Зародыш семени ржи получает питательные вещества при прорастании из

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Семя - генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения растений. У покрытосеменных (цветовых растений) семя образуется внутри плода из семяпочки (семязачатка).

Функции семени

Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.

Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.

Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.

Строение семени

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и эндосперма. Основную часть семени занимает зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька с зародышевой почечкой, и зародышевых листьев - семядолей, которые при прорастании семени становятся первыми эмбриональными листьям саженца.

Семенная кожура - обязательный атрибут семени, представляет собой многослойное образование, защищающее внутреннее содержимое семени от высыхания и преждевременного прорастания. Может иметь на поверхности различные образования. На семенной кожуре всегда можно найти след (рубчик) от семяножки, соединявшей семя со стенкой плода. Рядом с рубчиком находится еще одно отверстие - семявход (микропиле), через которое при намачивании внутрь семени поступает вода, после чего начинается важный процесс - набухание семени.

Семенная кожура, семявход

Эндосперм - запасающая ткань семени растения, необходимая для роста и развития зародыша. В некоторых семенах эндосперм может отсутствовать, в этом случае его функцию на себя берет семядоля. Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах бобовых, тыквенных, сложноцветных (гороха, подсолнечника, фасоли, тыквы).

Семена с эндоспермом и без эндосперма

В семенах злаковых находится одна семядоля, которую называют - щиток. Щиток выполняет функцию транспорта питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Щиток - семядоля злаковых

Прорастание семени

При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.

А точнее - кислорода. Клетки зародыша дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

До момента, когда растение начнет фотосинтезировать - вся надежда только на запасные вещества. Они содержатся либо в семядоли (семядолях), либо - в эндосперме.

Прорастание семени

Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).

Для каждого вида растения температура своя. Есть растения, которые прорастают при температуре выше 15°C - огурцы, кукуруза, перец. Другие адаптированы к гораздо меньшим температурам, чуть выше +2 °C - укроп, рожь, морковь, редис, пшеница. Это обусловлено эволюционно, в зависимости от климата в регионе места происхождения растения. Исходя из этого, растения подразделяются на теплолюбивые и холодостойкие.

Семена некоторых растений не способны прорастать без освещения: марь белая (лебеда), салат латук, сельдерей. Свет стимулирует прорастание семян многих растений, активируя зародыш посредством фотохимической реакции. Также существуют растения, семена которых способны прорастать только в полной темноте - лук, конопля.

В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.

Если все условия прорастания семян соблюдены, то образуется проросток. Проросток - стадия онтогенеза растения с момента выхода зародыша из семенной кожуры.

Прорастание семени

Типы прорастания семян

При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.

Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.

Типы прорастания семян

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Тест по биологии Рост и развитие растений для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Преобразование организма от зарождения до конца жизни — это

1) самоопыление
2) двойное оплодотворение
3) индивидуальное развитие
4) бесполое размножение

2. Семена одуванчика распространяются

1) ветром
2) водой
3) водными насекомыми
4) млекопитающими

3. Прорастание семян начинается с набухания, так как они

1) поглощают кислород
2) всасывают воду
3) выделяют углекислый газ
4) образуют гаметы

4. Из семени цветкового растения образуется

1) зигота
2) спора
3) гамета
4) проросток

5. Зародыш фасоли питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

1) семенной кожуре
2) семядолях
3) эндосперме
4) корешке

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования зиготы.
Б. При подземном прорастании семян пшеницы семядоли выносятся над поверхностью почвы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Для прорастания семени фасоли необходимы условия

1) вода
2) сухая почва
3) воздух
4) солнечный свет
5) сильный ветер
6) определённая температура почвы

8. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

В ходе двойного оплодотворения цветкового растения при слиянии яйцеклетки и … (1) формируется … (2). Из неё после многократного деления развивается … (3) в семени. Попадая в почву, семя прорастает при определённых условиях и образует … (4).

А. Зародыш.
Б. Проросток.
В. Спермий.
Г. Зигота.

2 вариант

1. Цветковое растение размножается с помощью

1) спор
2) семян
3) вирусов
4) бактерий

2. У лопуха плоды с семенами распространяются

1) ветром
2) водой
3) насекомыми
4) млекопитающими

3. Необходимым условием для прорастания семян является

1) наличие кислорода
2) яркая освещённость
3) наличие углекислого газа
4) сухая почва

4. При надземном прорастании семян тыквы на поверхность почвы выносятся

1) семена
2) споры
3) семядоли
4) цветок

5. Зародыш пшеницы питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

1) семенной кожуре
2) семядолях
3) эндосперме
4) корешке

6. Верны ли следующие утверждения?

А. При прорастании зародыш цветковых растений исполь­зует питательные вещества, находящиеся в семени.
Б. Рост большинства растений неограничен и продолжается всю жизнь.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Расселение плодов с семенами происходит с помощью

1) ветра
2) бактерий
3) вирусов
4) воды
5) животных
6) дрожжевых грибов

8. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования … (1). Семена развиваются после того, как сли­ваются спермий и … (2). Рост зародыша, развитие … (3) происходит за счёт деления и роста клеток. Питательные вещества зародыш фасоли получает из запасающей ткани, которая нахо­дится в … (4).

А. Семядоли.
Б. Зигота.
В. Яйцеклетка.
Г. Про­росток.

Ответ на тест по биологии Рост и развитие растений
1 вариант
1-3
2-1
3-2
4-4
5-2
6-1
7-136
8. 1В 2Г 3А 4Б
2 вариант
1-2
2-4
3-1
4-3
5-3
6-3
7-145
8. 1Б 2В 3Г 4А

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. 1.Какой орган семени фасоли выпол.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. 1.Какой орган семени фасоли выпол.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. 1.Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании: 1) зародышевый корешок 2) эндосперм 3) зародышевый стебелек 4) семядоля

2.Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания сем.

2.Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания семян: 1) свет 2) вода 3) кислород 4) тепло

3.При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещ.

3.При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из: 1) зародышевого корешка 2) почвы 3) эндосперма 4) семядоли

4.Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питат.

4.Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества: 1) 2 2) 1 3) 4 4) 3

5.Какое растение является теплолюбивым? 1) перец 2) редис 3) морковь 4) капу.

5.Какое растение является теплолюбивым? 1) перец 2) редис 3) морковь 4) капуста

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. 1.Какой орган семени фасоли выпол.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. 1.Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании: 1) зародышевый корешок 2) эндосперм 3) зародышевый стебелек 4) семядоля

2.Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания сем.

2.Какое из перечисленных условий является необязательным для прорастания семян: 1) свет 2) вода 3) кислород 4) тепло

3.При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещ.

3.При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из: 1) зародышевого корешка 2) почвы 3) эндосперма 4) семядоли

4.Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питат.

4.Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества: 1) 2 2) 1 3) 4 4) 3

5.Какое растение является теплолюбивым? 1) перец 2) редис 3) морковь 4) капу.

5.Какое растение является теплолюбивым? 1) перец 2) редис 3) морковь 4) капуста

6. Корневой чехлик молодого растения защищает от повреждения клетки зоны:

7. Сила, вызывающая одностороннюю подачу воды от корней к побегам растения – это корневое

а) вегетативный орган растения

б) генеративный орган растения

в) может быть вегетативным и генеративным

9. Участок стебля, на котором развивается лист, называют

б) пазухой листа

10. Листья растений обеспечивают в основном

а) газообмен и запасание веществ

б) воздушное питание и газообмен
в) запасание веществ испарение воды

11. Простой лист у растения, как правило, состоит из:

а) только одной листовой пластинки

б) одной листовой пластинки и черешка

в) несколько листовых пластинок и черешка

12. Хлорофилл не присутствует в клетках:

а) эпидермы (кожицы)

б) столбчатой ткани

в) губчатой ткани

13. Основными частями цветка, участвующими непосредственно в размножении, являются:

а) чашечка и венчик

б) чашечки и чашелистики

в) тычинок и пестика

14. Тычинка состоит из:

а) тычиночной нити и рыльца

б) тычиночной нити и пыльца

в) тычиночной нити и столбика

15. Основной функцией венчика является:

а) защита внутренних частей цветка

б) участие в размножении

в) привлечения насекомых – опылителей

Итоговая контрольная работа за II – четверть биологии 6 класс - вариант II

1. К каким органам относятся семя

2. Семенная кожура защищает от

3. Питательные вещества при прорастании семена получают из

б) расходуется на рост проростка

в) остаются в эндосперме, одной или двух семядолях

4. Корни обеспечивают растениям в основном:

а) рост и размножение

б) рост и запасание питательных веществ

в) почвенное питание и удерживание в почве

5. Придаточные корни у растений развиваются:

а) только главных

б) главных и боковых

в) главных и стеблях растений

6. Корневые волоски корня растений развиваются в зоне:

7. Корневая система из почвы всасывает:

б) вода и минеральные вещества

в) только органические вещества

а) вегетативный орган растения

б) генеративный орган растения

в) может быть вегетативным и генеративным

9. Участки стебля между узлами называют:

б) пазухой листа

10. Листья растений обеспечивают в основном

а) газообмен и запасание веществ

б) воздушное питание и газообмен
в) запасание веществ испарение воды

11. Сложный лист у растения, как правило, состоит из:

а) только одной листовой пластинки

б) одной листовой пластинки и черешка

в) несколько листовых пластинок и черешка

12. В клетках какой ткани листа больше хлорофилла :

а) эпидермы (кожицы)

б) столбчатой ткани

в) губчатой ткани

13. Основными частями цветка, участвующими непосредственно в размножении, являются:

а) чашечка и венчик

б) чашечки и чашелистики

в) тычинок и пестика

14. Пестик состоит из:

а) тычиночной нити и рыльца

б) тычиночной нити и пыльца

в) рыльце, столбика и завязи

15. Основной функцией оплодотворения является:

а) слияние пестика с спермией

б) участие в размножении

в) слияния спермия с яйцеклеткой

При выполнении заданий этой части В1-В2 вставьте пропущенное слово

  1. Совокупность всех коней растений образуют - корневую систему
  2. проводящие пучки листа, состоящие из волокон, сосудов и ситовидных трубок, называются - жилками
  3. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце цветка называется - опыление
  4. Часть пестика цветка растений, из которой после оплодотворения развивается семя – семяпочка, семязачаток
  5. Жизненная форма растений с многолетним деревянистым стеблем, состоящий из ствола и кроны – дерево

1.Что такое конус нарастания?

2.Назовите основные части цветка и их значение

3.Каковы функции стебля?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тестовые задания для учащихся 6 класса, изучающих биологиию по учебнику: Биология. 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения. / Пасечник В.В. – М.: Дрофа

Контрольный срез за 1 полугодие для учащихся 6 класса.

Тестовое задание по биологии в 8 классе по теме"Строение и значение кожи""

Предложенное тестирование можно провести в конце изученной темы "Строение и значение кожи" в 8 классе.

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственн.

Тестовые задания по биологии 10 класса по теме: "Структура и функции клетки".
итоговые тестовые задания по биологии в 6,7 классах коррекционной школы VII вида за 1 четверть

итоговые тестовые задания по биологии в 6,7 классах коррекционной школы VII вида за 1 четверть.

Читайте также: