Выберите три верных ответа какие из перечисленных растений произрастают на почвах бедных азотом

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

На качество почвы могут указывать своим присутствием и степенью развития лиственные древесные породы, кормовые травы, злаки и некоторые сорные растения. Опытные специалисты могут, внимательно изучив состав такого сообщества, сказать о кислотности почвы, глубине залегания грунтовых вод и иногда даже о наличии каких-то полезных ископаемых.

В. Н. Менжинским (2004) опубликован атлас растений-индикаторов, указывающих на уровень плодородия почвы, на которой они произрастают.

Если запас питательных веществ в почве невелик, на них могут произрастать только растения-олиготрофы (растения бедных почв). В природе на таких землях растут низшие растения – сфагновые мхи, лишайники, вереск, клюква, лиственные мхи, багульник, брусника и черника. Растения песчаных почв – белоус, бессмертник, кошачья лапка, ястребинка волосистая. Для того чтобы сделать эти почвы пригодными для культивирования других растений, необходимо повысить их плодородие внесением удобрений.

Средне-плодородная почва подходит для растений-мезотрофов, например, зеленых мхов, папоротника мужского, вероники дубравной, ветреницы лютиковой, щитовника мужского и смолевки поникающей, земляники лесной, ветреницы лютиковой, марьянника дубравного, любки двулистной и т. д.

Растения-эвритрофы произрастают на почвах с разным уровнем плодородия, поэтому индикаторами не являются. Это вьюнок (березка), тысячелистник, лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная.

Растения – индикаторы плодородия почв

валериана

Валериана

Высокое плодородие: Малина, крапива, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень, кислица, валериана, чина луговая, костер безостый.

Умеренное (среднее) плодородие: Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, гравилат речной, овсяница, вероника длиннолистая.

Клюква

Низкое плодородие: Сфагновые (торфяные) мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, брусника, клюква, белоус, ситник нитевидный, душистый колосок.

Безразличны к плодородию: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная, сосна обыкновенная.

Индикаторы содержания азота и кальция в почве

Наиболее важным элементом в питании и развитии растений является азот. От недостатка этого элемента растения увядают, замедляются в росте.

Растения-нитрофилы (богатая азотом почва): марь обыкновенная, лебеда, пурпурная яснотка, пустырник, лопух, пролесник многолетний, хмель, калужница, подмаренник, паслен сладко-горький, крапива двудомная, иван-чай, малина. О высоком содержании азота свидетельствуют разрастания пырея, гусиной лапчатки, спорыша (горца птичьего) на лугах и пашне. При хорошем обеспечении азотом растения имеют интенсивно-зеленую окраску.

Растения-нитрофобы (низкое содержание азота в почве). К ним относятся практически все бобовые культуры, а также ольха, облепиха, очиток, морковь дикая, пупавка. Наоборот, недостаток азота проявляется бледно-зеленой окраской растений, уменьшением ветвистости и числа листьев.

Высокую обеспеченность кальцием показывают кальциефилы: многие бобовые (например, люцерна серповидная), лиственница сибирская.

При недостатке кальция господствуют кальциефобы – растения кислых почв: белоус, щучка (луговик дернистый), щавелек, сфагнум и др. Эти растения устойчивы к вредному действию ионов железа, марганца, алюминия.

ответ:О том, что почва богата азотом, свидетельствуют следующие растения – крапива двудомная, цикорий обыкновенный, пустырник обыкновенный, сныть, звездчатка средняя. На недостаток азота указывают: фиалка трехцветная (анютины глазки), клевер белый, подорожник ланцетный, вереск обыкновенный.

ответ: алоэ, пузырчатка, росянка

слева на рисунке показано скрещивание где один родитель гетерозиготный здоровый,но носитель альбинизма.а второй здоровй полностью,тоесть с нормальной пигментацией.у них дети здоровые ,но один ребёнок носитель альбинизма.получается,что больных детей нету.а значит этот вариант нам не подходит.

рассматриваем второй вариант скрещивания ,показан на рисунке справа,мы скрещиваем родителей гетерозигот ,носителей альбинизма.дети и с носителями альбинизма,2 ребёнка,и здоровый полность--1,но все они троих здоровые.только один больной альбинизмом.значит этот вариант скрещивания нам подходит.

получим что генотипы родителей: аа и аа.генотипы детей будут: аа-ребёнок альбинос. аа или аа--нормальный ребёнок или нормальный ребёнок,но носитель.

1. из-за ркдукции головы исчезли органы пищеварения такие как : глотка, тёрка, челести, слюнные железы. ( по сравнению с брюхоногими ) т.е. пищев. система сильно .

Ответ

ответ:О том, что почва богата азотом, свидетельствуют следующие растения – крапива двудомная, цикорий обыкновенный, пустырник обыкновенный, сныть, звездчатка средняя. На недостаток азота указывают: фиалка трехцветная (анютины глазки), клевер белый, подорожник ланцетный, вереск обыкновенный.

Ответ

ответ: алоэ, пузырчатка, росянка

Ответ

Болезнь шагаса (американский трипаносомоз) – протозооз, вызываемый внутриклеточным простейшим паразитом рода трипаносома (t. cruzi), приводящий к воспалительно-дегенеративным изменениям со стороны сердца, нервной системы, жкт. болезнь шагаса относится к природно-очаговым заболеваниям, широко распространена практически во всех странах американского континента: эндемичными по трипаносомозу районами являются центральная и южная америка. в сельской местности большинство населения заражается трипаносомозом еще в детском возрасте, часто инвазия протекает бессимптомно. среди зараженных болезнью шагаса мальчики. причины болезни шагаса: возбудителем болезни шагаса является жгутиковое простейшее trypanosoma cruzi. t. cruzi имеет веретенообразную форму, жгутик и ундулирующую мембрану. паразит проходит несколько фаз жизненного развития от попадания в промежуточного хозяина ( свинью, кошку, собаку или обезьяну) до постоянного хозяина т.е. человека. заражение клопов происходит в процессе питания кровью человека или животных, содержащей . в организм человека возбудитель болезни шагаса заносится вместе с инфицированными фекалиями клопов при расчесывании ранок после их укусов на коже и слизистых губ, носа, конъюнктивы. характерной особенностью t. cruzi является способность к внутриклеточному паразитизму в коже и слизистых оболочках. симптомы болезни шагаса

инкубационный период заболевания продолжается 1-3 недели. затем в месте проникновения трипаносом может развиться местная воспалительная реакция (шагома) в виде эритематозного узла с припухлостью и покраснением либо одностороннего багрового отека века (симптом роминьи) с конъюнктивитом, увеличением регионарных лимфоузлов. болезнь шагаса проходит в 2 стадии: острую (первые 2 месяца) с циркуляцией большого количества паразитов в крови и хроническую - с концентрацией трипаносом во внутренних органах.

в острую стадию болезни шигаса в большинстве случаев симптомы отсутствуют, у части больных проявляются в легкой форме. врожденная болезнь шагаса может приводить к спонтанному аборту или преждевременным ; у новорожденных сопровождается тяжелой анемией, желтухой, судорогами, нередко - летальным исходом. при хронической форме болезни шагаса симптомы могут долго отсутствовать, пока не произойдут необратимые повреждения внутренних органов. диагностика болезни шагаса: 1) диагностика начинается со сбора данных, где бывал человек ( страны- эпицентры заболевания). 2)в качестве исследуемого материала используется кровь, спинномозговая жидкость, пунктаты из первичных мест поражения, лимфоузлов, селезенки, костного мозга. в острую стадию болезни шагаса (первые 6-12 недель) паразитов можно обнаружить при микроскопии толстой капли крови или фиксированных окрашенных препаратов. бактериологический посев крови больного выявить чистую культуру t. cruzi. при хронической болезни шагаса более эффективна серодиагностика. на сегодняшний день лечение болезни шагаса малоэффективно.

Ответ

Пшеница - это основная зерновая культура, распространенная во многих странах мира. существует около 30 разновидностей этой злаковой культуры, представленной в двух основных формах: яровая и озимая пшеница. колосья пшеницы в высоту могут достигать 2 метров. зерна пшеницы используются при изготовлении хлебобулочных и кондитерских изделий, а также различных круп. картофель - важнейшее культурное растение, служит одним из основных продуктов питания, выращивается повсеместно. это травянистое растение с рассеченными листьями. подземные побеги-столоны на своих верхушках образуют утолщения - клубни. цветы картофеля разных сортов имеют разную окраску: от розовато-белой до фиолетовой. это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности.

Пояснительная записка: Составляя тест, я руководствовалась некоторыми соображениями о том, что бы я хотела протестировать у школьников и какие принципы заложить в структуру теста?

1) Понимание, а не знание терминов. Учебники биологии для старшеклассников пестрят биологическими и экологическими терминами. Терминов так много, что школьникам трудно их запомнить сразу. А тесты и контрольные вопросы иногда составлены так, что проверяют, в основном, знание терминов, а не понимание сути. Я попыталась составить вопросы так, чтобы ученик, даже не зная термина, мог сообразить, в чем заключается суть биологического явления и сопоставить термин с явлением.- так ученику легче запомнить термин.

2) Согласованность вопросов теста между собой, а также с темой. Порой тесты представляют собой ряд не связанных друг с другом вопросов, но интереснее было бы составить общий рассказ по определенной теме, чтобы по ходу рассказа ученики решали ситуационные проблемы и отвечали на возникающие вопросы. Так будет нескучно и учителю и ученикам. Такой тест будет похож на увлекательное путешествие, и запомнится надолго. Хотя говорят, что тесты ничему не учат, а только проверяют, но если составить тест в виде рассказа, то он будет играть и образовательную роль тоже.

4) Больше красочных картинок в тесте. Дети любят разглядывать картинки, к тому же, визуальная информация воспринимается лучше. А биология – наука о живой природе. Картинки к вопросам можно найти в Интернете или сфотографировать самостоятельно, либо нарисовать.

6) Знания на стыке наук. Всегда интересны взаимосвязи биологических наук, например, таких как биология, геоботаника, биогеография, физиология, экология. Тест составлен так, что элементы знаний всех этих наук в нем присутствуют.

7) Продвинуть малоизученные, но значимые темы школьного курса биологии. Поскольку, тест должен быть авторским по условиям конкурса, но к основным учебным темам всё уже придумано до нас, то попыталась составить вопросы к малоизучаемой теме в рамках школьной программы. Всегда удивлялась, почему школьники знают так много о гаметофите и спорофите папоротников и мхов, но так мало - о растительных сообществах вообще и динамике процессов в них. Этот тест можно использовать для проверки углубленных знаний и умений учеников специализированных классов профильного уровня (биологического, экологического, естественно-научного).

8) Ответы и решения теста написаны сразу после вопроса. А в конце дан способ оценивания теста.

9) Содержание теста : Что такое фитоценоз? Организм в фитоценозе, абиотические факторы, действующие на растения в биогеоценозе, антропогенные факторы, биотические факторы среды. Экологический оптимум, лимитирующие факторы среды, деградация почв, растения – биоиндикаторы почв. Состав фитоценоза, взаимоотношения растений в фитоценозе, структура фитоценоза, динамика фитоценоза.

Инструкция к проведению теста

Что такое фитоценоз? Растения образуют природные сообщества - фитоценозы. Фитоценозы являются неотъемлемой частью ландшафта. Фитоценоз – это результат длительного совместного произрастания различных растений.

Задача №1. Почему фитоценоз считают основным элементом биогеоценоза? Выбрать три правильных ответа.

А) Фитоценоз состоит только из растений одного вида.

Б) Фитоценоз является первым звеном в круговороте веществ и энергии.

В) В фитоценозе практически отсутствуют взаимоотношения между растениями

Г) От фитоценоза зависят свойства почв, микроклимат, состав животного мира

Д) От фитоценоза зависят биомасса и биопродуктивность биогеоценоза.

Е) Растения фитоценоза несменяемы и незаменимы.

Ответ к задаче №1: Б, Г, Д.

Организм в фитоценозе. На растения в экосистеме действуют различные факторы: биотические, абиотические и антропогенные.

Задача №2. Абиотические факторы среды: Какой из абиотических факторов наиболее важный для растений? Выбрать один.

А) световой, Б) тепловой, В) водный, Г) почвенно-минеральный, Д) лимитирующий;

Ответ к задаче №2: Д

Решение задачи №2: Все перечисленные абиотические факторы важны для растения, но лимитирующий фактор ограничивает жизнь, поэтому он самый важный. Для разных растений в разнообразных биогеоценозах лимитирующим фактором может стать и световой, и тепловой, и водный.

Задача №3. Растения приспосабливаются к различным факторам среды и благополучно живут в определенных границах их изменяемости. Но есть крайние, непереносимые значения фактора, за которыми организм гибнет. Такие факторы называют лимитирующими. Рассмотрите таблицу. Подберите соответствие лимитирующего (ограничивающего жизнь) фактора к растениям различных климатических зон в фитоценозах. Каждой букве левой колонки должна соответствовать цифра или несколько цифр из правой колонки.

Растительное сообщество

Лимитирующий фактор

А) растения тундры

1. засоление почвы (избыток солей)

Б) растения тайги

2. недостаточная питательность почвы

В) растения степей

3. перевыпас скота

Г) растения водоёмов

4. недостаточная увлажненность почвы

5. недостаток тепла

6. недостаток кислорода в воде

7. недостаток фосфора в воде

Ответ к задаче №3: А) 5, 3; Б) 2; В) 4, 3; Г) 6, 7;

Решение задачи №3: В зоне тундры лимитирующим (ограничивающим) фактором является количество тепла, так как влаги там достаточно, а обеспеченность элементами минерального питания также зависит от тепла: чем теплее субстраты, тем активнее идет в них процесс минерализации органического вещества и меньше накапливается неразложившихся остатков растений. Лимитирующим фактором в тундре может также явиться перевыпас оленей. В зоне тайги лимитирующим фактором является недостаток в почве питательных элементов. В степной зоне лимитирующим фактором является недостаток увлажнения, так как почвы в этих зонах (черноземы) богаты питательными элементами, а влаги в ней не хватает. Особенно остро влияние лимитирующего фактора проявляется в годы засух. Лимитирующим фактором также может быть влияние выпаса скота, а в южной части степной зоны – фактор засоления почвы. В водных экосистемах для большинства растений водоёма лимитирующими факторами являются проникновение солнечного света сквозь толщу воды, ведь без света растения не могут фотосинтезировать. А также лимитирующими факторами являются содержание кислорода и фосфора в воде.

Задача №4. Антропогенные факторы среды. Рассмотрите диаграмму с общемировыми показателями деградации почв, подумайте над этими цифрами и ответьте на вопрос: Какая степень деградации почв самая малая в мире?

А) легкая, Б) умеренная, В) высокая, Г) очень высокая


Ответ к задаче №4: Г.

Решение задачи №4: Диаграмма показывает, что степень деградации почв может быть различной от сильной до умеренной и легкой. Почти половина всего почвенного покрова земли: 62% в той или иной степени деградирована,- загрязнена или разрушена. Однако, почв очень сильно деградировавших не так уж много. Человек должен затормозить или замедлить этот процесс деградации специальными мероприятиями по улучшению почв.

Задача №5. Соотнесите перечисленные в таблице причины деградации почв с мероприятиями по замедлению деградации почв. Что для этого может сделать человечество? Каждой букве из левой колонки должна соответствовать цифра или несколько цифр из правой колонки.

причины деградации почв

мероприятия по замедлению деградации почв

А) Заболачивание почв

Б) Засоление почв

2. Устройство дренажных каналов для водоотведения

В) Смывание почв (поверхностная эрозия)

3. Использование в севооборотах бобовых растений

Г) Выветривание почв (ветровая зрозия)

4. Высадка защитных лесополос

Д) Техногенная эрозия почв при вспашке

5. Минимизация обработки почвы тяжелыми тракторами

Е) Загрязнение почв азотными удобрениями

6. Использование экологических способов борьбы с насекомыми-вредителями полей

Ж) загрязнение почв инсектицидами

7. Соблюдение норм полива

Ответ к задаче №5. А) 2, 7; Б) 7; В) 1; Г) 4; Д) 5; Е) 3; Ж) 6;


Экологический оптимум. Оптимальные условия окружающей среды , наиболее благоприятные для существования данного вида растений, сообщества или экосистемы в целом называют экологическим оптимумом.

Задача №6. На рисунке изображены кривые выносливости (толерантности) различных растений по фактору влажности почвы. Опишите ландшафт, в котором могли бы произрастать эти растения. Можно ли эту группу растений назвать фитоценозом? Ответ поясните. По рисунку определите и впишите название:

А) Самое влаголюбивое из представленных растений _____________________

Б) Самое засухоустойчивое из представленных растений __________________


Ответ к задаче №6. А - тростник; Б - типчак

Решение задачи №6: На рисунке показаны засухоустойчивые растения, такие как типчак и ковыль, а также влаголюбивые растения, такие как осока и тростник. Береза - типичное дерево мелколиственных и смешанных лесов средней полосы России, а тимьян – луговое растение, встречающееся и в сухих степях. Можно предположить, что такой фитоценоз мог бы существовать в лесостепной зоне на опушке березовой рощи у ручья. Среди растений, образующих фитоценоз, могут быть представители различных экологических групп (засухоустойчивые и влаголюбивые). Состав растений в фитоценозе отражает неоднородность среды в пространстве и во времени.

Кривые толерантности (выносливости). Определение: стенобионты - организмы, способные жить лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды,- это растения с узкими пределами выносливости (толерантности). Эврибионты — организмы, способные жить в широком диапазоне природных условий окружающей среды и выдерживать значительные изменения условий среды.

Задача №7. На рисунке изображен экологический оптимум разных растений по отношению к плодородию почвы. Оптимальные условия характеризуются наибольшим обилием вида растений. Определите по рисунку виды растений с широким диапазоном выносливости - эврибионты и с узким диапазоном выносливости - стенобионтные виды.

А) стенобионты______ , _______ ; Б) эврибионты _______ ;


Ответ к задаче №7. А – тимьян, вереск; Б - береза

Решение задачи №7. Тимьян и вереск являются выраженными стенобионтами, так как обладают наиболее узкой зоной экологической толерантности к фактору плодородия почв. Вереск растет на бедных кислых почвах, а тимьян требователен к очень богатым почвам. Среди остальных видов растений - береза самый явный эврибионт, потому, что у неё самый широкий диапазон выносливости (толерантности). Береза может расти как на плодородных почвах, так и на бедных, но наибольшего оптимального процветания достигает на средне-плодородных почвах.

Задача №8. На рисунке показаны экологические ниши трех видов растений – типчака, овсяницы луговой и осоки лисьей. Экологические ниши изображены в двухмерном пространстве по двум факторам: по отношению растений к увлажнению и богатству почвы элементами минерального питания. Схема показывает оптимальные условия произрастания вида (сплошная линия) и одновременно – границы толерантности растений к двум условиям среды (пунктир). По рисунку определите, может ли растение иметь узкий диапазон экологической выносливости по отношению к влажности и широкий по отношению к богатству почвы? Какое растение может стать биоиндикатором сухости или бедности почвы? При каких условиях среды экологические ниши этих растений пересекаются, а при каких не пересекаются? Впишите одно слово в каждый ответ.

А) растение с узким диапазоном экологической выносливости по отношению к влажности и с широким по отношению к богатству почвы _______________;

Б) при обилии факторов среды, экологические ниши этих растений __________ (сужаются/расширяются);

В) при скудости факторов среды, экологические ниши этих растений __________ (сужаются/расширяются);


Ответ к задаче №8. А) типчак; Б) сужаются; В) расширяются

Решение задачи №8. На рисунке представлены экологические ниши типчака, растущего в сухих местообитаниях; овсяницы луговой, растущей в условиях умеренного увлажнения и осоки лисьей, растущей на переувлажненных почвах. Растение овсяницу луговую можно считать эврибионтом,- она может расти на бедных почвах и на богатых минеральными веществами. А также может расти на влажных почвах, но неплохо переносит засуху. Диапазон её экологической выносливости достаточно широк. Осока лисья – растение стенобионт растёт на переувлажненных бедных почвах. Она может быть биоиндикатором влажности почвы. Типчак – типичный представитель сухих ковыльных степей, у него узкий диапазон экологической выносливости по отношению к сухости почвы и широкий по отношению богатства почвы. Он предпочитает расти на плодородных степных черноземах, но может расти и на бедной сухой или слабо увлажненной почве. Типчак может быть биоиндикатором степных почв – сухих и плодородных. Пояснение к рисунку: Кривые распределения видов показывают, что при скудости факторов среды, ареалы растений расширяются и могут налагаться друг на друга (пунктирные линии), но при высоком обилии, ареалы сужаются и оказываются обособленными (сплошная линия).


Задача №9. Растения – индикаторы. Некоторые растения узко приспособлены к определенным условиям среды,- по ним можно оценить условия окружающей среды. Такие растения называют биоиндикаторами. Как по одному только взгляду на растения фитоценоза можно определить качество почвы, на которой они растут, не выкапывая растения? В таблице перечислены различные почвы и растения, которые могли бы на них расти и быть индикаторами этих почв. Найди соответствие между почвой и растениями-индикаторами этих почв. Каждой букве должна соответствовать цифра.

Растение-индикатор

1. Ромашка обыкновенная; Пырей ползучий; Клевер ползучий; Манжетка обыкновенная;

Ответ

ответ:О том, что почва богата азотом, свидетельствуют следующие растения – крапива двудомная, цикорий обыкновенный, пустырник обыкновенный, сныть, звездчатка средняя. На недостаток азота указывают: фиалка трехцветная (анютины глазки), клевер белый, подорожник ланцетный, вереск обыкновенный.

Ответ

ответ: алоэ, пузырчатка, росянка

Ответ

Первыми обитателями земли были гетеротрофами, прокариотные одноклеточные организмы, похожие на современные бактерии.спустя 1000 лет появились организмы имеющие в клетках углекислый газ и способные осуществлять фотосинтез. все организмы в клетках которых имеется сформированное ядро называются эукариоты. их относят к надцарству ядерные, или эукариоты

Читайте также: