по одному),
Раз, два, три, четыре, пять.
Зайкин дом
Кулачок сжат, затем пальчики по одному разгибаются, а потом снова прячутся в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Для детей 1-3 лет
Кулачок
Этот пальчик – маленький (загибаем мизинец),
Этот пальчик – слабенький (безымянный),
Этот пальчик – длинненький (средний),
Этот пальчик – сильненький (указательный),
Этот пальчик – толстячок (большой),
Ну а вместе – кулачок!
Лодочка
Две ладошки сложу и по морю поплыву (сложить ладони большим пальцем внутрь так, чтобы они не соединялись),
Две ладони, друзья, это лодочка моя,
Паруса подниму (поднять вверх большие пальцы,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (изобразить качку)
Плывут рыбки тут и там (изобразить ладонями плывущих рыбок).
Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил (показать указательный палец),
С этим братцем – щи варил (средний),
С этим братцем кашу ел (безымянный)
С этим братцем – песни пел (мизинец).
Упражнение на выучивание названия пальцев
Исходное положение: пальцы сжаты в кулак. Потом их по очереди оттопырить)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинец-малышок постучался на порог (все пальцы снова сжать и постучать кулачком перед собой)
Пальцы все друзья, друг без друга им нельзя (сложить руки в замок).
Разминочные у упражнения.
Упражнение 1
Маленькие ножки
Идут по дорожке,
Большие ножки –
Бегут по дорожке! (изображать пальчиками ходьбу по столу, потом бег).
Упражнение 2
Мы умеем быстро бегать,
Песни петь и танцевать (пробежаться по столу)
А ещё мы можем также
Очень ловко постучать (постучать пальцами по столу)
После занятий.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики писали (потрясти растопыренными ладошками)
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем
После занятий
Сидя за столом
Наши пальчики устали (пошевелить всеми пальцами),
Долго, долго рисовали (постучать пальчиками друг о друга – мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т.д.).
Мы немного отдохнём (поглаживая ладошкой правой руки по левой),
Рисовать опять начнём (поднять пальчики).
Пальчики-зайчики (растопырить пальцы)
Поиграли – отдохните
Всеми пальцами встряхните (потрясти ручками)
На прогулке.
Солнце светит очень ярко (помахать руками над головой),
И ребятам очень жарко (погладить пальцами обеих рук лицо),
Достаём большой мы веер (согнуть руки в локтях, сделать веер),
Пусть прохладою повеет (помахать веером
Или если идёт дождик, сказать:
Видишь, идёт дождик? Капельки стучат по стеклу – кап-кап (стучать по подушечкам пальцев) а потом, чтобы дети это делали сами.
Рисунок (тоже можно на прогулке)
Стоя или сидя:
Киска кисточку взяла (поднять к плечу согнутую руку),
Что рисует нам она? (имитировать рисование)
Это – дом с высокой крышей (соединить руки над головой),
На крыльцо котёнок вышел (вытянуть раскрытые ладони).
Побежит он по дорожке
К полосатой маме-кошке (пробежаться пальчиками).
Вот зелёная трава (пошевелить перед собой пальцами),
Вот скамейка у пруда (положить ладони одна на другую),
В небе – круглая луна (круг пальцами),
Видно, кисе спать пора.(подложить сложенные ладошки под голову.
Паучок (для детей с 4х лет)
По дереву большому взбирался паучок (большой палец правой к указательному левой, покрутить вверх, большой палец левой к указательному правой, опять покрутить вверх и т.д.),
Потом выпал дождик (большие вместе, остальные постукивают друг о друга) и вниз его увлёк (падают вниз),
Потом вышло солнышко, начало сиять (растопыренные ладошки вверх, помахать),
И паучок весёлый наверх полез опять! (повторить действия первой
Заключение.
Пальчиковая гимнастика – это не только чрезвычайное и очень полезное занятие, но и очень увлекательное. Родителям и педагогам можно придумывать свои варианты занятий, подбирать разнообразное музыкальное сопровождение занятий. Театр теней тоже можно назвать одним из видов пальчиковой гимнастики. Дома и в группе детского сада можно устроить целое театрализованное представление и дети с удовольствием примут в нем участие. И тогда не только будет развиваться мелкая моторика рук, память, мышление, но и будет развиваться и укрепляться эмоциональная связь между ребенком и родителями, между ребенком и воспитателем.

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ивановская Светлана Степановна

Населенный пункт: Иркутская область, рп. Шумский

Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;
  2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
  4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

Для реализации данной цели были определены задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
  • познакомить детей с названиями пальцев рук;
  • научить выполнять координированные движения пальцами рук;
  • развивать наблюдательность и любознательность;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать лексико-грамматический строй;
  • пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
  • использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
  • уровень психического и физического развития детей;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат разгибать и сгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в младшем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребёнка впервые годы его жизни. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в это процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Цель: формирование и развитие речи у младших дошкольников, с использованием в учебно-игровой деятельности пальчиковых игр

Задачи:

развивать пальчиковую моторику рук;

развивать речь и умение согласовывать речь с движением под музыку;

развивать творческие способности в театрально-игровой деятельности;

воспитывать интерес к пальчиковым играм;

развивать чувство ритма.

При проведении пальчиковых игр мы заметили определенные проблемы: у некоторых детей плохо развита мелкая моторика пальцев рук; наблюдается неустойчивый интерес к пальчиковым играм; с трудом даётся согласование речи с движениями под музыку, недостаточно развито чувство ритма. Чтобы преодолеть выше указанные проблемы, использовали ряд методов и приёмов: наглядность, показ, нетрадиционные виды массажа, творческо - игровые ситуации, игры с движениями под музыку. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить образовательную музыкальную деятельность наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Любые упражнения эффективны только при условии многократных, регулярных повторений. Поэтому пальчиковые игры, элементы логоритмики и театральной педагогики стали своеобразными традициями в режиме дня воспитателей. Большую помощь оказывают родители. Он с удовольствием дома повторяют и закрепляют то, что мы разучили с детьми в детском саду. Мы для них подготовили памятки для самостоятельных занятий пальчиковыми играми и упражнениями со своими малышами. Пальчиковые игры мы используем для показа открытых мероприятий, для родителей и педагогов, в развлечениях, досугах. В конце года мы проводим итоговую образовательную музыкальную деятельность, где используем в основном все здоровьесберегающие технологии, в том числе и пальчиковые игры.

В своей педагогической работе мы используем такие пальчиковые игры:

Развивать координацию движений обеих рук и мелкую моторику пальцев.

Развивать чувство ритма.

Уметь чередовать правую и левую руки

Учить имитировать движениями рук жесты дирижера (на каждую долю)

Учить малышей показывать пальчиками части тела, закреплять умение сжимать и разжимать кулачки, грозить пальчиком.

Развивать координацию движений.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать чувства ритма, познакомить с названием пальцев.

Развивать чувства ритма (хлопать руками и притопывать ногой)

Развивать сгибательные и разгибательные движения рук.

Развивать координацию движения обеих рук.

Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками одновременно.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Учить детей поочередно выпускать пальчики из сжатого кулака

Регулировать тонус мышц детской ладони.

Развивать сгибателъно-разгибателъные движения рук.

Учить поднимать пальцы рук поочередно, начиная с мизинца.

Развивать координацию рук.

Регулировать тонус мышц детской ладони.

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Развивать сгибателъные и разгибательные движения обеих рук. Развивать координацию рук.

Развитие координации рук и мелкой моторики

Таким образом, пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Пальчиковые игры способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, благодаря пальчиковой игре у детей развивается речь и обогащается словарный запас, воображение, улучшается память и развивается чувство ритма. Так же пальчиковые игры помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними. Такая музыкальная деятельность, как правило, очень нравится малышам.


Одной из основных задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Н о статистика говорит, что в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается, что, в свою очередь, требует поиска средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровьесберегающая технология –это система мер, включающая взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образованииявляетсяобеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.. В более старшем возрасте в эту цель добавляется и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровьи и умений оберегать, поддерживать и охранять его, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом
Если под технологией понимают совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также и последовательность применения этих приемов (действий), .то под педагогической технологией понимают совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В дошкольном воспитательном процессе используются различные виды здоровьесберегающих технологий, в том числе:

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия детей;

Технологии просвещения родителей;

Технологии, направленные на оздоровление детей;

В течение дня рекомендуется использовать различные приемы оздоровления детей такие как;

Пальчиковая и артикулярная гимнастика;

Дыхательная и звуковая гимнастика;

Ритмические и танцевальные упражнения;

Физкультурные минутки и динамические паузы;

Ходьба с использованием нестандартного физкультоборудования;

На наш взгляд, (и мы это активно применяем), для младших воспитанников необходимо в каждом обучающем элементе использовать элементы, стимулирующие и организующие подвижность детей. Проще всего это сделать при включении игровых технологий в процесс обучения.
В настоящее время под игровой технологийпринято пониматьцелостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее последовательно включаются:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть не только интересным и занимательным, но и включать элементы обучения, элементы развития ребенка, элементы его воспитания.. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Если игровые технологии образуют некоторый метод обучения и воспитания, развития детей, то другое направление здоровьесберегающей технологии включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:

Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

Занятия с использованием мини–тренажеров;

Гимнастика после сна;

Ежедневный режим прогулок;

Создание необходимой развивающей среды;

Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

Занятия по формированию здорового образа жизни.

развивает речь. Выполняя упражнения (движение пальчиками), заставляя их двигаться ритмично, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

Развивает умение подражать взрослым (в данном случае , воспитателю), учит вслушиваться в нашу речь, понимать ее, отражать в форме двигательной реакции, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Учит ребенка концентрировать внимание, правильно его распределять, научившись произвольно распределять внимание, ребенок к возрасту 6-7 лет обретет способность успешно действовать в разных жизненных ситуациях.

Когда же ребенок начнет говорить и сможет сам сопровождать упражнения стихами из пальчиковой гимнастики, его речь сможет стать более четкой, ритмичной, яркой. Он сможет усилить контроль за своими движениями

В пальчиковых играх нужно запомнить многое: и положение пальцев, и последовательность смены движений, и стихотворный текст, соответствующий определенным движениям.

Пальчиковые игра развивают фантазию и воображение. Ребенок учится рассказывать руками истории, сначала короткие, потом – все более длинные. Сначала он следует движениям воспитателя, потом сможет сам сочинять свои истории и демонстрировать их пальчиками.

После этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильнее, более подвижными, гибкими, что в дальнейшем поможет овладению техникой письма, рисунка, рукоделия.

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;


Пальчиковая гимнастика эффективна, когда упражнения делают регулярно и этому отводят некоторое осязаемое время. Их лучше проводить в форме пальчиковых игр, вводя в движения малышей не только движения пальчиков, но и вовлекая в них движения других частей тела: рук, туловища, ног и т.п.
малыши любят повторять некоторые понравившиеся им движения неоднократно, что способствует овладению ими, автоматизации их, запоминанию, закреплению навыка.
Однако повторяя одни и те же пальчиковые игры, не следует злоупотреблять таким повторением, ибо принуждение выполнять одно и то же действие многократно может дать и обратный эффект, надоесть , и дети перестанут играть в эту игру.
П альчиковые игра условно можно разделить на несколько видов:

Упражнения для кистей рук

Упражнения собственно для пальцев статические, когда воспроизводятся лишь образы предметов

Упражнения для пальцев динамические, когда движения пальцев пытаются имитировать, воспроизводить проговариваемое действие.

Детей необходимо учить двигать пальчиками. При этом логично сначала научить движениям ведущую руку, потом ведомую, а потом освоить эти движения синхронно обеими руками.
В настоящее время разработано огромное количество пальчиковых игр. Их нетрудно найти например, в Интернете. Каждый воспитатель сможет разработать свои тексты и придумать свои движении пальчиков.

Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.

Данилова Т.И. ст. воспитатель МБДОУ № 39. Современные образовательные технологии в ДОУ

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

Архипова Л.К. Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.

Читайте также: