Закаливание в детском саду вторая младшая группа

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

З акаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой . Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

1) резиновый коврик с шипами

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

учреждение
здравоохранения

учреждение
здравоохранения г. Минск, ул. Кунцевщина 22 городская детская
поликлиника г. Минск, ул. Кунцевщина 22 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Справка по будням:
+375 17 242 33 09
+375 17 320 40 59
многоканальный
Ежедневно с 7.00 до 20.00

Справка по выходным дням
+375 17 272 13 06
По выходным с 08.30 до 15.00

Вызов врача на дом
+375 17 272 13 06

Платные услуги
+375 17 351 13 21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности воздуха, ультрафиолетовым лучам. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температур и воздуха, влияние ветра.

Основные принципы закаливания детей:

-проводить закаливающие процедуры систематически;

-увеличить время воздействия закаливающего фактора постепенно;

-учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

-избегать продолжительного действия как низких температур, так и перегревания;

-правильно подбирать одежду и обувь: они должны быть из натуральных тканей и материалов;

- сочетать закаливающие процедуры с физическими упражнениями и массажем.

Родители должны быть знакомы с этими принципами, так как закаливающие процедуры должны проводиться и дома. Этому вопросу надо уделить особое внимание, пригласить при необходимости врача детского сада. Его рекомендации могут родителям учесть особенности их ребенка при проведении закаливающих процедур дома.

В условиях дошкольного учреждения закаливающие процедуры входят в режим дня. Несколько форм закаливания и проводятся они комплексно в течении всего дня:

1. Закаливание воздухом:

*Утренний прием детей в детском саду на свежем воздухе.

*Воздушные ванны с упражнениями, при переодевании и во время утренней гимнастики.

*Облегченная одежда с учетом сезона.

*Воздушные ванны в спокойном состоянии.

*Систематические прогулки на улице.

2. Закаливание водой:

*Умывание прохладной водой.

3. Другие процедуры:

* Хождение по ребристым и солевым дорожкам.

Обязательно ежедневно начинать утро с ласковых слов и нежных прикосновений родителей к ребенку, показать, как сильно вы его любите. Далее плавно переходим к утренней гимнастики и водным процедурам, обязательно все действия сопровождаем художественным словом (стихи, потешки), все обыгрываем и одновременно объясняем ребенку, почему это необходимо делать ежедневно. Помните, что от нас, взрослых зависит, будет ли ребенок делать это регулярно и делать с удовольствием.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

Общее закаливание (ежедневный утренний прием детей на свежем воздухе, организация сквозного проветривания в отсутствие детей, мытье рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до + 18 градусов, нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде при температуре, определенной СанПин, проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде).

  • Специальное (в детском саду проводится ступенчатое закаливание: в каждой возрастной группе свой вид закаливающих процедур. Подбор их проводится исходя из конкретных условий ДУ, в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой возрастной группы и продолжают выполняться родителями в домашних условиях).

Воздушные ванны.

Солнечные ванны.

Оказывают на организм детей общее укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.

В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (можно покрыть ее панамой). Продолжительность 4 минуты с последующим увеличением до 20- 30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26 – 28 градусов. Самое благоприятное время для солнечных ванн – от 8 до 11 часов.


Водные процедуры.

Закаливание носоглотки и слизистой оболочки рта направлено на профилактику ангин с 2- 3 лет. Нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С4 – 5 лет – можно приучать детей полоскать горло.

Обтирание – наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно принимать не только здоровым, но и слабым детям. Смоченным концом полотенца или рукавицей обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30 градусов, постепенно ее снижают до комнатной.

Прием детей летом я провожу на свежем воздухе (за исключением дождливой погоды).

«Следует, ребята знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться –

После чего мы делаем гимнастику.

«По утрам зарядку делай,

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам

Пусть болезни не боятся

После гимнастики мы приходим в хорошо проветренное помещение и умываемся.

«Льется чистая водица

Мы умеем с вами мыться.

Моем шею, моем уши

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы смеялся роток,

После приема пищи подготовка к физкультурному занятию.

«Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Носом глубоко дышите,

Обязательно провожу прогулку.

«На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Очень полезно и детям это нравится перед дневным сном провожу контрастное обливание ног – стоп. По окончании ноги вытираем насухо.

«Лейся водичка от колена вниз

То теплом, то холодом

После сна дети принимают воздушные ванны, делаем гимнастику в постели.

«Тихо, тихо колокольчик позвени

Всех мальчишек и девчонок разбуди!

Все проснулись – потянулись

«Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и,проснувшись,улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

В летнее время года мы много проводим время на свежем воздухе. На участке мы выложили массажную дорожку из камней, по ней дети с большим удовольствием ходят босиком. А также обливаемся водой из водяных пистолетов и брызгалок.

«Ходим, ходим по дорожкам

Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который ответственен взрослый. При регулярном систематическом закаливании, у организма вырабатывается иммунитет.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль.

Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закалённые дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

Цель закаливания.Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов.

У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода сужаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдёт в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных путях. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы — это паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки. Поражённая вирусом клетка погибает и отторгается. На эту повреждённую поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.

Если же ребёнок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закалённого человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов — через месяц, полгода или неделю? У каждого ребёнка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности.

Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребёнка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая её, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача — установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; но она не должна быть и чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача — усилить его.

Под закаливанием понимают комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции.

В детском возрасте закаливание создает основу для нормального физического и психического развития, формирует сознательное активное отношение к физическому воспитанию, то есть закаливание - это активный процесс. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:

начинать и проводить закаливание только при полном здоровье ребенка;

закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния детей (начинать закаливающие мероприятия лучше в теплое время года.);

обязательным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность детей;

начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора.

Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к различным участкам тела. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями (при мышечной работе) или без них (однофакторно). Возобновление закаливающих процедур после длительного перерыва (10 дней и дольше) следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале. Закаливание проводится систематически. При проведении закаливания используется комплексное воздействие природных факторов.

Закаливающее воздействие следует индивидуализировать, т.е. дифференцировать в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3-й группы детей:

1 группа - здоровые, ранее закаливаемые дети;

3 группа - ослабленные дета (часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т.д.).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом);

оптимальный - стандартная методика;

специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы длительно (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе (температура, площадь) и длительности воздействующего фактора с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширные поражения кожи, тяжелые травмы.

При перерыве в закаливании от 5 до 10 дней при возобновлении закаливания следует холодовые воздействия ослаблять на 2-3 °С по сравнению с температурой последней перед перерывом процедуры. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3°С по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвратиться к начальной методике закаливания.

Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Как известно, здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет и закаливание. Ошибочным является мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

Необходимо соблюдать следующие правила:

Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.

Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.

Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

  • закаливание воздухом (воздушные ванны),
  • закаливание солнцем (солнечные ванны),
  • закаливание водой (водные процедуры).

Воздушные ванны.

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21°С, от 3 мес. до 1 года - 20°С; старше 1 года - 18°С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день.

Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 недель при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 - 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22° С (для грудных детей) и 18 - 19°С (для детей 1 - 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Закаливание солнцем.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Водные процедуры.

Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.

Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Традиционные водные процедуры

Возраст ребенка от рождения до 2 - 3 мес.

1.Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.

2.Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С.

3.Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес.

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.

3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

Возраст ребенка от 9 - 10 мес. до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.

3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

Контрастное и нетрадиционное закаливание.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).

Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.


Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе-это усиливает закаливающее действие.


Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°,через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20°(2-4 года) и до 18° ( 6—7-лет).


Прогулки на свежем воздухе — отличное закаливание ребенка. Приучитегулять его в любую погоду, ежедневно быватьна свежем воздухе. Не забывайте брать с собойна улицу игрушки, велосипед и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

Физические упражнения в комплексе повышают эффективность закаливающих процедур.


В детском саду для этого используются:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Ритмическая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения)
  • Спортивные развлечения
  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения на прогулке

Занимайтесь спортом всей семьей!


Хождение босиком — широко практикуемый прием закаливания. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавляя каждые 5—7дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10минут ежедневно.


Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.


Купание в реке, озере и море. Это из лучших способов закаливания, сочетаниевоздействия воздуха, солнечного света,воды и движений. Начинайте при установившейся температуре воды в водоеме не ниже 22—23°,воздуха —25—26°.Наилучшее время длякупания от 10 до 12 часов утра. Ребенкуразрешается купаться 1 раз в день.


Солнечные ванны — оказывают общее укрепляющее действие. Ребенок ложится на сухую подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова покрыта панамой. 1я процедура- 4 мин. (ребенок постоянно меняет положение, подставляя солнцу спину) .

Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте. Постепенно солнечною ванну можно довести до 25—30минут.

Через 2—3минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28°и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Читайте также: