Занятие в старшей группе на тему первоцветы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)

Включить презентацию первоцветы (у автора).

(Первый слайд) Подснежник.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

(второй слайд) медуница.

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

(третий слайд) Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(Четвертый слайд) Сон-трава.

(Пятый слайд) Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)

(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

(Восьмой слайд) Ландыш.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

(Девятый слайд) Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.

уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны; сформировать представления детей о связи растений с различными экологическими факторами; дать представления о различных частях растения и их функциях, о сезонном развитии растения; активизация словаря: первоцветы, пыльца, нектар.

Содержимое публикации

Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны; сформировать представления детей о связи растений с различными экологическими факторами; дать представления о различных частях растения и их функциях, о сезонном развитии растения; активизация словаря: первоцветы, пыльца, нектар.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь детей; учить четко, выразительно читать стихи. развитие памяти, внимания; развитие образного мышления; развитие творческого воображения; развитие восприятия.

Воспитательные задачи:учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.

Предварительная работа:рассматривание альбомов, наблюдения на прогулке, знакомство с различными способами изображения.

Ход занятия:

Вводная часть.

- Ребята, сегодня, в этот радостный весенний денек, к нам пришли гости! Они принесли нам конверт, посмотрим, что в нем?

(дети открывают конверт, там изображены цветы)

- Мы поговорим с вами о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах. Как понимаете это слово?

(ответы детей)

- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми. После долгой, скучной, серой, холодной зимы эти цветы радуют глаз, восхищают своей красотой! Самыми первыми расцветают подснежники. Их синие цветочки разбросаны по снегу. Деревья стоят еще голые и не дают тени, весь солнечный свет достается подснежникам. Еще ранней весной расцветают одуванчики, от их цветения лужок кажется золотым. На что похожи одуванчики? (на солнышко, золотой шарик)

Основная часть.

- Ребята, давайте с вами прогуляемся на весеннюю полянку, полюбуемся первоцветами (дети идут на полянку-ковер, где разложены шапочки - цветы, дети вдвоем по очереди одевают шапочки и читают стихи)

Выглянул подснежник в полутьме лесной,

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лед,

Раз пришел подснежник, и весна придет.

Тюльпаны – улыбка весны,

Нигде не увидишь такой красоты.

Красные, желтые, пестрые, бордовые,

Необычно яркие, пестрые, лиловые.

Нарциссы расцвели на нашей клумбе

Такие ранние и дивные цветы.

Весна своим теплом их согревает

И землю украшать им доверяет.

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник, первый день.

Май, цветами провожая,

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг,

В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.

- Какая красивая клумба у нас с распустившимися весенними цветами, давайте мы с вами потанцуем вместе с цветами (звучит музыка, дети идут хороводом)

- К сожалению, жизнь цветов недолговечна, часто люди срывают цветы, топчут их, не задумываясь, что губят красоту…

Я шла однажды по дороге

И вдруг нашла букет.

Лежали сорваны цветы,

И стало мне их жалко,

И стало грустно мне…

Цветы уже увяли, поникли стебельки

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, что слышу цветочков слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

- Почему цветы стонали? Если бы цветы умели говорить, что бы они сказали? (ответы детей) Что мы можем пообещать цветам?

Ребенок читает стихотворение:

- Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты…

Продуктивная деятельность.

- А сегодня, ребята, чтобы сохранить в памяти первые весенние цветы, ведь они скоро отцветут, мы нарисуем цветочную полянку. Кто какие захочет, тот такие цветы и изобразит. Вначале мы затонируем бумагу, каким цветом?

(ответы детей)

- Конечно, бледно-зеленым, так как травка весенняя молодая нежно-зеленого цвета. Подумайте и выберите себе материал для работы.

(звучит музыка, дети тонируют бумагу)

- А пока ваши полянки подсыхают, мы с вами поиграем. Отгадайте-ка мою загадку:

- Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Что это? (ответы детей)

- Правильно, это одуванчик. Сейчас я расскажу одну историю, а вы мне поможете. (Внести мольберт и комплект карточек).

- Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял снег, на голой земле появились длинные резные листочки (поставить карточку №1,где изображены листики одуванчика).

- Дети, а из чего появились листочки?

(ответы детей, пригласить ребенка, чтобы он пошел и поставил карточку №2).

- А почему весной тает снег и все начинает расти?

(ребенок прикрепляет карточку №3-солнце)

- Что еще есть у одуванчика, кроме листьев? (ребенок ставит карточку №4-стебелек). На тоненьком стебельке распускается? (ребенок ставит карточку №5-цветок). Когда мы нюхаем одуванчик, то нос у нас становится желтым, почему? Как вы думаете? (ответы детей) В цветах есть порошок, он мелкий как пыль, поэтому он и называется пыльца, а еще в цветах есть сок – нектар, его очень любят пчелки, прилетят пчелки попить его (ребенок ставит карточку№6-пчелка), испачкают лапки в пыльце, потом перелетит на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушистыми парашютами (ребенок ставит карточку№7). Вот и постарел наш одуванчик, вместо желтого стал белым, для чего же ему эти парашютики? Да это семена. Подует ветер , разлетятся семена по всему белому свету (ребенок ставит карточку№8), а потом упадут на землю и лежат эти семена в земле всю зиму (ребенок ставит карточку№9), а весной пригреет солнышко, семена одуванчика дадут корень, а корень даст росток, и ранней весной, вновь зажелтеет наш лужок желтыми одуванчиками.

Скинул жёлтый сарафанчик,

Превратился в шар воздушный,

Шар воздушный – непослушный!

Мы его сорвать хотели,

А пушинки полетели!

3аключительная часть.

- Наши полянки уже подсохли, а теперь, ребята, вы изобразите на них красивые цветы, разные-разные, голубые, красные, синие, желтые весенние цветы.

Дети самостоятельно выбирают материал для изображения и выполняют задание.

- Какие красочные полянки у вас получились! Расскажите нам о своих поделках.

- Молодцы! У вас все получилось просто замечательно! Поблагодарим наших гостей, что пришли к нам. Если кто-то хочет подарить на память нашим гостям свою цветочную полянку, можно это сделать сейчас. Теперь пора прощаться с нашими гостями.

Дети дарят поделки гостям.

Библиографический список

Номера карточек подписаны с обратной стороны, чтобы дети не видели последовательность выкладывания по цифрам.

Конспект занятия в старшей группе на тему: Первоцветы

Тематическая беседа на весеннюю тематику. Старшая группа

Цель: уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

- Это рукотворное? (Нет.)

- Это природное? (Да.)

- Это животное? (Нет.)

- Это растение? (Да.)

- Это высокое? (Нет.)

- Это комнатное растение? (Нет.)

- Это лесное растение? (Да.)

- Это красивое? (Да.)

- Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

- Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

- Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

В полутьме лесной –

Пусть еще над лесом

Пусть лежат под снегом

Пусть на спящей речке

Раз пришел разведчик,

- По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

- Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

- Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

- От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

- Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные –

Белые и красные,

Кого весна встречала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Полетели к ним шмели.

Осталась у Весны

И на них раскрылись

В каждом палисаднике

Не узнать весною

- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Зачем же их сорвали,

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

- Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

- Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

- Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

- А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.)

- И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

- А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

- А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

- Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

- А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

- Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

- Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

- Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

- Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

- Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

- Что идет после корня? (Стебель)

- У цветка есть?… (Листья.)

- Далее после листьев? (Бутон)

- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

- И остались?… (Лепестки)

- Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

6. Развитие логического мышления.

- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

- На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Спрячу-ка в карманчик

С желтой серединкой,

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ты цветочки не сломай!

наклоняются вправо

грозят пальчиком

10. Развитие зрительного внимания.

- Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

- Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

- Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

- Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.


2. Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".


3. Рассмотрите цветок (любой) и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок.


4. Обратите внимание на цвет и запах цветов.


5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .
    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .
    Одна незабудка - много незабудок.
    Один ландыш - много .
    Один одуванчик - много .
    Одна мать-и-мачеха - много .
    Наши алые цветы распускают лепестки,
    (Плавно разжать пальцы)
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    (Помахать руками перед собой)
    Наши алые цветки закрывают лепестки,
    (Плавно сжать пальцы)
    Тихо засыпают, головой качают.
    (Плавно опустить их на стол)

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - Круглые комочки.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень -
Он тихо зазвенит.

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.


2. Уточните, как называются первые весенние цветы.


3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.


4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе.

5. Упражнение "Чей лист, чей цветок". В ходе выполнения упражнения желательно использовать для узнавания живые цветы.


6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .
    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .
    Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
    Пахнет одуванчиками - запах (какой?) .
    Пахнет незабудками - запах (какой?) .
    Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) .
    В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
    В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
    И так далее.
    Одна незабудка - много незабудок.
    Один ландыш - много .
    Один одуванчик - много .
    Одна мать-и-мачеха - много.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Май

21.06.2007, 19:27
Irina

Спасибо за идеи .
Я бы была поосторожнее с использованием формулировки "муха-вредное насекомое".Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
Татьяна

Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.

Читайте также: