Выберите неверное утверждение в тундре преобладают дерново подзолистые почвы в степях

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Русская равнина
Цель: Познакомить учащихся физико-географическими закономерностями Русской равнины.

Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.

Учить читать и анализировать карты.

Формировать чувство любви к родной природе.

Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.

Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.

Мобилизующее начало

Повторение изученного материала

Индивидуальная работа по вариантам (взаимопроверка)

1 вариант
1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе
Б) в тайге преобладают серые лесные почвы
В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга
Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь
2. Определите по описанию природную зону:
Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.
3. Выберите птицу степей:
А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь
4. Выберите верные утверждения:
А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы
Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси
В) Главное богатство тайги – древесина
Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности
Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом
Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса
Ж) В зоне тундры водятся олени
З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине
И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

1 . Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)
Б) В зоне тундры встречаются ягоды – брусника, водяника, морошка
В) На Дальнем востоке распространены степи
Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи
2. Определите по описанию природную зону:
Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
3. Выберите деревья зоны тайги:
А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница
4. Выберите неверные утверждения:
А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы
Б) В степях преобладают серые лесные почвы
В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам
Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы
Д) Поверхностный сток в степях незначительный
Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга
Ж) В зоне степей много грызунов
З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря
И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек

2. Индивидуальная работа у доски

— Природные зоны России;

— Задача, есть ли на г. Белуха лед?

3. Работа по карточкам для сильных и слабых учащихся

Карточка №1 (для сильных учащихся) Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?

Ужасный день,
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг как зверь остервенясь,
На город кинулась…

(описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).

Карточка №2 (для сильных учащихся)

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

“ Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Карточка №3 (для слабых учащихся)

Карточка №4 (для слабых учащихся)

Карточка №5 (для слабых учащихся)

— Опишите самый большой ПТК.

I П . Постановка учебных задач

Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…

— О каком природном комплексе идет речь? Что вам известно о Русской равнине? Почему Восточно – Европейскую равнину назвали Русской?

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы, заполните вторую а в конце урока запишем в третью.

1.В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы
2.В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы
3.В степях водятся бурундуки, белки, лоси
4.В степях преобладают серые лесные почвы
5.Главнейшее богатство тайги- древесина
6.Лесостпеная зона-это переходная зона от леса к тундре
7.В настоящее время степи в основном распаханы
8.Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы
9.В высокогорьях преобладают широколиственные породы
10.В зоне тундры водятся сев. олени
11.В зоне степей водятся грызуны
12.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря

Тема: Русская равнина
Цель: Познакомить учащихся физико-географическими закономерностями Русской равнины.
Задачи:
• Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.
• Учить читать и анализировать карты.
• Формировать чувство любви к родной природе.
• Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.
• Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.

Урок комбинированный. На уроке применяются технологии: критического мышления, разноуровневая, групповая, игровая.

Оценить 1554 0

Тема: Русская равнина
Цель: Познакомить учащихся физико-географическими закономерностями Русской равнины.

Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.

Учить читать и анализировать карты.

Формировать чувство любви к родной природе.

Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.

Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.

Мобилизующее начало

Повторение изученного материала

Индивидуальная работа по вариантам (взаимопроверка)

1 вариант
1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе
Б) в тайге преобладают серые лесные почвы
В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга
Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь
2. Определите по описанию природную зону:
Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.
3. Выберите птицу степей:
А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь
4. Выберите верные утверждения:
А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы
Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси
В) Главное богатство тайги – древесина
Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности
Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом
Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса
Ж) В зоне тундры водятся олени
З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине
И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)
Б) В зоне тундры встречаются ягоды – брусника, водяника, морошка
В) На Дальнем востоке распространены степи
Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи
2. Определите по описанию природную зону:
Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
3. Выберите деревья зоны тайги:
А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница
4. Выберите неверные утверждения:
А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы
Б) В степях преобладают серые лесные почвы
В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам
Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы
Д) Поверхностный сток в степях незначительный
Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга
Ж) В зоне степей много грызунов
З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря
И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек

2. Индивидуальная работа у доски

- Природные зоны России;

- Задача, есть ли на г. Белуха лед?

3. Работа по карточкам для сильных и слабых учащихся

Карточка №1 (для сильных учащихся) Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?

Ужасный день,
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг как зверь остервенясь,
На город кинулась…

(описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).

Карточка №2 (для сильных учащихся)

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Карточка №3 (для слабых учащихся)

Карточка №4 (для слабых учащихся)

Карточка №5 (для слабых учащихся)

- Опишите самый большой ПТК.

I П . Постановка учебных задач

Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,
Без конца протянуласьравнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли.

- О каком природном комплексе идет речь? Что вам известно о Русской равнине? Почему Восточно – Европейскую равнину назвали Русской?

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы, заполните вторую а в конце урока запишем в третью.

Я знаю или предполагаю

Узнал(а) новое

Задание1.Используя первый и второй абзац учебника с 193 составить ОК по русской равнине.

Задание 4. Рассмотреть особенности климата равнины используя карты атласа (в виде схемы)

VI . Обобщение

Для рефлексии подходит прием “Синквейн”(пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

Интересная, познавательная

Сочиняли, читали, повторяли

Быстро прошел урок

Он учит использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя пять строк, по определенным правилам:

1 –существительное, отражающее главную идею;

2 – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль

3 – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;

4 – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней

5 – существительное – синоним ключевого слова

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку Русская равнина

Заполнить таблицу:

Я знаю или предполагаю

Узнал(а) новое

Задание1.Используя первый и второй абзац учебника с 193 составить ОК по русской равнине.

Задание 4. Рассмотреть особенности климата равнины используя карты атласа (в виде схемы)

Для рефлексии подходит прием “Синквейн”(пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

Интересная, познавательная

Сочиняли, читали, повторяли

Быстро прошел урок

1 вариант
1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе
Б) в тайге преобладают серые лесные почвы
В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга
Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь
2. Определите по описанию природную зону:
Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.
3. Выберите птицу степей:
А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь
4. Выберите верные утверждения:
А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы
Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси
В) Главное богатство тайги – древесина
Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности
Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом
Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса
Ж) В зоне тундры водятся олени
З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине
И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)
Б) В зоне тундры встречаются ягоды – брусника, водяника, морошка
В) На Дальнем востоке распространены степи
Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи
2. Определите по описанию природную зону:
Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
3. Выберите деревья зоны тайги:
А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница
4. Выберите неверные утверждения:
А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы
Б) В степях преобладают серые лесные почвы
В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам
Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы
Д) Поверхностный сток в степях незначительный
Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга
Ж) В зоне степей много грызунов
З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря
И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек


Задания Д4 № 4

Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы?

1) смешанные леса

4) широколиственные леса

Черноземные почвы характерны для степной природной зоны.

В тайге подзолистые или мерзлотно-таежные почвы. В смешанных и широколиственных лесах серые лесные почвы.

Правильный ответ указан под номером: 2


Задания Д4 № 149

Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы?

1) смешанные леса

2) лесостепи и степи

4) широколиственные леса

Чернозёмы образуются в степях и лесостепях, для широколиственных лесов характерны серые или бурые лесные почвы, в тайге преобладают подзолистые почвы, а в смешанных лесах — дерново-подзолистые.

Читайте также: