Заход на посадку вертолета

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

На вертолете МИ-8 заход на посадку по приборам в обла­ках и в закрытой кабине производится по ближней приводной радиостанции посадочной системы аэродрома или по отдель­ной приводной радиостанции, установленной на удалении 1300 м от места приземления, одним из следующих способов: с прямой отворотом на расчетный угол, по коробочке и по ма­лой коробочке.

Заход на посадку с прямой рекомендуется выполнять в тех случаях, когда выход с маршрута или из зоны на приводную радиостанцию аэродрома производится с магнитным курсом, обратным посадочному или отличающимся от него не более чем на 60°.

При выходе на ПРС с магнитным курсом равным посадоч­ному или отличающемуся от него не более чем на 60°, рекомен­дуется выполнять заход по коробочке. Когда выход на ПРС производится с магнитным курсом, отличающимся от посадоч­ного более чем на 60°, но не более чем на 120°, заход на посад­ку следует выполнять по малой коробочке.

Способ захода на посадку определяется командиром, орга­низующим полеты, в зависимости от установленной для аэрод­рома схемы снижения и захода на посадку, характера выпол­няемых полетов и воздушной обстановки. Для предотвращений возможного сближения вертолетов расчетные данные при за­ходе на посадку должны быть едиными для всех экипажей.

При выполнении полетов с заходом на посадку с примене­нием посадочных систем набор высоты рекомендуется произ­водить на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 3— 4 м/с, горизонтальный полет выполнять на скорости 160 км/ч, снижаться на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2—3 м/с, развороты выполнять с креном 10°. В целях выхода в створ ВПП при выполнении разворота на посадочный курс крен разрешается увеличивать, но не более чем до 15°.

Заход на посадку с прямой

Полеты для отработки захода на посадку с прямой в обла­ках или в закрытой кабине рекомендуется выполнять на вы­соте не ниже 500 м по схеме, приведенной на рис. 29. Заход на посадку может выполняться как с левым, так и с правым разворотом,

При подготовке к полету необходимо по известному ветру рассчитать магнитные курсы (МК) и путевое время для каждого участка маневра, а


Рис. 29. Схема выполнения учебных полетов для отработки заходов на посадку с прямой

также величину расчетного угла (РУ). Расчетный угол определяется по формуле


где R— радиус разворота на посадочный курс, м;

Wгп — путевая скорость горизонтального полета, м/с;

tгп - время горизонтального полета, с.

При постоянных значениях скорости горизонтального поле­та и крена на развороте РУ будет зависеть только от времени горизонтального полета.

Время горизонтального полета tгп, с) рассчитывается по фор­муле



где Н—высота вывода вертолета на посадочный курс с уче­том потери высоты (200 м) за время разворота, м;

Wсн.ср — путевая скорость полета при снижении на посадочном курсе,км/ч;

Wгп — путевая скорость горизонтального полета, км/ч;

Vв —вертикальная скорость снижения, м/с.

При постоянных значениях скорости горизонтального по­лета, а также поступательной и вертикальной скорости сниже­ния время будет зависеть только от высоты, на которой верто­лет выводится из разворота на посадочный курс.

Величину РУ можно определить на навигационной линейке НЛ-10, пользуясь ключами, приведенными на рис. 30.

Значения РУ и tгп для различных высот рекомендуется свести в таблицу, которая должна находиться на борту верто­лета. В табл. 6 приведены данные для горизонтального по­лета на скорости 160 км/ч, снижения на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2—3 м/с при развороте на посадоч­ный курс с креном 10° для штилевых условий.

При выполнении полетов для отработки заходов на посад­ку с прямой в облаках или в закрытой кабине для обеспече­ния безопасности должны быть соблюдены следующие требо­вания.

Время полета от взлета до начала разворота на приводную радиостанцию и время горизонтального полета от приводной радиостанции до начала расчетного разворота должны быть едиными для всех летающих экипажей. Кроме того, после взле­та и до начала разворота на ПРС экипажу набирать высоту на 200 м меньше высоты горизонтального полета. Это требование следует соблюдать и в тех случаях, когда повторные заходы выполняются без посадки, а также при уходе на второй круг. Разворот на ПРС выполнять в режиме набора высоты с таким расчетом, чтобы к моменту вывода из разворота (КУР=0±УС) была набрана установленная высота горизонтального полета. Разворот на посадочный курс выполнять со снижением с та­ким расчетом, чтобы за время разворота высота полета умень­шилась на 200 м.

При подготовке к полету время от взлета до разворота на ПРС, а также время tгп рассчитывается по известному ветру и на предполетной подготовке сообщается всем летающим эки­пажам.

После взлета набор высоты производить на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 3—4 м/с. По достижении высоты па 200 м меньше той, на которой после разворота на ПРС будет выполняться горизонтальный полет, перевести вер­толет в режим горизонтального полета на скорости 150 км/ч. По истечении расчетного времени с разрешения руководителя полетов выполнить разворот на приводную радиостанцию (КУР=0±УС) с набором высоты на скорости 150 км/ч и с вертикальной скоростью 3—4 м/с. По достижении заданной высоты вертолет перевести в режим горизонтального полета, установить скорость 160 км/ч и выполнить полет на ПРС.

По мере приближения к ПРС показания радиокомпаса будут все более неустойчивыми. При пролете зоны неустойчивых показаний радиокомпаса рекомендуется выдерживать маг­нитный курс по указателю курсовой системы.

В момент прохода ПРС включить секундомер, выполнить от­ворот вправо или влево на расчетный угол с учетом угла сноса и доложить об этом руководителю полетов.

По истечении расчетного времени tгп доложить руководите­лю полетов, перевести вертолет на снижение со скоростью 150 км/ч и вертикальной скоростью 2—3 м/с и выполнить раз­ворот на посадочный курс с креном 10° и потерей, высоты за время разворота 200 м.

В момент ввода в разворот и в первой его половине стрел­ка радиокомпаса, двигаясь к отсчетному индексу, находится впереди курсозадатчика. Между стрелками имеется угол, при­близительно соответствующий значению РУ. При правильном выполнении разворота, когда до выхода на посадочный курс останется 90°, угол между курсозадатчиком и стрелкой радио­компаса на УГР-4УК должен быть примерно 15°, как показано на рис. 31. При дальнейшем развороте угол между курсозадат­чиком и стрелкой радиокомпаса будет уменьшаться и при­мерно за 30° до выхода на посадочный курс курсозадатчик и стрелка радиокомпаса должны совместиться и оставаться совмещенными. На рис. 32 приведены показания УГР-4УК за 30° до выхода на посадочный курс при правильном выполнении разворота.

Если во второй половине разворота угол между стрелкой радиокомпаса и курсозадатчиком будет оставаться неизмен­ным или даже начнет увеличиваться (летчик спешит), крен не­обходимо уменьшить. Если же после совмещения стрелка ра­диокомпаса начнет отставать от курсозадатчика (летчик мед­лит), крен необходимо увеличить, но не более чем до 15°.

Вывод из разворота при отсутствии сноса на посадочном курсе производить с таким расчетом, чтобы стрелка радио­компаса, совмещенная с курсозадатчиком (посадочным кур­сом), установилась под отсчетным индексом.


Рис31 Показания УГР-4УК за 90° до выхода на посадочный курс при правильном выполнении разворота

При боковом ветре стрелка радиокомпаса, совмещенная с курсозадатчиком, должна находиться в стороне от отсчетного индекса на величину угла сноса (справа—при правом и сле­ва—при левом сносе). После выхода на посадочный курс ко­мандир экипажа с разрешения руководителя полетов произво­дит снижение, сохраняя скорость 150 км/ч и вертикальную скорость 2—3 м/с.


Рис.32. Показания УГР-4УК за 30° до выхода на посадочный курс при правильном выполнении разворота


Рис. 33. Показания УГР-4УК при исправлении ошибки выхода на посадоч­ный курс

Вертолет развернуть на стрелку радиокомпаса (от курсозадатчика) так, чтобы она установилась посредине между отсчетным индексом и курсозадатчиком (посадочным курсом). Маг­нитный курс, установившийся при этом под отсчетным индек­сом, следует выдерживать до совмещения стрелки радиоком­паса с курсозадатчиком (посадочным курсом). После этого развернуть вертолет на совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика до установления их под отсчетным индексом (при отсутствии сноса на посадочном курсе) или в стороне от него на величину угла сноса.

Также следует поступать и в том случае, если вывод из раз­ворота в направлении на приводную радиостанцию и относи­тельно оси ВПП выполнен точно (при стрелке АРК, совме­щенной с курсозадатчиком), но в процессе снижения из-за ошибки или сноса на посадочном курсе стрелка радиокомпаса отклонится от курсозадатчика (посадочного курса). Показа­ния УГР-4УК при исправлении ошибки выхода на посадочный курс показаны на рис. 33.

При снижении на посадочном курсе необходимо выдержи­вать заданный режим, не допуская полета со скольжением. Ближнюю приводную радиостанцию проходить на высоте 100 м и на скорости 140 км/ч.


Рис. 34. Схема захода на посадку с прямой отворотом на расчетный угол с высоты 500 м

Летчик-штурман должен немедленно доложить командиру, если на высоте установленного для экипажа минимума пого­ды он не увидит землю (вертолет не вышел из облаков). В этом случае командир экипажа обязан прекратить дальнейшее снижение, доложить руководителю полетов и действовать по его указанию.

При возвращении на аэродром из зоны или с маршрута за­ход на посадку с прямой отворотом на расчетный угол (рис. 34) выполняется в том случае, если магнитный курс вы­хода на ПРС совпадает с курсом, обратным посадочному, или отличается от него не более чем на 60°.

По окончании выполнения задания в зоне или за 4—5 мин до расчетного времени прибытия на конечный пункт маршрута летчик, запрашивает у руководителя полетов условия выхода на ПРС. Руководитель полетов сообщает экипажу эшелон выхода на ПРС и способ захода на посадку, а при необходимости— и расчетные данные по выполнению маневра.

За 2—3 мин до выхода на ПРС установить скорость гори­зонтального полета 160 км/ч. После прохода ПРС развернуть вертолет на курс, отличающийся от обратного посадочному на расчетный угол, и доложить об этом руководителю полетов. В дальнейшем действовать так же, как и при выполнении учебных полетов для отработки заходов на посадку с прямой.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Подготовка к выполнению полета в горах с самостоятельным подбором посадочных площадок При подготовке к полету с посадкой на высокогорные площадки, дополнительно необходимо: изучить высоты площадок над уровнем моря, особенности взлета и посадки на них; оценить возможность безопасного взлета и посадки при данном взлетном весе, метеорологических условиях и высоте над уровнем моря площадок посадки и взлета; изучить и нанести на карту в полосе маршрута максимальные высоты хребтов и вер­шин, сличив эти высоты на картах различных масштабов, изучить направления ущелий и горных долин; рассчитать безопасную высоту полета для каждого участка маршрута, для конкретных районов выполнения задания, для секторов относительно определенной РНТ, на которую можно выполнить выход из данного горного района; перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на различных скоростях по­лета при максимальном значении крена для данных условий полета; отметить на карте площадки, которые могут бьггь использованы для вынужденной по­садки или вынужденного покидания вертолета; рассчитать зоны неустойчивой работы средств связи и РТО; проанализировать метеорологические условия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, степень за­крытия гор, сопок, перевалов облаками, туманом, осадками, другими опасными явлениями погоды.

Особенности подготовки к выполнению полетов на площадки в горной местности При подготовке к полету с посадкой на высокогорные площадки, дополнительно к перечисленному необходимо: изучить высоты площадок над уровнем моря, особенности взлета и посадки на них; оценить возможность безопасной посадки и взлета с нее взлета при данном посадочном или взлетном весе, метеорологических условиях и высоте над уровнем моря; изучить и нанести на карту в полосе маршрута максимальные высоты хребтов и вершин, сличив эти высоты на картах различных масштабов, изучить направления ущелий и горных долин; рассчитать безопасную высоту полета для каждого участка маршрута, для конкретных районов выполнения задания, для секторов относительно определенной РНТ, на которую можно выполнить выход из данного горного района; перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на различных скоростях полета при максимальном значении крена для данных условий полета; отметить на карте площадки, которые могут быть использованы для вынужденной посадки; проанализировать метеорологические условия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, степень закрытия гор, сопок, перевалов облаками, туманом, осадками, другими опасными явлениями погоды.

Особенности выполнения подбора площадки с воздуха На вертолете возможны следующие виды посадки на площадки подобранные с воздуха: - по-вертолетному без использования влияния "воздушной подушки", т.е. гашение скорости до зависания на высоте, превышающей не менее чем на 3-5 м высоту препятствий, и последующее вертикальное снижение до приземления; - по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки", т.е. гашение скорости до зависания на высоте 2,0-3,0 м от земли до колес шасси и последующее вертикальное снижение до приземления; - с коротким пробегом при двух работающих двигателях (что возможно лишь на проверенных площадках). Вид посадки, в зависимости от места расположения и характера площадки (размеров площадки, состояния грунта, высоты препятствий в зонах воздушных подходов к ней и высоты расположения), а также посадочной массы и метеоусловий у земли определяет командир вертолета.

Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Из условий безопасности, рекомендуется выполнять 2 прохода и 2 захода на площадку: первым, после обнаружения площадки, выполняется проход над ней с гашением скорости до 80–100 км/ч, для оценки размеров площадки, препятствий на направлении предполагаемого захода и взлета, состояния подстилающей поверхности; вторым, после принятия решения о пригодности площадки, выполняется заход для выброски дымовой шашки и детального осмотра площадки; третьим, выполняется проход для определения направления и скорости ветра по дымовому следу; четвертым, выполняется заход на посадку. При необходимости подбора площадки в ущелье, полет осуществлять по ущелью, на высоте и скорости, позволяющих выполнять маневр по развороту на необходимый курс для продолжения полета в ущелье, маневр для разворота на 180 для выполнения захода на осмотр площадки и выброски дымовой шашки.

Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Таблица 1 Минимальные размеры площадки для вертолета при наличии препятствий с Н15 м на границах площадок с различным превышением

Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Характер Обтекания НВ при висении над Площадкой в горной местности

Характерные ошибки на этапе подбора площадки Полет с креном или скольжением. Причины ошибки: полет с оценкой положения вертолета только по естественному го­ризонту. Вероятные последствия ошибки: невыдерживание параметров захода на площадку. Исправление ошибки: более частое переключение внимания на контроль пространст­венного положения по авиагоризонту.

Особенности выполнения захода и посадки на площадку Рис. 1.11. Траектория захода вне зоны турбулентности

Характерные ошибки на этапе выполнения захода и посадки Парирование РУ кренения вертолета после касания колесами земли. Причины ошибки: энергичное уменьшения ОШ после касания колесами земли, не учет аэродинамических особенностей действия сил и моментов (рис. 1.20). Вероятные последствия ошибки: опасные кренения вертолета, удар лопастями о землю, о ХБ. Исправление ошибки: установить РУ в положение, в котором она находилась при вы­полнении висения, плавно уменьшить ОШ. Движение или кренение вертолета после выполнения посадки. Причины ошибки: неправильная работа тормозом колес. Вероятные последствия ошибки: при посадке с заторможенными колесами - опасные кренения вертолета, повреждение пневматиков колес; при посадке без торможения колес - движение вертолета после опускания ОШ. Исправление ошибки: после касания колесами земли и уменьшения ОШ на 1-2°, - за­тормозить колеса. Выключение и включение АП после пересадки. Причины ошибки: моторные реакции летчика, приученного к выполнению определен­ных манипуляций на различных этапах. Вероятные последствия ошибки: при критических уклонах и установках шкал АП на упоры - резкая разбалансировка, страгивание или опрокидывание вертолета. Исправление ошибки: сбалансировать вертолет, включить автопилот.

Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.6. Глиссада захода на площадку в ущелье

Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.7. Маневр для выброски дымовой шашки, захода на посадку в ущелье

Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.10. Характер обтекания НВ при висении в ущелье

Особенности выполнения взлета с площадки В процессе подготовки к взлету с площадки экипаж должен определить максимальную и фактическую взлетную массу вертолета и определить способ взлета с площадки в зависимости от условий, размеров и наличия препятствий по курсу взлета. Взлеты вертолета с площадок, расположенных в горной местности, выполняются, в зависимости от размеров и состояния площадки, в соответствии с рекомендациями раздела РЛЭ. Предпочтительней выполнить взлет с боковым ветром, чем против ветра, но в сторону больших препятствий. Взлет с площадки выполнять по-вертолетному: - в зоне влияния воздушной подушки, если вертолет зависает на Н>3; - вне зоны влияния воздушной, если вертолет зависает на высоте превышающей на 10 м препятствия по курсу взлета.

Особенности выполнения взлета с площадки Для взлета необходимо иметь в поле зрения характерный контрастный ориентир, в месте как показано на рисунке

Особенности выполнения взлета с площадки Действия и взаимодействие в экипаже на этапе взлета с площадки Командир экипажа. Выполнить карту контрольных осмотров. Принять доклады от членов экипажа о готовности к взлету. Выполнить контрольное висение, оценить запас мощности, центровку вертолета, препятствия на направлении взлета, определить способ взлета. Летчик-штурман (летчик-оператор). По команде командира экипажа зачитать и выполнить карту контрольных осмотров. Мягко держаться за управление. Следить за оборотами НВ, докладывать командиру экипажа о приближении их к минимально допустимому значению, возникновении опасных смещений и разворотов при вертикальном наборе высоты, сближении с препятствиями и их проходе на курсе взлета. Докладывать командиру экипажа высоту и скорость (до Ни=100 м, V=100 км/ч). Бортовой техник. Выполнить карту контрольных осмотров. Контролировать режим работы силовой установки, докладывать командиру экипажа режим полета, приближение параметров работы двигателей к максимальным значениям.

Особенности выполнения взлета с площадки Характерные ошибки на этапе выполнения взлета 1. Уменьшение высоты при переводе вертолета в разгон скорости. Причины ошибки: некоординированные действия РУ и ОШ; неправильная оценка запаса мощности и выбор несоответствующего ему способа взлета; неучет направления и скорости ветра. Вероятные последствия ошибки: потеря оборотов НВ, касание земли передними колесами шасси, грубая посадка или опрокидывание вертолета; при боковом и попутном ветре – вращение вертолета. Исправление ошибки: плавными действиями ОУ установить меньший тангаж или выполнить зависание и приземление. Уточнить ветер, изменить способ взлета, при необходимости – разгрузить вертолет. 2. Невыдерживание места при вертикальном наборе высоты. Причины ошибки: не намечается ориентир впереди и на траверзе вертолета, плохое взаимодействие в экипаже. Вероятные последствия ошибки: смещения и опасные приближения вертолета к препятствиям, ограничивающим площадку. Исправление ошибки: выполнить зависание, уточнить место вертолета относительно препятствий, наметить визуальные ориентиры, перевести вертолет в набор высоты

от 4 марта 2011 года N 69

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901)

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.

Приложение

Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901) и устанавливают требования, обязательные для выполнения владельцем посадочной площадки, расположенной на участке земли или акватории.

2. Требования настоящих Правил не применяются к:

посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли;

посадочным площадкам, используемым менее 30 дней в течение календарного года.

3. В случаях, если эксплуатационной документацией воздушного судна устанавливаются иные требования к посадочным площадкам, чем установленные настоящими Правилами, то применяются требования эксплуатационной документации воздушного судна.

4. Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

II. Требования к посадочным площадкам для самолетов

5. Поверхность взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) посадочной площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.

Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка.

ВПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для полетов которых она предназначена.

В случае, если посадочная площадка не имеет четко выделенной ВПП, то указанным требованиям должно соответствовать летное поле.

Ширина ВПП должна быть не менее:

18 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;

23 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;

30 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м;

45 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1800 м.

Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, должна быть не менее 30 м.

ВПП, имеющая длину более 1200 м или предназначенная для захода на посадку по приборам, оборудуется торцевой зоной безопасности (далее - ТЗБ), которая имеет длину не менее 90 м за торцом ВПП. Ширина ТЗБ должна быть не менее общей ширины ВПП и ее боковых полос безопасности (далее - БПБ).

6. БПБ располагаются симметрично по обе стороны ВПП таким образом, чтобы общая ширина ВПП и ее БПБ составляла не менее:

30 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;

40 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;

75 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м.

7. Ширина ВПП, которая имеет длину менее 400 м и предназначена для сверхлегких воздушных судов, и ее БПБ определяется исходя из летно-технических характеристик воздушных судов, полеты которых планируются с посадочной площадки.

8. Поперечный уклон БПБ не должен превышать 2,5%, ее поверхность, примыкающая к ВПП, должна выдерживать нагрузку, создаваемую при выкатывании воздушного судна за пределы ВПП, не вызывая у него повреждений конструкции.

9. Расположение мест стоянки воздушных судов должно обеспечивать расстояние между концами крыльев самолетов не менее 3 м.

Поверхность мест стоянки должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна при стоянке.

10. Поверхность между ВПП и местами стоянки, предназначенная для руления, должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна. При невозможности обеспечения выполнения требования для всей указанной поверхности границы зон, предназначенные для руления, или рулежные дорожки (далее - РД) маркируются флажками или дорожными сигнальными конусами.

11. В случаях, установленных настоящими Правилами, элементы посадочных площадок обозначаются маркировочными знаками (далее - маркеры), которые должны быть объектами с массой и конструкцией, представляющими минимальную опасность для воздушного судна в случае столкновения с его частями (далее - ломкие объекты).

12. Маркеры, размещаемые вблизи ВПП или РД, устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и гондол двигателей воздушных судов.

Маркеры должны закрепляться таким образом, чтобы предотвращать их смещение струей воздуха, создаваемой двигателями и воздушными винтами.

Приложения в Бюллетене не приводятся. - Прим.ред.

14. На ВПП, не имеющей искусственного покрытия, в качестве входных маркеров, обозначающих начало и конец ВПП, допускается применение трех флажков. Флажки устанавливаются от края ВПП с шагом 2 м на линии, перпендикулярной оси ВПП, их размеры приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

15. Пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы устанавливают вдоль боковых границ ВПП на расстоянии 100 м друг от друга и 1 м за ее боковыми границами, пограничные знаки в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов - на расстоянии 50 м друг от друга. Флажки и автопокрышки могут быть белого, красного или черного цветов при условии обеспечения контраста с фоном местности. При наличии снега на посадочной площадке пограничные знаки могут быть в виде веток деревьев хвойных пород.

Поверхность пограничного знака ВПП окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов.

16. Посадочная площадка оборудуется не менее чем одним ветроуказателем. Ветроуказатель располагается таким образом, чтобы он был хорошо виден со всех точек летного поля. Он не должен затеняться зданиями, сооружениями и естественными препятствиями со всех направлений и свободно вращаться вокруг оси мачты.

Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Ветроуказатель при полетах ночью должен быть освещен.

Цвет ветроуказателя выбирается таким образом, чтобы он контрастировал с окружающей местностью.

В тех случаях, когда для обеспечения необходимой контрастности ветроуказателя необходимо использовать сочетание двух цветов, используются сочетания оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым. Цвета располагаются в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет.

17. На посадочной площадке устанавливаются поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (далее - полоса воздушных подходов), а также в стороны от границ БПБ.

Для посадочных площадок, используемых ночью, не предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, расходящимися от края БПБ под углом 6° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ, а при ее отсутствии - от торца ВПП. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 1500 м, начинается от торца ВПП и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.

В случае, если препятствия выходят за указанные поверхности ограничения, разрешается использование посадочных площадок днем для захода на посадку без использования приборов при условии, что владелец посадочной площадки включит описание препятствия в аэронавигационный паспорт посадочной площадки.

Для посадочных площадок, предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, начинающимися на расстоянии 120 м в обе стороны от оси ВПП у ее торца и расходящимися под углом 9° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 3000 м, начинается от торца ТЗБ и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.

Для посадочных площадок, оборудованных системами точного захода на посадку, применяются требования, установленные для аэродромов в зависимости от категории точного захода на посадку.

III. Требования к посадочным площадкам для вертолетов

18. На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.

19. Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

20. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее - D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

21. Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

22. Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

23. На посадочной площадке предусматривается не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее.

Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона.

Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

24. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 м. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 м над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.


11.6. Полеты на вертолетах в целях перевозки пассажиров выполняются с посадками, как правило, на аэродромы (вертодромы) и посадочные площадки.

При перевозке почты, грузов, выполнении авиационных работ, в том числе с перевозкой пассажиров заказчика - юридического лица, разрешается производить посадки на площадки, подобранные с воздуха.

Полеты с посадочных площадок, расположенных на вершинах гор, седловинах, террасах, оборудованных на крышах зданий, приподнятых платформах, палубах морских (речных) судов, плавучих буровых установках, производятся в соответствии с настоящими Правилами, требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа и инструкциями по производству полетов на конкретную площадку.

Тренировочные полеты, полеты при поиске и спасании и обеспечении ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по срочным санитарным заданиям могут выполняться специально подготовленными в установленном порядке летными экипажами ночью на площадки, подобранные с воздуха, при минимальных условиях ПВП.

11.6.1. На аэродромах могут оборудоваться специальные площадки с отдельным стартом для вертолетов.

На контролируемом аэродроме:

для взлета или посадки вертолета по согласованию с органом ОВД командир вертолета может использовать любую часть ВПП (или любую другую часть летного поля, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме (или аэронавигационным паспортом аэродрома)), в том числе из-за наличия на части ВПП производственного дыма или явлений погоды, ухудшающих видимость на части ВПП до значения ниже минимума;

при наличии на части ВПП производственного дыма или явлений погоды, ухудшающих видимость до значения ниже минимума, взлет или посадка вертолета разрешаются по усмотрению командира вертолета в той части ВПП, где метеорологические условия соответствуют минимуму командира вертолета.

11.6.2. При принятии решения на вылет по ПВП командиру вертолета, допущенному к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается использовать посадочные площадки заказчика в качестве запасных.

Право подбора посадочных площадок с воздуха днем и ночью дается в установленном порядке после прохождения специальной программы подготовки.

11.6.3. Перед запуском двигателя (двигателей) вертолета предметы, которые могут быть увлечены потоком воздуха от несущего винта, должны быть удалены от концов лопастей на расстояние не менее одного диаметра несущего винта.

11.6.4. Запуск и опробование двигателя (двигателей) с включением несущей системы разрешается производить:

при отсутствии швартовочных креплений - при полном составе летного экипажа;

при надежной швартовке вертолета на площадках, а также на палубах морских (речных) судов - командиру вертолета, а также бортмеханику или лицам ИАС, прошедшим специальную подготовку.

11.6.5. При рулении вертолета, в том числе при рулении по воздуху (при наличии полозкового (лыжного) шасси), расстояние от концов лопастей несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.

При наличии на посадочной площадке снега (пыли) принимаются меры, исключающие или уменьшающие возможность образования снежного (пыльного) вихря.

В случае образования снежного (пыльного) вихря перед зависанием на взлете экипаж струей от несущего винта раздувает снег (пыль) до появления устойчивой видимости наземных ориентиров.

11.6.6. В целях определения возможности и выбора метода взлета по запасу тяги, проверки расчета центровки, исправности органов управления перед каждым взлетом выполняется контрольное висение со следующими особенностями:

при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР), учебных и тренировочных полетов контрольное висение производится перед началом полетов и после каждой дозаправки топливом;

висение и перемещение вертолета на высоте до 10 м разрешаются при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира вертолета, если иное не установлено РЛЭ или эквивалентным ему документом.

При висении в случае потери видимости наземных ориентиров летный экипаж выводит вертолет из зоны вихря вверх.

Если состояние грунта или конструкция вертолета не позволяют выполнить руление, перемещение выполняется на высоте, установленной РЛЭ или эквивалентным ему документом.

При перемещении на высоте до 10 м, висении для взлета и при посадке вертолета расстояние от концов лопастей несущего винта должно быть не менее:

до препятствий - половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м;

до других воздушных судов - двух диаметров несущего винта;

до препятствий на палубах морских (речных) судов, приподнятых платформах, зданиях и сооружениях - согласно РЛЭ вертолета.

Висение вертолета над водной поверхностью производится на высоте не менее одного диаметра несущего винта. Высота определяется по радиовысотомеру и визуально.

Приземление вертолета после контрольного висения перед взлетом не обязательно.

11.6.7. При взлете с ВПП с разбегом длина ВПП (часть ВПП) при прекращении взлета должна обеспечивать безопасное приземление вертолета с пробегом.

11.6.8. Взлет вертолета с места стоянки и посадка на нее разрешаются при условии, если:

место стоянки определено для этих целей;

вертолет не создает препятствий взлетам и посадкам других воздушных судов;

несущие винты не создадут пыльного или снежного вихря, приводящего к потере визуального контакта с наземными ориентирами.

11.6.9. Работы, требующие использования режима висения вертолета вне зоны влияния воздушной подушки, а также взлет и посадка на площадках, подобранных с воздуха, в сложной по рельефу местности или в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, выполняются с полетной массой, позволяющей маневрирование в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.

11.6.10. Висение, взлет и посадка в снежном (пыльном) вихре при отсутствии видимости наземных ориентиров выполняться не должны.

11.6.11. При наборе высоты и заходе на посадку должен быть обеспечен запас высоты над препятствиями не менее 10 м, а над воздушными судами, находящимися на земле, - на высоте не менее двух диаметров несущего винта вертолета.

11.6.12. В полете при встрече с метеорологическими условиями ниже установленного минимума или опасными явлениями погоды командиру вертолета, имеющему соответствующий допуск, разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.

О своих действиях командир вертолета в контролируемом воздушном пространстве информирует орган ОВД, в неконтролируемом - передает в эфир (на рабочей частоте).

Взлет с площадки, подобранной с воздуха, разрешается без технического обслуживания (при метеорологических условиях, соответствующих минимуму командира вертолета), после выполнения предполетного осмотра вертолета (согласно РЛЭ или эквивалентному ему документу) и записи его результатов в бортовой журнал.

11.6.13. В горной местности разрешается прокладывать маршрут полета по ущельям, минимальная ширина которых на высоте полета должна быть не менее 500 м, и обеспечивать в случае необходимости возможность разворота на 180°.

Минимальное расстояние от концов лопастей несущего винта до склонов гор при выполнении разворота должно быть не менее 50 м.

11.6.14. При оказании помощи людям, находящимся на воде, во избежание захлестывания их волной от струи несущего винта и относа плавсредств зависание и снижение для принятия на борт людей выполняются вертикально.

11.6.15. Посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее наземного осмотра в целях определения прочности и пригодности поверхности для посадки одним из членов экипажа или специально подготовленным должностным лицом инженерно-технического персонала.

Высадка должностного лица для вышеуказанных целей производится в режиме висения, а посадка вертолета - по его разрешению.

На вертолетах, оборудованных полозковыми (лыжными) шасси, при подборе площадки с воздуха наземный осмотр не производится. Такие посадки может производить также и командир вертолета, летный экипаж которого состоит (по РЛЭ или эквивалентному ему документу) из одного пилота.

11.6.16. При невозможности посадки разгрузка и загрузка вертолета выполняются в режиме висения согласно требованиям РЛЭ вертолета или эквивалентного ему документа под руководством одного из членов экипажа, которого определил командир вертолета.

Читайте также: