Заботливый хозяин соберет свой урожай

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.

На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ?

Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.

Пояснение.

Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.

На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?

Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин уберёт свой урожай.

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

р — [р] — согласный, звокий, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

я — [й'] — согласный, звонкий, мягкий

[а] — гласный, ударный

4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;

2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;

3) в предложении является сказуемым.

Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Блаженный, пуховый, типаж, искоса.

Пояснение.

блажЕнный, пухОвый, типАж, Искоса.

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

К вечеру на траве в саду заблестела роса.

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Билетёр громко попросил нас предъявить билеты

2) Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения

3) Дедушка буркнул Даша меня не убедила

Пояснение.

1) Расставим знаки препинания:

2) Составим схему:

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.

2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.

3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.

4) А где же ты Федя лешего видал?

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

1) Со­ба­ки разом под­ня­лись и с лаем ри­ну­лись прочь. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Павел бро­сил горсть сухих су­чьев на огонь. - Запятые не нужны.

3) Маль­чи­ки за­сме­я­лись и при­умолк­ли на мгно­ве­нье. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд

2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок

3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее

4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.

2) Под­оси­но­ви­ки у нас рас­тут по краям овра­гов и среди ёлок. - Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Сек­ре­тарь пе­ре­стал за­пи­сы­вать и удивлённо смот­рел на про­ис­хо­дя­щее. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Они по­сто­ян­но ссо­рят­ся и спо­рят друг с дру­гом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

(6)Соловей перестал петь.

(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.

(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.

(13)— Стыдно. перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

(В. А. Сухомлинский)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Пояснение.

Определим основную мысль текста.

В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому она не сорит в лесу, как Оля, которая может поступить как ей захочется, если никто не видит.

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.

Пояснение.

Оля и Лида не хотели спугнуть соловья, поэтому сидели, боясь пошевелиться.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.

Пояснение.

В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Задание 11

Пояснение.

Задание 12

Пояснение.

Синонимы - это слова, близкие по значению.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски. На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь‚ что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края? Ветер - заботливый хозяин. За лето везде он побывает‚ и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай.

Перед восходом(обстоятельство, выражено существительным) на поляну(обстоятельство, выражено существительным) ложится(сказуемое, выражено глаголом) первый (определение, выражено числительным) мороз(подлежащее, выражено существительным).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.

Края [крайа] - 2 слога, 1) открытый, безударный; 2) открытый, ударный.

[к ] - согласный, шумный, глухой, парный, твердый, парный
[р ] - согласный, сонорный, твердый, парный
[а ] - гласный, безударный
[й] - согласный, сонорный, мягкий, непарный
[а ] - гласный, ударный
_____________________________________
4 буквы, 5 звуков

Убирает
основа - УБИРА; окончание - ЕТ
приставка - У
корень - БИР
суффикс - А

Несутся - глагол, начальная форма - нестись, несовершенный вид, возвратный, непереходный, 1 спряжение; изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, множественное число, сказуемое.

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 432 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку

432. Спишите, расставляя знаки препинания и распределяя предложения по схемам:
Выделите союзы и сформулируйте правила о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении. Дайте схемы 4-, 7-, 10-го предложений.
1. Плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы а в ёлках нависла синяя тишина. (Пришв.) 2. Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 3. Среди дня пошёл крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (Купр.) 4. Ещё раз моргнуло и за решёткой явилось бледное пятно. (Пришв.) 5. А вот осень пришла и заботливый хозяин убирает свой урожай. (Пришв.) 6. Он заговорил а углы его губ дёргались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий жёлтый блеск играл в его глазах под чёрными суровыми бровями. (Купр.) 7. На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (Сол.) 8. Недвижим он лежал и странен был томный мир его чела. (П.) 9. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Тютч.) 10. Осенью непрерывно идут дожди и тусклое солнце лишь изредка показывается земле.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "Учебник", которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Читайте также: