Выведение новых сортов растений иллюстрирует прогностическую функцию науки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Селекция – наука, занимающаяся выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Селекция происходит в два этапа: сначала путем скрещивания и мутагенеза создается наследственное разнообразие, а потом производится искусственный отбор.

Скрещивание (гибридизация)

Отдаленная гибридизация (аутбридинг) – скрещивание организмов разных сортов (пород, линий), подвидов, видов. При этом получаются новые сочетания генов, повышается гетерозиготность, возникает гетерозис (превосходство гибридов над родителями по размеру, жизнеспособности и т.д.).

Близкородственное скрещивание (инбридинг) – приводит к закреплению желательного признака (повышается гомозиготность: скрытые рецессивные гены переходят в гомозиготное состояние и проявляются в фенотипе). Длительное близкородственное скрещивание приводит к получению чистых линий. У самоопыляющихся растений они имеют нормальную жизнеспособность, а у животных и перекрестноопыляющихся растений – пониженную, потому что закрепляются не только желательные, но и вредные признаки.

Мутагенез

Если обработать мешок пшеницы ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, то в каждом семени произойдут мутации.

Если обработать зиготу колхицином, то в ней произойдет полиплоидия (кратное увеличение количества хромосом), у растений это приводит к повышению урожайности (в селекции животных не используется).

С помощью полиплоидии Г.Д.Карпеченко преодолел бесплодие межвидового гибрида капусты и редьки: после обработки колхицином количество хромосом в клетках гибрида удвоилось, после чего стала возможна конъюгация и кроссинговер (а следовательно мейоз и образование половых клеток).

Искусственный отбор

При искусственном отборе закрепляются признаки, полезные для человека, при этом для самого растения или животного эти признаки могут быть вредными (например, ожирение у свиней).

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В селекции животных практически не используют
1) массовый отбор
2) неродственное скрещивание
3) родственное скрещивание
4) индивидуальный отбор

Выберите один, наиболее правильный вариант. Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу

Выберите один, наиболее правильный вариант. Все многообразие современных пород животных и сортов растений сформировалось под влиянием
1) модификационной изменчивости
2) стабилизирующего отбора
3) искусственного отбора
4) биологического прогресса

Выберите один, наиболее правильный вариант. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению межвидовых гибридов
4) усилению мутагенеза

Выберите один, наиболее правильный вариант. Явление гетерозиса наблюдается у гибридов, полученных от
1) генетически отдаленных родительских форм
2) близкородственного скрещивания
3) особей одного сорта, но с разными фенотипами
4) особей одного сорта, но с разными генотипами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Материалом для искусственного отбора является
1) генетический код
2) популяция
3) дрейф генов
4) мутация

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой отбор более эффективен при создании нового сорта самоопыляющихся зерновых культур?
1) стабилизирующий
2) массовый
3) индивидуальный
4) движущий

Выберите один, наиболее правильный вариант. Увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору, получают в селекции растений путем
1) близкородственного скрещивания
2) искусственного отбора
3) искусственного мутагенеза
4) гетерозиса

Гибридное потомство, полученное Г.Д.Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие
1) разного числа половых клеток у редьки и капусты
2) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
3) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
4) гомозиготности родительских форм

Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии

Бесплодные гибриды у растений образуются в результате
1) внутривидового скрещивания
2) полиплоидизации
3) отдаленной гибридизации
4) анализирующего скрещивания

Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
1) проявлением доминантных мутаций
2) увеличением числа гетерозиготных особей
3) уменьшением числа гомозиготных особей
4) проявлением рецессивных мутаций

Какой вклад в генетику и селекцию внес Г.Д.Карпеченко?
1) преодолел бесплодие межвидовых гибридов
2) вывел новый сорт пшеницы
3) открыл явление гетерозиса
4) известен, как создатель новых сортов фруктов

Определите число хромосом в соматических клетках капустно-редечного гибрида после преодоления его бесплодия, если в исходных соматических клетках капусты и редьки по 18 хромосом
1) 9
2) 18
3) 27
4) 36

ЕСТЕСТВЕННЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
1. Установите соответствие между характеристиками и формами отбора: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отбирающий фактор – условия природы
Б) благоприятные изменения сохраняются и передаются по наследству
В) темпы эволюции быстрые
Г) целенаправленное накопление полезных для человека признаков
Д) результат – многообразие видов
Е) благоприятные изменения отбираются и становятся хозяйственно-ценными

2. Установите соответствие между видами отбора и их особенностями: 1) естественный, 2) искуственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) темпы эволюции медленные
Б) неблагоприятные изменения бракуются, уничтожаются
В) благоприятные изменения отбираются, становятся хозяйственно-ценными
Г) приводит к возникновению новых популяций, видов
Д) результат – многообразие видов
Е) характер действия творческий – целенаправленно накапливаются признаки, полезные для человека

3. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует в природе постоянно
Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека
В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах
Г) приводит к возникновению новых видов
Д) способствует созданию новых пород животных
Е) действует на пшеницу на поле

ЕСТЕСТВЕННЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В отличие от искусственного отбора, естественный отбор
1) сохраняет и отбирает только признаки, важные для выживания организма
2) приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени
3) приводит к появлению новых пород животных и сортов растений
4) базируется на модификационной изменчивости
5) не связан с межвидовой и внутривидовой борьбой
6) приводит к появлению новых видо

СЕЛЕКЦИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании высокопродуктивных штаммов бактерий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) присвоение номенклатурного названия штамму бактерий
2) воздействие мутагенами на исходную колонию бактерий
3) подбор исходной колонии бактерий
4) получение новой колонии (штамма) и оценка её продуктивности
5) отбор бактерий с новыми признаками

Определите последовательность этапов работы по выведению новых пород животных.
1) подбор родительских форм
2) анализ родословных исходных форм
3) анализ полученного потомства
4) скрещивание исходных форм
5) скрещивание особей разных линий
6) создание нескольких линий

Установите последовательность этапов деятельности селекционера при использовании индивидуального отбора для самоопыляющихся растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) испытание отобранных гомозиготных потомков на урожайность
2) подбор исходных растений с нужными для человека признаками
3) самоопыление растений и получение потомства
4) оценка гомозиготности растений в полученном потомстве
5) посев семян отобранных растений

Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании новой породы животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) скрещивание производителей в племенном хозяйстве
2) многократный инбридинг полученных потомков
3) подбор исходных родительских форм с нужными для человека признаками
4) перевод генов хозяйственно ценных признаков в гомозиготное состояние
5) испытание отобранных гомозиготных потомков на продуктивность

СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ - ЖИВОТНЫХ
1. Установите соответствие между методом селекции и его использованием в селекции: 1) Селекция растений, 2) Селекция животных. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) массовый отбор
Б) отбор по экстерьеру
В) получение полиплоидов
Г) искусственный мутагенез
Д) испытание родителей по потомству

2. Установите соответствие между методами селекции и организмами, к которым их как правило применяют: 1) животные, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) испытание производителя по потомству
Б) индивидуальный отбор потомков по экстерьеру
В) межсортовая гибридизация
Г) клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую
Д) получение полиплоидных гибридов
Е) вегетативное размножение

3. Установите соответствие между методами и видами селекции: 1) селекция животных, 2) селекция растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отбор по экстерьеру
Б) метод ментора
В) выращивание из культур клеток
Г) увеличение плоидности
Д) массовый отбор
Е) испытание родителей по потомству

СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие понятия используют в селекции животных?
1) анализ потомства по фенотипу
2) искусственный мутагенез
3) движущий отбор
4) полиплоидию
5) инбридинг

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками гетерозисной формы растения или животного являются
1) гомозиготность по определённому признаку
2) повышенная урожайность гибридов
3) способность давать плодовитое потомство
4) устойчивость к болезням
5) мощное развитие вегетативных органов
6) усиление полученных признаков в последующих поколениях

Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) подбор исходных растений с определёнными признаками
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий

==========
Установите соответствие между особенностями и методами селекции: 1) аутбридинг, 2) инбридинг. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) близкородственное скрещивание
Б) получение чистых линий
В) скрещивание неродственных организмов
Г) улучшает продуктивность гибридов
Д) наблюдается депрессия у гибридов
Е) повышает гетерозиготность гибридов

Установите соответствие между методом селекции и его особенностями: 1) гибридизация, 2) индуцированный мутагенез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) получение гибридов путем скрещивания отобранных родительских форм
Б) воздействие на организм колхицином, который разрушает веретено деления клетки
В) появление новых признаков происходит в результате мутационной изменчивости
Г) чаще используется в селекции растений и микроорганизмов
Д) иногда наблюдается явление гетерозиса
Е) появление новых признаков происходит в результате комбинативной изменчивости

А1. Наука о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов:

а) цитология б) генетика в) селекция г) микробиология

А2. Выберите ученного, который создал открыл центры происхождения культурных растений:

а) Н. И. Вавилов б) Г. Д. Карпеченко. в) И. В. Мичурин г) Ч. Дарвин

а) мутагенез б) гетерозис в) инбридинг г) аутбридинг

А 4. Какой вид отбора применяется в селекции перекрестноопыляемых растений?

а) индивидуальный б) массовый в) бессознательный г) естественный

А 5. Близкородственное скрещивание проводят для:

а) повышения жизнеспособности б) получения гетерозиготных организмов

в) получения чистых линий г) улучшения свойств у гибридов

А 6. Аутбридинг – это

а) массовый отбор производителей б) скрещивание особей разных пород

в) скрещивание близких родственников г) скрещивание разных видов

А 7. Метод, основанный на внедрении генов из одного организма в другой:

а) клеточная инженерия б) генная инженерия в) клонирование г) хромосомная инженерия

Часть В. Выберите три правильных ответа из шести.

В 1. Выберите методы, которые применяет хромосомная инженерия.

1) методы полиплоидии

2) выращивание клеточных культур на питательной среде

3) метод замещенных линий

4) метод дополненных линий

В 2. Установите соответствие между культурами и центрами их происхождения

1) Абиссинский (Африканский)

Часть С. Вставьте пропущенные слова в текст:


Капустно-редечный гибрид был получен ученым_____________.Он оказался__________, так как хромосомы и редьки не могли конъюгировать. Способность образовывать гаметы была восстановлена методом_________

Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.

А1. Искусственно созданная человеком группа растений с наследственно закрепленными хозяйственными признаками:

а) порода б) сорт в) штамм г) популяция

А 2. Выберите ученого, который преодолел бесплодие отдаленных гибридов.

а) Н. И. Вавилов б) Иванов в) И. В. Мичурин г) Г. Д. Карпеченко.

А 3. Гетерозис наблюдается при:

а) отдаленной гибридизации б) скрещивании разных чистых линий

в) сращивании разных сортов г) искусственном осеменении

А 4. Бесплодие межвидовых гибридов преодолевается с помощью:

а) гетерозиса б) инбридинга в) отдаленной гибридизации г) полиплоидии

А 5. Инбридинг –

а) Близкородственное скрещивание б) неродственной скрещивание

в) скрещивание разных родов, видов г) получение мутаций

А 6. Какой вид отбора применяют в селекции самоопыляемых растений?

а) бессознательный б) массовый в) искусственный г) индивидуальный

А 7. Клеточная инженерия основана на:

а) получении генно-модифицированных организмов

б) выращивание клеток на питательной среде

в) внедрении ядер соматических клеток в яйцеклетки

г) кратном увеличении числа хромосом

Часть В. Выберите три правильных ответа из предложенных.

В 1. Выберите методы, которые применял И. В. Мичурин.

1) метод отбора 3) искусственный мутагенез

2) метод ментора 5) гибридизацию

В 2. Установите соответствие между методами и направлениями селекции:

А) массовый отбор

1) селекция растений

2) селекция животных

В) искусственное осеменение

Г) испытание родителей по потомству

Д) искусственный мутагенез

Часть С. Вставьте пропущенные слова в текст, используя рисунок.


организмы, у которых кратно увеличено число хромосом называются_________.Данное явление можно получить с помощью растительного яда__________. Полученные растения обладают____________жизнеспособностью.

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение работы дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть А включает 7 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный.

Часть С содержит 1 задание с вставкой нужных слов в текст.

За правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл.

Правильное выполнение заданий части В оценивается двумя баллами.

Задания со свободным развернутым ответом части С оцениваются от нуля до трех баллов. За правильный полный ответ, содержащий все необходимые элементы (3), обучающийся получает 3 балла. 2 балла - 2 ответа правильных, 1 балаа - 1 ответ и 0 баллов - хадание выполнено неправильно.

Тест по биологии Селекция и биотехнология 10 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 14 заданий.

Вариант 1

A1. Наука, занимающаяся созданием новых и улучшением существующих пород животных и сортов растений

1) селекция
2) агрономия
3) биотехнология
4) бионика

А2. Совокупность особей животных, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями, — это

1) сорт
2) порода
3) популяция
4) вид

А3. Отбор, производимый по генотипу

1) индивидуальный
2) естественный
3) массовый
4) стихийный

А4. Эффект гетерозиса обусловлен

1) низкой гетерозиготностью гибридов
2) переводом генов из гетерозиготного состояния в гомозиготное
3) высокой гетерозиготностью гибридов
4) накоплением рецессивных мутаций

A5. В результате полиплоидии у культурных растений происходит

1) кратное увеличение числа хромосом
2) изменение последовательности нуклеотидов
3) перестройка хромосом
4) изменение последовательности генов в хромосоме

А6. Центром происхождения картофеля является

1) Абиссиния
2) Средиземноморье
3) Южная Азия
4) Южная Америка

А7. Получение селекционерами полиплоидной пшеницы является примером

1) географической изменчивости
2) точковой мутации
3) геномной мутации
4) комбинативной изменчивости

А8. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как:

1) их клетки не делятся митозом
2) их хромосомы не вступают в конъюгацию
3) их клетки не имеют ядра
4) гаметы родительских форм различаются по размерам

А9. Впервые разработал способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов

1) Г.Д. Карпеченко
2) К.А. Тимирязев
3) Н.В. Цицин
4) Н.И. Вавилов

A10. Выведением новых сортов плодовых растений занимался выдающийся русский селекционер

1) Г.Д. Карпеченко
2) Н.И. Вавилов
3) И.В. Мичурин
4) А.Н. Северцов

A11. Основной метод в селекционной работе И.В. Ми­чурина

1) получение радиационных мутантов
2) отдаленная гибридизация
3) искусственный мутагенез
4) получение полиплоидных форм

А12. Процесс первого этапа селекции — это

1) научная селекция
2) одомашнивание
3) промышленная селекция
4) генетическая инженерия

А13. Биотехнология для развития медицины обеспечивает получение

1) кормового белка
2) межвидовых гибридов
3) антибиотиков, витаминов и гормонов
4) новых сортов растений и пород животных

B1. Установите последовательность этапов биотехнологического процесса по созданию генетически измененных организмов для получения кормового белка.

А. Введение в бактериальную клетку молекулы ДНК с нужным геном
Б. Получение гена, кодирующего нужный признак
В. Использование трансформированных клеток для получения белка
Г. Отбор клеток с дополнительным геном, производящим кормовой белок

(В ответ запишите ряд букв.)

Вариант 2

A1. Главной задачей селекции является

1) изучение строения и жизнедеятельности домашних животных
2) выведение новых сортов растений и пород животных
3) изучение строения и жизнедеятельности культурных растений
4) изучение жизнедеятельности сельскохозяйственных вредителей

А2. В основе методов селекции животных, растений и микроорганизмов лежит

1) изменение условий окружающей среды
2) наследственная изменчивость и искусственный отбор
3) наследственная изменчивость и естественный отбор
4) ненаследственная изменчивость и искусственный отбор

А3. Однородная группа растений, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными признаками, передающимися по наследству, — это

1) сорт
2) порода
3) популяция
4) вид

А4. Отбор, производимый по фенотипу

1) индивидуальный
2) естественный
3) массовый
4) гетерозисный

A5. Чистая линия — это потомство, полученное в результате

1) инбридинга
2) гетерозиса
3) аутбридинга
4) мутагенеза

А6. В селекции при скрещивании чистых линий между собой наблюдается

1) полиплоидия
2) гетерозис
3) аутбридинг
4) близкородственное скрещивание (инбридинг)

А7. Метод селекции, при котором на организм воздействуют рентгеновскими лучами, — это

1) гибридизация
2) гетерозис
3) аутбридинг
4) мутагенез

А8. При удвоении числа хромосом путем разрушения колхицином веретена деления в делящейся клетке получаются

1) отдаленные гибриды
2) радиационные мутанты
3) полиплоиды
4) чистые линии

А9. В селекции животных обычно не используется метод:

1) получения чистых линий
2) гибридизации
3) получения полиплоидов
4) инбридинга

A10. Центры происхождения культурных растений установил

1) Г.Д. Карпеченко
2) Н.И. Вавилов
3) И.В. Мичурин
4) А.Н. Северцов

A11. Центром происхождения твердой пшеницы является:

1) Абиссиния
2) Средиземноморье
3) Южная Азия
4) Центральная Америка

А12. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества, используя микроорганизмы, клетки и ткани организмов

1) эмбриология
2) Физиология
3) микробиология
4) биотехнология

А13. В биотехнологии чаще всего используются

1) вирусы
2) бактерии и грибы
3) одноклеточные водоросли
4) животные

В1. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта.

А. Скрещивание исходного материала
Б. Индивидуальный или массовый отбор гибридов
В. Подбор исходного материала
Г. Размножение гибридных особей

(В ответ запишите ряд букв.)

• Наука – система знаний о
мире и его законах.
• Наука — форма духовной
деятельности людей, направленная
на производство знаний о природе,
обществе и о самом познании,
имеющая непосредственной целью
постижение истины и открытие
объективных законов.

3. Наука - основная форма познания

Стремление к
объективности
Доказательность
Особый
язык
Целенаправленность
Черты
науки
Определенные
методы
Выявление
законов и
закономерностей

4. Классификация наук

Естественные
Физика
Химия
Биология
Технические
Информатика
Генная
инженерия
Электротехника
Социальные
История
Социология
Политология
Экономика
Гуманитарные
Филология
Психология
Этика
По предмету и методу познания

5. Этапы развития науки

До
XVI в.
XVI-XVII вв
XVIII –
I-я половина
ХХ в.
Существуют лишь разрозненные элементы
научного и технического знаний, знания носят
практический характер
Первая научная революция. Открытия
Галилея, Кеплера, Декарта. Использование
эксперимента для получения знаний
Бурное развитие науки. Фундаментальные
научные открытия, ставшие основой для
создания современной картины мира.
Усиление связи науки с производством.
Научно-техническая революция (НТР):
С середины превращение науки в непосредственную
ХХ века
производительную силу.

6. Особенности современного этапа в развитии науки

Наука стала непосредственной
производительной силой
Объем научной информации удваивается
Через каждые 5-10 лет
Использование информационных технологий
Наука охватывается все больше
областей знаний (15 тысяч дисциплин)
Интеграция и дифференциация
научных исследований
Рост числа ученых (5 млн.), повышение
социальной ответственности научного сообщества

7. Функции науки

Культурномировоззренческая.
Познавательнообъяснительная
2
1
Производственная
5
3
Социальная
4
Прогностическая

8. Познавательно-объяснительная функция

• Наука
осуществляет
познание и
объяснение
устройства мира
и законов его
развития.
• Изначально –
главная
функция науки.

9. Культурно-мировоззренческая функция

Помогает человеку
объяснить и
выстроить в
целостную систему
знания о мире,
рассмотреть явления
окружающего мира в
их единстве и
многообразии,
формирует научное
мировоззрение.

10. Производственная функция

На основе научных
открытий
осуществляется
разработка
технологий для
развития
отраслей
промышленности,
транспорта,
связи.

11. Прогностическая функция

Осуществляет
прогнозирование
последствий
изменения
окружающего мира,
раскрывает
возможные опасные
тенденции развития
общества,
формулирует
рекомендации по их
преодолению

12. Социальная функция

• Данные научных
исследований
используются для
решения
социальных
проблем ( в том
числе проблем
борьбы с
болезнями),
глобальных
проблем
современности,
управления
обществом

13. Наука как социальный институт

Осуществление
определенных функций
Мировоззренческая
Производственная
Социальная
Познавательная
Прогностическая
Ролевая система
Система специальных
организаций и
учреждений
НИИ, Вузы, Академии наук,
Научные центры
Признаки
Науки
Как
Социального
института
Магистры, аспиранты,
кандидаты и доктора наук,
академики
Наличие
определенных норм
Требования
предъявляемые к научным
исследованиям, порядок
присвоения ученых
степеней


1.
2.
3.
4.
Разработка новых способов
защиты компьютерной
информации от
несанкционированного доступа к
ней иллюстрирует функцию науки
прогностическую
социальную
познавательную
мировоззренческую


1.
2.
3.
4.
Какую функцию науки иллюстрирует
применение ультразвука во время
сложных медицинских операций
Культурно-мировоззренческую
Познавательную
Социальную
нравственную


1.
2.
3.
4.
Выведение и распространение
неприхотливых, устойчивых к
болезням пород домашних
животных отражает функцию
науки
социальную
мировоззренческую
производственную
познавательно-объяснительную


1.
2.
3.
4.
По инициативе правительства
субъекта федерации ученые-экологи
обследовали водоемы края и
предупредили население об опасности
заболачивания почв. Какая функция
науки проиллюстрирована этим
примером?
познавательно-объяснительная
производственная
социальная
мировоззренческая

• Что из перечисленного относится к
культурно-мировоззренческой
функции современной науки?
• 1) программирование развития
общества
• 2) разработка новых средств
коммуникации
• 3) разработка проблемы происхождения
жизни на Земле
• 4) прогнозирование социальных
последствий реформ


1.
2.
3.
4.
Какой факт делает в наши дни
наиболее актуальной проблему
социальной ответственности учёных
Стремление науки к познанию истины
Неоднозначность последствий научных
исследований
Появление новых отраслей науки
Обновление законодательной базы
науки

• Верны ли следующие суждения о роли
науки в современном обществе?
• А. Современная наука представляет
собой особую систему знаний об
окружающем мире, обществе, человеке.
• Б. Современная наука является системой
особого рода организаций и учреждений,
сотрудники которых вовлечены в
исследования окружающего мира,
общества и человека.
• 1) верно только А 2) верно только Б
• 3) верно А и Б
4)оба суждения неверны

Читайте также: