Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой

Обновлено: 05.07.2024

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка.

Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

Готовность детей к обучению в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.

Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

В нашем детском саду проводятся следующие формы осуществления преемственности:

  1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети старшей группы присутствуют на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
  2. За год до поступления детей, администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течении учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.
  3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.
  4. Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов детского сада с родителями и их детьми.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

Проблема преемственности между детским садом и начальной школой в рамках оптимизации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и развития родительской компетентности.

Рассматривая данную проблему, необходимо выполнить следующие действия:

  • изучить нормативно-правовую базу;
  • разработать программу развития образовательной организации;
  • разработать план партнерского взаимодействия со школами района;
  • наладить социокультурные связи.

Перед началом учебного года составляем план-проект совместной деятельности на учебный год. Обозначаем цель взаимодействия, средства обеспечения преемственности, утверждаем план совместной работы. Причем составление данного плана осуществляется в конце учебного года, и запланированные в нем мероприятия включаются в образовательную программу на следующий учебный год.

Все мероприятия планируются с учетом особенностей детей, с которыми необходимо познакомить педагогов школы посредством ИОМ (индивидуального образовательного маршрута). Он составляется на детей с ОВЗ в течение всего времени пребывания в дошкольных группах, а также учитывает портрет выпускника.

В начале учебного года рекомендуется провести следующую работу: школы, где учатся выпускники дошкольных групп, посещают специалисты детского сада (педагог-психолог и учитель-логопед) с целью взаимодействия и опроса учителей, родителей и детей, в ходе которого выявляются особенности адаптации ребенка, сформированность предпосылок учебной деятельности. На основе анализа полученных данных вносятся изменения в планирование работы дошкольных групп. Таким образом, работа с воспитанниками подготовительных групп строится с учетом выявленных трудностей.

Работа по обеспечению преемственности должна быть направлена на всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей

Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности

Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:

Это ведет к более тесному взаимодействию родителей и образовательной организации, к доверительности и открытости образовательного процесса.

  • учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном процессе, их активность на уроке, особенности восприятия учебного материала, поведение;
  • школы организовывают экскурсии. Огромный интерес вызывает посещение спортивного зала, столовой, библиотеки, где они читают стихи, вспоминают знакомые литературные произведения. Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе. Такие встречи дают возможность легче пройти школьную адаптацию и вселяют в будущего школьника уверенность в своих силах;
  • к примеру, посещение музея боевой славы одной из школ в преддверии 23 Февраля и 9 Мая – решение задачи нравственно-патриотического воспитания. Дети очень внимательно слушают экскурсоводов-учеников, задают много вопросов. В роли экскурсоводов часто выступают бывшие выпускники этого же детского сада. Это очень приятно!

Положительную результативность приносят ежегодные приглашения педагогов-психологов, учителей-логопедов школ и учителей начальных классов на заседания родительских клубов или круглые столы в дошкольных группах для знакомства с родителями. Педагоги отвечают на вопросы родителей, рассказывают о школьных программах, об особенностях школ. Родители также могут получить индивидуальные консультации педагогов школ по интересующим вопросам.

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.

Это позволяет педагогам дошкольных групп скорректировать свою работу и при необходимости внести изменения в содержание запланированных мероприятий по преемственности.

Партнерами дошкольных групп в социокультурной среде могут являться также совет ветеранов, военная часть. Дети с огромным удовольствием ждут таких гостей, готовят праздничное выступление, сюрпризы, не говоря уже о том, какую роль играют эти встречи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Детская библиотека, спортивная школа и другие социокультурные организации вносят неоценимый вклад в повышение уровня социальной адаптации дошкольников, в том числе и к школе.

Работая по программе преемственности, понимаешь, что она невозможна без социокультурного взаимодействия

Мы, конечно, понимаем, что реализация преемственности дошкольного и начального образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. На протяжении многих лет она обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами, родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками ДОУ (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов: совместные педсоветы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• дни открытых дверей; творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

В совместной работе эффективными будут такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста.

По своей сути педагогическая диагностика — это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОУ определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов (наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса), а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов можно назвать анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога практика - функция обратной связи или информационная.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Наблюдая за тем, как проявляет себя ребенок в разных ситуациях (в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время), педагог отмечает его реакции на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью. Так он узнает особенности интересов, умения, склонности, трудности, предпочтения ребенка, значимые для него объекты и ситуации, понимает причины поведенческих проявлений.

Прогностическая функция позволяет составить прогноз протекания педагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта.

Для составления прогноза педагогу необходимо сопоставить информацию о том, каким был изучаемый объект раньше, как проявляет себя сейчас. Выявленная динамика изменений (положительная или отрицательная) обеспечивает возможности прогнозирования изменений объекта и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Диагностика – процедура выявления уровня достижений и готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности.

Данная процедура включает анализ и обобщение существующих методик диагностики развития, эффективности воспитания и обучения детей, выбор оптимальных методик и диагностических критериев, позволяющих оценить уровень сформированности того или иного качества личности, умений и навыков, компетенций и отношений воспитанников. Это означает, что по результатам диагностики можно будет соотнести достижения или неуспешность ребенка с сильными и слабыми сторонами его личности, изменениями в психофизическом, познавательно-речевом и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного образовательного процесса в ДОУ. Поэтому диагностику сегодня принято соотносить с проведением контроля эффективности или мониторинга образовательного процесса в детском саду.

В соответствии с ФГОС, она может быть основной для следующих видов мониторинга: промежуточного, итогового и мониторинга преемственности результатов личностного развития при переходе ребенка в школу. Например: "Мониторинг компетенций дошкольников 3-5 лет по образовательной области “Здоровье”"; Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми; Планируемые результаты формирования интегративного качества "Любознательный, активный";Достижения ребенка к концу старшего дошкольного возраста в различных образовательных областях.

Автор: Валекжанина Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №259 ГО ЗАТО города Фокино"
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: Программа
Тема: "Организация взаимодействия детского сада и школы"
Раздел: начальное образование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

гимназия №259 ГО ЗАТО г. Фокино

Приморского края

Валекжанина Ю.Г.

учитель начальных классов.

Обоснование программы

первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Неподготовленность ребёнка влечёт за

собой негативные последствия: в классе он

испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок

любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к

обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного

периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а

МКОУ гимназия №259 имеет широкие возможности для реализации программы

образовательные программы предшкольной подготовки и начальной школы.

формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности

школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного

группы и начальной школы МКОУ гимназии №259 возможно только при разработке и

реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям

школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей трудностями.

педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного

дошкольного и начального образования;

регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет

в рамках программы преемственности:

1. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с

формирование творческого характера деятельности.

3. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое

эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.

организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МКОУ

Задачи программы:

1. Создать на территории гимназии единое пространство, наиболее благоприятных

условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий,

подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении

духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в

условиях образовательного процесса гимназии

4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от

игровой к учебной деятельности.

школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.

Принципы построения программы

гуманизации,

Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по

индивидуальных

особенностей

дошкольного и младшего школьного

возраста, основанного на специфике этапов

развития и личностных характеристик воспитанников.

Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной

школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной

ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка

дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника,

так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение

Читайте также: