Взлет и посадка вертолета

Обновлено: 30.06.2024

Это такой режим полета, когда вертолет не перемещается относительно земли. Висение у земли производится:

- перед первым полетом в данный летный день – для проверки управления, центровки, работы двигателей и трансмиссии;

- перед каждым полетом с новым вариантом загрузки для проверки центровки и определения способа взлета;

- в учебных целях.

Схема сил и моментов, действующих на вертолет на висении в штиль показана на рисунке 4.5.

В указанных случаях висение выполняется на высоте до 10м при взлетной массе 11100кг и менее, до 5м – при взлетной массе более 11100кг. Висение в диапазоне высот от указанных до 110м без особой необходимости не производить. Висение на этих высотах допускается при работе с внешней подвеской, с бортовой стрелой и по тактическим соображениям.

Как правило, отрыв вертолета с последующим набором заданной высоты висения, вертикальное снижение перед приземлением и приземление выполняется против ветра. Скорость встречного ветра при этом не должна превышать 20 м /с. При необходимости, когда имеется достаточный запас мощности, разрешается выполнять отрыв вертолета, висение, вертикальный набор высоты, снижение и приземление при боковом и попутном ветре до 10 м /с (следует помнить, что в момент отрыва и приземления особенно опасен превышающий допустимые значения попутный и боковой ветер справа).


Рис.4.5. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

При отрыве от земли вертолет имеет тенденцию к развороту влево и смещениям, которые необходимо парировать соответствующими отклонениями органов управления. Причиной разворота является увеличение реактивного момента НВ при увеличении общего шага. Кренение влево происходит в результате действия момента от тяги РВ, которая возрастает по мере отклонения правой педали. Тяга РВ и боковая составляющая тяги НВ могут вызвать смещения в сторону, а составляющая тяги НВ в направлении продольной оси вертолета – смещения вперед и назад.

По достижении заданной высоты висения необходимо плавно уменьшить общий шаг до уравновешивания силы тяжести вертолета и силы тяги. После зависания рекомендуется триммерами снять нагрузку с РУ. Работа триммерами в момент отрыва и вертикального подъема приводит к смещениям и раскачке вертолета.

При висении с боковым ветром вертолет имеет тенденцию к смещению по ветру, которую необходимо парировать соответствующим отклонением РУ (рис.4.6.).


Рис.4.6. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

на висении с боковым ветром


Рис.4.7. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

на висении с попутным ветром

При висении с попутным ветром, чтобы устранить перемещение вертолета вперед, РУ нужно отклонить на себя. При этом отклонение РУ, а значит и тяги НВ должно быть значительно большим, чем для удержания вертолета от смещения назад при встречном ветре. Это объясняется тем, что висение вертолета с попутным ветром выполняется с положительным углом тангажа, а висение со встречным ветром – с углом тангажа, близким к нулю (рис.4.7.). Поэтому площадь миделевого сечения, на которую действует ветер, в первом случае больше, чем во втором. А это значит, что для выполнения висения с попутным ветром требуется большая тяга, а, следовательно, и большая мощность, чем при висении со встречным ветром. Следует учитывать, что отклонение РУ назад приводит к появлению горизонтальной составляющей тяги НВ, устраняющей смещение вертолета вперед, и к уменьшению вертикальной составляющей, что при отсутствии запаса мощности для ее сохранения может вызвать самопроизвольное снижение вертолета.

Развороты на висении разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12 0 /с, а при изменении направления не допускать перекладки педалей менее чем за 3с.

Развороты на висении разрешается выполнять на 360 0 при скорости ветра до 10 м /с. На вертолетах с установленной броневой защитой развороты на 360 0 на висении у земли разрешается выполнять при скорости ветра до 5 м /с. При скорости ветра до 10 м /с разрешается выполнять висение при ветре сбоку, а также развороты на 90 0 от направления встречного ветра.

Развороты на висении выполняются плавным отклонением педали в сторону разворота. Необходимо учитывать также при разворотах на висении перераспределение мощности между НВ и РВ. Так при отклонении правой педали увеличиваются установочные углы РВ, в связи с чем потребная мощность для вращения этого винта возрастает, что приводит к снижению вертолета. Для сохранения постоянной высоты висения в этом случае требуется увеличение общего шага. По этой причине не рекомендуется выполнять правые развороты на висении на загруженном вертолете, когда двигатели работают на режиме, близком к взлетному. При отклонении левой педали наблюдается обратная картина, и вертолет выполняет разворот с набором высоты.

Чтобы во время разворота на 360 0 удерживать вертолет на месте, необходимо РУ все время отклонять против ветра.

4.3.2. ПОДЛЕТЫ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ У ЗЕМЛИ

Подлеты и перемещения у земли производить в целях обучения, при выполнении специальных работ, а также в тех случаях, когда состояние грунта или скорость ветра не позволяют выполнить руление. Перемещения у земли назад и в стороны выполнять со скоростью не более 10 км /ч. Если есть препятствия, то запас высоты над ними должен быть не менее 2-3м.

Все перемещения целесообразно выполнять против ветра. В случае необходимости допускается подлет при встречно-боковом ветре, скорость которого не превышает 10 м /с.

Перевод вертолета на поступательное движение вперед с сохранением при этом высоты и курса полета выполняется отклонением РУ от себя с одновременным увеличением общего шага и отклонением правой педали.

С нарастанием скорости полета НВ начинает работать в режиме косого обтекания, тяга его растет, т.к. увеличивается секундный расход воздуха. У вертолета появляется тенденция к набору высоты. Для сохранения постоянной высоты по мере нарастания скорости необходимо уменьшать шаг винта.

При торможении действия – обратные.

Перемещения вертолета влево и вправо осуществляются отклонением РУ в соответствующую сторону. Вертолет при этом движется с креном в сторону смещения и поэтому стремится развернуться по крену. Это стремление к развороту необходимо парировать соответствующим отклонением педалей.

4.3.3. ВЕРИКАЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Перед тем как начать вертикальное снижение, вертолет рекомендуется развернуть на курс, с которым будет выполняться приземление. При этом необходимо учитывать, что приземление вертолета, также как и отделение его от земли, можно производить при встречном ветре до 20 м /с, боковом и попутном до 10 м /с. Однако следует учитывать, что боковой и попутный ветер при приземлении более неблагоприятен. Так, при боковом ветре справа опасность опрокидывания вертолета, а при попутном ветре – опасность касания РВ земли значительно больше в момент приземления, чем в момент отрыва от земли. Поэтому во всех случаях когда есть возможность, приземление рекомендуется производить против ветра или при боковом ветре слева.

С уменьшением силы тяги при переходе на снижение уменьшается также и . В этом случае при прежнем положении педалей вертолет обязательно начнет разворачиваться вправо. Для сохранения заданного положения необходимо уменьшить , отклонив вперед левую педаль.

С высоты 3-5м рекомендуется начать уменьшение вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы к моменту приземления ее величина была не более 0,1-0,2 м /с.

Особое внимание по мере приближения к земле следует обращать на сохранение вертикальности снижения, т.к. вертолет очень чувствителен к отклонению РУ, особенно в поперечном отношении. Особенно опасны перемещения в момент приземления, т.к. они могут привести к опрокидыванию вертолета.

Если непосредственно перед приземлением появятся смещения или колебания вертолета, рекомендуется снижение прекратить, увеличить общий шаг, отойти от земли на 1-1,5м, произвести устойчивое зависание и затем повторить снижение. Приземление вертолета происходит вначале на основные колеса шасси (причем правое колесо касается земли раньше) и после этого на передние. При уменьшении общего шага вертолет стремится развернуться вправо. Для предотвращения разворотов следует отклонить вперед левую педаль.

ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА

В зависимости от полетной массы, атмосферных условий, высоты взлетной площадки над уровнем моря, ее размеров и состояния поверхности, наличия и высоты препятствий взлет может быть выполнен:

§ по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли;

§ по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли;

§ по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч;

§ по-самолетному с разбегом на носовом колесе.

4.4.1. ВЗЛЕТ ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ

Взлет по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли (воздушной подушки) разрешается производить в том случае, когда вертолет может висеть на высоте не менее 3-х метров над землей на взлетном режиме работы двигателей, и применяется, как правило, с площадок, имеющих открытые подходы.

Перевод вертолета на разгон скорости осуществляется с высоты 1,5-2м плавным отклонением РУ от себя с одновременным увеличением мощности двигателей, вплоть до взлетной, не допуская уменьшения менее 92%. Разгон выполнять с таким расчетом, чтобы на высоте 20-30м скорость по прибору была 60-70 км /ч. Нужно иметь ввиду, что при переводе вертолета на разгон скорости с висения на взлетной мощности двигателей происходит снижение (проседание ) вертолета. Оно обусловлено наклоном тяги НВ, а следовательно и уменьшением ее вертикальной составляющей в начале разгона. Поэтому перевод вертолета на разгон в этом случае следует выполнять очень плавным отклонением РУ от себя и последующим удержанием носовой части вертолета от чрезмерного опускания.

По достижении скорости 40-50 км /ч у вертолета появляется заметная тенденция к увеличению угла тангажа, накренению и развороту вправо. Увеличение угла тангажа объясняется завалом конуса вращения НВ назад, что является следствием увеличения маховых движений лопастей винта с ростом скорости. Но одновременно с завалом конуса назад происходит его завал вправо.

Тенденция к набору высоты является следствием роста тяги НВ по мере увеличения скорости. Разворот вправо вызывается ростом тяги РВ, т.к. он, как и РВ, переходит на режим косого обтекания.

Взлет по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли применяется с площадок ограниченных размеров с высокими препятствиями, когда мощность СУ вертолета позволяет выполнить висение над площадкой на высоте, превышающей радиус НВ.

Выполнение этого взлета не отличается от взлета с разгоном в зоне влияния земли, за исключением того, что в процессе разгона необходимо проходить препятствия с превышением не менее 10м.

4.4.2. ВЗЛЕТ ПО-САМОЛЕТНОМУ

Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч производится в том случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1м на землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота

Перед выполнением взлета необходимо выполнить контрольное висение, убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1м. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением РУ от себя перевести вертолет на разгон. Направление на разгоне выдерживать плавным отклонением педалей.

По достижении скорости 20-50 км /ч дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.

При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением РУ на себя.

После отделения вертолет стремиться к накренению вправо и увеличению угла тангажа.

Разгон скорости производить с таким расчетом, чтобы на высоте 25-50м скорость была 120 км /ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250-300м.

Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе применяется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега (рис.4.8.).


Рис.4.8. Схема сил, действующих на вертолет

при разбеге на носовом колесе

Плавным увеличением общего шага отделить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса, и отклонением РУ от себя на хода вперед перевести вертолет в режим разбега.

При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7-8 0 .

В процессе разбега угол тангажа устанавливать путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контролировать по авиагоризонту.

Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять РУ на себя. После отрыва довести скорость до 120 км /ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км /ч, отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.

4.4.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ

Взлет по-вертолетному. Если скорость бокового ветра не превышает 5 м /с, отделение вертолета от земли, вертикальный подъем и зависание перед переходом на разгон производится, с курсом взлета (по оси ВПП).

При скорости бокового ветра на курсе взлета более 5 м /с отделение вертолета от земли, вертикальный подъем, зависание и перевод вертолета на разгон рекомендуется выполнять против ветра. Доворот на курс взлета в этом случае выполнять в процессе разгона. Скорость вертолета перед выполнением доворота на взлетный курс должна составлять не менее 50 км /ч.

Взлет по-самолетному. В процессе разбега до момента отделения вертолета от земли соразмерным отклонением РУ в ту сторону, откуда дует ветер, парировать кренящий момент, возникающий в результате действия ветра на фюзеляж. Отклонением соответствующей педали удерживать вертолет от разворота, возникающего в результате действия флюгерного момента. Учитывать, что по мере увеличения скорости эффективность управления будет увеличиваться.

В момент отделения от земли отклонением РУ в сторону, откуда дует ветер, удерживать вертолет от сноса.

4.4.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА С ПЫЛЬНЫХ И

Взлет по-вертолетному с пыльных (заснеженных) площадок разрешается выполнять при условии наличия запаса мощности двигателей для взлета вне зоны влияния земли и если в момент отделения вертолета от земли и в наборе высоты видимость из кабины экипажа сохраняется на расстоянии 5-10м. В этом случае при вертикальном подъеме видимость земной поверхности будет обеспечена до момента выхода из пыльного (снежного) облака.

Когда на поверхности снежного покрова имеется прочный наст, плотное снежное облако вокруг вертолета при взлете и посадке не образуется. На площадках, покрытых свежевыпавшим снегом, в отдельных случаях можно раздуть снежное облако и улучшить видимость. С этой целью рекомендуется ввести коррекцию полностью вправо и увеличив общий шаг до 2-3 0 , поработать до тех пор, пока облако снега не уменьшится и не будет просматриваться земля.

С пыльной площадки выполнение взлета по-вертолетному возможно только в случае незначительной запыленности поверхности, когда тонкий слой пыли лежит на сравнительно прочном грунте, который не раздувается струей от НВ. С сильно запыленных площадок возможность выполнения взлетов по-вертолетному практически исключена. Включение ПЗУ производить после выхода двигателя на режим малого газа.

Взлеты и посадки на пыльных и заснеженных площадках необходимо выполнять строго против ветра.

После отрыва от земли набрать высоту 3-5м, наблюдая за положением вертолета относительно ориентиров на земле через нижнее остекление кабины экипажа и используя при этом показания указателя режимов висения аппаратуры ДИСС-15. Взлет и висение производить строго против ветра. В процессе разгона не допускать снижения вертолета и кренов. Положение вертолета при прохождении снежного облака контролировать по приборам, а также по ориентирам, значительно удаленным от места взлета.

Взлет по-самолетному с пыльных (заснеженных) площадок выполняется как и с обычных площадок, но отрыв вертолета (увеличение мощности двигателей до взлетной) выполняется после прохождения пыльного (заснеженного) облака. До выхода из него направление разбега выдерживать по указателю курса, кренение вертолета контролировать по авиагоризонту. Вертолет выходит из снежного облака на скорости 25-30 км /ч. Следует помнить, что взлет по-самолетному разрешается производить по неукатанному снежному покрову толщиной до 15см при полной уверенности, что под снегом препятствия отсутствуют.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Управление вертолетом.

Мы с Вами уже выяснили как, в принципе, управляется вертолет, и как работает автомат перекоса. А сегодня внесем некоторую ясность в вопрос о том, какую роль во всем этом играет пилот. Какие даны ему органы управления для решения вобщем-то непростой задачи, каковой является управление вертолетом

С самолетом все более-менее понятно. У него есть две самостоятельные системы: система управления самолетом (собственно управление рулями и элеронами) и система управления двигателем. И органы в кабине экипажа в количестве трех штук 🙂 : ручка управления самолетом (РУС), ручка управления двигателем (РУД), и педали для управления рулем направления. Как в этом плане обстоят дела у вертолета?…

Начнем с того, что определим более конкретно типы управления вертолетом.

Первое — это вертикальное управление . Осуществляется путем одновременного изменения угла установки лопастей несущего винта (то есть изменением общего шага). Делает это автомат перекоса.

Второе — путевое управление .То есть изменение направления полета. Осуществляется при помощи рулевого (хвостового) винта путем изменения его тяги (то есть изменение общего шага рулевого винта). Если вертолет двухвинтовой схемы (без хвостового винта), то путем изменения крутящего момента одного из винтов. Об этом я уже говорил ранее.

Третий тип — поперечное управление . Это управление вертолетом по крену . Крен создается наклоном плоскости вращения винта (а значит и полной аэродинамической силы винта) в нужную сторону, вправо или влево. При этом появляется боковая составляющая полной аэродинамической силы, обеспечивающая возможность бокового движения вертолета. Кроме того сила тяги винта теперь уже не проходит через центр тяжести вертолета. Поэтому относительно него появляется момент, кренящий вертолет в нужную сторону. Все это тоже прерогатива автомата перекоса.

Ну и четвертый тип управления вертолетом — продольное управление . Это управление вертолетом по тангажу , при этом вертолет летит вперед или назад с соответствующей скоростью. Осуществляется путем наклона плоскости вращения несущего винта и, соответственно, вектора полной аэродинамической силы в продольном направлении, вперед или назад. При этом создается угол тангажа (вертолет опускает или поднимает нос) из-за создания момента наклоненной аэродинамической силы относительно центра тяжести вертолета. Плюс появляется горизонтальная составляющая этой силы, которая, собственно, и движет вертолет в нужном направлении. Главную роль здесь опять же играет автомат перекоса, меняющий циклический шаг винта.

Теперь о том, что у нас в кабине. У пилота есть собственно две ручки управления вертолетом.

Первая – ручка управления циклическим шагом винта (или просто ручка управления вертолетом). Она самолетного типа, расположена перед креслом пилота, и с ее помощью осуществляется продольное и поперечное управление вертолетом. От нее через специальную систему тяг и качалок воздействие передается на тарелку автомата перекоса, которая, в свою очередь, определяет циклический угол установки лопастей.

Управление вертолетом.

Системы управления циклическим и общим шагом винта.

Управление вертолетом.

Кабина вертолета. Хорошо видны спаренные ручки управления и ручки шаг-газ.

Отдельно от шага винта мощность двигателя может меняться только в небольших пределах для необходимой корректировки. Для этого на ручке шаг-газ существует специальный корректор ( обычно что-то типа поворотного кольца).

На схеме под номерами: 1 — ручка управления циклическим шагом; 2 — ручка шаг-газ; 3 — автомат перекоса; 4 — агрегат системы управления двигателем.

Кроме ручек управления есть еще педали . С их помощью опять же через систему управления вертолетом летчик воздействует на рулевой винт с целью изменения общего шага его лопастей, меняя тем самым, его тягу и, соответственно, разворачивающий момент вертолета.

Управление вертолетом.

Система управления шагом рулевого винта.

Управление вертолетом.

Кабина вертолета. Хорошо видны ручка управления и правая педаль.

При использовании всех описанных органов управления вертолетом, этот аппарат превращается в маневренную машину с довольно широкими возможностями.

Основные режимы полета вертолета – это взлет, висение, разгон и набор высоты, маневрирование и далее снижение и посадка . Обычные, впрочем, режимы для любого летательного аппарата, за исключением, конечно, висения. Этот режим доступен еще только самолетам с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), не считая, конечно, всякой экзотики :-).

Способ взлета выбирается в зависимости от состояния самого аппарата и от внешних условий. Определяющим в этом плане является запас мощности двигателя, что вполне понятно :-). Этот запас, в свою очередь, зависит от массы вертолета (точнее взлетной массы) и от таких параметров состояния атмосферы, влияющих на параметры работы двигателя и несущего винта, как местное давление воздуха, температура и влажность (влияющие на плотность воздуха).

Управление вертолетом.

Взлет по вертолетному.

Кроме того на выбор способа взлета влияет размер и состояние поверхности площадки, на которой находится вертолет, наличие каких-либо препятствий по курсу взлета и обязательно направление и сила ветра у земли.

Чем выше барометрическая высота места взлета (ниже давление), чем выше температура и влажность воздуха, а также чем ниже скорость встречного ветра, тем ниже запас мощности двигателя, и тем ниже должна быть взлетная масса вертолета.

Взлет по вертолетному – это основной вид взлета для современных аппаратов. Он, однако, тоже может иметь различную конфигурацию. Дело в том, что при работе воздушного винта вблизи земли может появиться эффект воздушной подушки . Это явление, я думаю, известно практически каждому современному человеку.

Воздух, отбрасываемый несущим винтом вниз тормозится у земли и образует как бы поддерживающую аппарат подушку. Такое может происходить обычно на совсем малом расстоянии от земной поверхности. Считается, что для вертолета это явление можно принимать во внимание, если расстояние от земли до плоскости вращения винта равно радиусу винта (или меньше). В этом случае прирост подъемной силы составляет 10-15%.

Так вот взлет по вертолетному может осуществляться с разгоном вне зоны воздушной подушки или в ее зоне , а также может осуществляться разгон по наклонной траектории.

Первый случай выбирается тогда, когда взлетная площадка имеет ограниченные размеры и окружена высокими препятствиями, а также если она имеет сильное запыление или покрыта свежевыпавшим снегом. Режим работы двигателя при таком взлете – максимальный то есть запаса по мощности нет.

Это самый напряженный режим взлета, а при отказе двигателя (одного из двигателей) безопасная посадка не гарантирована. Вертикальный подъем должен осуществляться до высоты обеспечения прохода над препятствиями с превышением не менее 5 метров.

Управление вертолетом.

Взлет вне зоны воздушной подушки с площадки, ограниченной препятствиями.

Разгон по наклонной траектории может быть использован на такой же площадке, но с высотой препятствий до 5 метров. Запас мощности при таком взлете должен обеспечивать одновременный разгон с набором высоты. Должна быть гарантирована безопасная посадка в случае отказа двигателя (одного из двигателей).

Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки – самый распространенный способ взлета. Он обычно производится с аэродромов (вертодромов), имеющих открытые подходы. При этом двигатель работает обычно на номинальном режиме, то есть имеется запас мощности для необходимого, в случае чего :-), маневрирования. Вертолет после контрольного висения разгоняется вдоль земли с углом тангажа на пикирование в 10-15 º (иной раз и больше, и это очень эффектно :-)) и далее переходит в набор высоты. Этот взлет, кстати, – самое распространенное из того, что мы видим в кино.

Если по вертолетному взлететь невозможно, то вертолет может взлететь по самолетному , вырулив для этого к месту старта. Далее все как у самолета :-). Ручка шаг-газ устанавливается на взлетный режим, ручка управления дается немного от себя (для появления горизонтальной тяги), вертолет разбегается и, набрав определенную скорость (порядка 40-50 км/ч), после небольшого взятия ручки управления на себя, отрывается от земли. Далее некоторое выдерживание на высоте около 1,5 метров и подъем.

Управление вертолетом.

Взлет по самолетному.

Вот так вкратце о возможностях взлета. О других рабочих (а также аварийных и специальных) режимах полета поговорим в следующих статьях и по пожеланиям трудящихся :-).

А пока всем, я думаю, понятно, что на любых режимах полета управление производится совместными перемещениями ручек управления вертолетом, шаг-газ и педалями. Управление вертолетом максимально приближено к самолетному, но отличия, конечно, на лицо. Пилотов вертолетов даже наблюдению из кабины за землей учат по-другому. Ничего не поделаешь, специфика. Да и сравнивать вертолет и самолет наверное было бы неправильно. Однако, как говорится глаз радует и тот и другой :-). Оба летают удивительно красиво. Что еще нужно ? 🙂 :-)…….

В конце статьи помещаю ролик, который уже есть в моей статье о турбовальном двигателе. Для сегодняшней статьи он подходит как нельзя лучше :-). Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки. Правда не совсем типичный, а с применением еще одного элемента под названием шик, граничащий с воздушным хулиганством. Однако ведь до чего ж эффектно выглядит! :-). Летчик… Снимаю шляпу…

Условия безопасности полетов в горной местности требуют от экипажа тщательного предварительного изучения метеорологической обстановки в районе полетов и постоянного анализа погоды в ходе выполнения полета. Полеты в горах, как правило, происходят в условиях повышенной болтанку вертолета.

Условия полетов в горах характерны тем, что взлетно-посадочные площадки в большинстве случаев имеют неровную поверхность, ограниченные размеры и закрытые подходы.

Грузоподъемность вертолета при работе на высокогорных площадках с закрытыми подходами значительно снижается из-за необходимости выполнения вертикальных взлетов с набором высоты и выполнения разгонов на этих высотах, а также выполнения торможений и зависаний на высоте перед посадкой вертолета.

Особую сложность представляют полеты летом в горах с крутыми склонами, острыми гребнями, крутым" обрывами, резкими выступами скал, так как из-за неравномерного прогрева горных склонов образуются сильные восходящие и нисходящие потоки, которые по солнечной стороне движутся вверх, по теневой— вниз.

Попадая в эти потоки, вертолет подвергается частым броскам вверх и вниз. В этих условиях ухудшается управляемость вертолета и его конструкция испытывает повышенные напряжения.

При полетах в горной местности не рекомендуется приближаться к склонам гор и к мощным кучевым облакам, которые образуются в дневное время суток над горами.

Пересекать горные хребты необходимо с превышением рельефа местности на В случаях когда невозможно иметь такое превышение из-за большой высоты гор, горный хребет пересекать под острым углом к нему с таким расчетом, чтобы можно было быстро выполнить разворот от вершины хребта в случае резкой потери высоты полета из-за попадания в нисходящие потоки воздуха.

Основным признаком наличия сильных нисходящих и восходящих воздушных потоков, которые могут создавать угрозу безопасности полета, являются мощно-кучевые облака, возникающие над горами в дневное время. Наиболее благоприятные условия для выполнения полетов в горах бывают в утренние и вечерние часы.

Характерной особенностью полетов в горах является отсутствие ровных взлетно-посадочных площадок и свободных подходов к ним, поэтому взлеты и посадки в горах на ограниченных площадках требуют от летчика отличной техники пилотирования и твердых знаний особенностей полетов в этих условиях.

Определяя возможности взлета или посадки на заданную площадку, летчик должен грамотно оценить обстановку и принять правильное решение о возможности их выполнения, исходя из конкретных условий местности, размеров и состояния поверхности площадки, высоты над уровнем моря, характера препятствий в полосе взлета или посадки, а также направления и скорости ветра.

Перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на разных скоростях полета при максимально допустимом крене вертолета. Полеты лучше выполнять вдоль ущелья на высоте над дном ущелья. При полете в ущелье придерживаться одной стороны ущелья в целях обеспечения постоянной возможности разворота на случай необходимости выхода из ущелья в обратном направлении. Скорость полета в зависимости от ширины ущелья устанавливать такой, чтобы в любой момент обеспечивалась возможность выполнения разворота на 180°.

Для вертолета Ми-2 может быть допущен разворот на скорости с креном при этом радиус разворота не превышает 50 м.

Радиовысотомер РВ-УМ (РВ-3) над горами дает неустойчивые показания, поэтому пользоваться радиовысотомером нельзя (допускается использование показаний радиовысотомера при полетах над пологими склонами).

УКВ радиостанция обеспечивает радиосвязь с землей в пределах прямой видимости, поэтому при полете в горах возможны нарушения связи.

При неустойчивых показаниях радиокомпаса АРК-9 определение навигационных элементов с его помощью не производить.

Подготовку и выполнение маршрутного полета в горах производить в соответствии с Руководством по самолетовождению, Воениздат, 1972.

В горной местности мало характерных ориентиров, необходимых для ведения детальной ориентировки. Для ведения визуальной ориентировки использовать горные долины, плоскогорья, характерные вершины, горные реки и населенные пункты, расположенные на открытой стороне склонов гор.

При полетах в горах в турбулентной атмосфере устойчивость груза на внешней подвеске ухудшается: на скорости более 110 км/ч по прибору груз сильно раскачивается и, чтобы прекратить его раскачку, необходимо снизить скорость полета.

К полетам в горной местности с транспортировкой груза на внешней подвеске на высокогорные площадки ограниченных размеров допускать летчиков, имеющих опыт полетов с посадками на горные площадки.

Определение предельной полетной массы вертолета

Летчик должен уметь производить расчет предельной полетной массы вертолета, при которой обеспечиваются взлет и посадка вертолета на заданную площадку, с учетом:

  • размеров площадки и препятствий, ограничивающих ее;
  • температуры наружного воздуха;
  • высоты площадки над уровнем моря;
  • скорости и направления ветра.

Грузоподъемность вертолета зависит от температуры, скорости и направления ветра, размеров взлетно-посадочной площадки и высоты ее расположения над уровнем моря.

При взлете с ограниченной и посадке на ограниченную высокогорную площадку полетную массу вертолета определять по номограммам рис. 17 и 18.

Предупреждения:

Нижняя часть номограмм служит для учета влияния встречного ветра на предельную полетную массу при висении. При определении предельной полетной массы с учетом влияния следует учитывать возможность изменения скорости и направления ветра в процессе выполнения взлета и посадки. Поэтому при неустойчивом ветре определение предельной массы вертолета необходимо производить по минимальному значению скорости ветра.

При неизвестной температуре воздуха и скорости ветра на месте предполагаемой посадки для расчета предельной полетной массы использовать данные по температуре аэродрома вылета, а скорость ветра принимать равной нулю.

Для пояснения правил пользования номограммами на них изображен ключ и показаны примеры определения предельной полетной массы. На номограммах рис. 17 и 18 показаны максимальные значения полетных масс вертолета, полученные при взлетной мощности двигателей и взлетных оборотах несущего винта (79 ±1%).

На высотах более 500м по мере увеличения высоты площадки относительно уровня моря возрастает величина просадки вертолета при разгоне в процессе взлета по вертолетному.

В целях предотвращения непреднамеренного касания колесами шасси неровностей поверхности горной площадки, расположенной на высоте до 2000 м, высота контрольного висения перед разгоном вертолета должна быть не менее

Примечание. При особой натренированности летчик может выполнять взлет без касания колесами о землю с высоты контрольного висения но при этом разгон до скорости необходимо производить незначительными отклонениями ручки, чтобы вертолет плавно разгонялся до скорости без просадки, затем энергичной дачей ручки от себя на 1/3 хода с одновременным увеличением шага на по УШВ перевести вертолет в разгон с набором высоты. Этот метод взлета можно использовать при отсутствии препятствий на границе площадки.

Наибольшая тяга несущего винта получается при взлетных оборотах турбокомпрессоров двигателей и взлетных оборотах несущего винта (nв = 79±1%). На высотах более 500 м над уровнем моря при высоких температурах наружного воздуха обороты турбокомпрессоров двигателей увеличиваются до 101%. Взлетные обороты несущего винта при этом автоматически поддерживаются в диапазоне 79±1%.

При взлетах и посадках с максимальной полетной массой на всех высотах не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78% (шаг винта зависимости от высоты площадки).

При дальнейшем увеличении общего шага несущего винта обороты резко уменьшаются и вертолет проседает, что особенно опасно при взлете с ограниченных площадок.

Для проверки взлетного режима и правильности определения предельного полетного веса вертолета в зависимости от атмосферных условий и высоты площадки над уровнем моря необходимо выполнить контрольное висение и проверить высоту висения, шаг по УШВ, взлетные обороты несущего винта и температурный режим двигателей.

При этом взлетная дистанция будет равна примерно

Особенности взлетов и посадок на высокогорных площадках

  • с открытыми подходами — не менее 40X40 м;
  • площадок, имеющих препятствия на подходах, когда обеспечена возможность зависания вертолета над препятствием на высоте не менее 10 м, — не менее 40X40 м.
  • площадки с открытыми подходами — не менее 40X40 м;
  • площадок, расположенных в углублениях горного рельефа, — не менее 100X40 м, при этом увеличение высоты рельефа (препятствий) за границей площадки в направлении взлета должно составлять не более 1 м на каждые 15 м пути.

Дистанция при взлете по вертолетному не зависит от высоты расположения рабочей площадки, а определяется значением предельной высоты висения над поверхностью площадки. С уменьшением предельной высоты висения взлетная дистанция возрастает (рис. 19).

На величину взлетной дистанции влияет значение скорости, достигнутой над условным препятствием. Так, например, увеличение скорости на высоте 25 м на 10 км/ч приводит к увеличению взлетной дистанции на

Величина взлетной дистанции практически не изменяется, если взлет вертолета выполняется с высоты висения ниже предельной с использованием в процессе взлета избытка мощности вплоть до взлетного режима по сравнению с дистанцией при взлете с предельной высоты висения.

На высокогорных площадках посадочная дистанция превосходит взлетную (на высоте 3000 м посадочная дистанция в раза больше взлетной).

Размеры рабочей площадки для посадки и взлета по самолетному должны быть не менее 180X40 м с уклоном условной плоскости препятствий на подходах 1:20.

График зависимости взлетной дистанции от высоты висения вертолета над поверхностью площадки на взлетном режиме работы двигателей

Способы взлета

В зависимости от размеров, состояния поверхности взлетной площадки, наличия препятствий на подходах и запаса мощности двигателей взлет с горных площадок следует выполнять одним из следующих способов:

Порядок выполнения взлета:

Если условия не позволяют произвести взлет против ветра или ветер при взлете имеет переменное направление, то без изменения полетной массы вертолета взлет можно производить:

  • при ветре справа до 5 м/с;
  • при ветре слева и сзади до 3 м/с.

Предупреждение. Выполнение разворотов на висении вблизи препятствий при использовании взлетного режима работы двигателей и ветре более 3 м/с запрещается.

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей может висеть на высоте от 2 до 5 м, то взлет производить с использованием избытка мощности двигателей, для чего:

Предупреждение. При взлете и разгоне с использованием избытка мощности двигателей не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78%.

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте более 5 м, то взлет производить в такой последовательности:

Третий способ — взлет по самолетному — применять в том случае, если вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте и состояние поверхности площадки обеспечивает безопасный разбег вертолета на расстоянии не менее 180 м.

Порядок выполнения взлета:

Выполнение посадок на высокогорные площадки

Общие положения

При выполнении посадок на высокогорные площадки необходимо учитывать следующие особенности:

  • с увеличением высоты расположения площадки относительно уровня моря у вертолета увеличивается стремление к просадке перед зависанием. При энергичном торможении, особенно при попутном ветре, просадка может привести к преждевременному приземлению вертолета с касанием хвостовой опорой о неровности площадки;
  • торможение вертолета на планировании перед посадкой происходит вяло, поэтому для точного расчета на посадку уменьшение скорости полета необходимо начинать раньше, чем на площадках, расположенных на высотах, близких к уровню моря.

Во всех случаях, когда позволяют условия, посадку производить с подходом на высоте с поступательной скоростью 80 км/ч.

Способы посадок

В зависимости от размеров площадок, характера препятствий на подходе и состояния грунта выполняются следующие способы посадок.

Перед посадкой выполнять контрольный проход над площадкой с превышением ее уровня на в свободном от препятствий направлении и на скоростях 70— 80 км/ч. При проходе уточнить барометрическую высоту площадки.

При подходе к центру площадки по команде летчика одному из членов экипажа зажечь дымовую шашку и сбросить ее через дверь.

Маневр захода на посадку строить с учетом направления ветра, определенного по дыму шашки.

Порядок выполнения посадки:

  • заход на посадку производить на скорости по прибору;
  • с высоты, превышающей площадку на начать плавное торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте скорость составляла
  • дальнейшее уменьшение скорости полета по траектории и вертикальной скорости снижения производить с таким расчетом, чтобы зависнуть на высоте на удалении от центра площадки;
  • после уверенного зависания произвести плавное перемещение вертолета к месту посадки на скорости осмотреть место посадки и выполнить вертикальное приземление. Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Перед выполнением посадки уточнить барометрическую высоту площадки и определить направление ветра по методу, указанному для первого способа посадки.

Порядок выполнения посадки:

  • заход на посадку производить на скорости
  • с высоты, превышающей площадку на начать торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте установить скорость
  • снижение и торможение в дальнейшем производить так, чтобы зависнуть на высоте над центром площадки.

Вертикальное приземление и уменьшение общего шага несущего винта производить так же, как указано для первого способа посадки.

В процессе предпосадочного снижения до высоты 100 м скорость полета сохранять Дальнейшее снижение выполнять с одновременным торможением вертолета с таким расчетом, чтобы приземление произвести на скорости с вертикальной скоростью снижения

Взлет с площадок и посадка на площадки с уклонами

Максимальная величина уклонов площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должна превышать следующих значений:

  • носом на уклон 4°;
  • левым бортом на уклон 4°;
  • правым бортом на уклон 3°;
  • носом под уклон 4°.

Взлеты с площадок и посадки на площадки с уклонами целесообразно выполнять носом или левым бортом на уклон. Выключение двигателей после посадки на площадку с уклоном производить только в случае, когда величина уклона не превышает 3°.

Взлет и посадка носом на уклон являются наиболее безопасными и их необходимо производить во всех возможных случаях с учетом скорости бокового ветра, которая не должна превышать следующих значений:

  • при ветре справа 5 м/с;
  • при ветре слева и ветре сзади 3 м/с.

При скорости ветра более 5 м/с взлет и посадку производить против ветра с учетом допустимых величин уклонов.

При выполнении захода и посадки носом под уклон зависание производить на высоте не менее 3 м во избежание касания хвостовой опорой и винтом о землю. Снижение после зависания производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон.

В случаях крайней необходимости допускается выполнение взлета и посадки носом на уклон, величина которого до 7°. При этом взлет и посадку выполнять только против ветра. Перед приземлением затормозить колеса, а после приземления шаг несущего винта плавно уменьшить до величины по указателю, удерживая вертолет во взвешенном состоянии. Ручку управления отклонить от себя настолько, чтобы исключить смещение вертолета назад.

Предупреждение. Посадка носом на уклон, величина которого превышает 4°, допускается на короткий период для быстрой загрузки или разгрузки вертолета. Выключение двигателей на таких площадках запрещается.

Руление и развороты на рулении производить только на тех площадках, величина уклона которых не превышает 2°. Во всех других случаях для перемещения вертолета производить подлеты.

При взлете с площадок, имеющих уклон, набор высоты после отрыва вертолета производить строго вертикально, зависание выполнять на высоте не менее 3 м.

Взлет с русла высохшей реки и посадка на него

Посадку на русло высохшей реки производить только по вертолетному.

При выборе ровного участка русла, а также при заходе на посадку и посадке необходима повышенная осмотрительность, так как на русле могут быть наносы кустарника, травы и мелкого ила, которые при приближении вертолета к земле увлекаются струей от винта, могут попасть в винт и закрыть от обзора место посадки.

Зависание перед посадкой производить на высоте не ниже 1,5 м. Вертикальную посадку выполнять без перемещения вертолета в стороны.

Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при полной уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Примечание Если на борту вертолета находится второй член экипажа, он должен после посадки выйти из вертолета, осмотреть площадку и доложить командиру о ее состоянии, после чего произвести уменьшение общего шага несущего винта до

Руление по руслу реки не допускается. Для перемещения вертолета производить подлеты на скорости

При отсутствии препятствий взлет производить против ветра вдоль русла реки (направление ветра в руслах рек, как правило, совпадает с направлением русла). При этом участок русла (полоса взлета) должен быть свободен от препятствий и поворотов, иметь ширину не менее 40 м, длину не менее 120 м, чтобы его хватило для разгона вертолета до скорости и набора высоты 25 м.

Полеты в ущельях

Перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов с максимальным креном (30°) на разных скоростях полета.

При полетах в ущельях препятствия иногда не позволяют маневрировать при заходе на посадку на скорости Поэтому чтобы уменьшить радиус разворота, заход следует выполнять на скорости На этой скорости можно выполнять развороты на 180° с креном ущельях шириной

При встрече с препятствием в ущелье, которое нельзя преодолеть набором высоты, уменьшить скорость полета до и выполнить разворот в направлении, позволяющем продолжать полет.

При необходимости выполнения разворота на 180° в узком ущелье летчик обязан предварительно ближе подойти к одной из сторон ущелья и сделать разворот в противоположную сторону.

Для вертолета Ми-2 в узком ущелье допускается разворот на скорости с креном при этом радиус разворота не превышает 50 м.


5.18. ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ

5.18.1. Полеты на вертолетах выполняются с аэродромов (вертодромов) или площадок целевого назначения.

5.18.2. Площадки для посадки вертолетов, как правило, подбираются и оборудуются заблаговременно. Состояние поверхности, размеры и обозначение площадок должны соответствовать требованиям, изложенным в Инструкции о порядке использования вертолетов, Руководствах по летной эксплуатации вертолетов или специальных программах для проведения испытаний (исследований) на различных площадках.

Разрешается подбирать площадки в полете и (по мере необходимости) производить на них посадки летчикам, имеющим на это допуск. Выполнение таких посадок должно указываться в задании на полет.

5.18.3. На аэродромах, где базируются самолеты и вертолеты, оборудуются специальные площадки с отдельным стартом для вертолетов.

Организация совместных полетов самолетов и вертолетов определяется Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

5.18.4. Выполнение аэродромных полетов на вертолетах в ПМУ и СМУ, внеаэродромных полетов - в ПМУ разрешается без наличия запасного аэродрома. Внеаэрдромные полеты на вертолетах в СМУ разрешаются при наличии не менее одного запасного аэродрома или посадочной площадки, на которых должен находиться руководитель полетов со средствами управления.

5.18.5. Запуск и опробование двигателей вертолета производятся полным составом экипажа. На площадках, специально оборудованных швартовочным креплением, а также на палубах морских (речных) судов при обеспечении надежной швартовки запускать и опробовать двигатели с раскруткой несущей системы разрешается летчику, бортовому механику и лицам инженерно-авиационной службы, прошедшим специальную подготовку и имеющим на это допуск.

5.18.6. Перед запуском двигателей вертолета предметы, которые могут перемещаться струей от несущего винта, должны быть удалены на безопасное расстояние.

5.18.7. Руление вертолета разрешается по ровной, твердой поверхности в условиях визуальной видимости ориентиров и препятствий на земле. Скорость ветра при этом не должна превышать ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации вертолета.

Руление вертолета вблизи препятствий должно выполняться с сопровождающим, при этом расстояние от концов лопастей несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.

Встречное руление допускается при расстоянии между вертолетами не менее одного диаметра несущего винта и только на прямолинейном участке РД.

В тех случаях, когда руление вертолета к месту взлета невозможно, выполняется подлет, при этом расстояние от несущего винта до препятствий должно быть не менее одного диаметра несущего винта.

5.18.8. Перемещение (подлет) на высоте до 10 м (кроме случаев, предусмотренных заданием) выполняется, если состояние грунта или конструкция вертолета не позволяют производить руление.

5.18.9. Висение и перемещение на высоте до 10 м разрешается при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира экипажа.

5.18.10. Взлет и посадка вертолетов (в основном) производятся на взлетно-посадочной полосе или разлетной площадке. Перемещение вертолетов со стоянки на взлетно-посадочную полосу или разлетную площадку и обратно выполняются рулением (буксированием). С разлетной площадки выполняется взлет для выполнения задания или подлет на взлетно-посадочную полосу.

5.18.11. Взлет и посадка вертолетов производятся, как правило, против ветра. Взлет и посадка с боковым или попутным ветром допустимы при скорости ветра, не превышающей значений, установленных руководством по летной эксплуатации вертолета, кроме случаев, предусмотренных программой испытаний.

5.18.12. При взлете, висении и посадке вертолета расстояние от несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта (но не менее 10 м), а до воздушных судов - не менее двух диаметров несущего винта.

5.18.13. Посадка на подобранную во время полета площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее обследования высаженным на землю (с режима висения на высоте не более 1 м) членом экипажа по его сигналам.

5.18.14. Посадка на подготовленную пыльную (снежную) площадку производится (с полетной массой, при которой возможно зависание вне зоны влияния воздушной подушки) против ветра.

При наличии на посадочной площадке пыли (снега) должны быть приняты меры, исключающие или уменьшающие возможность образования пыльного (снежного) вихря.

Выполнять взлет и посадку вертолета на площадку, если ее поверхность экипажем не наблюдается, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.18.15. Прием (высадка) пассажиров и грузов на борт (с борта) вертолета, когда исключена возможность посадки (водная поверхность, топь, труднодоступное место и т.п.), производится с помощью штатного подъемно-спускового устройства на режиме висения. Допускается высадка людей (выгрузка грузов) на режиме висения с высоты не более 1 м без использования указанного устройства.

5.18.16. Лица, производящие разгрузку вертолета или прием на его борт людей на режиме висения, должны иметь страховочные приспособления, предохраняющие их от выпадания из вертолета.

5.18.17. Посадка вертолета ночью выполняется с использованием посадочного прожектора, посадочных или рулежных фар.

Посадку легкого вертолета разрешается выполнять по стартовым огням.

Посадка ночью вне аэродрома вертолетов всех типов в составе групп (от звена и более) выполняется только на площадки, маркированные светотехническими средствами (световыми ориентирами).

Посадку ночью легких и средних вертолетов, оборудованных специальными поисковыми фарами, разрешается выполнять на необозначенные площадки.

5.18.18. При оказании помощи людям, находящимся в воде, во избежание захлестывания их волной от струи воздушного винта и относа плавсредств, снижение для принятия на борт людей выполняется вертикально.

5.18.19. При вынужденной посадке вертолета на ограниченную площадку или на сильно пересеченную местность командир экипажа обязан принять все меры для сохранения жизни пассажиров и экипажа, для чего посадка производится (по возможности) с минимальными скоростями поступательного и вертикальной движения, с использованием полной мощности силовой установки и кинетической энергии несущего винта.

5.18.20. При встрече с опасными явлениями погоды командиру ВС (старшему группы) разрешается выполнять посадку на выбранную площадку.

О месте и времени посадки командир воздушного судна (старший группы) обязан сообщить ближайшему органу ОВД (управления полетами).

Решение о вылете с места посадки для выполнения задания или возвращения на аэродром вылета принимает командир воздушного судна (старший группы) после того, как метеоусловия будут соответствовать уровню подготовки экипажа (группы).

Взлет с места посадки вертолета производится с разрешения органа ОВД (управления полетами) и последующим его информированием о выполненном взлете.

5.18.21. При выполнении заданий с использованием посадочных площадок командир экипажа обязан поддерживать непрерывную радиосвязь с органом ОВД (управления полетами) ближайшего аэродрома и информировать его о своем месте, планируемом и фактическом времени взлета (посадки).

5.18.22. Экипажи вертолетов, выполняющие задания в отрыве от своей базы, должны располагаться на аэродромах, обеспечивающих подготовку, отдых и питание экипажа, а также размещение, заправку, техническое обеспечение и охрану вертолетов.

Читайте также: