Все рыжинки оборву побросаю их в траву
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
Автор: Подвальных Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ"Солнышко"
Населённый пункт: пгтОктябрьское ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: Наблюдение за листопадом
Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи. Вызвать у детей интерес к наблюдению за падающими листьями, их окраске.
Ход:
Воспитатель:
Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.
Привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как
к одному из условий совершенствования речевой деятельности.
Формировать способности детей к выразительному чтению наизусть,
развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность
поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы.
Развивать навыки эмоционального отклика на эти стихи;
Воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру
Воспитать умение рассказывать и слушать новые стихи об осени, которые читают другие дети.
Материалы: ноутбук, интерактивная доска, презентация, муляжи овощей и фруктов, осенние листочки, призы и подарки.
Ход развлечения:
Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди нас найдутся те, кто делает это особенно хорошо. Стихи прозвучат разные, но все они просвещенны одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:
Когда это бывает?
Правильно, это осень.
Именно осень дарит нам необыкновенную красоту.
Ведущий: На любом конкурсе есть строгое, но справедливое жюри. У нас в составе жюри будут наши гости. Они будут внимательно слушать, и оценивать ваше выступление.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной
Ведущий: Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит поэт Иван Бунин. Я думаю, что вы тоже сможете заворожить всех чтением стихотворений об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно.
Хозяйка-осень
С летом осень попрощалась,
В лесу хозяйкою осталась.
Много у неё работы -
Нужно лес разрисовать,
Грибы и шишки все собрать,
Птиц в дорогу проводить,
В гости зиму пригласить. Соня Б.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. Полина
Праздник осени в лесу
И светло и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила. Артур
Каждый листик золотой,
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко. Даня
Берегу я листики
Долго дома у меня
Праздник не кончается. Никита
Ведущий: Правда, замечательные стихотворения поэты для нас придумали.
Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать
рифмы? Сейчас мы это проверим.
Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды
– сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки;
ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.
Ведущий: Молодцы, ребята, умеете подбирать рифму. А сейчас послушайте загадку:
Листьев летящих парад
Словом осенним зовем… (листопад)
Ведущий: Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву! Лера П.
Ведущий: …. называет в своем стихотворении листья озорниками. Давайте послушаем его.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья –
Дождь из листиков и я! Катерина
Ведущий: О листопаде прочитает стихотворение …, но оно называется немного по-другому …
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт.
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
И не может согреться. Паша
Ведущий: Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Содрали все рубашки.
Догадались? Правильно, это – дерево. Как раз о деревьях пойдёт речь в
следующем стихотворении. Его прочитает…
Почему деревья осенью
Сбрасывают листья?
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном! Владик
Осенние слёзы
Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны.
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза тоже
Плакала… Каролина
Лоскутное одеяло
На деревьях
Листьев мало.
На земле -
Невпроворот.
Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьет. Аня Г.
Ведущий: Вы знаете, как называются осенние месяцы? Что происходит в сентябре, октябре и ноябре мы сейчас и вспомним.
В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные! Лёша М.
Скоро ляжет в спячку ёжик,
Сбросит роща свой наряд,
А пока вдоль всех дорожек
Листья яркие кружат.
Улыбается Октябрь,
И уже щекочет нос
Утром серым,
Утром ранним
Самый маленький
Мороз. Витя
Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице. Артём Н.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в
Ведущий: Осенью птицы собираются стаями и улетают в тёплые края. Но некоторые остаются.
Вот и осень настаёт,
Журавлям пора в полёт…
Ходят лугом журавли,
Не касаются земли. Таня
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется. Миша Р.
Ведущий: Звери в лесу тоже готовятся к осени.
Хмурый мелкий дождик
Моросит все чаще,
Холодно зайчишке
Серенькому в чаще. Саша Т.
А медведь мохнатый
Подыскал берлогу,
Скоро спать заляжет,
Отдохнет немного. Миша П.
На высокой елке
Белка скачет ловко,
Шишки запасает
В маленькой кладовке.
Запасла орехов
И грибов сушеных,
Чтобы не бояться
Зимних дней студеных. Вова
Ведущий: Немного поиграли и вновь к стихам. Закончите строчку:
Не пробьётся солнца луч
Из-за толстых серых…
Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут. Об этом прочитает….
Туча – кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча – лошадь, туча – жук.
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места,
Перессорятся все вместе
А потом заплачут вместе
И кричит внизу народ:
Я в конец себя измучил,
Всё никак не мог понять:
И откуда эти тучи
Мне помог однажды случай:
Мы ходили по грибы,
У лесной сторожки туча
Выползала из трубы. Артём Х.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
Он всюду: в поле и саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не пойду,
Правильно, это дождь. Послушайте стихотворение и об этом
явлении природы. Его прочитает …
Осень времечко сырое,
Дождик льётся с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты. Саша А.
Дождь - проказник
Дождь идет, а мне не грустно,
Зонтик яркий свой возьму
И в резиновых сапожках,
Под дождём гулять пойду.
Дождь со мной играет в прятки -
То идёт, то не идёт.
Ах, какой же он проказник!
Хочет намочить и ждёт.
Не старайся, милый дождик,
Зонтик я взяла не зря,
Он меня всегда закроет,
Не намокну даже я. Лера И.
Ведущий: Осень это не только прекрасное время года, но и время уборки урожая.
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год. Василина
Ведущий: А мы сейчас немножко отдохнём.
Ведущий: А лес дарит нам много даров. Каких? Сейчас узнаем.
Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники. Аня Р.
Спросил у гриба
Под осиною ёж:
- Скажи, почему
Ты на зонтик похож ?
А гриб засмеялся:
-Вот странный вопрос!
Ведь я же в погоду
Дождливую рос! Софа Б.
(образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
Один гриб – много грибов. …лисичка, груздь, мухомор, боровик, подберёзовик, подосиновик, рыжик, шляпка, ножка)
(согласование существительных с числительными): Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек. Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов. Одна поганка, две поганки, … пять поганок; Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.
Ведущий: Ну, вот и закончился конкурс чтецов. Много стихотворений было
прочитано сегодня. (Обращается к зрителям) Ребята, какое стихотворение
вам понравилось больше всех? Кто читал лучше всех? (Ответы детей).
Ведущий: А сейчас мы всех участников конкурса наградим грамотами и
Награждение победителей и участников
На празднике присутствовали родители участников, которые принимали непосредственное участие в подготовке к конкурсу. Старательно подбирался литературный репертуар, разучивались стихи, велась работа с детьми над выразительностью и эмоциональностью их исполнения.
Результат работы — богатый подбор стихотворений об осени, чудесное исполнение их юными чтецами, покоривших всех гостей мероприятия искренностью прочтения, неподдельным чувством любви к природе.
Все участники конкурса чтецов серьезно подготовились, блестяще выступили, показав свое мастерство и оригинальность исполнения. При подведении итогов жюри пришлось нелегко. После длительного обсуждения жюри огласило результаты, всем юным чтецам были вручены грамоты и призы.
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Материалы и оборудование: листья (берёзы, клена, дуба), муляжи грибов, корзинка, нож, экологические знаки, письмо, разрезные картинки с приметами осени, плоды березы, дуба, клена.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Воспитатель: Давайте подготовимся, сейчас осень, на улице прохладно, может начаться дождь. Как нужно одеваться?
Воспитатель: Надеваем сапоги, брюки, шапки. Все готовы.
2. Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев под ногами, давайте их рассмотрим и определим, с какого они дерева, а помогут вам в этом мои загадки:
- Что это за дерево?
Воспитатель: Ребята, поднимите руки у кого листья березы, как они называются?
Воспитатель: А какого цвета стали березовые листья осенью?
Темной он покрыт корой
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много – много желудей.
Воспитатель: У кого листья дуба? Как они называются?
Воспитатель: Какого они цвета?
А лист – ладошкой
С длинной ножкой.
Воспитатель: У кого листья клена? Как они называются?
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Желтого, оранжевого, зеленого.
Физминутка (играет тихая музыка)
Воспитатель читает стихотворение, а дети кружатся с листьями, роняют их и засыпают.
Лес осенний конопат
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал
Ветер лесу прошептал:
«Ты не жалуйся врачу
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву
3. Осенью на деревьях появляются плоды. Давайте посмотрим на плоды и определим с какого они дерева. (Желудь, вертолетик, сережка).
Дети: Желудь- дуб, вертолетик- клен, сережка-береза.
Воспитатель: А для чего нужны плоды дереву?
Дети: в плодах деревьев находятся их семена, с помощью которых они распространяются по земле.
Воспитатель: А для чего нужны деревья?
- корм для животных;
- дом для животных;
Воспитатель: А как мы можем защищать деревья?
Дети: Не ломать ветки.
Воспитатель: Давайте повесим знак, чтобы защитить наши деревья.
4. Воспитатель: Ребята, а почему совсем не слышно птиц?
Дети: Они улетели в теплые края.
Воспитатель: А почему они улетели?
Дети: Потому что им холодно и голодно.
Воспитатель: Правильно ребята, ведь с наступлением осени все насекомые прячутся. А чем питаются птицы, которые остались зимовать?
Дети: Семенами и плодами деревьев.
Воспитатель: А как мы сможем им помочь пережить холодную зиму?
Дети: Сделаем кормушки.
5. Осень удивительное время года: все меняется в природе, в садах и огородах созревает урожай, а в лесу появляются грибы. Какие грибы вы знаете?
Дети: подберезовик, подосиновик, опята, лисичка и т.д.
Воспитатель: А кто из вас собирал грибы?
Дети: собирать можно только съедобные грибы, срезая их ножом. Ядовитые грибы обходим стороной (они пригодятся животным).
Воспитатель: Давайте повесим специальный знаки.
6. Наша прогулка подходит к концу, нам пора возвращаться в группу.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Вам понравилось в лесу?
Читайте также: