Заяц лиса тля божья коровка минога скумбрия человек аскарида

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.

Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.

Составлена в двух вариантах.

ВложениеРазмер
samos_rab_tipy_vzaimod.docx 21.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Хищничество
  2. Мутуализм
  3. Комменсализм
  4. Паразитизм
  5. Нейтрализм

Задание №2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз) : пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Задание №3. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество.

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.

З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

Самостоятельная работа №1 « Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме . Вариант-2

Задание №1. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары (самостоятельно):

Опытные садоводы не понаслышке знают, какой вред может нанести урожаю крошечная тля. Бороться с этим опасным вредителем бывает очень сложно. Особенно для тех, кто выступает против использования химикатов. В таких случаях люди часто прибегают к помощи главных природных врагов тли – божьих коровок.

Насколько опасна тля

Божьи коровки и тля.

В благоприятных условиях численность колоний тли может очень быстро увеличиваться. Из-за этого грядки, которые заполонит прожорливое семейство, могут быть полностью уничтожены в короткие сроки.

Поселившаяся на участке тля представляет серьёзную угрозу для молодой рассады, кустов, деревьев, а также комнатных и уличных цветов. Она быстро распространяется с одного растения на соседние.

Чаще всего этот мелкий вредитель наносит вред следующим культурам:

В каких отношениях находятся божья коровка и тля

Божьи коровки являются самыми настоящими хищниками в мире насекомых. Их рацион питания состоит преимущественно из:

Последняя является самым любимым лакомством этих красных жучков, поэтому именно они уничтожают основную массу мелкого вредителя на грядках.

Стоит отметить, что тлю активно поедают не только взрослые особи божьих коровок, но и их личинки. Поэтому, тот факт, что божья коровка является злейшим врагом тли – неоспорим.

Как давно люди начали использовать божьих коровок для борьбы с тлёй

Божья коровка и тля.

Божья коровка Rodolia cardinalis.

Впервые рационом питания божьих коровок учёные заинтересовались ещё в начале 19 века. В этот период на территорию Северной Америки был случайно завезён австралийский вид опасного вредителя – щитковая пушистая тля.

Оказавшись в комфортных условиях эти мелкие, вредители очень быстро освоили местные плантации цитрусовых и начали стремительно уничтожать урожай.

Как привлечь тлю на участок

В рационе питания божьих коровок присутствуют не только другие насекомые, но и пыльца различных растений. Чтобы заманить помощников на свой участок, люди стали высаживать те растения, которые больше всего привлекают красных жучков:

  • васильки;
  • календула;
  • герань;
  • одуванчик;
  • укроп;
  • кориандр;
  • мята;
  • тысячелистник;
  • фенхель;
  • череда.

Также популярными способами привлечения таких помощников, является использование феромоновых приманок и самостоятельное заселение на грядку жучков, купленных в магазине или отловленных на других участках.

Интересен тот факт, что во второй половине 20 века была распространена практика сбрасывания божьих коровок на поля из самолётов.

Какие виды божьих коровок наиболее опасны в борьбе с вредителями

Азиатская божья коровка.

Азиатская божья коровка.

Заключение

Божьи коровки практически всех видов однозначно являются верными союзниками человека в войне с тлёй. Эти небольшие жучки на протяжении многих лет контролируют численность колоний опасного вредителя и ежегодно спасают от гибели огромное количество грядок.

Поэтому, встретив на молодой рассаде божьих коровок, не стоит их прогонять. В этот момент они не грызут листья и побеги растений, а избавляют их от мелкого опасного вредителя, которого порой очень сложно заметить.

Загрузить презентацию (214 кБ)

УЭ-0

  • Создать условия для повторения блока ранее изученной информации.
  • Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе
  • Технология модульного обучения.
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология тестового контроля.

План урока

УЭ-1

Частная дидактическая цель: определитьуровень знаний о формах взаимоотношений между организмами.

1. Выполните задание №1, 2, 3, 4 листа контроля.

2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.

УЭ-2

Частная дидактическая цель: сравнитьформы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия.

Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.

Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? (Слайды 10, 11, 12)

Задание №3. Соотнесите по значению слова и их определения

1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида
2. Комменсализм (нахлебничество) 2. Особи одного вида представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
3. Комменсализм (квартиранство) 3. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов

Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля

Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

УЭ-3

Частная дидактическая цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ.

Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?

  • Трофические – один вид питается другим
  • Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида
  • Форические – один вид участвует в распространении другого вида
  • Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида

УЭ-4

Частная дидактическая цель: указать практическое использование знаний оразличных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве.

Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.

УЭ-5

Частная дидактическая цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами.

На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.

Задание № 5. Определите типы взаимоотношений между организмами:

Тип взаимоотношений Примеры

Конкуренция заяц-беляк – заяц-русак

пшеница – бодяк полевой

Паразитизм человек – аскарида

наездник – трихограмма – яйца капустной белянки

Мутуализм береза – подберезовик

горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии

Хищничество цапля – лягушка

амеба – водные бактерии

муравьиный лев – муравей

Комменсализм лей – шакал

Задание № 6. Выполните тест

Ключ к тесту

УЭ-6

Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

УЭ-7

Задание на дом:

Олимпиада по окружающему миру в 4 классе

15) Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые говорят, что изменение поверхности Земли - это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера? _________________________________________________________________________

Задание 2. Догадайся, какие животные скрываются под этими названиями.

Будильник - ____________________ Листоедка - ____________________

Клешня - __________________ Дарюхвостка - ____________________

Задание 3. В какой природной зоне обитают перечисленные растения и животные? Вычеркни лишние и назови природную зону.

1) Бурый медведь, волк, лиственница, тюлень, сосна, пальма, соболь - _______________________________________________

2) Песчаная акация, варан, морошка, саксаул, верблюд, олень - _______________________________________________

3) Песец, лемминг, ковыль, голубика, северный олень, тушканчик - _______________________________________________

4) Ковыль, дрофа, морошка, полёвка, суслик, перекати-поле, белый медведь - _______________________________________

Задание 4. Прочитайте названия живых организмов: Тля, филин, яблоня, заяц, дятел, сосна, ястреб, осина, жук короед, божья коровка.

Составьте три цепи питания, звеньями которых являются перечисленные организмы.

1. Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное.

2. Растение - растительноядное животное – хищное животное.

3. Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное - хищное животное.

Задание 5. Напиши названия культурных растений, из которых изготавливают все перечисленные ниже продукты питания.

Изюм -_____________________ Курага - ______________________

Крупа гречневая - ______________________

Пшено - ___________________ Крупа манная-______________________

Задание 6. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую тропинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

________________________________________________________________________

Задание 7. Вставьте на место пропусков числа: 600, 60-80, 70, 5-6, 200

1) В скелете взрослого человека более . костей.

2) В теле человека более … . мышц.

3) В теле взрослого человека … . литров крови

4) Пульс здорового человека … . ударов в минуту.

5) Если сложить длину всех кровеносных сосудов человека. То получится линия в …. километров.

Задание 8 . Расположите этих зверей в порядке убывания скорости бега: зебра, гепард, кенгуру, антилопа.

__________________________________________________________________

Задание 9. Подчеркни, кто относится к земноводным животным.

Питон и обезьяна; Варан и баран;

Тритон и квакша; Черепаха и крокодил.

Читайте также: