Вообразите биосферу где растут только лишайники
Обновлено: 05.07.2024
Лишайник является единым организмом, имеющим в составе одноклеточные водоросли и гриб . Данный симбиоз исключительно полезен для существования всего организма в целом. Ведь пока гриб поглощает воду и с растворенными минеральными солями, водоросль производит органические вещества из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза под действием солнечного света. Лишайник – неприхотливый организм. Это дает лишайникам возможность селиться первыми в местах, где нет никакой другой растительности. После них появляется перегной, на котором могут жить и другие растения.
Где растут лишайники?
Лишайники, встречающиеся в природе, чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и окраске. На старых елях часто можно увидеть висящие взлохмаченные бороды лишайников, которые называются вислянка, или бородач. А на коре некоторых деревьев, в частности, осины, иногда прикреплены оранжевые пластинки округлой формы лишайника стенной золотянки. Олений лишайник представляет собой сероватые белесые небольшие кустики. Это растение произрастает в сухих сосновых лесах, а в сухую погоду издает характерный хруст, если по нему пройтись.
Лишайники широко распространены. Они неприхотливы, поэтому обитают в различных, подчас суровых условиях. Лишайники можно встретить на голых скалах и камнях, на коре деревьев, на заборах, иногда даже на почве. В северных регионах, а конкретнее, в тундре лишайники заселяют огромные площади, к примеру, олений лишайник. Также часто можно встретить лишайники в горах.
Полезные свойства
Лишайники играют важную роль в природе и хозяйстве человека. Так как лишайники неприхотливы, они первыми поселяются на участках, где нет другой растительности. Закончив свой жизненный цикл на оголенных скалах и камнях, лишайники отмирают, оставляя после себя перегной, на котором могут развиваться другие представители царства растений.
Таким образом, в данном случае значение лишайников в том, что они создают почву для жизнедеятельности других растений. Олений лишайник имеет наибольшее значение в хозяйстве человека. Этот лишайник, произрастающий в тундре на громадной территории, является основным кормом для северных оленей.
Антошка: На коре деревьев и камнях я видел растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог: Это не растения, а лишайники - особая группа живых организмов. Они больше похожи на целую экосистему, чем на отдельный организм.
• Сформулируй вопросы, которые нужно задать биологу, чтобы понять его слова. Сравни с авторским вариантом (стр. 171).
Чем лишайники отличаются от растений и грибов?
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
• Что такое симбиоз? (§ 13)
Симбиоз - взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.
• Что такое экосистема? (§ 2)
• Какие примеры симбиоза ты уже изучал? (§ 13, 17)
Симбиоз клубеньковых бактерий с бобовыми растениями; коров с бактериями в их желудке; грибов с деревьями и травами.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
• Найди в тексте ответы на вопросы:
1) Почему лишайники нельзя назвать растениями?
Лишайники - не растения, а симбиоз гриба и водоросли.
2) Каковы отличия этой группы от других организмов?
Лишайники существенно отличаются от других групп организмов, в том числе и от свободноживущих грибов и водорослей, особой биологией: способами размножения, медленным ростом, отношением к экологическим условиям и др.
Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут.
• Выскажи предположение, о чём говорится в тексте с таким названием. С чем связана такая особенность лишайников?
В тексте объясняется, в чем преимущество лишайников в выживании в неблагоприятных для других организмах условиях.
• Чтобы проверить своё предположение, прочитай текст, ведя диалог с автором: В - задай вопрос автору текста; О - спрогнозируй ответ; П - проверь себя по тексту. После чтения текста сделай вывод по проблеме урока.
В одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители, и грибы-потребители.
Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ.
Вывод: Симбиоз гриба и водоросли в лишайнике позволяет им выжить в неблагоприятных для других организмах условиях.
• Какими свойствами должна обладать верхняя поверхность лишайника?
Верхняя поверхность лишайника должна быть плотная и гладкая.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Что такое лишайники?
Лишайники - не растения, а симбиоз гриба и водоросли.
2. Какие ты знаешь группы лишайников?
1. Накипные лишайники - тонкие плёнки разных цветов, которы плотно прилегают к поверхности, на которой обитают.
2. Листоватые лишайники в виде пластин, местами плотно прижатых к грунту, а местами отходящих от него.
3. Кустистые лишайники в виде воронок, ветвящихся трубочек, ветвистых лент и жгутов.
3. Почему лишайники могут селиться в самых сухих местах?
Лишайник насыщается влагой после дождя или росы.
4. Как гриб и водоросль, сосуществуя в лишайнике, помогают друг другу?
В лишайнике гриб укрывает водоросль и удерживает для неё влагу, а водоросль поставляет грибу органические вещества.
5. Почему лишайники считают отдельной группой живых организмов, а не экосистемой совместно обитающих водорослей и грибов?
Гриб и водоросль в лишайнике очень тесно взаимодействуют между собой.
Виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, именно поэтому лишайники не могут являться экосистемой совместно обитающих водорослей и грибов.
6. Вообразите биосферу, где растут только лишайники. С какими проблемами встретились бы её обитатели? Пусть один из вас предлагает идеи, а другой оценивает. Затем поменяйтесь заданиями.
Одна из проблем, с которой бы столкнулась биосфера из одних лишайников – это накопление продуктов распада этих организмов за счет отсутствия разрушителей. Круговорот веществ прекратился бы, планета превратилась бы в свалку отмерших лишайников.
Еще одной проблемой могло стать истощение в атмосфере запасов углекислого газа. За счет процесса фотосинтеза, происходящего в водорослях, активно накапливался бы кислород. Конечно, частично он используется при дыхании водорослей и грибов лишайника, но этого объема может быть недостаточно для сохранения баланса кислорода и углекислого газа.
7. Почему не бывает лишайников в форме высокого дерева?
Лишайники растут очень медленно: за год увеличиваются на считаные миллиметры, а некоторые - на доли миллиметра.
МОИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Увлажни листоватый или кустистый лишайник. Рассмотри приземную сторону листоватого или внутреннюю сторону кустистого под микроскопом. Рассмотри верхнюю сторону. Рассмотри срез лишайника. Постарайся обнаружить клетки водорослей и гифы грибов. Зарисуй их.
Рассмотрев приземную сторону листоватого лишайника можно найти органы прикрепления слоевища листоватых лишайников: нижний слой с отходящими от него ризоидами.
Вопрос по биологии:
Вообразите биосферу,где растут только лишайники.С какими проблемами встрителись бы её обитатели?Помогите пожалуйста!
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 02.12.2016 19:44
- Биология
- remove_red_eye 7077
- thumb_up 45
Ответы и объяснения 1
Лишайники низкие бес помощи больших деревьев они бы просто изсохли от солнца
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Более высокий уровень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными выражается в том, что первые имеют дифференцированные внутренние органы: пищеварительную систему, половую систему и нервную систему. у кишечнополостных червей всего этого нет.
анализаторы , как правило, специфическим и неспецифическим ответом. специфический ответ для каждого анализатора свой, например для зрительного анализатора - это видимый свет, для слухового анализатора - звуковые волны и т.д. если заткнуть уши и воздействовать на глаз громким звуком - мы ничего не услышым. ведь глаз способен воспринимать только зрительную информацию. а вот слуховой анализатор сможет воспринять даже тихий звук. это и есть важная особенность всех анализаторов: свой специфический сигнал они воспринимают, даже если он слабенький, а вот на другие, даже сильные сигналы не реагируют.
неспецифический же ответа практический любого анализатора - это боль. это явление возникает, когда действие раздрожающего фактора на анализатор уж сильное. например, яркий свет вызывает резь в глазах, громкий звук - боль в ушах. и здесь есть интересный моменn, например зрительный анализатор может воспринять механическое раздрожение, свойственное, в основном, для тактильных рецепторов: при ударе в глаз говорят - "искры из глаз летят", хотя на самом деле никакого света воспринято не было, но сильное механическое раздрожение глазного яблока воспринимается как свет :
Читайте также: