Взаимоотношения растений и животных между собой действия хищников паразитов относят к факторам среды

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Вопрос 1. Назовите известные вам типы взаимоотношений организмов в природе.
Существует несколько различных типов взаимоотношений живых организмов в природе. Основными среди них являются:
• хищничество;
• паразитизм;
• конкуренция;
• симбиоз.

Вопрос 3. Расскажите о хищничестве в животном и растительном мире и дайте определение этого явления.
Хищничество — форма взаимоотношений, при которой организм одного вида использует представителей другого вида в качестве источника пищи однократно (убивая их).
Хищничество широко распространено в природе, особенно в царстве животных. Хищниками являются волки, совы, змеи, крокодилы и т. д. Хищные растения встречаются гораздо реже (например, росянка и венерина мухоловка). Также есть несколько видов хищных грибов.
Хищничество оказывает сильное воздействие как на хищника, так и на жертву. Хищники, как правило, уничтожают более слабых и больных, способствуя обновлению и укреплению популяции жертвы. Многие жертвы адаптируются в целях защиты: используют сложное приспособительное поведение, мимикрирующую окраску, различные яды. Хищники тоже совершенствуются, у некоторых из них в ходе эволюции сформировалось согласованное охотничье поведение (охота стаей у волков, дельфинов).
Долгое совместное существование хищников и жертв приводит к относительной стабилизации численности как одной, так и другой популяции. Когда возрастает численность жертв, то в связи с улучшением питания возрастает и численность хищников, тем самым ограничивая разрастание первой популяции. Когда же хищники чрезмерно уменьшают популяцию жертвы, то и их количество снижается.

Вопрос 4. Что такое паразитизм? Что вы можете сказать о разных формах паразитизма? Приведите примеры.
Паразитизм — форма взаимоотношений организмов, относящихся к разным видам, при которой один организм (паразит) использует другой организм (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания. Различают паразитов постоянных и временных. Постоянные паразиты не могут существовать во внешней среде и всю жизнь обитают в теле или на наружных покровах хозяина (аскарида, бычий цепень, вши и др.).
Временные паразиты посещают хозяина только для питания (кровососущие клещи, комары).
У некоторых постоянных паразитов все стадии жизненного цикла осуществляются в теле одного хозяина (круглые черви: трихинелла, острица), у других каждый этап жизненного цикла проходит в теле нового хозяина (некоторые паразитические плоские черви). По месту расположения в теле хозяина выделяют паразитов наружных (вши, клещи, блохи) и внутренних, обитающих и тканях или полостях хозяина (трихинелла, аскарида, сосальщики, эхинококки, малярийный плазмодий). В теле представителей паразитических видов, в свою очередь, могут обитать паразиты. Это явление получило название сверхпаразитизма.
У паразитов в результате естественного отбора развились многочисленные приспособления (идиоадаптации), способствующие добыванию пищи или удержанию в теле хозяина: колюще-сосущий ротовой аппарат, присоски, крючья и т. п.
Паразитический образ жизни оказывает глубокое влияние на строение паразитов. Естественный отбор идет у них в направлении совершенствования аппарата добывания и хранения пищи и сильного развития половой системы. Так, у кровососущих видов увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет образования слепых выростов кишечной трубки (пиявки, клещи). Возрастает объем органов размножения. У некоторых паразитических форм они составляют основную часть массы тела. Соответственно и продуктивность паразитов очень велика. Например, свиной цепень (класс Ленточные черви) за сутки образует до 200000 Яиц.

Предназначен для учащихся 11 класса, для контроля знаний по разделу" Экосистема".

ВложениеРазмер
test_ekosistema.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

3) трофическая цепь

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4) пирамида массы

А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества

2) жиры
3) углеводы

4) все перечисленные вещества

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) нет верного ответа

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях

3) ботанический сад

4) национальный парк

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

А) Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные

Д) Преобладание монокультур

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

3) пищевой уровень

4) пирамида численности

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

3) ограничивающий фактор

4) оптимальный фактор

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза

4) нет правильного ответа

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

2) биологические ритмы

3) биологические часы

4) биотические факторы

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

2) зимняя спячка

3) остановка физиологических процессов

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой

2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу

4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый

2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются

А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных

2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков пропалыванием

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

3) национальный парк

4) памятник природы

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2 Консументом леса является волк

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

А) острица – человек

Г) гидра - дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

1) хищник – жертва

2) паразит - хозяин

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1. Уменьшение численности шмелей.

2.Увеличение численности травоядных животных.

3. усиленное размножение растений-конкурентов.

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

1. Недостаток или отсутствие кормовой базы

2. Инстинкт миграции в период размножение.

3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.

4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

С 1.Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

1. Редис – растение короткого дня.

2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.

3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест по теме "Человек" в формате ЕГЭ

Для подготовки к ЕГЭ, я применяю тесты в формате контрольно-измерительных материалов по отдельным темам.


Тест по разделу "Экосистемы" 11 класс

Тест составлен из заданий Открытого банка заданий ФИПИ. 2 варианта по 20 заданий. Из них 17 - часть А, 3 - часть В.


Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015. Состоят из двух вариантов . Могут быть использованы как контрольная рабоа по теме:" Основы генетики и селекции".


Тест по теме "Личность. Социализация индивида" в формате ЕГЭ с ответами , 10 класс

Тест представляет собой подборку вопросов по теме "Личность. Социализация индивида" разной степени сложности для самостоятельной подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ.


Тест по теме "Общество. Сферы общественной жизни" в формате ЕГЭ, с ответами, 10 класс

Тематический тест для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию , подборка заданий разной степени сложности по теме "Общество".


Тест по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз" 9 класс

Удобный тест для проверки знаний учащихся по пройденной теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз", содержит осоновные понятия, рассчитан на 10 минут.


Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек».

Тест "Основные экологические закономерности" предназначен для обучающихся 9 класса для проверки знаний по этой теме.

Содержимое разработки

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

Взаимоотношения организмов со средой обитания изучает

А – морфология Б – генетика В – систематика Г - экология

Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются

А – абиотическими факторами Б – экологическими факторами

В – биотическими факторами Г – антропогенными факторами

Факторы неорганической природы, влияющие на организмы

А - антропогенные факторы Б – ограничивающие факторы

В – абиотические факторы Г – биотические факторы

Воздействия друг на друга организмов одного или разных факторов

А - биотические факторы Б - антропогенные факторы

В - абиотические факторы Г - ограничивающие факторы

Влияние деятельности человека на живые организмы или среду обитания

А - биотические факторы Б - ограничивающие факторы

В - антропогенные факторы Г - абиотические факторы

Абиотический фактор - это

А – изменение температуры воздуха по сезонам года Б – осушение болот человеком

В – вырубка человеком деревьев в лесу Г – поедание хищником жертвы

К биотическим факторам относится

А – изменение среды обитания хищников человеком Б - хищничество

В – отстрел хищников Г – отлов хищников

К антропогенным факторам относится

А – разлив реки во время половодья Б – поедание хищником жертвы

В – землетрясение Г – осушение болот

Биологические ритмы обеспечивают у организмов

Б – защиту от хищников

В – приспособленность к периодическим изменениям среды

Г – ориентацию в пространстве

Главным сигналом о наступлении изменений в окружающей среде служит

А – изменение длины светового дня Б – изменение температуры воздуха

В – выпадение осадков Г – выпадение снега

Фотопериодизм - это

А - реакция организмов на изменение температуры воздуха

Б - реакция организмов на пищу

В - реакция организмов на продолжительность дня

Г - реакция организмов на хищников

Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы

А - паразитизм Б - симбиоз

В - конкуренция Г - хищничество

Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими потребностями

А - хищничество Б - конкуренция

В – симбиоз Г - паразитизм

Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счет других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно

А - паразитизм Б - хищничество

В - конкуренция Г - симбиоз

Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу

А - хищничество Б - конкуренция

В – симбиоз Г – паразитизм

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

Биогеоценоз – это совокупность

А – взаимосвязанных компонентов неживой природы

Б – живых организмов одного вида

В - живых организмов разных видов

Г - живых организмов и компонентов неживой природы, связанных обменом веществ и превращениями энергии

Биоценоз – это совокупность взаимосвязанных

А – организмов одного вида Б – компонентов живой и неживой природы

В – совместно обитающих организмов разных видов Г – растений разных видов

Производители органических веществ в экосистеме

А – продуценты Б – консументы В – редуценты Г - животные

К продуцентам относят

А – животных Б - растения В – бактерии Г - грибы

Потребители органических веществ в экосистеме

А – продуценты Б - растения В – консументы Г - редуценты

К консументам относят

А – растения Б - животных В – бактерии Г - грибы

Разрушители органических веществ в экосистеме

А – редуценты Б - консументы

В – продуценты Г – растения и животные

К редуцентам относят

А – растительноядных животных Б - хищников

В – растения Г - бактерии и грибы

Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию

А - воды Б – солнечного света В – углекислого газа Г – минеральных солей

Определите правильно составленную пищевую цепь

А – семена ели – еж – мышь - лисица Б – лисица – еж – мышь – семена ели

В - семена ели – мышь – еж - лисица Г – мышь – еж – семена ели - лисица

Начальное звено в цепях питания

А – хищники Б – бактерии и грибы

В - растительноядные животные Г - растения

Уменьшение численности особей, количества биомассы или энергии от первого трофического уровня к последующим называют

Живые организмы постоянно взаимодействуют между собой и влияют на окружающую среду. Такие взаимодействия являются биотическими факторами среды обитания.


(\(+\)) — вид получает преимущество (положительное воздействие);
(\(–\)) — вид испытывает отрицательное воздействие;
(\(0\)) — для вида нет ни вреда, ни пользы.

(\(+\) \(0\)) Комменсализм — один вид использует другой вид без нанесения ему вреда (разновидности — нахлебничество, сотрапезничество, квартирантство ).

(\(+\) \(+\)) Симбиотические отношения — взаимовыгодные полезные связи между организмами (разновидности — протокооперация, мутуализм, симбиоз ).

(\(+\) \(–\)) Паразитизм — организмы вида-паразита живут определённое время в организме вида-хозяина и питаются его тканями.

moose-gbc4b71419_640.jpg

Рис. \(1\). Лось

wildlife-g24c364a6e_640.jpg


Рис. \(2\). Белка

Нейтрализм в природе встречается редко, так как виды могут влиять друг на друга косвенно, изменяя среду обитания. Мы не всегда замечаем такие взаимодействия из-за ограниченности наших знаний.

Один из видов, обитающих на одной территории, может оказывать отрицательное влияние на другой, не получая от этого никакой пользы.

светолюбивые травянистые растения в лесу угнетаются из-за недостатка света, а для деревьев такое взаимодействие не имеет значения.

forest-g213019aaf_640.jpg

Комменсализм (\(+\) \(0\)) — один вид (комменсал) получает пользу, а другому виду отношения безразличны.

Наблюдается использование одного организма другим без нанесения ему ущерба. Это взаимосвязи, выгодные для одного из взаимодействующих видов и нейтральные для другого (переходная форма от нейтрализма к мутуализму).

некоторые млекопитающие (волки, лисы, лоси, олени и др.) переносят на своей шерсти плоды и семена с различными крючками и зазубринами (вроде череды и репейника). Такое взаимодействие полезно растениям, а на животных оно никак не влияет.

galloway-g4aca9f316_640.jpg

рыбы-прилипалы — частые спутники акул. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет им удерживаться на теле акулы, постоянно следуя за ней. Такое сожительство нейтрально для акулы, но приносит выгоду рыбе-прилипале (обеспечение пищей и облегчение передвижения).

взаимоотношения между видами насекомых, а также взрослыми насекомыми и их личинками, питающимися разными частями одного растения: бабочкам нужен нектар, а их гусеницы и жуки объедают листья.

Квартирантство — использование организмами одного вида жилища или организма другого вида в качестве убежища.

взаимоотношения между растениями и дуплогнёздниками (на фото сова в дупле). Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.

ural-owl-g035664e3b_640.jpg

такой тип взаимоотношений широко распространён у растений. В тропических лесах распространены эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений. Переместившись на деревья, они поднялись от сумерек к свету. Никакого урона деревьям они не наносят, а воду и питательные вещества получают из атмосферы.

Читайте также: