Выберите растение которое не имеет листьев

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Деятельность учащихся осуществляется по следующему алгоритму:

написание учащимися варианта проверочной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;

самооценка собственной деятельности учащихся;

организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения (например, определение признаков двудольных растений по рисунку);

особое внимание следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Таким образом, реализуются принципы системно-деятельностного подхода, который является методологической основой построения уроков по ФГОС.

Биология, 6 класс

1. К какой самой крупной систематической группе относятся Растения?

А) Вид Б) Семейство В) Царство Г) Класс

2. К какому классу относится растение, плод и семена которого изображены на рисунке?


3. Какое растение имеет мочковатую корневую систему?

А) Пшеница Б) Подсолнечник В) Берёза Г) Одуванчик


4. Укажите растение, которое имеет листья с дуговидным жилкованием.

5. Назовите растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.


А) У зародыша 2 семядоли.

Б) Зародышевый корешок рано отмирает.

В) Проводящие пучки рассеяны равномерно.

Г) Корневая система стержневая.

Д) Проводящие пучки расположены по кругу.

6. Из перечисленных растений (горох, картофель, тюльпан, капуста) выбери однодольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.

1. К какому классу относится растение, изображённое на рисунке?


2. Назовите самую мелкую систематическую группу, к которой могут принадлежать Растения?

А) Царство Б) Род В) Вид Г) Класс

3. Какое растение имеет стержневую корневую систему?

А) Кукуруза Б) Пшеница В) Тюльпан Г) Морковь

4. У какого растения сетчатое жилкование?


5. Назови растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.


А) Корневая система мочковатая.

Б) Число частей цветка кратно трём.

В) Листья с сетчатым или пальчатым жилкованием.

Г) У зародыша одна семядоля.

Д) Число лепестков и чашелистиков кратно кратно пяти или четырём.

6. Из перечисленных растений (чеснок, фасоль, тюльпан, лилия) выбери Двудольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.

1. В (1 балл), 2. Б (1 б.), 3.А (1 б.), 4. Б (1 б.)

5. Одуванчик лекарственный. А, Г, Д. (4 б.)

6. К однодольным относится тюльпан. У него мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля, число частей цветка кратно 3. (5 б.)

1. А (1 б.), 2. В (1 б.), 3. Г (1 б.), 4. Б (1 б.)

5. Ландыш майский. А, Б, Г. (4 б.)

6. К Двудольным относится фасоль обыкновенная. У неё стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени 2 семядоли, число частей цветка кратно 5. (5 б.)

Источники информации

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы окружающий мир рабочая тетрадь 3 класс 1 часть Плешаков, Новицкая - 52-55-я страница ГДЗ окружающий мир 3 класс 1 часть Перспектива

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ

У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ.

У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ.

У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ.

Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так. Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:
Серёжа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

Верный ответ у Нади , одна ошибка – у Сережи ( сосна ), две ошибки у Иры ( морская капуста, ель ), три ошибки у Вити ( туя, лиственница, папоротник ).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.


Фуксия
(цветковые)


Сальвия
(цветковые)


Льнянка
(цветковые)


Цикорий
(цветковые)


Орляк
(папоротники)


Фунария
(мхи)


Пихта
(хвойные)


Кедр
(хвойные)

Лист - вегетативный орган растения, располагающийся на побеге. Место расположения листа на побеге называется узел. Узел (лат. nodus) — участок побега (стебля) растения, от которого отходят боковые органы (ветви, листья, почки, придаточные корни и другие.)

Узлы и междоузлия растения

Строение и функции листа

Основная ткань пластинки листа - мезофилл. Выделяют столбчатый и губчатый мезофилл, функции которых различны.

Благодаря наличию хлоропластов в клетках столбчатой ткани мякоти листа происходит процесс фотосинтеза, в результате которого образуется большое количество органических веществ, доставляемых флоэмой в разные части растения. Вообразите следующую информацию в виде 3D-модели: проводящая система листа является продолжением проводящей системы стебля, в месте узла происходит отхождение сосудисто-волокнистого пучка в направлении листа.

В губчатой ткани листа расположены межклетники, вход в которые открывают устьица. Здесь происходит газообмен между организмом растения и внешней средой, заключающийся в процессах дыхания и фотосинтеза. Крайне важно разделить два понятия: фотосинтез и дыхание.

Не удивляйтесь тому, что растения поглощают кислород в процессе дыхания. Все живые клетки аэробных организмов находятся в процессе дыхания постоянно, днем и ночью. Запомните, что дыхание это поглощение кислорода и выделение углекислого газа. В ходе светозависимой фазы фотосинтеза напротив, кислород выделяется как ненужный побочный продукт, а углекислый газ поглощается клетками.

Строение листа

Осуществляется через устьица в эпидермисе (кожице).

Транспирация

Самые первые листья растения - зародышевые листья (семядоли или семенодоли), которые развиваются у зародыша ещё в семени. В дальнейшем листья формируются из примордиев - нерасчленённых зачатков листьев в виде бугорков или валиков на конусе нарастания побега.

Примордий

Основные части листа

Это расширенная нижняя часть листа. У некоторых растений оно, разрастаясь, преобразуется в незамкнутую или замкнутую трубку, которую называют листовое влагалище.

Выполняет главные функции листа - газообмен и фотосинтез, в основании пластинка сужается и переходит в стеблевидный черешок.

Листовое влагалище

Это тонкая стеблевидная часть листа, идущая от листовой пластинки к узлу побега.

Меняя свою форму, черешок смещает листовую пластинку. Таким образом, основная функция черешка - обеспечить как можно большую освещенность листовой пластинки, вынести листья к свету. Именно так и создается листовая мозаика - расположение листьев на растении, при котором они не затеняют друг друга. Листья с черешками называются черешковыми, без черешка - сидячими.

Черешок

Выросты листообразной формы, расположенные у основания листа. Они могут срастаться со стеблем или быть свободно расположенными. У многих растений прилистники отсутствуют в принципе, или образуются, но рано отмирают.

Прилистники

Лист называют полным, если в составе его элементов имеется пластинка, основание, прилистники и черешок. Полные листья характерны для многих широко известных растений: рябина, дуб, черемуха, роза.

Лист называют неполным, если у него отсутствует черешок (сидячий лист), прилистники или пластинка. Сидячие листы, лишенные прилистников, имеют лен, гвоздика, алоэ. Отсутствуют прилистники также на листьях картофеля, сирени, капусты. В редких случаях лист может не иметь листовой пластинки, тогда ее функции перенимают черешок - у акации, прилистники - у чины безлисточковой.

Чина безлисточковая

Жилкование листьев

    Вильчатое (дихотомическое) жилкование

Встречается у многих папоротниковидных растений и примитивных семенных, при вильчатом жилковании жилки делятся дихотомически (одна жилка разделяется на две жилки).

При таком типе жилкования крупные жилки проходят вдоль листовой пластинки параллельно друг другу. Характерно для злаковых растений.

Отличается наличием крупных жилок, которые подобно дуге изогнуты вдоль листовой пластинки. Характерно для однодольных.

Для этого типа характерна выраженная центральная (главная) жилка, от которой в стороны отходят более тонкие боковые ветви. Имеется у дуба черешчатого, черемухи обыкновенной.

Такой тип жилкования отличается наличием нескольких примерно одинаковых по размеру крупных жилок, расходящихся веером по пластинке, при этом сходящихся в одной точке у ее основания. Имеется у манжетки обыкновенной, клена платановидного.

Жилкование листьев

Форма листа

  • Однолисточковые - у мандарина, лимона.
  • Тройчатосложные - у земляники, клевера.
  • Пальчатосложные, состоящие из множества листовых пластинок, у люпина, каштана конского.

Необходимо особо отметить, что есть сложные листья, у которых листочки расположены по всей длине рахиса - пункты 4 и 5.

Сложный лист

  • С цельной листовой пластинкой - сирень, береза, тополь, яблоня.
  • С рассеченной (расчлененной) листовой пластинкой. Каждую отдельную часть простой пластинки называют сегментом. Здесь также имеется еще одно деление, по степени расчлененности листовых пластинок различают:
    • Пальчтолопастную (перилопастную) - в случае если расчленение не превышает 1/3 всей поверхности листовой пластинки.
    • Перистолопастную (перистораздельную) - расчленение не превышает половины (до 1/2) листовой пластинки.
    • Пальчаторассеченную (перисторассеченную) - расчленение достигает главной жилки листа или основания листовой пластинки.

    Простой лист

    Листорасположение
    • Очередное - от узла отходит только один лист. Имеется у березы, липы, дуба.
    • Супротивное - на узле располагаются два листа, супротив (напротив) друг друга. Встречается у бузины, клена, калины.
    • Мутовчатое - на узле стебля 3 и более листьев. Есть у вороньего глаза, ветренницы, элодеи.

    Листорасположение

    Видоизменения листьев

    Это интереснейшие приспособления, которые возникли в процессе приспособления растений к различным средам обитания. Они выполняют дополнительные функции, но главная их задача - это адаптация растения к условия среды.

    Не все растения питаются автотрофно, для некоторых из них свойственен гетеротрофный тип питания. Известный пример росянка капская - насекомоядное растение. Ее лист покрыт липкой вязкой массой, которая выделяется волосками листа. Если насекомое садится на лист, то приклеивается к нему, волоски начинают сворачиваться, и насекомое оказывается в образовавшейся полости. После чего начинается выделение ферментов в полость и переваривание насекомого.

    Ловчие аппараты

    Образования, которые выполняют опорную функцию. Цепляясь усиками за опору, растение занимает в пространстве вертикальное положение, растут вверх. Имеются у чины, гороха.

    Усики

    Выполняют различные функции. К примеру, чешуи почки защищают ее от механических повреждений, а листья у лука в луковице превращены в сочные чешуи, которые запасают питательные вещества.

    Чешуи

    Ограждают растение от поедания его животными. Подобную защитную функцию выполняют колючки барбариса, кактуса.

    Колючки

    Эти видоизменения листьев не утратили свою основную функцию, и приобрели дополнительную - запасание воды. Особенно актуальна эта функция для растений суккулентов, произрастающих в местах с засушливым климатом - алоэ, молодил, очиток.

    Сочные и толстые образования, запасающие воду

    Хвоя - это видоизмененные листья голосеменных (хвойных) растений. Таким листьям, в отличие от неизмененных, нужно меньше питательных веществ и воды. Они способны противостоять холоду и засухе, при этом выполняя свою основную роль - обеспечение процесса фотосинтеза.

    Вечнозелеными растениями является подавляющее большинство голосеменных, которые сохраняют хвою в течение 12 месяцев, не сбрасывая ее перед зимой. У отдельных видов, сосны долговечной, хвоя сохраняется до 45 лет.

    Хвоя

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: