Выберите верные утверждения в почве водоросли не встречаются большинство водорослей автотрофы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_teme_vodorosli.docx 29.7 КБ
prilozhenie_1_k_uroku_vodorosli.docx 390.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека.

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая : расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая : научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение места их в органическом мире.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация, гербарии.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности .

- Там, где вырождаются растения, не может жить человек. Это высказывание принадлежит немецкому философу Гегелю (Слайд 1).

- Ребята вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Ежедневно с лица Земли исчезает один вид растений, животных или грибов.

Чтобы сохранить разнообразие растительного мира на Земле, что нужно делать?

- А что нам нужно, чтобы знать, как правильно защитить растения ( Необходимо знать их особенности ). Какая наука поможет нам разобраться с эти вопросом? ( Ботаника ).

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Тем не менее, природа удивительна во всех своих проявлениях, и это – факт (Слайд 2).

Мы говорили с вами, что ботаника это сложная и многоступенчатая наука, естественно, она изучает множество явлений из жизни растений, на какие отрасли её можно разделить?

Учащиеся дают ответы: морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика растений.

Предполагаемые ответы: морфология растений изучает их внешнее строение, анатомия растений - внутреннее, физиология растений – жизнедеятельность, систематика растений – разделяет их на группы, в зависимости от степени их родства.

Мы с вами сегодня будем расширять свои знания по систематике растений?

Какие систематические категории выделяют?

Какое царство мы начали изучать на прошлом уроке ? ( Царство Растения ).

В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? (Фотосинтез, наличие в клетках пигментов, выделение растительных гормонов, клеточная стенка, состоящая из целлюлозы, продукт обмена- клеточный сок, неограниченный рост).

Все растения в зависимости от строения делят на две группы, какие? ( низшие и высшие ).

На ваш взгляд, какой из этих отделов самый простой ( Отдел Водоросли )?

Как называется наука о водорослях? (альгология )

Следовательно, о какой группе растений мы сегодня будем разговаривать ( О водорослях )?

Что вы уже знаете про эту группу растений?( Тело может состоять из одной клетки или из множества клеток. Тело многоклеточных низших растений называют талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения. К ним относятся водоросли ).

Ребята, а что вы еще не знаете о водорослях? ( Где они обитают, какие они бывают, какую они играют роль в природе и жизни человека ).

Как будет звучать тема сегодняшнего урока. ( Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей и строение . Роль водорослей в природе и жизни человека). (Слайд 12) А цель нашего урока ( дать общую характеристику водорослей, познакомиться с их разнообразием, средой обитания, строением , узнать их значение ). ( Слайд 13).

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию). Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом.

3.Выявление места и причины затруднения.

Ребята, прочитав параграф на странице 58 ответьте на следующий вопрос: Где живут водоросли?

Ребята, чтобы дать полную характеристику водорослей, что для этого мы должны сделать? (составить план)

Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Итак, нам необходимо составить общую характеристику водорослей.

2.Но у каждой из водорослей есть свой дом, поэтому изучая какую-либо группу нам необходимо знать, где они живут. Следующий пункт характеристики ( Место обитания) .

3.Если мы вернёмся к нашему воображаемому морскому дну, то увидим что, одни водоросли будут крошечными, невидимыми человеческому взгляду, другие огромные, ветвящиеся ( Слайд 15 ). Поэтому третий пункт нашей характеристики ( Размер ).

4.Расмотрите рисунки учебника на странице 62-64 и скажите : Какие могут быть водоросли? Следующий пункт нашей характеристики ( Внешнее строение ).

5.Если водоросли относятся к растениям, то какой способ питания у них будет ? Значит следующий пункт характеристики у нас будет ( Питание ).

6. Увеличение числа особей может только в результате размножения. Шестой пункт нашей характеристики будет ( Размножение ).

7.Следующий пункт нашей характеристики это разновидности водорослей . Мы будем делить их двумя способами.

Одноклеточные, колониальные, многоклеточные (Слайд 16-17)

Зелёные, бурые, красные.

Рассказ учителя. Беседа с учащимися о том, почему у водорослей разный цвет .

Увеличение числа особей может только в результате размножения. Это может происходить разными способами: половым и бесполым путем.

Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм.Существует несколько типов бесполого размножения : деление клетки надвое ; колониальные формы - распад колоний ; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей .. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У некоторых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение. Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами.

Половое размножение . Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.

Итак, наш план будет выглядеть следующим образом (Слайд 18):

Теперь, пользуясь данным планом, мы с вами можем составить общую характеристику водорослей? Да.

А чем для этого нам необходимо воспользоваться?

( Учебником, дополнительной литературой )

Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофно. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация построения проекта.

Для составления характеристики нам необходимо выполнить задание 1 в дидактической карте.

Задание выполняется с использованием учебника §12 и дополнительной литературы.

Разновидности водорослей обсуждаются подробнее, в виде диалога .

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

Задание дается группам учащихся .

Дать характеристику водорослям по следующим параметрам:

Представители, особенности строения, место обитания

2 гр. Многоклеточные зеленые водоросли.

3 гр. Многоклеточные бурые водоросли.

4 гр. Многоклеточные красные водоросли. (Слайд 20-23)

Физ. минутка(движение водорослей при течении)

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Значение водорослей (Слайд 24-25)

в природе в жизни человека стр .65-66

( В природе: корм для рыб, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который растворяется в воде и выделяется в атмосферу)

В жизни человека: использование в химической промышленности- получение йода, калийных солей, целлюлозы, спирта и других продуктов; удобрение, корм скоту, студенистое вещество добываемое из красных водорослей агар-агар используют в кондитерской, хлебопекарной, бумажной, текстильной промышленности, принимают в пищу, очистка сточных вод).

Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения.

Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. ( Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище.) Но водоросли относятся к растения, почему? ( Пластиды зеленого цвета содержат хлорофилл, способны к фотосинтезу.)

У каких симбиотических организмов тело тоже представлено слоевищем? ( лишайников ).

Отгадайте загадку: (Слайд 26)

Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

Русалочьи косы ноги запутали.

Что это такое? ( тина, водоросли, спирогира ). (Слайд 27)

Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего , могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема)

Реши кроссворд. (Слайд 28)

1.Зеленаая нитчатая водоросль.

3.Способ питания водорослей.

4.Другое название красных водорослей.

5.Группа отделов низших растений.

( задание 3 в дидактической карте).

Выбери верные утверждения .(Слайд 30)

1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.

2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

3.В почве водоросли не встречаются.

4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.

5.Большинство водорослей- автотрофы.

6.Водоросли размножаются только бесполым путем.

7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.

8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.

9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.

10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

(Верные утверждения 1,2,5,7,8) (Слайд 31)

( задание 4 в дидактической карте).

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9-10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что было интересно на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения?

Домашнее задание: (Слайд 32)

  1. Выписать определение в тетрадь стр. 72.
  2. Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком.
  3. Сочинить сказку, кроссворд, загадку.

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

Предварительный просмотр:

Тема урока ____________________________________________________

Задание 1. Составьте общую характеристику водорослей.

1.Зеленаая нитчатая водоросль.

3.Способ питания водорослей.

4.Другое название красных водорослей.

5.Группа отделов низших растений.

Выбери верные утверждения.

1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.

2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

3.В почве водоросли не встречаются.

4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.

5.Большинство водорослей- автотрофы.

6.Водоросли размножаются только бесполым путем.

7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.

8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.

9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.

10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

Задание 5. Оцените свою работу на уроке.

Тема урока мне понятна полностью.

Тема урока мне понятна, но необходимо проработать некоторые вопросы.

Тема урока мне малопонятна.

Свою работу на уроке я бы оценил на оценку

Количество видов водорослей : 35 тысяч видов.

Размеры от 2 нм-30-40 метров.

Размножение может происходить двумя способами:

Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм. Новая особь развивается из одной или нескольких соматических (неполовых) клеток материнского организма и является его абсолютной копией. Бесполое размножение является наиболее древней формой размножения, поэтому у водорослей оно широко распространено. Существует несколько типов бесполого размножения. Вегетативное размножение. Некоторые одноклеточные водоросли, не имеющие клеточной стенки, - деление клетки надвое; колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей. Многие водоросли для вегетативного размножения образуют специальные структуры. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У харовых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение. Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами, неподвижные с плотной оболочкой - апланоспорами.

Половое размножение . Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.

Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофное . Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений, и питание автотрофное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока в 7 классе по теме Водоросли

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос.

Разработка урока биологии 6 кл. по теме Водоросли

Разработка урока по теме Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе по теме "Водоросли"

Урок открытия нового материала.


Презентация к уроку по биологии 5 класса на тему "Водоросли"

Презентация к уроку.

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника.


Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"

При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. .

Эксперты и школьники готовы помочь с домашними заданиями и другими вопросами

Выберите три верных утверждения о строении, многообразии и значении водорослей. 1) Бурые водоросли состоят из разнообразных тканей. 2) Красные водоросли могут расти на глубине 100-200 м. 3) В водоёмах водоросли являются источником кислорода. 4) Хламидомонада и хлорелла — это многоклеточные зелёные водоросли. 5) Человек использует водоросль морскую капусту в качест­ве пищи. 6) В клетках водорослей отсутствует ядро.

  • 1. Водоросли вырабатывают органические вещества.
  • 2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.
  • 3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.
  • 4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.
  • 5. При низких температурах водоросли погибают.
  • 6. Снежная хламидомонада способна обитать даже на снегу.
  • 7. Водоросли создали кислородную атмосферу планеты.
  • 8. Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.
  • 9. Водоросли возникли 4,5 млрд лет назад.
  • 10. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.
  • 11. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.
  • 12. Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.
  • 13. Есть водоросли, которые питаются гетеротрофно.
  • 14. Водоросли размножаются только бесполым путем.
  • 15. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.
  • 16. Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.
  • 17. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.
  • 18. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • 1. Водоросли вырабатывают органические вещества.
  • 2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.
  • 3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.
  • 4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.
  • 5. При низких температурах водоросли погибают.
  • 6. Снежная хламидомонада способна обитать даже на снегу.
  • 7. Водоросли создали кислородную атмосферу планеты.
  • 8. Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.
  • 9. Водоросли возникли 4,5 млрд лет назад.
  • 10. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.
  • 11. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.
  • 12. Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.
  • 13. Есть водоросли, которые питаются гетеротрофно.
  • 14. Водоросли размножаются только бесполым путем.
  • 15. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.
  • 16. Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.
  • 17. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.
  • 18. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

1) красные водоросли в водных экосистемах обитают в верхних слоях, где больше солнечного цвета.

2) водоросли обладают лечебными свойствами, так как содержат витамины, минеральные вещества.

3) среди водорослей встречаются ядовитые растения.

4) природные запасы водорослей практически безграничны благодаря высокой скорости их размножения.

2. Для высших растений Не характерно размножение: 1) спорами 2) гаметами 3) вегетативными частями тела 4) делением клетки надвое

3. В отличии от водорослей, у мхов: 1) есть побег 2) имеются ткани 3) развиты ризоиды 4) размножение происходит частями таллома

Читайте также: