Закончив покосы началась уборка урожая

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

1. Когда мы посетили зоопарк, он нам понравился.
2.Когда закончились покосы, началась уборка урожая.
3.Кода открыли книгу, из нее выпал листок.
4.Подъезжая к дому, мы услышали радостные возгласы.
5.Когда мы увидели лебедей, они нам понравились
6.Когда я катался на санках, у меня заболела голова.
7.Сидя у окна, я увидел влетевшего в комнату воробья.
8.Когда я закончил чертеж, у меня сломался карандаш.
9.Когда мы прочитали рассказ, он показался нам интересным.

Оборудование: карточки для индивидуального опроса, стихотворение Р.Саути “Лодурский водопад”; задания для проверочной работы.

I. Организационный момент

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу пожелать вам хорошего настроения на уроке.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол.

Сегодня мы должны обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки, полученные при изучении темы “Деепричастие”, а также получить новые сведения о деепричастии, используя дополнительную литературу.

III. Работа над эпиграфом к уроку

- Прочитайте выразительно эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти строки?

- Определите его синтаксическую роль.

- Что называется деепричастием?

- Какие признаки глагола имеет деепричастие? (Вид, возвратность, способность управлять косвенными падежами и поясняться наречиями)

- Назовите признаки наречия у деепричастия. (Неизменяемость, сочетаемость с глаголами, в предложении является обстоятельством)

- Что такое деепричастный оборот?

- Каково значение и функции деепричастия?

V. Обобщение и систематизация знаний

Термин деепричастие возник в XVII веке, состоит из двух частей дее+причастие, объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола , а по грамматическим признакам… похожа на наречие, так кА не изменяется. (В.А.Иванова.)

Деепричастие. Неологизм М. Смотрицкого. Образовано от сложения частицы дее- (от деять – “делать”) и существительного причастие.

См. де, деятель, причастие. (Н.М.Шанский.)

3. Сфера употребления деепричастий. (Деепричастия употребляются в книжных стилях речи)

- Докажите это, используя для примеров отрывки из поэтических текстов.

4. Работа над стихотворением Р.Саути “Лодурский водопад”.

Послушайте стихотворение Р.Саути “Лодурский водопад”. Определите, чем оно интересно.

(Это стихотворение любопытно не только обилием деепричастий, но и количеством слогов в строке, расположением слов в тексте).

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Назовите деепричастия, определите их вид.

5. Орфографическая разминка “Найти пару”.

Объясните орфограммы на месте пропуска букв, найдите слово с такой же орфограммой в правом столбике

6. Орфографические задачи

(Не)зная броду, (не)суйся в воду.

(Не)навидя ложь, борись за правду.

(Не)имея терпения, ничему не научишься.

Сформулируйте правило правописания НЕ с деепричастиями

7. Пунктуационные задачи

Объясните пунктуацию в следующих строках:

А) Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши – маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь вокруг пенька.

Б) Уже закат, одеждами играя,
На лебедях промчался и погас.

В) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.

8. Образуйте от глаголов деепричастия, предварительно прочитав глагол, соблюдая орфоэпические нормы:

Отнять – отняв, отнявши

Сложить- сложив, сложивши.

Следует учитывать, что есть глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия: хотеть, бежать, ехать, пылесосить, ездить и другие. Некоторые из вас пытаются добавлять приставки, но делать этого нельзя, так кА приставка словообразовательный элемент, в результате её присоединения меняется начальная форма глагола и нарушается грамматическое единство формы

9. Разбор деепричастия сложивши по составу

10. Лингвистический эксперимент

Замените деепричастный оборот и одиночное деепричастие однокоренными глаголами.

Согнувшись и озираясь по сторонам, он пробрался в огород.

Он согнулся и пробрался в огород.

Что изменилось? Какую роль в речи играют деепричастия?

(Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. При замене деепричастий глаголами образность исчезает, смысл предложения теряется.)

  1. Закончив покосы, началась уборка урожая.
  2. Посетив зоопарк, он нам понравился.

VI. Контроль знаний

1. Проверочная работа по теме “Деепричастие”.

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) задумка 2) откинув 3) приклеившись 4) темный

2. Укажите слитно пишущееся деепричастие с не:

1) (Не) вернувшись 2) (Не) играя 3) (Не) годуя 4) (Не) учась

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • птиц почти не было слышно.
  • солнечные лучи ярко освещали верхушки деревьев.
  • у солнечных лучей не встречалось на пути преград.
  • это разбудило всех обитателей леса.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Морские волны (1) причудливо изгибаясь (2) напоминали то древних чудовищ (3) ожидавших свои жертвы (4) то сказочных воинов, то кокетливых русалок.

1) 2,3,4; 2) 1,2,3,4; 3) 1,3,4; 4) 1,2,3

5. В каком предложении есть деепричастный оборот?

1) Он смутился и сел краснея как девушка (А.Грин).

2) Опираясь на гранит он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки (Ф.Сологуб).

Аватар

1)Посетив зоопарк, я остался очень доволен .
2) Закончив покосы, крестьяне начали уборку урожая.
3)Открывая книгу, я увидел ,как из неё выпал листок.
4)Подъезжая к дому,я услышал радостные возгласы
5) Увидев лебедей, мы восхитились ими .
6) Катаясь на санках, я почувствовал ,что у меня заболела голова.
7)Сидя у окна, я заметил .как в комнату влетел воробей.
8) Закончив чертеж, я сломал карандаш.
9) Прочитав рассказ,мы можем сказать ,что он показался нам интересным.

Вопрос

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Русский язык.

Изображение Ответ

извините, добрый день, , доброе утро, будьте здоровы, как у вас дела? и т. д.

Ответ

Ответ

1. Когда мы посетили зоопарк, он нам понравился.
2.Когда закончились покосы, началась уборка урожая.
3.Кода открыли книгу, из нее выпал листок.
4.Подъезжая к дому, мы услышали радостные возгласы.
5.Когда мы увидели лебедей, они нам понравились
6.Когда я катался на санках, у меня заболела голова.
7.Сидя у окна, я увидел влетевшего в комнату воробья.
8.Когда я закончил чертеж, у меня сломался карандаш.
9.Когда мы прочитали рассказ, он показался нам интересным.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Граница трепет ерунда команда сила призыв здоровяк к данным сущ. подобрать близкие по значению слова с шипящими на конце

Иконка предмета

Иконка предмета

Найдите метафору. 1. вдобавок к рассказам о странных происшествиях на охоте я расскажу случай, который самому мне показался сначала каким-то сном или волшебством. 2. солнце садилось; я пошел с ружьем вверх по речке.
3. всякий может себе представить мое положение: в первое мгновение я потерял сознание и находился в переходном состоянии человека между сном и действительностью, когда путаются предметы обоих миров. 4. бледный, как
полотно, воротился я к месту нашего ночлега, рассказал происшествие.

Читайте также: