Все рыжинки оборву побросаю их в траву

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Автор: Подвальных Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ"Солнышко"
Населённый пункт: пгтОктябрьское ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: Наблюдение за листопадом
Раздел: дошкольное образование

Задачи:
Расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи. Вызвать у детей интерес к наблюдению за падающими листьями, их окраске.
Ход:

Воспитатель:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.

Привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как

к одному из условий совершенствования речевой деятельности.

Формировать способности детей к выразительному чтению наизусть,

развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность

поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы.

Развивать навыки эмоционального отклика на эти стихи;

Воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру

Воспитать умение рассказывать и слушать новые стихи об осени, которые читают другие дети.

Материалы: ноутбук, интерактивная доска, презентация, муляжи овощей и фруктов, осенние листочки, призы и подарки.

Ход развлечения:

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди нас найдутся те, кто делает это особенно хорошо. Стихи прозвучат разные, но все они просвещенны одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Когда это бывает?

Правильно, это осень.

Именно осень дарит нам необыкновенную красоту.

Ведущий: На любом конкурсе есть строгое, но справедливое жюри. У нас в составе жюри будут наши гости. Они будут внимательно слушать, и оценивать ваше выступление.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной

Ведущий: Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит поэт Иван Бунин. Я думаю, что вы тоже сможете заворожить всех чтением стихотворений об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно.

Хозяйка-осень

С летом осень попрощалась,

В лесу хозяйкою осталась.

Много у неё работы -

Нужно лес разрисовать,

Грибы и шишки все собрать,

Птиц в дорогу проводить,

В гости зиму пригласить. Соня Б.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. Полина

Праздник осени в лесу

И светло и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесила. Артур

Каждый листик золотой,

Соберу в корзинку я,

Положу на донышко. Даня

Берегу я листики

Долго дома у меня

Праздник не кончается. Никита

Ведущий: Правда, замечательные стихотворения поэты для нас придумали.

Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать

рифмы? Сейчас мы это проверим.

Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды

– сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки;

ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.

Ведущий: Молодцы, ребята, умеете подбирать рифму. А сейчас послушайте загадку:

Листьев летящих парад

Словом осенним зовем… (листопад)

Ведущий: Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее

Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву! Лера П.

Ведущий: …. называет в своем стихотворении листья озорниками. Давайте послушаем его.

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья –

Дождь из листиков и я! Катерина

Ведущий: О листопаде прочитает стихотворение …, но оно называется немного по-другому …

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт.

Смена времени года,

Листоход на реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

И не может согреться. Паша

Ведущий: Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Содрали все рубашки.

Догадались? Правильно, это – дерево. Как раз о деревьях пойдёт речь в

следующем стихотворении. Его прочитает…

Почему деревья осенью
Сбрасывают листья?
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном! Владик

Осенние слёзы

Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны.
С жёлтой берёзы

Тоже капало.
Значит, берёза тоже
Плакала… Каролина

Лоскутное одеяло

На деревьях
Листьев мало.
На земле -
Невпроворот.
Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьет. Аня Г.

Ведущий: Вы знаете, как называются осенние месяцы? Что происходит в сентябре, октябре и ноябре мы сейчас и вспомним.

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные! Лёша М.

Скоро ляжет в спячку ёжик,
Сбросит роща свой наряд,
А пока вдоль всех дорожек
Листья яркие кружат.

Улыбается Октябрь,
И уже щекочет нос
Утром серым,
Утром ранним
Самый маленький
Мороз. Витя

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице. Артём Н.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в

Ведущий: Осенью птицы собираются стаями и улетают в тёплые края. Но некоторые остаются.

Вот и осень настаёт,
Журавлям пора в полёт…
Ходят лугом журавли,
Не касаются земли. Таня

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется. Миша Р.

Ведущий: Звери в лесу тоже готовятся к осени.

Хмурый мелкий дождик
Моросит все чаще,
Холодно зайчишке
Серенькому в чаще. Саша Т.

А медведь мохнатый
Подыскал берлогу,
Скоро спать заляжет,
Отдохнет немного. Миша П.

На высокой елке
Белка скачет ловко,
Шишки запасает
В маленькой кладовке.
Запасла орехов
И грибов сушеных,
Чтобы не бояться
Зимних дней студеных. Вова

Ведущий: Немного поиграли и вновь к стихам. Закончите строчку:

Не пробьётся солнца луч

Из-за толстых серых…

Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут. Об этом прочитает….

Туча – кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места,

Перессорятся все вместе

А потом заплачут вместе

И кричит внизу народ:

Я в конец себя измучил,

Всё никак не мог понять:

И откуда эти тучи

Мне помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесной сторожки туча

Выползала из трубы. Артём Х.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Он всюду: в поле и саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не пойду,

Правильно, это дождь. Послушайте стихотворение и об этом

явлении природы. Его прочитает …

Осень времечко сырое,

Дождик льётся с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты. Саша А.

Дождь - проказник

Дождь идет, а мне не грустно,
Зонтик яркий свой возьму
И в резиновых сапожках,
Под дождём гулять пойду.
Дождь со мной играет в прятки -
То идёт, то не идёт.
Ах, какой же он проказник!
Хочет намочить и ждёт.
Не старайся, милый дождик,
Зонтик я взяла не зря,
Он меня всегда закроет,
Не намокну даже я. Лера И.

Ведущий: Осень это не только прекрасное время года, но и время уборки урожая.

В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год. Василина

Ведущий: А мы сейчас немножко отдохнём.

Ведущий: А лес дарит нам много даров. Каких? Сейчас узнаем.

Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники. Аня Р.

Спросил у гриба
Под осиною ёж:
- Скажи, почему
Ты на зонтик похож ?
А гриб засмеялся:
-Вот странный вопрос!
Ведь я же в погоду
Дождливую рос! Софа Б.

(образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Один гриб – много грибов. …лисичка, груздь, мухомор, боровик, подберёзовик, подосиновик, рыжик, шляпка, ножка)

(согласование существительных с числительными): Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек. Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов. Одна поганка, две поганки, … пять поганок; Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.

Ведущий: Ну, вот и закончился конкурс чтецов. Много стихотворений было

прочитано сегодня. (Обращается к зрителям) Ребята, какое стихотворение

вам понравилось больше всех? Кто читал лучше всех? (Ответы детей).

Ведущий: А сейчас мы всех участников конкурса наградим грамотами и

Награждение победителей и участников

На празднике присутствовали родители участников, которые принимали непосредственное участие в подготовке к конкурсу. Старательно подбирался литературный репертуар, разучивались стихи, велась работа с детьми над выразительностью и эмоциональностью их исполнения.
Результат работы — богатый подбор стихотворений об осени, чудесное исполнение их юными чтецами, покоривших всех гостей мероприятия искренностью прочтения, неподдельным чувством любви к природе.

Все участники конкурса чтецов серьезно подготовились, блестяще выступили, показав свое мастерство и оригинальность исполнения. При подведении итогов жюри пришлось нелегко. После длительного обсуждения жюри огласило результаты, всем юным чтецам были вручены грамоты и призы.

Конспект занятия по познавательному развитию

- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Материалы и оборудование: листья (берёзы, клена, дуба), муляжи грибов, корзинка, нож, экологические знаки, письмо, разрезные картинки с приметами осени, плоды березы, дуба, клена.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Воспитатель: Давайте подготовимся, сейчас осень, на улице прохладно, может начаться дождь. Как нужно одеваться?

Воспитатель: Надеваем сапоги, брюки, шапки. Все готовы.

2. Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев под ногами, давайте их рассмотрим и определим, с какого они дерева, а помогут вам в этом мои загадки:

- Что это за дерево?

Воспитатель: Ребята, поднимите руки у кого листья березы, как они называются?

Воспитатель: А какого цвета стали березовые листья осенью?

Темной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много – много желудей.

Воспитатель: У кого листья дуба? Как они называются?

Воспитатель: Какого они цвета?

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

Воспитатель: У кого листья клена? Как они называются?

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Желтого, оранжевого, зеленого.

Физминутка (играет тихая музыка)

Воспитатель читает стихотворение, а дети кружатся с листьями, роняют их и засыпают.

Лес осенний конопат

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал

Ветер лесу прошептал:

«Ты не жалуйся врачу

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву

3. Осенью на деревьях появляются плоды. Давайте посмотрим на плоды и определим с какого они дерева. (Желудь, вертолетик, сережка).

Дети: Желудь- дуб, вертолетик- клен, сережка-береза.

Воспитатель: А для чего нужны плоды дереву?

Дети: в плодах деревьев находятся их семена, с помощью которых они распространяются по земле.

Воспитатель: А для чего нужны деревья?

- корм для животных;

- дом для животных;

Воспитатель: А как мы можем защищать деревья?

Дети: Не ломать ветки.

Воспитатель: Давайте повесим знак, чтобы защитить наши деревья.

4. Воспитатель: Ребята, а почему совсем не слышно птиц?

Дети: Они улетели в теплые края.

Воспитатель: А почему они улетели?

Дети: Потому что им холодно и голодно.

Воспитатель: Правильно ребята, ведь с наступлением осени все насекомые прячутся. А чем питаются птицы, которые остались зимовать?

Дети: Семенами и плодами деревьев.

Воспитатель: А как мы сможем им помочь пережить холодную зиму?

Дети: Сделаем кормушки.

5. Осень удивительное время года: все меняется в природе, в садах и огородах созревает урожай, а в лесу появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

Дети: подберезовик, подосиновик, опята, лисичка и т.д.

Воспитатель: А кто из вас собирал грибы?

Дети: собирать можно только съедобные грибы, срезая их ножом. Ядовитые грибы обходим стороной (они пригодятся животным).

Воспитатель: Давайте повесим специальный знаки.

6. Наша прогулка подходит к концу, нам пора возвращаться в группу.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Вам понравилось в лесу?

Читайте также: