Выращивание растений в школах

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 15.09.2024

Цель проекта: воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для школьного сада.

Задачи проекта:

Формирование и развитие у учащихся 2 класса универсальных учебных умений:

Коммуникативные: умение работать в группе; брать на себя ответственность за выполнение задания; ставить вопросы, обращаться за помощью; рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;

Познавательные: извлечение необходимой информации из разных источников (из рассказа учителя, родителей, взрослых, энциклопедий, из собственного жизненного опыта); выделение и формулирование проблем, дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире, анализ и синтез, выведение следствий, доказательство.

Личностные: внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения

к школе; мотивация учебной деятельности; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека, узнают о многообразии цветов для клумб, научаться сравнивать, находить новую информацию из разных источников, вести наблюдения и фиксировать результат исследований, научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов.

Модель реализации проекта:

№ Этапы проекта Действия Ответственные

за выполнение сроки

Формирование групп (в каждой группе по 4 человека): организатор, ботаник, оформитель, докладчик. (еженедельно роли меняются)

Составление плана действий, обсуждение вариантов приобретение необходимых материалов и оборудования (почва, горшочки под рассаду, семена);

Выбор экологических факторов для эксперимента во время выращивания рассады (Дети выбрали исследование по 4 условиям: 1) влияние света; 2) влияние поливочного режима; 3) влияние состава почвы; 4) временной фактор; учитель

2 Исследовательская работа:

1) Работа с разными источниками информации 1. Сбор и изучение литературы по растениям для клумбы и выращиванию рассады;

изучить, какая литература о растениях для клумб есть в школьной библиотеке и сельской библиотеке, выбрать ту, которая подходит для 2 класса.

Найти и оформить интересные факты, загадки о цветах, стихотворения о цветах около дома;

Найти фотографии с оформлением цветущих клумб;

Нарисовать рисунок, какую клумбу хотела бы наша группа сделать;

2. Опрос (анкетирование родителей и работников школы) о растениях, которые хорошо адаптируются к северным климатическим условиям.

Составление вопросов, что бы мы хотели узнать у взрослых;

Изучение информации на пакетиках с семенами, сопоставление информации с нашими климатическими условиями;

2) практическая работа по экологическим факторам Влияние света на формирование рассады

1) посадка семян астры, бархатцев, виолы, мальвы в отдельные горшочки (у каждой группы одно наименование); оформление этикеток для горшочков, с указанием эксперимента и даты;;

2) половину горшочков поставили на подоконник, оставшиеся горшочки поставили в шкаф с плотно закрывающими дверками;

3)ведение журнала наблюдений по следующим показателям:

Дата посадки и дата всходов;

Цвет первых листочков;

Толщина и высота стебля;

5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы по всем группам. Учащиеся и учитель

Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив

1) Оформление этикеток для горшочков для эксперимента, с указанием эксперимента и даты;;

2) посадка семян;

Треть горшочков поставить в холодное место и поливать холодной водой, треть горшочков поставить в тёплое место и поливать тёплой водой, треть горшочков поливать скудно.

3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;

4) запись наблюдений в журнал;

5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы Учащиеся и учитель

Влияние состава почвы на рассаду:

1) оформление этикеток для горшочков под рассаду с указанием эксперимента и даты;

2) посадка семян;

3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;

4) запись наблюдений в журнал;

5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы; Учащиеся и учитель

1) оформление этикеток для горшочков под рассаду с указанием эксперимента и даты;

2) посадка семян;

3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;

4) запись наблюдений в журнал;

5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы по всем группам рассады; Учащиеся и учитель

3 Представление результатов исследования оформление презентаций;

уход за рассадой Родители, учащиеся, учитель

4 Оценка результатов исследовательской работы Подведение итогов. Анализ проекта.

Планы на будущее.

Оформление клумб на пришкольном участке, высадка рассады (если погодные условия не позволят, организовать группу детей, которые будут ходить летний лагерь, ответственных за посадку рассады.) Учитель, учащиеся, родители 23.05-начало июня

Колбасенко М. Н., Севастьянов З. П. Дидактически материалы по экологии. Учебное пособие для учителей начальных классов, - Архангельск, 1997г

Плешаков А. А.От земли до неба: атлас- определитель пособие для учащихся образовательных учреждений

Примерные таблицы для журнала наблюдений

наблюдений Название растения и номер экспериментальной группы Дата посадки Дата

листьев Размер листьев Высота и

ростка Причины прекращения эксперимента

Форма этикетки для горшочков под рассаду.

(в скобках указать № и условие эксперимента)

Дата прекращения эксперимента:

Анкета для взрослых

Любите ли вы выращивать цветы на клумбах?___

Какую пользу они приносят человеку? ___

Какие цветы лучше всего растут в нашей местности? ___

Когда лучше садить цветочную рассаду? ___

Свет, который получают растения, имеет несколько изменённый состав лучей (оконные стекла не пропускают ультрафиолетовую часть спектра) и очень ослаблен. Из-за неблагоприятных световых условий фотосинтез у растений в комнате обычно очень слабый. При недостатке света количество создаваемого органического вещества столь невелико, что не покрывает его расходов на питание, и поэтому рост замедляется, растения чахнут.

Температурные условия в помещениях, казалось бы, вполне комфортны не только для человека, но и для растений. Но для растений вредны холодные потоки воздуха от окон и форточек. Кроме того, очень трудно растениям преодолеть повышенную сухость воздуха, особенно в комнатах с центральным отоплением. Это одна из причин засыхания и опадения листьев у рассады.

В природной среде водоснабжение подчиняется определённым закономерностям в связи с климатом местности, положением растений в рельефе. Для комнатных растений этот фактор полностью зависит от произвола хозяев и их опытности. Здесь встречаются все случаи – от пересыхания почвы до излишнего заливания.

Если теперь, после разбора отдельных экологических факторов, оценить весь комплекс условий в целом, то можно сказать, что мы создаём растениям условия, нелёгкие для их жизни и весьма своеобразные.

При выращивании рассады в помещении надо помогать растениям обрести привычную среду, насыщая влагой воздух, создавать подсветку и подкармливать растения необходимыми минералами.

Отношение человека к растениям влияет на их рост, развитие, цветение, плодоношение. Недаром в народе существует поверье, что у добрых людей лучше растут и красивее цветут растения.

Цель: Воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для пришкольных клумб, подготовить детей к проведению исследовательской работы по выращиванию рассады цветов.

Ход занятия

1. Актуализация знаний

Учитель. О ком или о чём так говорят?

А ходить не может.

(о растениях) СЛАЙД 1

Учитель. Назовите признаки, по которым мы узнаём растения. (У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) СЛАЙД 2

Ребята, у вас на парте лежит лепесток определённого цвета, найдите друзей с таким же лепестком и создайте группу. (Деление класса на группы по 4 человека при помощи цветных лепестков и распределение ролей)

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце, жужжат насекомые, ласково дует тёплый ветерок. А луг в эту пору в полной мощи и красоте. Залюбуешься изумрудной травой, заглядишься на ярко-жёлтые одуванчики, а лиловые колокольчики так и тянутся к тебе тоненькие веточки-пальчики.

А какое разнообразие благоухающих запахов! То сладковато-хмельной, то кисловато- терпкие и многие другие. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю унести с собой!

СЛАЙД 3 На слайде появляется изображение цветущего луга.

Учитель. Откройте глазки. Мы с вами оказались на цветущем луге. С каким настроением вы бы прошлись по этому лугу.

Дети Нам весело радостно, настроение приподнятое, солнечное

Учитель. А почему?

Мы представили лето, красоту природы, солнечный день.

Учитель. Какие правила мы должны соблюдать для сохранения этой красоты? СЛАЙДЫ цветущих лугов 4,5

-А хотелось ли вам иметь около дома капельку этой красоты?

- Для люди выращивают около домов цветы?

3. Работа по теме занятия.

Каждой группе даётся листок с кроссвордом

Учитель. В прошлом году мы с вами уже выращивали цветы. Посмотрите на слайд СЛАЙД 6 – это наши самые первые цветы, которые мы вырастили.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - СЛАЙД 7

Наши тонкие цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Вспомните названия этих цветов, глядя на монитор, и запишите отгадки в кроссворд.

Какое слово получилось по вертикали. (КЛУМБА)

Учитель. Объясните, что такое клумба. Где более точнее мы можем узнать лексическое значение этого слова. (в словарях)

Работа групп со словарями.

Назовите слова- синонимы слову клумба (цветник)

Учитель. Ребята, скажите,каким цветам труднее расти: луговым или на клумбе?

Почему луговым цветам труднее? Обсудите в группе и сделайте вывод.

За цветами на клумбе ухаживает человек, помогает преодолеть им трудные климатические условия, а луговым цветам приходиться выживать самим

(на следующем занятии продолжить работу по теме)

1. Продолжение работы по теме занятия

Учитель А хотите сами создать клумбу около школы?

Давайте посмотрим, как ответили ваши родители на вопросы анкеты?

Анализ анкет родителей

Учитель. -Какие цветы лучше выращивать в нашей местности, почему?

-В какое время лучше всего садить семена на рассаду для цветов?

Весной бабочка проснулась,

Раз- росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

-Рассмотрите пакетики семян, какую информацию вы можете найти на них?

(название, описание растения, условия выращивания, дата упаковки, срок годности, сроки выращивания)

Учитель. -Выберите семена, которые вы бы хотели посадить?

Обсудите в группе, все ли растения смогут вырасти в нашей местности и порадовать нас цветением?

Распределите семена на группы: семена, которые мы посадим в марте и семена, которые мы посадим в апреле. (работа в группе)

Учитель. -Какие условия нужны, чтобы рассада была здоровой и крепкой?

подкормка рассады

Наблюдения за растениями проводятся ежедневно, дети самостоятельно фиксируют изменения в таблицах наблюдения. На занятиях кружка докладчик рассказывает и зачитывает выводы, которые сделала группа.

Зимний проект в младшей группе детского сада I. ВВЕДЕНИЕ Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать.

Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III (называемая еще школой дли­тельного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустар­ников — две школы.

Необходимость последовательных пересадок растений в питом­нике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания — от 1 до 9 м 2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улуч­шение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений — при густой посадке вырастают деревья с тонким штам­бом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам. При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпи­дермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Выращивание деревьев без пересадок при разреженных посевах или посадках в принципе возможно, но практически это неосуществимо, так как, во-пер­вых, неэффективно будет использоваться земля — основное сред­ство производства в питомнике; во-вторых, затраты на уходы будут недопустимо высоки (борьба с сорняками, полив и др.); в-третьих, получение стандартного посадочного материала с компактной корневой системой очень затруднено, поэтому приживаемость растений на объектах озеленения будет низкой.

Именно поэтому перешколивание, т.е. двух-трехкратная пере­садка растений с последовательным увеличением площади пита­ния, принципиально необходимо для получения ра­стений установленных размеров в кратчайшие сроки.

Сроки выращивания в школах различны для декоративных ра­стений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования ра­стений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или по­лучения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви над­земной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со сво­бодным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го поряд­ков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.

Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять-шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I — II стандартных групп. Если надо получить растения IV—V стан­дартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выра­щивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.

У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролист­ный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони)

в I школе за четыре-пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре-пять лет) заканчивают формиро­вать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал I—III стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выра­щивания растений IV—V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращива­ют, как и быстрорастущие деревья.

При формировании деревьев используют другие способы об­резки, чем для кустарников.

В отделе привитых форм имеется своя система обрезок. В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20 — 0,25 м 2 , для медленнорастущих деревьев — 0,3 м 2 , для быстрорас­тущих — 0,5 м 2 . Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м 2 , для архитектурных форм кустарников 1,0—1,25 м 2 , для деревьев — 1,0 м 2 .

Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м 2 (схема посадки 1,5 х 1,5 м) до 9 м 2 (3 х 3 м).


Работа поможет вырастить дешевые и экологически чистые овощи для питания обучающихся в школьной столовой.

Описание разработки

Актуальность проекта – Овощи выполняют важную функцию в рациональном питании каждого человека, особенную роль они играют при питании растущего организма, т.е. ребенка. Общеизвестно, что в овощах содержатся все необходимые для роста и развития организма питательные элементы и витамины.

Все эти витамины и минералы поддерживают нормальную структуру мышц тела и работу всего организма от пищеварения до образования активных биологических элементов, способствуют нормализации давления и холестерина в крови. И это всего лишь поверхностные данные широкой функции витаминов и макроэлементов, содержащихся в овощах и зелени для организма человека.

И в настоящее время очень важно, чтобы поступающие в пищу овощи и зелень были экологически чистыми, а еще при этом были недорогими и качественными.

Наши магазины забиты данными продуктами, но мы не в силах узнать в них количество содержащихся нитратов и ГМО, которые губительны как взрослого, так и детского организмов. Что же делать?

Мы предлагаем, создать на пришкольном участке огород и начать самостоятельно выращивать овощи и зелень для школьной столовой.

Такие овощи обойдутся для школы намного дешевле, к тому же они будут экологически чистыми и достаточно качественными при правильном уходе за ними.

Так же мы считаем, что школьники станут быстро приобщаться к сельскохозяйственному труду, начнут с уважением относиться к людям занятым на подобном производстве и более бережно станут относиться к выращенным продуктам.

Задачи проекта:

Проект на тему Создание школьного огорода на территории МБОУ СОШ №2 г. Олекминска

3. Приобретение различных семян овощей и цветов, подготовка почвы для рассады;

4. Выбор помещения (места) для проращивания рассады нужной овощной культуры, цветов;

5. Создание второй активной группы школьников для практических действий для ухода за растениями при реализации 2 этапа данного проекта;

6. Обеспечениешкольной столовой овощами и зеленью, реализация 3 этапа проекта.

Сроки реализации проекта: март – сентябрь 2015 – 2016 учебного года.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (февраль, март, апрель, май).

Выбор активной группы для активизации 1 этапа работы над данным проектом;

Составление графика работы для ухода за рассадой;

Приобретение семян овощей;

2 этап –основной (май, июнь, июль, август).

Благоустройство территории школы для создания огорода;

Подготовка почвы к посеву;

Высадка рассады в грунт;

Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии).

Практическая работа по уходу за растениями (полив, прополка,прореживание, подкормка посевов; рыхление, окучивание почвы).

Сбор урожая для школьной столовой.

Закладка овощей на хранение, возможное соление и маринад.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Название социального проекта:

Актуальность проекта – Овощи выполняют важную функцию в рациональном питании каждого человека, особенную роль они играют при питании растущего организма, т.е. ребенка. Общеизвестно, что в овощах содержатся все необходимые для роста и развития организма питательные элементы и витамины. Все эти витамины и минералы поддерживают нормальную структуру мышц тела и работу всего организма от пищеварения до образования активных биологических элементов, способствуют нормализации давления и холестерина в крови. И это всего лишь поверхностные данные широкой функции витаминов и макроэлементов, содержащихся в овощах и зелени для организма человека. И в настоящее время очень важно, чтобы поступающие в пищу овощи и зелень были экологически чистыми, а еще при этом были недорогими и качественными.

Задачи проекта:

3. Приобретение различных семян овощей и цветов, подготовка почвы для рассады;

4. Выбор помещения (места) для проращивания рассады нужной овощной культуры, цветов;

5. Создание второй активной группы школьников для практических действий для ухода за растениями при реализации 2 этапа данного проекта;

6. Обеспечение школьной столовой овощами и зеленью, реализация 3 этапа проекта.

Сроки реализации проекта: март – сентябрь 2015 – 2016 учебного года.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

(февраль, март, апрель, май).

2 этап – основной

(май, июнь, июль, август).

3 этап – заключительный

(сентябрь, октябрь)

Выбор активной группы для активизации 1 этапа работы над данным проектом;

Составление графика работы для ухода за рассадой;

Приобретение семян овощей;

Благоустройство территории школы для создания огорода;

Подготовка почвы к посеву;

Высадка рассады в грунт;

Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии).

Практическая работа по уходу за растениями (полив, прополка, прореживание, подкормка посевов; рыхление, окучивание почвы).

Сбор урожая для школьной столовой.

Закладка овощей на хранение, возможное соление и маринад.

Развитие творческих способностей.

Творческий отчет на общешкольном родительском собрании о проделанной за лето работе на пришкольном огороде. Награждение.

Формирование у школьников чувства ответственности за результат выполненной работы.

Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III (называемая еще школой дли­тельного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустар­ников — две школы.

Необходимость последовательных пересадок растений в питом­нике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания — от 1 до 9 м 2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улуч­шение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений — при густой посадке вырастают деревья с тонким штам­бом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам. При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпи­дермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Выращивание деревьев без пересадок при разреженных посевах или посадках в принципе возможно, но практически это неосуществимо, так как, во-пер­вых, неэффективно будет использоваться земля — основное сред­ство производства в питомнике; во-вторых, затраты на уходы будут недопустимо высоки (борьба с сорняками, полив и др.); в-третьих, получение стандартного посадочного материала с компактной корневой системой очень затруднено, поэтому приживаемость растений на объектах озеленения будет низкой.

Именно поэтому перешколивание, т.е. двух-трехкратная пере­садка растений с последовательным увеличением площади пита­ния, принципиально необходимо для получения ра­стений установленных размеров в кратчайшие сроки.

Сроки выращивания в школах различны для декоративных ра­стений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования ра­стений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или по­лучения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви над­земной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со сво­бодным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го поряд­ков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.

Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять-шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I — II стандартных групп. Если надо получить растения IV—V стан­дартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выра­щивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.

У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролист­ный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони)

в I школе за четыре-пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре-пять лет) заканчивают формиро­вать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал I—III стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выра­щивания растений IV—V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращива­ют, как и быстрорастущие деревья.

При формировании деревьев используют другие способы об­резки, чем для кустарников.

В отделе привитых форм имеется своя система обрезок. В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20 — 0,25 м 2 , для медленнорастущих деревьев — 0,3 м 2 , для быстрорас­тущих — 0,5 м 2 . Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м 2 , для архитектурных форм кустарников 1,0—1,25 м 2 , для деревьев — 1,0 м 2 .

Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м 2 (схема посадки 1,5 х 1,5 м) до 9 м 2 (3 х 3 м).

Читайте также: