Во время прорастания зародыш семени питается

Обновлено: 07.07.2024

Тест по биологии Распространение плодов и семян. Подготовка семян к посеву. Прорастание семян для 6 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. Семена недотроги, желтой акации и бешеного огурца распространяются

1) ветром
2) саморазбрасыванием
3) с помощью животных
4) водой

2. Семена кокосовой пальмы распространяются

1) саморазбрасыванием
2) водой
3) ветром
4) животными

3. Ветром распространяются семена

1) ландыша
2) яблони
3) одуванчика
4) рябины

4. Семена сочных плодов калины и малины распространяются

1) водой
2) ветром
3) саморазбрасыванием
4) животными

5. Если семена огурцов посеять ранней весной, то они не взойдут из-за недостатка

1) воды
2) воздуха
3) тепла
4) света

6. При слишком глубокой посадке семенам не хватает

1) света
2) воды
3) тепла
4) воздуха

7. Во время прорастания зародыш семени

1) питается запасными питательными веществами
2) питается минеральными веществами из почвы
3) питается органическими веществами из почвы
4) не питается

Вариант 2

1. Семена березы, ясеня, клена распространяются

1) ветром
2) водой
3) саморазбрасыванием
4) с помощью животных

2. С помощью воды происходит распространение плодов и семян у

1) малины и калины
2) дуба и череды
3) мака и одуванчика
4) осоки и ольхи

3. Для прорастания большинству семян необходимы

1) свет, тепло, вода
2) воздух, вода, тепло
3) свет и вода
4) вода и воздух

4. Крупные семена фасоли и гороха высевают на глубину

1) 1-2 см
2) 4-5 см
3) 6-7 см
4) 10 см

5. Семена нельзя сеять слишком мелко, так как они могут

1) задохнуться
2) погибнуть от избытка света
3) замерзнуть
4) высохнуть

6. Первым при прорастании семян появляется

1) стебелек
2) корешок
3) листья
4) семядоли

7. При прорастании зародышевый корешок

1) накапливает органические вещества
2) защищает зародыш
3) укрепляет зародыш в почве
4) фотосинтезирует

Ответы на тест по биологии Распространение плодов и семян. Подготовка семян к посеву. Прорастание семян для 6 класса
Вариант 1
1-2
2-2
3-3
4-4
5-3
6-4
7-1
Вариант 2
1-1
2-4
3-2
4-2
5-4
6-2
7-3

Сухие семена находятся в состоянии покоя. Для того чтобы семя начало прорастать, внутрь него должна проникнуть вода. Когда семя набухнет, то зародыш начнёт развиваться, так как потреблять питательные вещества он может только в виде раствора.

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В кипячёной воде отсутствует растворённый кислород. Зародышу становится нечем дышать и он погибает, а семя загнивает.

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

В хорошо прорыхлённой почве имеется большое количество кислорода. Это благотворно влияет на прорастание семени, поскольку в этот период зародыш энергично дышит и ему требуется постоянный приток кислорода.

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Для прорастания семян различных растений требуются различные условия окружающей среды: температура, влажность и т.д. Если посадить растение раньше или позже наступлений этих условий, то у семян может снизиться всхожесть, в у выросших растений — урожайность.

6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

В Средней полосе России очень распространено выращивание растений:

  • теплолюбивых: томатов, огурцов, кукурузы, дыни, тыквы и фасоли;
  • холоднолюбивых: гороха, редиса, ржи, пшеницы, ячменя и овса.

7. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Семена лука рекомендуется сеять на глубину 1 — 2 см, а семена гороха — на глубину 4 — 5 см. То есть горох надо сеять глубже, чем семена лука.

Это связано с тем, что глубина заделки зависит от размера семян и свойств почвы. В крупных семенах достаточно питательных веществ, и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Воздух в песчаной почве проникает га большую глубину, а влага лучше сохраняется с более глубоких слоях. Поэтому в песчаной почве семена сажают поглубже, где есть и воздух и вода.

На глиняных почвах, наоборот, воздух может проникнуть только в самые верхние слои, а в более глубоких слоях наблюдается не только недостаток воздуха, но и избыток влаги. Поэтому на глиняных почвах семена сажают как можно ближе к поверхности — влаги там достаточно и кислород также может поступать постоянно.

9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

Проросток фасоли, лишённый одной, сначала будет развиваться также, как и обычные проростки фасоли, но буквально через несколько дней рост проростка замедлится или вовсе прекратиться. Дело в том, что проросток очень быстро начнет страдать от нехватки питательных веществ, которые должны поступать к нему из отсутствующей семядоли. Без этих питательных веществ растение либо будет очень чахлым, либо вовсе погибнет.

При отсутствии обеих семядолей растение всегда погибает, причем практически сразу. Это происходит потому, что у зародыша нет запаса питательных веществ, необходимых ему для роста и жизни.

10. Почему для посева отбирают крупные семена?

В крупных семенах находится больший запас питательных веществ, необходимых зародышу для развития. Именно поэтому из самых крупных семян развиваются самые крепкие и здоровые растения.

Подумайте

1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 88. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Каждое растение постоянно взаимодействует с окружающей его средой и в нём постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности растения.

Например, корни растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Эта вода питает растение, наполняет его клетки жизнью и участвует в процессе дыхания и фотосинтеза. В свою очередь корни получают от листьев растения запас питательных веществ, который позволяет им расти и развиваться.

Стебель растения служит опорой и главной транспортной магистралью, по которой вода с минеральными и питательными веществами перемещается от одной части растения к другой. При этом от корней стебель получает воду, а от листьев — питательные вещества.

Листья растения — это место где происходят процессы дыхания и фотосинтеза. Но без поступающих от других частей растения воды, минеральных веществ и кислорода прохождение этих процессов было бы не возможно. В свою очередь только в листьях под воздействием солнечных лучей и при помощи воды углекислый газ может преобразовываться в кислород, а кислород и вода — в органические питательные вещества, которые необходимы всем частям растения.

Цветы, семена и плоды — также важный участник обмена веществ, поскольку они позволяют продолжить произрастание вида и расширить территорию его произрастания.

Вывод: Обмен веществ в растении — это совокупность всех происходящих в нем процессов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности как целого растения, так и его отдельных частей.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян обязательно необходимо создать наиболее благоприятные для прорастания конкретного растения условия. А именно, обеспечить комфортную температуру окружающей среды, достаточно и не избыточное количество воды и постоянный приток воздуха .

Задания

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой; чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков гороха

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков зерновки пшеницы

Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян.

Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Растение

Количество семян Проросло семян в первые 10 дней

Процент всхожести семян

Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Весна — пора пробуждения растений (рис. 89). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 90). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности? Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени.

Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

Дневник наблюдений для средней полосы России

Дата

Весенние явления, замеченные в природе

Сельскохозяйственные работы, проводимые в это время

Начало цветения ольхи и орешника

Внесение в почву органических удобрений

Начало сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Начало цветения мать-и-мачехи

Внесение минеральных удобрений

Освобождение деревьев и кустарников от обвязки и штамбов

Посадка саженцев плодовых деревьев

Продолжение сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Окончание цветения ольхи и орешника

Посадка базилика, мелиссы, тимьяна, майорана.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у берёзы

Окончание цветения мать-и-мачехи

Окучивание деревьев и кустарников

Посадка картофеля, лука репчатого, свеклы.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у липы

Начало цветения одуванчика

Опрыскивание плодовых деревьев и кустарников против вредителей

Подкормка грядок с овощами.

Высадка рассады цветов — однолетников

Борьба с вредителями

Борьба с вредителями

Словарик

Проросток — это растение в начальной стадии своего развития (от прорастания зародыша до момента развертывания листа главного побега).

В ходе эволюции многие растения, которые раньше размножались спорами, приобрели одну важную особенность: у них появились семена. Для нормального развития спорам требовалось большое количество воды, однако далеко не всегда такие условия имеют место.

Строение же семени растения таково, что внутри него уже имеется достаточный для прорастания запас воды и питательных веществ. А значит, семена, распространяясь по ветру и другими способами, могут прорастать на довольно больших расстояниях от источников воды. Таким образом, разнообразные представители флоры заняли большую часть суши.

Презентация на тему СТРОЕНИЕ СЕМЯН ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Что такое семя

Семя представляет собой сложную многоклеточную структуру, имеющую определенные функции.

После процесса оплодотворения в семени формируется зародыш, а затем и полноценное новое растение.

А значит, семя необходимо для размножения и распространения многочисленных представителей флоры, населяющих нашу планету.

Семя нередко называют органом, предназначенным для размножения, хотя по большому счету оно не является органом в прямом значении этого слова. Скорее, это особая структура, в которой содержатся клетки нескольких поколений жизненного цикла (2 или 3).

Многие склонны считать семена зачатками новых растений, в этом случае подразумевается, что из одного семени при наличии подходящих условий в дальнейшем сформируются полноценные взрослые особи.

Семя имеет сложную структуру. В его состав входит зародыш, который принято считать основным элементом, и несколько дополнительных (добавочных), задачей которых является обеспечение нормального роста зародыша и его защита.

Презентация к уроку биологии на тему «Семя, его строение и значение .

Какие растения размножаются семенами

Семенной способ размножения характерен для большинства высших растений.

  1. Односемянные растения (пример: подсолнечник, желудь, семянка, различные виды орехов).
  2. Многосемянные (смородина, крыжовник, черника).
  3. Злаковые и зерно (пшеница, рис, ячмень).
  4. Плодовые растения и кустарники (названия: яблоня, грушевое дерево, слива, персик, различные ягоды).
  5. Овощные культуры и бобы (фасоль, томаты, огурцы).
  6. Другие сельскохозяйственные растения (лен, хлопок).

В зависимости от типа растения семена у них могут быть различными. Таким образом, все культуры, имеющие такой способ размножения, делят на 2 больших вида — голосеменные и покрытосеменные.

Семенное размножение растений: преимущества, виды растений и правила .

Строение

В зависимости от типа растения и его структуры выделяют различные виды строения семени растений.

Голосеменные

Голосеменными принято называть многолетние растения, семена которых не защищены внешней оболочкой, помимо семенной чешуи (отсюда и название вида). У таких представителей флоры отсутствуют цветки и плоды, а опыление осуществляется при помощи ветра. Эти растения принято относить к разряду высших из-за их сложного строения (наличия корней, стебля, листьев и других структур).

Семя формируется на поверхности специальной чешуи, оно имеет сложную многоклеточную структуру.

Само семя состоит из эндосперма, зародыша и чешуи, защищающей их от воздействия окружающей среды (как правило она яркого цвета).

До того как растение будет оплодотворено, место эндосперма занимает нуцеллус – часть зачатка растения, которая после оплодотворения практически полностью разрушается, заменяясь эндоспермом.

Гаплоидный эндосперм у таких растений формируется из тканей женской половой клетки.

Чешуя имеет сложное строение, включает в себя несколько слоев:

  • мягкий саркотест – наружный слой,
  • более плотный и твердый склеротест – средний слой,
  • внутренний слой эндотест, который к моменту созревания семени истончается, превращаясь в пленку.

Отдел голосеменные растения. Тисс ягодный. Кипарис - презентация онлайн

Покрытосеменные

Покрытосеменные (цветковые) растения появились на планете сравнительно недавно (позже, чем голосеменные), при этом они представляют собой наиболее совершенную и многочисленную форму развития. Это различные многолетние и однолетние растения, деревья, кустарники, цветущие травы (данная форма характерна преимущественно для цветковых растений).

Эти виды отличаются наличием плодов, которые бывают сочными (например, яблоневый плод, груша, смородина) или сухими (например, стручок). Также плоды могут быть многосемянными или односемянными (например, костянка).

Несмотря на все многообразие видов, все эти растения имеют приблизительно одинаковое строение семян.

Отличительной их особенностью является то, что все они находятся внутри плода покрытосеменных (у голосеменных растений семена расположены на поверхности) и защищены его тканями. Внутри семена состоят из эндосперма, зародыша, а снаружи они покрыты кожурой.

Конспект Строение семян. Плоды - УчительPRO

Семенная кожура

Все семена оснащены семенной кожурой. Это внешний слой семени, имеющий плотную структуру. Этот элемент имеет защитную функцию, предохраняет эндосперм и зародыш от высыхания и вредного воздействия окружающей среды, а также от механических повреждений.

Кожура формируется из тканей почки растения. Когда зародыш сформировался, на поверхности кожуры появляется микропиле – небольшое отверстие, через которое пробивается росток.

Семенная кожура - Презентация 22667-8

Эндосперм

Под кожурой располагается эндосперм — мягкая структура, обладающая запасом необходимой влаги и питательных веществ, без которых невозможно полноценное развитие зародыша.

Изначально структура эндосперма не имеет четкого клеточного деления, когда цитоплазма и ядра отдельных клеток не полностью разграничены друг от друга клеточной мембраной. С течением времени клетки эндосперма приобретают привычную форму и более плотную мембрану.

Клетки эндосперма могут быть различными, выделяют:

  • гаплоидные,
  • диплоидные,
  • триплоидные,
  • полиплоидные формы.

Зерно: строение, структура и химический состав | OneKu

Перисперм

Это дополнительная структура, имеющая сходные с эндоспермом функции. Однако в нем содержится значительно меньший запас питательных веществ (в основном это крахмал и жировые соединения).

Строение семян: 1 — черного перца (с эндоспермом и периспермом), 2 .

Зародыш

Зародыш принято называть зачатком будущего растения. Он расположен под семенной оболочкой и окружен эндоспермом. В большинстве случаев этот элемент имеет сложную структуру.

Выделяют фрагменты зародыша:

  • корешок,
  • стебель зародыша,
  • семяпочки,
  • семядоли (около 75 % цветковых имеют 2 такие доли).

В зависимости от типа растения количество долей может варьироваться. Так, у покрытосеменных чаще всего имеются 1 или 2 доли, у голосеменных это количество значительно больше. Основной задачей таких долей (в особенности, у однодольных является обеспечение внутренних обменных процессов, и, как результат, полноценное формирование крепкого зародыша).

Зародыш (ботаника) — Википедия

Особенности

Несмотря на то, что внутренняя структура семян одинакова, каждый вид имеет свои особенности, касающиеся формы и размеров.

В зависимости от формы принято выделять следующие виды:

  1. Шарообразные (горох, просо, некоторые сорта кукурузы и крестоцветных.
  2. Чечевицеобразная форма, при которой ширина и длина примерно равны, а толщина значительно уступает по размерам. Такая форма характерна для семян чечевицы.
  3. Эллиптическая форма (большинство сортов бобовых). Толщина в этом случае равна ширине, а длина превышает эти показатели.
  4. Удлиненная форма (большинство видов злаковых, яблоко). Все размерные показатели отличаются друг от друга, длина семени значительно превосходит другие параметры.
  5. Треугольная форма (гречиха, сорные растения). Все грани семени расположены в треугольной плоскости.

Какие бывают размеры

В зависимости от сорта растения и уровня влажности среды, в которой оно развивалось (чем выше влажность, тем более крупными будут семена), размеры семян могут быть различными.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок 11 биологии 6 класс дата

Тема: Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание , г л убина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Образовательные

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Элементы осваиваемых компетенций

формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;

обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Оборудование: информационные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация , набор семян, таблицы, картинки "Удивительное рядом", DVD диск "Условия прорастания семян", магнитофон, телевизор.

Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

1. "Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

( демонстрация слайда 3) Почему семя - зачаток нового растения? (беседа).

2. Тесты: выберите правильные утверждения .

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Учитель: возникли у вас трудности, вопросы? В ходе сегодняшнего урока мы ответим на все вопросы.

- Нам предстоит заполнить схемы:

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

- Выяснить каковы этапы прорастания семян?

Для работы сформированы группы. Каждая группа заранее получила задания и с помощью опытов, получив определенный результат, сделать вывод о роли определенного фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав информацию, учащиеся каждой группы объясняют значение определенного фактора в прорастании семян. Делают записи в тетрадях, обсуждают проблемные вопросы, делают вывод.

II. Осмысление:

1. Условия прорастания семян.

Рассказ учителя. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян . (СЛАЙД 4)

- Что такое прорастание? (СДАЙД 5)

Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

- Какое семя прорастет? (СЛАЙД 6)

(На рисунке заштрихованы погибшие части семени).

- Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

- Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

ВЫВОД : Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Ученики других групп после просмотра фильма рецензируют выводы первой группы)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. (СЛАЙД 7)

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет II группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД : толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. (СЛАЙД 7) Демонстрация фильма и рецензирование вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет III группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. Демонстрация фильма и обсуждение вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева . (СЛАЙД 8)

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация (СЛАЙДА 9)

- Это важные условия необходимые для прорастания семян.

- Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян?

Влияние глубины заделки семян в почву. Демонстрация фильма и обсуждение. (СЛАЙД 10)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

(СДАЙД 11). Распредели глубину заделки семян.

(Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву).

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Демонстрация фильма и его обсуждение с учениками.

Вывод : размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Влияние света на прорастание семян.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.

Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

- Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

2. Этапы прорастания семян.

Типы прорастания семян. Работа со схемой на доске и СЛАЙДОМ 13 .

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему?

Вывод делают ученики:

Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

СЛАЙД 14 . При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод : подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубок, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

III. Рефлексия.

1. Тесты, которые были предложены в начале урока. СЛАЙД 15.

Ученики распределяют в таблице цифры вопросов в три колонки на информационных листах. Что Вам было уже известно? Какая информация была для вас новой? С чем вы не согласны? Что оказалось наиболее важным? Что необходимо запомнить?

2. Синквейн и стихотворение учеников.

3. Работа с презентацией: ( СЛАЙДЫ 16 по 20).

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии - ботанику - науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 16). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 17 ).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена (слайд 18, 19).

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе (слайд 20).

4. Дифференцированные задания.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:

А) появление семядолей и стебелька с почечкой

Б) появление зеленых листочков

В) появление корешка

Г) сбрасывание семядолей

Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы : А 1-3; А 2 - 3; А 3 - 1; А 4 - 2; А 5 - 3; А 6 - 4; В 1 - ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

Творческие задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.

3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже.

4. Различают два типа прорастания семян: надземный - семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный - семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Взаимопроверка 1 и 2 уровня. Выставление оценок

5 . СЛАЙД 21 . Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок к Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой, уходя сегодня с урока?

6 . Домашнее задание параграф , учить записи в тетради. Дополнительно: кроссворд, составить тесты по п.

Состав семян

Качественный состав семян разнообразен.

В пшеничных зернах много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира.
В семенах фасоли, гороха, бобов много белков, но мало крахмала.
В семенах масленичных растений находятся растительные масла.

Масса семян широко варьирует;

Химический состав семян:


Вывод: Семя-это зародыш, который имеет зачаточные органы и запас питательных веществ, необходимый ему при прорастании.

Читайте также: