Все это и кочки и мох и стылые озера

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Густо мельтеша в воздухе, снежные крупинки косо неслись по ветру, с тихим невнятным шорохом быстро засыпая иссушенную морозом траву, жухлые заросли осоки на болоте, белыми пятнами ровно устилая замерзшие водяные прогалы, которые, чтобы не оставлять следов, тщательно обходила Зоська. Но этих прогалов в траве было много, и она поняла, что никуда от них не деться на этом мшистом болоте, и пошла напрямик, не разбирая дороги. Местами она неглубоко проваливалась в мох, но до воды не доставала, все-таки болото за последние дни хорошо промерзло. То ли от снегопада, то ли от близости вечера болотно-лесное пространство вокруг все больше мрачнело, хмурилось, наполняя смутной тревогой и без того неспокойную душу. Только что выбравшись из лесных зарослей, Зоська уже раза три оглянулась, хотя сзади никого вроде не было. Чтобы отрешиться от недобрых мыслей, она остановилась, огляделась и варежками обмахнула с плеч снег, отряхнула юбку. Но не прошло и минуты, как снег снова густо залепил ворсистую ткань ее плюшевой куртки, и она подумала, что напрасно отряхиваться, лучше поберечь варежки, которые и без того промокли насквозь и не грели. Руки все больше зябли, особенно когда она переходила голые, без кустарников, участки болота, где сильней становился ветер и, кажется, густел снег.

Снегопад был ей ни к чему, он даже становился помехой; те, что посылали ее в эту дорогу, рассчитывали на черную, без следов, тропу. Но еще часа два назад ничто, казалось, не предвещало непогоды, разве что облачное небо вверху, которое нынешней осенью всегда было облачным.

И вот теперь этот снег…

Оглянувшись, Зоська увидела на забелевшей кочковатой земле заметные издали следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные-перелатаные сапожки. Правда, снег засыпАл следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться.

Хуже, что она заблудилась.

Она шла около часа, но ожидаемой лесничевки все не было видно, вокруг тянулось замерзшее незнакомое болото, местами поросшее чахлыми извилистыми березками, кустами лозняка и ольшаника. Теперь ей самой не понять, как она сбилась с тропы, возможно, проглядев в кустарнике ее очередной поворот, или, может, та просто исчезла под снегом. Зоська шла наугад, лишь чутьем определяя нужное направление. Спросить тут было не у кого, она знала, что ближайшая деревня километрах в восьми за речкой, до деревни надо еще идти да идти. Оружия у нее не было никакого, хотя оружие перед выходом можно было попросить у ребят, но когда она намекнула на то Дозорцеву, тот запретил категорически — в ее деле лучше обойтись без оружия. Компаса ей тоже не дали. Компас, наверно, помог бы в пути, но в случае задержания наверняка бы навел на подозрения, а малейшего подозрения ей надо было избегать. Правда, у нее был паспорт, немецкий аусвайс, но она не очень надеялась на эту тоненькую, с синими печатями книжечку, выписанную на некую Аделаиду Августевич. Аусвайс был старый, потрепанный; видно, не она первая отправлялась с ним из партизанской зоны в немецкую, хотя имя его прежней владелицы Зоське очень понравилось. Ей бы такое имя.

А то — Зося Нарейко.

Хотя, что ж, каждому — свое.

Зоське бы вот только перейти это болото, где-то перелезть через речку и выбраться на Скидельский шлях — там начиналась знакомая местность, там были люди, там бы она вздохнула. Правда, она понимала, что там ее ждало немало других опасностей, но теперь ей казалось, что здесь страшнее. Она почти уже не глядела себе под ноги, где привычно шумела-шастала жесткая на морозе трава, — она пристально всматривалась вперед, в густевшие над болотом сумерки, пестревшие окрест множеством пятен, тусклых полос вдали, каких-то неясных теней. Казалось, в разных местах, замерев, ее поджидали лесные чудовища, может быть, волки, а может, и недобрые люди. Но всякий раз, подойдя к ним ближе, она обнаруживала, что это темнели высокие кочки жесткого папоротника или кусты можжевельника, а то низкорослые, пересыпанные снегом елочки. Пожалуй, ничего больше и не могло быть в эту пору на мерзлом болоте, однако, по мере того как темнело, привязчивый страх все больше охватывал девушку.

Она упрямо гнала его прочь, мысленно ругая себя за пугливость и то и дело уговаривая: ну, чего ты боишься, дурочка, чего же здесь страшного? Бояться придется там, где люди, дороги, посты у въездов в деревни, проверка документов, полиция. Здесь же безлюдное болото, ненастный осенний вечер, снег, — все, хотя, может, и мало расположенное к путнику, зато вполне безопасное. Чего здесь бояться?

И тем не менее здесь ей казалось страшнее, чем там, впереди, вблизи от деревень с постами, полицией и проверками всех подозрительных прохожих.

Она взошла на едва приметный в болоте пригорок, покрытый неболотной, низкорослой, безо льда травой, с редкими деревцами ольшаника, беспорядочно серевшими на белой земле. Снегопад будто бы поредел, и хотя небо вверху стало темнее, чем прежде, кустарник просматривался далеко, за ним вроде мерещилась стена дальнего леса, и Зоська подумала: не там ли кончается это проклятое болото?

Она спустилась с пригорка, прибавила шагу, как вдруг шагах в пяти от нее метнулось что-то живое и, как показалось, громадное. Зоська в ужасе замерла и только мгновение спустя увидела невдалеке зайца. Большущий русак широкими прыжками размашисто уходил прочь, все дальше в болото, пока не исчез в сумрачной мешанине заснеженной травы и кустарника.

Медленно отходя от испуга, Зоська перевела дыхание нерешительно, сама не зная почему, оглянулась и застыла в немом удивлении, заметив силуэт человека, как бы осторожно наблюдавшего за ней сзади. Зоська на мгновение зажмурилась, а когда открыла глаза, силуэт уже исчез в густеющих сумерках, слившись с неясными пятнами земли и кустарника. С замершим сердцем Зоська еще полминуты вглядывалась, но тщетно: сзади решительно не было ничего такого, что хоть бы отдаленно напоминало собой человека. Она подумала, что ошиблась, что это ей показалось, и, обругав себя за напрасный испуг, быстро направилась дальше.

Несколько минут она шла мелколесьем, то и дело уклоняясь от холодных ветвей ольшаника и едва сдерживая напряженное желание оглянуться хотя бы затем, чтобы убедиться, что сзади никого нет.

Она заставила себя смотреть только вперед, где уже угадывался в сумерках широкий прогал, кустарники кончались, до тускло серевшей в ночи стены хвойного леса было рукой подать. Зоська подумала, что, по всей вероятности, где-то здесь должна быть река. Не бог весть какая эта речушка, в которой летом надо было поискать место поглубже, чтобы искупаться, осенью разлилась и теперь с самого начала пути тревожила Зоську — как через нее перебраться? Легко было Дозорцеву там, в лесу, советовать поискать брод, который должен быть где-то возле лесничевки. Но как ей найти теперь этот брод, если она потеряла саму лесничевку и даже не знает, в какой стороне та осталась.

Так оно и оказалось, река была здесь. Еще издали Зоська узнала ее по ряду кряжистых ольх, привольно разросшихся вдоль берегов по краю голой, заболоченной поймы. Между рекой и кустарником лежал открытый, обильно засыпанный снегом участок. Прежде чем выйти на него, Зоська остановилась, взглянула в одну сторону, затем в другую и, не удержавшись, торопливо оглянулась назад. Но в тускло мерцающих снежных сумерках всюду было безлюдно и тихо-покойно, лишь беспорядочные порывы ветра, порошившие на болото снежной крупой, нарушали сонную тишину ночи.

Зоська вышла на пойму, решительно направляясь к ближайшей группе кривых старых ольх, раскинувших на берегу замысловатую вязь своих голых сучьев. Еще издали между их комлей она увидела противоположный в кустарнике берег и припаянный к нему тусклый закраек льда, местами темневший разводами подмокшего снега. Такой же, с плавно выгнутой, будто подтаявшей, кромкой, закраек тянулся и вдоль этого берега, а между ними чернела неровная полоса чистой воды. Была она неширокой, эта злосчастная полоска, местами ледяные закраины почти смыкались, но вода упрямо разъединяла их всюду, и Зоська в нерешительности остановилась. Нет, здесь перейти не было возможности, следовало поискать что-нибудь более подходящее.

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.
Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(Чередующиеся гласные е—и в корне слова, ь после шипящих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о—ё после шипящих, не с именами прилагательными и глаголами, правописание сложных имён прилагательных, н и нн в причастиях, однородные члены предложения, причастные обороты, сложные предложения.)

Аватар

Щеки румяны, и полны, и полны, и смуглы.
Кочки ,и мох, и стылые озера делали пейзаж суровым.
Он пожелал нам ни пуха ни пера.
Ни денег ,ни квартиры, ни ключа -ничего у него не было.
И гладь воды, и песчаный берег- все было спокойно и невесомо.

Вопрос

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Русский язык.

В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.

Пояснительная записка

Автор (ФИО, должность)

Наталья Николаевна Покровкова

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 им. Е.В.Камышева г. Гагарина Смоленской области

Интерактивный тест за курс 9 класса

Интерактивный тест – презентация MS PowerPoint на основе шаблона Комаровского А.Н.

Цель и задачи ресурса

Цель ресурса: систематизация и повторение изученного материала по русскому языку за курс 9 класса.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

Методические рекомендации по использованию ресурса

Работа предназначена для проверки знаний обучающихся.

В презентации использован шаблон Комаровского А.Н.

Нужно включить макросы.

Важно: после завершения работы изменения не сохранять.

Источники информации (обязательно!)


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3

Количество букв и количество звуков совпадает в слове: 1 бережёшь 2 тростник 3 юбка 4 интервью 5 пою Задание 1 1 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 4

Количество букв и количество звуков совпадает в слове: 2 свистнуть ешьте 3 едкий 4 пьеса 5 её Задание 2 1 3 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 5

Однокоренными являются слова в ряду: 1 звать, созыв 2 всемирный, смирный 3 подоконник, подосиновик 4 проводить, вожатый 5 белый (офицер), белить Задание 3 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 6

1 Суффиксальным способом образовано слово: тишь 2 перелёт 3 зелёный 4 мыслить 5 дружно (жить) Задание 4 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 7

1 Непосредственно от глагола образовано слово: замороженный 2 счастливец 3 злить 4 голубизна 5 по-русски Задание 5 1 бал. Далее


Слайд 8

Непосредственно от прилагательного образовано слово: 1 строптивость 2 безразмерный 3 наскальный (рисунок) 4 научно (выражаться) 5 умнеть Задание 6 3 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 9


Слайд 10

Устойчивое словосочетание (фразеологизм) есть в предложении: 1 2 3 Задание Как ты не понимаешь, что это всего-навсего мартышкин труд! Рыбка попалась на крючок. И великие писатели бывают подвержены риску исписаться, надоесть, выйти в тираж. 8 1 бал. Далее


Слайд 11

1 К третьему склонению относится существительное: чернота 2 воевода 3 тюль 4 дичь 5 вымя Задание 9 1 бал. Далее


Слайд 12

Ко второму спряжению относится глагол: 1 намазывать 2 хлынуть 3 ненавидеть 4 забрать 5 хрустеть Задание 10 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 13

Личное местоимение употреблено в словосочетании: 1 ни себе, ни другим 2 вот тебе и праздник 3 с вашими талантами 4 ко мне не подходи 5 никому не рад Задание 11 3 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 14

К одной части речи относятся слова в ряду: 1 зрелый, колосившийся 2 впервые, первый 3 некого, негде 4 нарисованный (сыном), разный 5 они, себя Задание 12 1 бал. Далее


Слайд 15

Подчёркнутое слово является главным в словосочетании: 1 одет по-летнему 2 не было денег 3 едва заметный 4 рано постаревший 5 очевидная польза Задание 13 1 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 16

Составное именное сказуемое есть в предложении: 1 Печаль охватила всю семью. 2 А Волга уже была тусклая, холодная на вид. 3 Учёные обошли все леса и даже добрались до дальних болот. 4 Задание Она будет всю жизнь испытывать нежность к своему давнему другу. 14 1 бал. Далее


Слайд 17

К односоставным относится предложение: 1 Утро, свежесть, капли росы на траве. 2 Уже давно смеркалось. 3 Пожалуй, я даже не вправе промолчать об этом. В оранжерее вывели новый вид тюльпанов. 4 5 Задание Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью. 15 3 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 18

Буква -о- пишется в слове: 1 пор…вняться 2 выск…чка 3 нар…стить 4 альтерн…тива 5 вышк…лить ребёнка Задание 16 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 19

Буква -о- пишется в слове: 1 обреч…н 2 ж…рнов 3 береж…к 4 молодож…ны 5 над плеч…м Задание 17 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 20

Буква -е- пишется в слове: 1 просв…щение 2 зам…рающие звуки 3 эксп…римент 4 пр…верженец 5 пр…ходящие трудности Задание 18 3 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 21

Буква -е- пишется в слове: 1 не слышать свирел… 2 авария на газопровод… 3 хлеб крош…тся 4 читать об аристократи… 5 он не жале…т Задание 19 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 22

–НН – пишется в слове: 1 изыска…ые манеры 2 жжё…ый сахар 3 это было запланирова…о 4 труже…ик 5 нерешё…ая задача Задание 20 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 23

Частица НЕ пишется раздельно со словом: 1 (не) где переночевать 2 (не) высказанные чувства 3 (не) прочитав романа 4 отнюдь (не) простой 5 на душе (не) легко Задание 21 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 24

НЕ пишется в предложении: 1 Со зла чего только н…наговоришь! 2 Но больше нет н…слёз, н…оправданий. 3 От него не было н…слуху н…духу. 4 Что такое знание? Н…что иное, как записанный опыт. Какая бы революция н…совершалась в обществе, она происходит также в умах людей. 5 Задание 22 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 25

Раздельно пишется слово: 1 по_умному совету 2 в_миг сообразил 3 на_тощак 4 шёл на_встречу автобусу 5 в_отличие от нас Задание 23 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 26

В каком предложении на месте пропуска надо ставить тире? 1 Погода___несносная, дорога____скверная, ямщик___упрямый. 2 Творить искусство может лишь избранник, любить искусство___всякий человек. 3 Из всех искусств музыка____самое распространённое и человечное. Задание 24 1 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 27

Раздельно пишется слово: 1 То_же самое обстоятельство. 2 Что_бы не сбиться, он говорил медленно. 3 Пётр так_же высок, как и я. 4 Он молод, от_того и не пара тебе. 5 И_так, он не смог прийти. Задание 25 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 28

1 Пунктуационная ошибка допущена в предложении: Всё блещет, и искрится, и тянется к солнцу. 2 3 Задание Сухой треск ракетниц и в небе вспыхивают два зелёных огонька. Всё это: и кочки, и мох, и стылые озёра, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне, делает картину суровой 26 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 29

1 Пунктуационная ошибка допущена в предложении: Всё блещет, и искрится, и тянется к солнцу. 2 Сухой треск ракетниц и в небе вспыхивают два зелёных огонька. 3 Всё это: и кочки, и мох, и стылые озёра, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне, делает картину суровой. Задание 27 2 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 30

Неправильно поставлено ударение в слове: 1 пОхороны 2 договОр 3 морские пОрты 4 ходатАйствовать 5 христианИн Задание 28 1 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 31

Речевые ошибки есть в предложении: 1 Можно сказать, он начал петь ей фимиам. 2 Эта проблема посетила нас в прошлом году. 3 Депутат встретился с тремястами двадцатью избирателями. 4 Задание Создав тайное общество, дворяне стали разрабатывать план восстания. 29 1 бал. Выберите все правильные ответы! Далее


Слайд 32

1 Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании: изобразить тему любви 2 оказать услугу 3 занимать значительную роль 4 уделить внимание дисциплине Задание 30 3 бал. Выберите все правильные ответы! Итоги


Слайд 33


Полный текст материала Интерактивный тест по русскому языку за курс 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: